Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего- Лазаревой М.А.
судей- Вачковой И.Г. и Сивохина Д.А.
при секретаре- Елютиной И.Е.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Бубелова Э.В. в лице представителя по доверенности Ларионова Э.В. на решение Октябрьского районного суда г. Самары от 12.07.2012 года, которым постановлено
"В удовлетворении заявления Бубелова Э.В. на действия государственных органов, отказать в полном объеме "
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Лазарева М.А., судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
Бубелов Э.В. обратился в суд с заявлением на действия государственных органов. Просит признать незаконным обращение Министерства имущественных отношений "адрес" в адрес Департамента строительства и архитектуры г.о. Самара N "Об утверждении схемы расположения земельного участка"; обязать Министерство имущественных отношений "адрес" отозвать обращение в адрес Департамента строительства и архитектуры г.о. Самара N "Об утверждении схемы расположения земельного участка"; признать незаконным распоряжение Департамента строительства и архитектуры г.о. Самара "Об утверждении схемы расположения земельного участка, расположенного по адресу: "адрес", площадью 600,00 кв.м. под садоводство на кадастровом плане (кадастровой карте) соответствующей территории"; обязать Департамент строительства и архитектуры г.о. Самара отменить распоряжение "Об утверждении схемы расположения земельного участка, расположенного по адресу: "адрес", площадью 600,00 кв.м. под садоводство на кадастровом плане (кадастровой карте) соответствующей территории"; признать незаконным внесение сведений в государственный кадастр недвижимости о земельном участке с кадастровым номером N; обязать филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по "адрес" исключить из государственного кадастра недвижимости сведения о земельном участке с кадастровым номером N; признать незаконным заключение Департамента строительства и архитектуры г.о. Самара "О невозможности утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (кадастровой карте) соответствующей территории" от ДД.ММ.ГГГГ N; обязать Департамент строительства и архитектуры г.о. Самара утвердить схему расположения земельного участка, расположенного по адресу: "адрес", площадью 2162,90 кв.м. под садоводство на кадастровом плане (кадастровой карте) соответствующей территории; признать незаконным отказ органа государственной власти Министерства имущественных отношений "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N в вопросе предоставления в собственность земельного участка, расположенного по адресу: "адрес"; обязать Министерство имущественных отношений "адрес" повторно рассмотреть его заявление от ДД.ММ.ГГГГ, регистрационный номер N.
Судом постановлено изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе Бубелов Э.В. просит решение суда отменить и принять новое решение об удовлетворении требований заявителя.
В судебном заседании представитель заявителя по доверенности Ларионов Э.В. поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме.
Заинтересованное лицо Ильин В.И. в судебном заседании возражал против доводов апелляционной жалобы, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Представители заинтересованных лиц Министерства имущественных отношений "адрес", Департамента строительства и архитектуры г.о.Самара,Филиала ФГБУ " ФКП Росреестра" по "адрес" в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом о дате и времени судебного заседания.
Выслушав явившихся лиц, изучив материалы дела и доводы апелляционной жалобы, апелляционная коллегия не находит оснований для отмены решения суда, считает его законным и обоснованным.
Положениями ч.1 ст.254 ГПК РФ предусмотрено, что гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
Согласно ст.255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся действия (бездействия), в результате которых нарушены права и свободы гражданина, созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод, на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
На основании Постановления Правительства "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N "Об органах исполнительной власти "адрес", уполномоченных на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара", полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством, с ДД.ММ.ГГГГ возложены на Министерство имущественных отношений "адрес".
Порядок предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена в "адрес" для целей, не связанных со строительством, утвержден Постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006г. N 74.
