судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
Председательствующего Пискуновой М.В.
Судей Бочкова Л.Б. Подольской А.А.
При секретаре Поваровой И.С.
Рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Самарской области на решение Красноглинского районного суда г. Самары от 9.06.2012 года по гражданскому делу по заявлению Ларионова Э.В. о признании незаконным решения филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Самарской области, которым постановлено:
"Заявление Ларионова Э.В. удовлетворить.
Признать незаконным решение филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Самарской области от 28 марта 2012 года N N "Об отказе в осуществлении кадастрового учета" по заявлению Ларионова Э.В..
Обязать филиал Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Самарской области устранить допущенное нарушение прав Ларионова Э.В., рассмотреть в месячный срок его заявление от 20.03.2012 года регистрационный номер N по постановке на государственный кадастровый учет земельного участка площадью 59,00 кв.м. по адресу: "адрес" и принять решение в соответствии с действующим законодательством".
Заслушав доклад судьи Пискуновой М.В., доводы в поддержание жалобы представителя Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Самарской области Зубковой Н.М., возражения Ларионова Э.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Ларионов Э.В. обратился в суд с заявлением о признании незаконным решения филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Самарской области от 28 марта 2012 года N N "Об отказе в осуществлении кадастрового учета", указав, что распоряжением от 2 марта 2012 года N РД-77 Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории площадью 59 кв.м, расположенного по адресу: "адрес" относящегося по категории к землям населенных пунктов, в пределах зоны малоэтажной жилой застройки индивидуальными домами (Ж-1) по карте правового зонирования Правил застройки и землепользования в городе Самара, утвержденных Постановлением Самарской городской Думы от 26.04.2001 года N 61 с видом разрешенного использования "огороды" для огородничества.
На основании указанного Распоряжения и его заявки кадастровый инженер Баранова Н.П. подготовила и выдала ему Межевой план земельного участка площадью 59 кв.м, по адресу: "адрес"
20 марта 2012 года он обратился в филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Самарской области с заявлением, регистрационный N N в котором просил поставить на государственный кадастровый учет земельный участок площадью 59 кв.м по вышеуказанному адресу и выдать ему кадастровый паспорт указанного объекта недвижимости в виде бумажного документа. В качестве документов, прилагаемых к заявлению, им был представлен Межевой план земельного участка площадью 59 кв.м по указанному адресу, подготовленный кадастровым инженером Барановой Н.П.
28.03.2012 года филиал Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Самарской области принял по его заявлению от 20 марта 2012 года решение N N "Об отказе в осуществлении кадастрового учета" по тем основаниям, что размер образуемого земельного участка не соответствует установленным в соответствии с земельным законодательством требованиям к предельным (минимальным или максимальным) размерам земельных участков согласно ст. 13 Закона Самарской области "О Земле".
Считая действия филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Самарской области, выразившиеся в принятии решения об отказе в осуществлении кадастрового учета незаконными и нарушающими его права, заявитель, ссылаясь на положения ст. 9 и ст. 13 Закона Самарской области "О земле", согласно которым минимальным размером земельного участка для огородничества расположенного рядом с принадлежащем ему земельным участком по указанному адресу является его фактический размер - 59,0 кв.м, просил суд признать незаконными действия филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Самарской области, выразившиеся в принятии Решения от 28.03.2012 года "Об отказе в осуществлении кадастрового учета" и обязать поставить на государственный кадастровый учет земельный участок площадью 59,00 кв.м по адресу: "адрес" и выдать ему кадастровый паспорт указанного объекта недвижимости в виде бумажного документа в соответствии с его заявлением от 20.03.2012 года.
Судом постановлено указанное выше решение, которое представитель Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Самарской области в своей жалобе считает незаконным и просит отменить как постановленное с нарушением норм материального права.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Самарской области Зубкова Н.М. доводы жалобы поддержала в полном объеме, просила решение суда отменить, постановить новое об отказе в удовлетворении заявления.
Ларионов Э.В. в судебном заседании возражал против доводов апелляционной жалобы, просил решение суда оставить без изменения.
Представители Министерства имущественных отношений Самарской области и Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара в судебное заседание не явились хотя о месте, дате и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, о причинах неявки не сообщили, ходатайств об отложении не заявлено.
В силу ст. 167 и ст. 327 ГПК РФ судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившихся представителей.
Выслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела и проверив доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии с положениями ст. ст. 254, 255 ГПК РФ, граждане вправе оспорить в суде действия (бездействие) органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. При этом, к решениям, действиям (бездействию) должностных лиц, органов местного самоуправления, муниципального служащего относятся коллегиальные и единоличные действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина, созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод, на гражданина незаконно возложена какая либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод, в соответствии со ст. 256 ГПК РФ.
В соответствии с п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 года N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" к решениям относятся акты органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных, муниципальных служащих и приравненных к ним лиц, принятые единолично или коллегиально, содержащие властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных граждан и организаций.
Судом установлено, что 03.05.2011 года Ларионов Э.В. обратился в Министерство имущественных отношений Самарской области с заявлением о предоставлении земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством, и просил предоставить ему в собственность бесплатно земельный участок площадью 59,00 кв.м, расположенный по адресу: "адрес"
Распоряжением Департамента строительства и архитектуры г.о. Самара от 2 марта 2012 года N РД-77 утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории по адресу: Самарская область "адрес" для огородничества.
20 марта 2012 года Ларионов Э.В. обратился с заявлением в Филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Самарской области, регистрационный номер N о постановке на государственный кадастровый учет в соответствии с прилагаемыми документами земельного участка, расположенного по указанному адресу и выдачи ему кадастрового паспорта указанного объекта недвижимости в виде бумажного документа. К заявлению им был приложен Межевой план земельного участка площадью 59 кв.м, выполненный кадастровым инженером Барановой Н.П. ООО "Экватор" (л.д. 38)
Решением N N от 28 марта 2012 года филиал Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Самарской области Ларионову Э.В. отказано в осуществлении кадастрового учета, по тем основаниям, что размер образуемого земельного участка или земельного участка, который в результате преобразования сохраняется в измененных границах не будет соответствовать установленным в соответствии с земельным законодательством требованиям к предельным (минимальным или максимальным) размерам земельных участков, на основании п. 2 ч. 3 ст. 27 Федерального закона РФ от 24.07.2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", в силу которой орган кадастрового учета принимает решение об отказе в постановке на учет земельного участка в случае, если размер образуемого земельного участка или земельного участка, которой в результате преобразования сохраняется в измененных границах (измененный земельный участок), не будет соответствовать установленным в соответствии с земельным законодательством требованиям к предельным (минимальным или максимальным) размерам земельных участков.
В силу ч. 1 ст. 13 Закона Самарской области "О земле" минимальный размер земельного участка, предоставляемого гражданину в собственность из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законодательством, составляет: 1) для садоводства - 0,03 гектара; 2) для огородничества - 0,06 гектара и т.д.
При этом в соответствии с ч. 3 ст. 13 Закона Самарской области "О земле" требование части 1 настоящей статьи не распространяется на случай предоставления земельного участка, предусмотренного частью 3 ст. 9 настоящего Закона, в силу которой земельный участок из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, размер которого менее минимальных размеров земельных участков, установленных ст. 13 настоящего Закона и муниципальным правовым актом об установлении предельных (максимальных и минимальных) размеров земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности, для ведения личного подсобного хозяйства, гаражного строительства, крестьянского (фермерского) хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, дачного строительства и индивидуального жилищного строительства может быть предоставлен гражданину в собственность бесплатно однократно в случае одновременного соблюдения следующих условий: 1) отсутствуют споры о границах земельного участка со смежными землепользователями; 2)земельный участок имеет общую границу с земельным участком, которым гражданин обладает на праве собственности, или постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения; 3) минимальный размер земельного участка соответствует требованиям абзаца 5 настоящей части.
Абзац пятый настоящей статьи предусматривает, что минимальный размер земельного участка, указанного в абзаце первом настоящей части и предоставляемого для огородничества, дачного строительства, животноводства, ведения крестьянского хозяйства, устанавливается равным его фактическому размеру.
Из материалов межевого плана, выполненного кадастровым инженером Барановой Н.П. следует, что земельный участок площадью 59,00 кв.м, расположенный по адресу: "адрес"а" является смежным с земельным участком с кадастровым номером N площадью 649,3 кв.м, собственником которого является Ларионов Э.В. на основании договора купли-продажи земельного участка и жилого дома от 19.02.2009 года.
