Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе:
председательствующего судьи Коршунова Р.В.,
судей Петровой Н.А. и Поляниной О.А.,
при секретаре Платицыной М.Н.,
с участием прокурора Савиной С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Правительства Саратовской области (далее Правительство) на решение Ершовского районного суда (2) Саратовской области от 14 июня 2012 года, которым постановлено:
"Заявление заместителя прокурора Дергачевского района удовлетворить частично.
Признать незаконным бездействие Правительства Саратовской области по непринятию мер по предупреждению чрезвычайной ситуации, связанной с несоответствием Ветеринарно-санитарным правилам сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов скотомогильников, находящихся на территориях Камышевского, Октябрьского, Орошаемого, Жадовского, Зерновского, Петропавловского, Сафаровского муниципальных образований Дергачевского муниципального района Саратовской области.
Обязать Правительство Саратовской области в срок до 01 октября 2012 года принять меры по предупреждению чрезвычайной ситуации и организовать приведение скотомогильников в соответствие с Ветеринарно-санитарными правилами сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов.
В остальной части заявленных требований отказать",
заслушав доклад судьи Коршунова Р.В., объяснения представителя Правительства Халезина В.Ю. по доверенности от 16.04.2012 года, представителя Управления ветеринарии Правительства Мещеряков Р.А. по доверенности от 24.07.2012 года, поддержавших доводы жалобы, заключение прокурора, полагавшей решение суда оставить без изменения, изучив материалы дела,
УСТАНОВИЛА:
заместитель прокурора Дергачевского района Саратовской области обратился в суд с заявлением в защиту интересов неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия Правительства, администраций Камышевского, Октябрьского, Орошаемого, Жадовского, Зерновского, Петропавловского, Сафаровского муниципальных образований Дергачевского муниципального района Саратовской области по непринятию мер по предупреждению чрезвычайной ситуации на биотермических ямах и о понуждении к устранению нарушений, мотивируя требования тем, что прокуратурой Дергачевского района проведены проверки соблюдения норм санитарно-эпидемиологического и ветеринарного законодательства Российской Федерации по содержанию и эксплуатации полигонов для сбора, утилизации, уничтожения биологических отходов (скотомогильников) на территориях указанных муниципальных образований. Проверками установлено, что на территории Камышевского муниципального образования Дергачевского муниципального района расположены 2 биотермических ямы: в 1000 м. к северу от п. Первомайский и в 1000 м. к юго-западу от с. Камышево. На территории Жадовского муниципального образования Дергачевского муниципального района расположена одна биотермическая яма в 1500 м. к северо-востоку от с. Жадовка. На территории Зерновского муниципального образования Дергачевского муниципального района расположены три биотермические ямы: в 1500 м. к востоку от п. Золотуха; в 1000 м. к востоку от п. Зерновой, в 1500 м. к востоку от п. Ильинка. На территории Петропавловского муниципального образования Дергачевского муниципального района расположены две биотермических ямы: в 800 м. к востоку от с. Петропавловка; в 1500 м. к востоку от с. Антоновка. На территории Орошаемого муниципального образования Дергачевского муниципального района расположены 5 биотермических ям (скотомогильников): в 800 м. к северо-западу от п. Алтата; в 500 м. к северо-западу от п. Садовый; в 1000 м. к западу от п. Озерный; в 500 м к северо-западу от с. Заречное; в 400 м. к северо-западу от п. Казачка. На территории Сафаровского муниципального образования Дергачевского муниципального района расположена одна биотермическая яма в 300 м. от с. Сафаровка. На территории Октябрьского муниципального образования Дергачевского муниципального района расположены 3 биотермических ямы: в 1000 м. к югу от п. Октябрьский; в 1000 м. к югу от с. Красная Речка; в 2000 м. к югу от п. Краснозерный. Вышеперечисленные биотермические ямы (скотомогильники) на балансе юридических лиц не значатся и в реестр муниципальной собственности не включены, являются бесхозяйными. При содержании и эксплуатации биотермических ям нарушены Ветеринарно-санитарные правила, утвержденные Минсельхозпромом РФ от 04 декабря 1995 года N13-7-2/469. Нарушения при устройстве биотермических ям делает их опасным источником распространения инфекционных и инвазионных заболеваний общих для человека и животных, что ставит под угрозу жизнь и здоровье населения и может вызвать возникновение чрезвычайных ситуаций, связанных со вспышками опасных заболеваний.
Рассмотрев заявление, суд постановил приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе Правительство ставит вопрос об отмене решения суда, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права. В обоснование жалобы указывает на те же обстоятельства, на которых основывало свои возражения в суде первой инстанции. Считает, что выводы суда не соответствуют установленным обстоятельствам дела. Судом не применены нормы материального права, подлежащие применению, дана неверная оценка имеющимся доказательствам по делу. Полагает, что стихийное несанкционированное использование неустановленными лицами приспособленных под скотомогильник объектов не является основанием для признания их скотомогильниками и обустройства их в соответствии с ветеринарно-санитарными правилами. Действующее законодательство не содержит прямого указания на то, что обслуживание (оборудование и эксплуатация) стихийно возникших на территории муниципального образования несанкционированных свалок относится к полномочиям Правительства. Судом не учтено, что указанные сооружения не обладают статусом скотомогильников согласно условиям, определенным Ветеринарно-санитарными правилами.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения суда согласно требованиям ст. 327.1 ГПК РФ исходя из доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для его отмены или изменения.
Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В силу ст.72 Конституции Российской Федерации осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В абз. 2 ст. 6 Федерального закона от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" указано, что к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами относятся проведение мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, возникших при осуществлении обращения с отходами.