В соответствии с п. 2.4 Порядка предоставления земельных участков, в двухнедельный срок, начиная с даты принятия заявления о предоставлении земельного участка министерство направляет запросы в органы, осуществляющие ведение государственного кадастра недвижимости, государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, ведение водного и лесного реестров, а также в иные органы государственной власти и органы местного самоуправления с целью сбора информации об испрашиваемом земельном участке, позволяющей сделать вывод о наличии либо отсутствии правовых оснований для предоставления земельного участка, а также о наличии прав третьих лиц на испрашиваемый земельный участок.
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ Бубелов Э.В. обратился в Министерство имущественных отношений "адрес" с заявлением о предоставлении земельного участка, площадью 2162,9 кв.м., расположенного по адресу: "адрес", в собственность бесплатно под садоводство.
Судом установлено, что к заявлению были приложены следующие документы: план границ земельного участка, выписка из ЕГРП на недвижимое имущество; заключение на использование земельного участка N, заключение на использование земельного участка N, свидетельства о государственной регистрации прав на объекты недвижимости, выписка из ФРС о правах отдельного лица, сведения из Федерального агентства кадастра объектов недвижимости.
Установлено, что во исполнение пункта 2.4 Порядка в целях получения информации об испрашиваемом земельном участке, позволяющей сделать вывод о наличии либо отсутствии правовых оснований для предоставления земельного участка, а также о наличии прав третьих лиц на испрашиваемый земельный участок Министерством были направлены соответствующие запросы, в частности был направлен запрос в Департамент строительства и архитектуры г.о. Самары об утверждении схемы расположения испрашиваемого заявителем участка на кадастровом плане (кадастровой карте) соответствующей территории.
В ответ на обращение, Министерство получило заключение Департамента строительства и архитектуры г.о. Самары от ДД.ММ.ГГГГ N о невозможности утверждения схемы расположения испрашиваемого заявителем земельного участка на кадастровом плане (кадастровой карте) соответствующей территории, поскольку было выявлено наложение границ участка на земельный участок, поставленный на кадастровый учет за N.
Вместе с тем, как усматривается из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратился в Министерство имущественных отношений "адрес" с заявлением о предоставлении в собственность бесплатно земельного участка, расположенного по адресу: "адрес", площадью 600 кв.м., под приусадебный участок.Сообщением Министерства имущественных отношений "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ на основании вышеуказанного заключения Департамента строительства и архитектуры г.о. Самары, Бубелову Э.В. отказано в предоставлении в собственность испрашиваемого земельного участка, площадью 2 162,9 кв.м.При таких обстоятельствах, суд пришел к правильному выводу о том, что Министерство имущественных отношений "адрес" правомерно обратилось в Департамент строительства и архитектуры г.о. Самары об утверждении схемы расположения испрашиваемого земельного участка. Согласно п.4 ст.34 ЗК РФ, орган местного самоуправления на основании заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".Анализируя положения данной нормы, суд в решении верно указал о том, что обязательным условием проведения государственного кадастрового учета является утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане уполномоченным органом местного самоуправления.На основании пункта 2 статьи 9 Закона Самарской области "О земле" (редакция, действующая на момент подачи заявления и принятия министерством решения по пакету документов N-е) земельные участки, в том числе с расположенными на них зданиями, строениями, сооружениями, принадлежащими гражданам на праве собственности, из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность граждан бесплатно однократно по каждому из оснований, указанных в настоящей части, при отсутствии у граждан земельных участков с тем же разрешенным использованием, которыми они обладают на праве постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения либо которые они приобрели в собственность в соответствии с пунктом 5 статьи 20, или пунктом 3 статьи 21 Земельного кодекса Российской Федерации, или пунктом 9.1 статьи 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", за исключением случая, предусмотренного частью 3 настоящей статьи, и при наличии свободных от прав третьих лиц земельных участков, предусмотренных зонированием территории, проводимым в соответствии с градостроительным законодательством. В соответствии с п. 3.2. Порядка предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством, утвержденного Постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 N 74, при поступлении нескольких заявлений о бесплатном предоставлении в собственность земельного участка по основаниям, предусмотренным пунктом 2 статьи 9 Закона Самарской области "О земле", с указанием одного и того же местоположения испрашиваемого земельного участка при прочих равных условиях принимается решение о предоставлении данного земельного участка лицу, подавшему заявление о предоставлении земельного участка первым.Распоряжением Департамента строительства и архитектуры г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ N, утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории по адресу: "адрес", площадью 600,00 кв.м., используемого под садоводство.