По итогам проверки представленных заявителем документов отделом кадастрового учета N 1 составлен протокол проверки документов, из которого следует, что ответственное лицо B.C. Сапунова 23.03.2012 года сделала положительное заключение о соответствии площади образуемого или измененного земельного участка предельным размерам земельных участков ( п.2.ч. 3 ст. 27 Закона о кадастре). (л.д. 65).
Кроме того, представленные Ларионовым Э.В. документы позволяли Филиалу ФГБУ "ФКП Росреестра" по Самарской области сделать однозначный вывод о том, что спорный земельный участок площадью 59,0 кв.м по адресу: "адрес" имеет общую границу с земельным участком площадью 649,3 кв.м, по адресу: "адрес" находящимся в собственности Ларионова Э.В., сведения о котором имеются в ГКН.
В связи с этим суд правильно не принял во внимание доводы филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Самарской области о том, что в Распоряжении Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара отсутствуют необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения, в виде указания о том, что образуемый земельный участок имеет общую границу с земельным участком, которым Ларионов Э.В. владеет на праве собственности. При совершении надлежащих действии по проверке документов и принятию решения о возможности постановки указанного выше земельного участка на кадастровый учет, специалисты ФГБУ "ФКП Росреестра" по Самарской области в рамках своих полномочий имели возможность установить обстоятельство смежности земельных участков при сопоставлении данных об участке, о постановке которого было заявлено, с данными кадастровой карты территории.
Более того, в соответствии со ст. 3 Закона Самарской области от 4 марта 2011 года N 16-ГД "О Схеме расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории" Схема утверждается путем принятия уполномоченным органом соответствующего правового акта. В правовом акте об утверждении Схемы указываются сведения о разрешенном использовании земельного участка с указанием принадлежности его к территориальной зоне, сведения о красных линиях и иных ограничениях (обременениях) в отношении земельного участка. Согласно ст. 5 вышеуказанного Закона, утвержденная Схема является основанием для выполнения в отношении этого земельного участка кадастровых работ.
При таких обстоятельствах вывод суда о том, что Департамент строительства и архитектуры г.о. Самара не должен был указывать в Распоряжении об утверждении схемы расположения спорного земельного участка, сведения о том, что образуемый земельный участок имеет общую границу с земельным участком, которым заявитель владеет на праве собственности, является обоснованным.
Ссылки филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Самарской области о представлении заявителем ненадлежащей заверенной копии вышеуказанного Распоряжения Департамента строительства и архитектуры, а также на то, что заявителем предоставлены схемы, топографического и ситуационного плана в ненадлежащем виде, судом также правильно не приняты во внимание, поскольку указанные выше обстоятельства не являлись основаниями к отказу Ларионову Э.В. в осуществлении кадастрового учета спорного земельного участка, и данные обстоятельства, в силу закона, не являются основаниями к отказу в осуществлении кадастрового учета земельного участка.
В связи с тем, что отказ в постановке на кадастровый учет указанного выше земельного участка не соответствует требованиям действующего законодательства и нарушает права заявителя по реализации права на предоставление земельного участка, суд, руководствуясь ст. 258 ГПК РФ, правильно обязал филиал Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Самарской области устранить допущенное нарушение прав Ларионова Э.В., рассмотреть в месячный срок его заявление от 20.03.2012 года регистрационный номер N по постановке на государственный кадастровый учет земельного участка площадью 59,00 кв.м и принять решение в соответствии с действующим законодательством.
Указание в жалобе на не заполнение кадастровым инженером графы раздела межевого плана "Сведения об образуемых земельных участках и их частях" данными о предельных размерах земельного участка, что повлияло на применение норм о предельных размеров, определенных положениями ст. 13 Закона Самарской области "О земле", не подтверждает законность оспариваемого заявителем решения об отказе в осуществлении кадастрового учета, поскольку отсутствие указанных данных не препятствовало ФГБУ "ФКП Росреестра" по Самарской области установить заявленные им обстоятельства, послужившие основанием к отказу, самостоятельно в рамках совершения действий по проверке представленных заявителем документов.
Иных доводов, опровергающих выводы суда первой инстанции, апелляционная жалоба ФГБУ "ФКП Росреестра" по Самарской области не содержит.
Судебная коллегия считает решение суда правильным и не подлежащим отмене, по основаниям ст. 330 ГПК РФ.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Красноглинского районного суда г. Самары от 9.06.2012 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу ФГБУ "ФКП Росреестра" по Самарской области - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.