судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
Председательствующего Пискуновой М.В.
Судей Занкиной Е.П., Минеевой О.Г.
при секретаре Кузьмине М.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Карпова И.А. в лице представителя Ларионова Э.В. на решение Красноглинского районного суда г. Самары от 09 июля 2012 года, которым постановлено:
"В удовлетворении заявления Карпова И.А. о признании незаконными заключения Департамента строительства и архитектуры г.о. Самары от 22.03.2012 г. N NО невозможности утверждения схемы расположения
земельного участка на кадастровом плане (кадастровой карте) соответствующей
территории" и отказа Министерства имущественных отношений Самарской области от
10.05.2012 г. N N в предоставлении земельного участка в собственность, а
также о возложении обязанностей на Департамент строительства и архитектуры г.о.
Самара и Министерства имущественных отношений Самарской области - отказать."
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Пискуновой М.В., исследовав материалы дела, выслушав представителя Карпова И.А. - Ларионова Э.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Карпов И.А. обратился в суд с заявлением о признании незаконным заключения Департамента строительства и архитектуры г.о. Самара "О невозможности утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (кадастровой карет) соответствующей территории" от 22.03.2012 года N N и отказа Министерства имущественных отношений Самарской области в предоставлении земельного участка от 10.05.2012 года N N указав, что 21.03.2011 года он обратился в Министерство имущественных отношений Самарской области с заявлением о предоставлении ему в собственность бесплатно земельного участка, государственная собственность на который не разграничена в г.о. Самара для целей, не связанных со строительством, площадью 1081,00 кв.м. по адресу: "адрес" для садоводства. Однако в предоставлении земельного участка в собственность бесплатно Министерством отказано по тем основаниям, что согласно заключения Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара от 22.03.2012 года N N утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (кадастровой карте) соответствующей территории, расположенного по указанному адресу под садоводство не представляется возможным по причине того, что представленная заявителем план-схема испрашиваемого земельного участка не соответствует топографическим материалам Департамента и что данная территория входит в границы сложившихся землепользовании. С заключением Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара "О невозможности утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (кадастровой карте) соответствующей территории" от 22.03.2012 года N N и отказом Министерства имущественных отношений Самарской области в предоставлении земельного участка от 10.05.2012 года N N не согласен, считает их незаконными, юридически не обоснованными и нарушающими его права. Считает, что доводы Департамента строительства и архитектуры г.о. Самара о том, что представленная заявителем план-схема испрашиваемого земельного участка не соответствует топографическим материалам Департамента и что данная территория входит в границы сложившихся землепользовании не соответствуют действительности, поскольку представленный проект границ объекта землеустройства от 30.11.2009 года по адресу: "адрес" был согласован Департаментом строительства и архитектуры г.о. Самара 01.04.2010 года и по состоянию на 01.04.2010 года соответствовал топографическим материалам Департамента. Ранее данные ответы Департамента строительства и apxитектуры г.о. Самара от 12.04.2011 года, от 26.01.2011 года, от 15.12.2009 года не содержат информации о том, что испрашиваемый земельный участок входит в границы сложившихся землепользовании. Согласно сведениям Управления Росреестра по Самарской области от 14.12.2010 года N 24351 информация о предоставлении кому-либо земельного участка, расположенного по указанному адресу, отсутствует, а также отсутствует информация о правах на земельный участок, расположенный по адресу: Самарская область, "адрес"
С учетом изложенного Карпов И.А. просил признать заключение Департамента строительства и архитектуры г.о. Самара от 22.03.2012 года N N "О невозможности утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (кадастровой карте) соответствующей территории" незаконным, обязать Департамент строительства и архитектуры г.о. Самара устранить допущенное нарушение его прав, рассмотреть в месячный срок обращение Министерства имущественных отношений Самарской области и принять решение в соответствии с действующим законодательством; признать незаконным отказ Министерства имущественных отношений Самарской области в предоставлении земельного участка от 10.05.2012 года N N и обязать Министерством имущественных отношений Самарской области устранить допущенное нарушение его прав и повторно рассмотреть заявление от 21.03.2011 года (регистрационный N N) в соответствии с действующим законодательством.