Судом установлено, что при сравнении таблиц координат проектов границ испрашиваемого Бубеловым Э.В. земельного участка и земельного участка, испрашиваемого ФИО1 заявление которого, поступило ДД.ММ.ГГГГ, установлено наложение границ данных земельных участков.
Земельный участок с кадастровым номером N был поставлен на кадастровый учет по заявлению ФИО1 на основании представленного межевого плана от ДД.ММ.ГГГГ, сведения о названном земельном участке содержатся в государственном кадастре недвижимости со статусом "временный", срок действия данного статуса не истек.
Поскольку сведений об обращении Бубелова Э.В. с заявлением о постановке испрашиваемого участка на кадастровый учет до даты обращения ФИО1 не представлено, суд пришел к правильному выводу о том, что Департамент строительства и архитектуры г.о. Самара обоснованно утвердил схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории по адресу: "адрес" и правомерно отказал в утверждении схемы расположения испрашиваемого заявителем земельного участка.
Вместе с тем, учитывая, что сведения о земельном участке с кадастровым номером N внесены в Государственный кадастр недвижимости по заявлению ФИО1 о постановке на государственный кадастровый учет земельного участка и на основании представленного межевого плана, суд в решении правильно указал о том, что отсутствуют основания для признания незаконным внесения сведений в государственный кадастр недвижимости о данном земельном участке и обязании ФГБУ "ФКП Росреестра" по "адрес" исключить сведения об этом участке.
Из п.2 ст.9 Закона Самарской области "О земле" от 11.03.2005г. N 94-ГД (в редакции Закона Самарской области от 09.04.2012 N 27-ГД) следует, что указанные в настоящей части земельные участки предоставляются в собственность граждан бесплатно при отсутствии у граждан земельных участков с тем же разрешенным использованием, которыми они обладают на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования, или пожизненного наследуемого владения, или долей в праве общей собственности на них.
Как усматривается из материалов дела, Бубелову Э.В. на праве собственности принадлежит земельный участок, расположенный по адресу: "адрес", площадью 500 кв.м. и земельный участок, площадью 605 кв.м., расположенный по адресу: "адрес", что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ
На основании ч.4 ст. 258 ГПК РФ, суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято, либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права, либо свободы гражданина не были нарушены.
Принимая во внимание положения указанных выше норм права, а также учитывая установленные обстоятельства в совокупности с представленными по делу доказательствами, суд обоснованно отказал Бубелову Э.В. в удовлетворении заявления в полном объеме.
Ссылки в апелляционной жалобе на то, что первоначально на рассмотрении в Министерстве имущественных отношений находилось заявление Бубелова Э.В., в связи с чем, ему незаконно было отказано в предоставлении испрашиваемого земельного участка, не состоятельны, поскольку ФИО1 обратился в Министерство имущественных отношений с заявлением о предоставлении иного земельного участка с указанием иной площади и за иным номером.
Другие доводы апелляционной жалобы не содержат правовых оснований к отмене решения суда, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда, а также к выражению несогласия с оценкой судом представленных по делу доказательств, в связи с чем, не могут быть приняты во внимание.
Таким образом, судом полно и всесторонне проверены обстоятельства дела, правильно определен круг юридически значимых по делу обстоятельств, дана объективная, соответствующая нормам материального и процессуального права оценка доказательств. Выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам, достаточно аргументированы с применением норм материального права.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Октябрьского районного суда г. Самары от 12 июля 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Бубелова Э.В. в лице представителя Ларионова Э.В.- без удовлетворения.
Определение апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.