судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего Подольской А.А.,
судей Назейкиной Н.А., Клюева С.Б.,
при секретаре Зверевой Ю.С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Администрации муниципального района Красноярский на решение Красноярского районного суда Самарской области от "11" июля 2012 года, которым постановлено:
"Исковые требования прокурора Красноярского района Самарской области в интересах Кузнецова И.А. удовлетворить.
Обязать Администрацию муниципального района Красноярский Самарской области предоставить Кузнецову И.А., "данные изъяты", социальную выплату на приобретение жилого помещения согласно действующему законодательству за счет средств бюджета Самарской области".
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Назейкиной Н.А., объяснения представителей Администрации муниципального района Красноярский Арефьевой Н.В. (по доверенности N13 от 10.01.2012 года) и Спигиной Е.Е. (по доверенности N1239 от 30.05.2012 года) в поддержание доводов жалобы, возражения Кузнецова И.А. на доводы апелляционной жалобы, заключение прокурора Хлебниковой Е.В., полагавшей решение суда оставить без изменения, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Красноярского района обратился в суд с иском в интересах Кузнецова И.А. к Администрации муниципального района Красноярский о предоставлении социальной выплаты на приобретение жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям не ниже установленных социальных норм.
В обоснование заявленных требований истец указал, что Кузнецов И.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и имеет право на внеочередное обеспечение жилым помещением по договору социального найма не ниже социальных норм, установленных ст.5 Закона Самарской области от 11.07.2006 года N87-ГД. Поскольку до настоящего времени жилое помещение Кузнецову И.А. не предоставлено, прокурор просил обязать Администрацию муниципального района Красноярский предоставить единовременную социальную выплату на приобретение жилого помещения.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель Администрации муниципального района Красноярский просит решение суда отменить, как незаконное и необоснованное.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии со ст.1 Федерального закона от 21.12.1996 года N159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", лица из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей это лица в возрасте 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной защите.
Согласно п.2 ч.2 ст.57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
В соответствии с ч.1 ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Федеральным законом от 21.12.1996 года N159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" предусмотрено, что граждане указанной категории после окончания пребывания в соответствующем учреждении, приемной семье или окончания службы в Вооруженных Силах РФ снимаются с полного государственного обеспечения и, следовательно, должны незамедлительно быть обеспечены жильем, в противном случае будет нарушено их право на жилище, предусмотренное ст.40 Конституции РФ.
В соответствии со ст.85 Бюджетного Кодекса РФ расходные обязательства субъекта РФ возникают в результате принятия законов и иных нормативных правовых актов субъекта РФ при осуществлении органами государственной власти субъектов РФ полномочий по предметам совместного ведения, указанных в пункте 2 ст.26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ", в том числе решение вопросов социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях). Названные расходные обязательства субъекта РФ устанавливаются органами государственной власти субъекта РФ самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников покрытия дефицита бюджета субъекта РФ.
Согласно ст.5 Закона Самарской области от 05.07.2005 года N152-ГД "Об отдельных мерах по социальной поддержке детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющим закрепленного за ним жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательных учреждениях и иных учреждениях, в том числе учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, предоставляется жилое помещение по договору социального найма или социальная выплата на приобретение жилого помещения в порядке, установленном Правительством Самарской области.
Согласно п.п.1.2, 3.1, 3.3, 5.3 Постановления Правительства Самарской области от 29.10.2008 года N421 "Об утверждении порядка обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей обеспечиваются вне очереди жилыми помещениями по договору социального найма по нормам предоставления общей площади жилого помещения, установленным ст.5 Закона Самарской области от 11.07.2006 года N87-ГД "Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан, проживающих на территории Самарской области".
При отсутствии жилых помещений в муниципальном жилищном фонде социального использования отдельного муниципального образования Самарской области детям-сиротам, обеспечение жилым помещением детей-сирот осуществляется путем предоставления им социальной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения. Формирование списков детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется до 1 февраля органами местного самоуправления по месту жительства, исходя из даты обращения детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, о постановке на учет.
Органы местного самоуправления не позднее 15 февраля предоставляют в министерство экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области списки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей.
Из материалов дела следует, что Кузнецов И.А., "данные изъяты", относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку решениями Федерального суда Красноярского района от 11.02.1999 года мать Кузнецова И.А. - "данные изъяты" и решением Сергиевского районного суда от 08.04.1999 года отец Кузнецова И.А. - "данные изъяты". лишены родительских прав в отношении сына.
Судом установлено, что распоряжением Главы муниципального района Красноярский N789 от 10.08.2006 года за Кузнецовым И.А. признано право на внеочередное предоставление жилого помещения, он включен в список регистрационного учета на внеочередное приобретение жилья для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Однако, до настоящего времени жилое помещение по договору социального найма Кузнецову И.А. не предоставлено, социальная выплата на приобретение жилого помещения в порядке, установленном Правительством Самарской области, ему не выделена. Кузнецов И.А. жилого помещения на праве собственности не имеет.
Указанные обстоятельства подтверждаются материалами дела и не оспариваются ответчиком.
При указанных обстоятельствах суд пришел к правильному выводу об удовлетворении заявления прокурора о предоставлении Кузнецову И.А. социальной выплаты на приобретение жилого помещения.
Довод апелляционной жалобы Администрации муниципального района Красноярский об отсутствии достаточных финансовых средств, выделяемых на указанные цели из областного бюджета, не может быть принят во внимание, поскольку разрешение требований о предоставлении детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, жилой площади во внеочередном порядке либо социальной выплаты на приобретение жилья не ставится законом в зависимость от наличия или отсутствия достаточных финансовых средств.
Вместе с тем, поскольку вышеназванная мера социальной поддержки осуществляется за счет средств областного бюджета, предоставленных в виде субвенций местным бюджетам, судебная коллегия считает необходимым изложить абзац второй решения в иной редакции.
Руководствуясь ст.ст.328-329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Красноярского районного суда Самарской области от 11 июля 2012 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Администрации муниципального района Красноярский - без удовлетворения.
Изложить абзац второй резолютивной части решения в следующей редакции:
"Обязать Администрацию муниципального района Красноярский предоставить Кузнецову И.А., "данные изъяты", социальную выплату на приобретение жилого помещения согласно действующему законодательству за счет средств бюджета Самарской области, предоставляемых в виде субвенций местным бюджетам".
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.