Судом постановлено вышеизложенное решение, с которым Карпов И.А. не согласен, просит его отменить, как незаконное и необоснованное.
В судебное заседание апелляционной инстанции представитель Карпова И.А. доводы, изложенные в жалобе, поддержал в полном объеме.
Представители Департамента строительства и архитектуры г.о. Самара и Министерства имущественных отношений Самарской области не явились, извещены о месте и времени судебного заседания уведомлением N 9786 от 20.08.2012 года.
Судебная коллегия в силу ст. 327 ГПК РФ и ст. 167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, не явившихся в судебное заседание.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, выслушав представителя заявителя, судебная коллегия считает, что решение суда отмене не подлежит.
Согласно ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального или процессуального права.
В соответствии с частью 1 статьи 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
Пунктом 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 г. N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" (далее - Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 г. N 2) предусмотрено, что в соответствии со ст. 46 Конституции РФ и главой 25 ГПК РФ, граждане вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или оно незаконно привлечены к ответственности.
К решениям относятся акты органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных, муниципальных служащих и приравненных к ним лиц, принятые единолично или коллегиально, содержащие властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных граждан и организаций.
В соответсвии с ч. 4 ст. 258 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.
Из материалов дела следует, что Карпов И.А. обратился в Министерство имущественных отношений по Самарской области с заявлением в соответсвии со ст.9 Закона Самарской области от 11.03.2005 г. N 94-ГД "О земле" о предоставлении бесплатно в собственность для ведения садоводства земельного участка площадью 1081,0 кв.м, расположенного по адресу: "адрес"
Часть 2 ст. 9 Закона Самарской области от 11.03.2005 г. N 94-ГД "О земле" предусматривает, что земельные участки, в том, числе с расположенными на них зданиями, строениями, сооружениями, принадлежащими гражданам на праве собственности, из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность граждан бесплатно при наличии свободных от прав третьих лиц земельных участков, предусмотренных зонированием территории, проводимым в соответствии с градостроительным законодательством.
Для обеспечения законного и обоснованного решения о предоставлении заявителю в собственность земельного участка, Министерство имущественных отношений Самарской области в соответствии с п. 2.4 Постановления Правительства Самарской области от 21.06.2006 года N 74, направило в адрес Департамента строительства и архитектуры г.о. Самара обращение от 30.1212011 года об утверждении схемы расположения испрашиваемого земельного участка на кадастровом плане (кадастровой карте), в котором Министерство просит утвердить схему расположения земельного участка, с разрешенным видом использования - садоводство, площадью 1081,0 кв.м. расположенного по адресу: Самарская область, "адрес" и в месячный срок направить один экземпляр оригинала распоряжения об утверждении схемы расположения вышеуказанного земельного участка в адрес Министерства, второй экземпляр распоряжения выдать на руки заявителю - Ларионову Э.В.
22.03.2012 года N N Департаментом строительства и архитектуры г.о. Самара дано заключение "О невозможности утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (кадастровой карет) соответствующей территории", в связи с чем Министерством имущественных отношений Самарской области отказано Карпову И.А. в предоставлении земельного участка (10.05.2012 года N N
Основанием не утверждения схемы расположения земельного участка Департамент указывает не соответствия план-схемы топографическим материалам Департамента. Данная территория входит в границы сложившихся землепользователей.
Из материалов дела следует, что в границах справшиваемого земельного участка возведены объекты капитального строительства, а также часть земельного участка фактически находится в пользовании устроившего ограждение третьего лица, установить которого Департаменту не представилось возможным.
Таким образом, в ходе проводимых Департаментом работ по утверждению схемы земельного участка было установлено, что испрашиваемый земельный участок входит в границы сложившихся Землепользовании.
Данные обстоятельства в судебном заседании подтверждены выкопировкой из топографического материала Департамента строительства и архитектуры г.о. Самара (планшет 123-Г).
Кроме того, на представленном в Департамент строительствами архитектуры г.о. Самары проекте границы испрашиваемого земельного участка заявителем какие-либо объекты капитального строительства указаны не были, что привело к несоответствию данного проекта топографическим материалам Департамента. Правоустанавливающие документы на данные возведенные капитальные строения заявителем представлены не были.
До настоящего времени данные обстоятельства заявителем не устранены.
По правилам ч. 1 ст. 11.2, ст. 11.3 ЗК РФ земельный участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Образование земельных участков из земель из земельных участков. Находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на оснвоании решений исполнительных органов государственной власти.
При этом в силу п. 6 ст. 11.9 ЗК РФ образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные ЗК РФ, другими федеральными законами.
Наличие указанных данных является основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка (п. 5 ч. 1 ст. 4 Закона Самарской области от 04.03.2011 г. N 16-ГД "О схеме расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории").
При таких обстоятельствах, учитывая, что испрашиваемый земельный участок не свободен от прав третьих лиц, что исключает возможность его предоставления, поскольку действующее законодательство не предусматривает безусловной обязанности уполномоченного органа передать земельный участок в собственность заинтересованного частного лица по его требованию, в связи с чем суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что у Департамента строительства и архитектуры г.о. Самара отсутствовали правовые основания для утверждения и выдачи схемы расположения земельного участка на испрашиваемой заявителем территории.
Кроме того, судом установлено, что оспариваемое заключение Департамента строительства и архитектуры г.о. Самара принято в рамках предоставленных ему полномочий, порядок принятия заключения Департаментом соблюден. Требования законодательства при принятии заключения "О невозможности утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (кадастровой карте) соответствующей территории", а также права и свободы заявителя, нарушены не были.
Принимая во внимание выше установленное, суд правомерно в соответсвии с ч. 4 ст. 258 ГПК РФ отказал Карпову И.А. в удовлетворении требований о признании вышеуказанного заключения Департамента незаконным и соответственно об обязании Департамента устранить нарушения.
Согласно п. 2.6. Порядка предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, несвязанных со строительством, утвержденный Постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 г. N 74 основанием для отказа в предоставлении земельного участка, является невозможность уполномоченным органом местного самоуправления городского округа Самара утверждения схемы расположения земельного участка.
Таким образом, суд, правильно установив, что действия Министерства имущественных отношений Самарской области осуществлены в строгом соответствии с требованиями действующего законодательства, пришел к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении требования заявителя о признании отказа Министерства имущественных отношений Самарской области от 10.05.2012 г. N N незаконным и возложении обязанности на Министерство повторно рассмотреть заявление Карпова И.А. от 21.03.2011 г. о предоставлении в собственность испрашиваемого земельного участка.
Доводы апелляционной жалобы о неправильности вывода суда, что земельный участок не свободен от третьих лиц, поскольку опровергаются сведениями Управления Росреестра по Самарской области, согласно которым отсутствует информация о предоставлении кому-либо спорного земельного участка, а также отсутствует информация о правах на данный земельный участок, несостоятельны.
Согласно выкопировки из топографического материала Департамента строительства и архитектуры (планшет 123-Г), а также как видно из фотографий к акту осмотра земельного участка от 03.10.2011 г., составленного Министерством имущественных отношений по Самарской области, в границах испрашиваемого земельного участка возведены объекты капитального строительства, которые не были указаны на представленном в Департамент проекте границ, а также часть земельного участка фактически находится в пользовании устроившего ограждение третьего лица, которое не установлено.
Данные обстоятельства свидетельствуют о том, что земельный участок не свободен от прав третьих лиц.
Судебная коллегия полагает, что решение суда отвечает требованиям закона, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы нет.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Красноглинского районного суда г. Самары от 19 июля 2012 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Карпова И.А. в лице представителя Ларионова Э.В. без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.