В ст.1 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" N 68-ФЗ определено, что чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей. Предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения.
Законодательные акты Российской Федерации определяют земельные участки, на которых расположены скотомогильники, как зоны специального назначения (Градостроительный кодекс Российской Федерации), объекты, влияющие на состояние подземных вод (Водный кодекс Российской Федерации), участки с возможным заражением почвы. При этом скотомогильники не могут быть бесхозяйными.
В соответствии со ст.ст. 1, 2 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" санитарно-эпидемиологическое благополучие населения - состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности. Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством, в том числе, профилактики заболеваний в соответствии с санитарно-эпидемиологической обстановкой и прогнозом ее изменения; выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.
Согласно статьям5 и 6 Федерального закона от 6 октября 2003г. N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее Закон N N131-ФЗ) и п.2ст.2 Федерального закона от 30 марта 1999г. N52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" полномочиями в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения обладают Российская Федерация и субъекты Российской Федерации, осуществление мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения является расходным обязательством Российской Федерации, а осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий является расходным обязательством субъектов Российской Федерации.
В силу подп.49п.2ст.26.3 Федерального закона от 6 октября 1999г. N184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, относится решение вопросов организации на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных. Для осуществления данных полномочий согласно подп."ц"п.2ст.26.11 Федерального закона от 6 октября 1999г. N184-ФЗ в собственности субъекта Российской Федерации могут находиться скотомогильники (биотермические ямы).
В соответствии с п.2.1.16 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993г. N2284, приватизация скотомогильников, находящихся в федеральной собственности, запрещена. Таким образом, вопросы создания скотомогильника (биотермической ямы) законом возлагаются на собственников указанного имущества, которыми могут являться Российская Федерация и субъект Российской Федерации.
Учитывая изложенное, возможности нахождения скотомогильников и биотермических ям в собственности органов местного самоуправления Закон N131-ФЗ не предусматривает.
Согласно п. 6 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 года N 184-ФЗ в порядке, определенном федеральным законом, устанавливающим общие принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями субъекта Российской Федерации по решению вопросов, указанных в пункте 2 настоящей статьи (за исключением подпунктов 1, 2, 4, 6, 13, 22, 23, 32 - 36, 38 -40, 42, 43, 48, 52, 58 и подпункта 64 (кроме полномочий, передаваемых органам местного самоуправления муниципальных районов по сбору информации от поселений, входящих в муниципальный район, необходимой для ведения регистра муниципальных нормативных правовых актов) пункта 2 настоящей статьи), с передачей органам местного самоуправления необходимых материальных и финансовых ресурсов.
Согласно п. 6.10 Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденных Главным государственным ветеринарным инспектором РФ 04.12.1995 года N 13-7-2/469 (далее - Правила), ответственность за устройство, санитарное состояние и оборудование скотомогильника может быть возложена на местную администрацию и руководителей организаций, в ведении которых находятся эти объекты, к полномочиям органов местной администрации в силу п. 5.1 Правил отнесены только выбор и отвод земельного участка для строительства скотомогильника или отдельно стоящей биотермической ямы по представлению организации государственной ветеринарной службы, согласованному с местным центром санитарно-эпидемиологического надзора.
Пункт 1.2 Правил к биологическими отходами относит трупы животных и птиц, в том числе лабораторных.
Пункты 7.1, 7.2, 7.3 Правил предусматривают, что контроль за выполнением требований настоящих Правил возлагается на органы государственного ветеринарного надзора. Специалисты государственной ветеринарной службы регулярно проверяют ветеринарно-санитарное состояние скотомогильников (биотермических ям). При выявлении нарушений дают предписание об их устранении или запрещают эксплуатацию объекта. Все вновь открываемые, действующие и закрытые скотомогильники и отдельно стоящие биотермические ямы берутся главным государственным ветеринарным инспектором района (города) на учет. Им присваивается индивидуальный номер и оформляется ветеринарно-санитарная карточка (см. Приложение).
Из материалов дела следует, что спорные скотомогильники являются бесхозяйным имуществом.
Судом установлено, что указанные скотомогильники не соответствуют действующим ветеринарно-санитарным требованиям, а именно: отсутствуют ограждение территории, навесы над ямами, траншеи по периметру скотомогильников, крышки люков, нет перекрытия ям, некоторые ямы завалены перекрытием вследствие обвала стен, нет навесов над люками, не оборудованы подъезды к ямам, что подтверждается актами проверки соблюдения законодательства в области ветеринарии (л.д.6-7, 28, 29, 47-49, 66-67, 84-88, 109, 123, 136-140).
Учитывая вышеуказанные положения законодательства, судебная коллегия считает, что при удовлетворении требований прокурора суд первой инстанции обосновано исходил из того, что в собственность или ведение администраций муниципальных образований скотомогильники не передавались, на балансе администраций они не состоят, полномочия и денежные средства в порядке, предусмотренном ст. 19 Закона N 131-ФЗ для осуществления государственных полномочий по оборудованию скотомогильников администрациям муниципальных образований не передавались, а потому спорные скотомогильники являются бесхозяйным имуществом, которое в соответствии с действующим законодательством не может быть обращено в муниципальную собственность.
Суд первой инстанции верно указал, что вопросы по содержанию в надлежащем состоянии и оборудованию скотомогильников, входящие в комплекс мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней, защите населения от болезней, общих для человека и животных, относятся к полномочиям органа государственной власти субъекта РФ и являются расходными обязательствами субъекта РФ.
Учитывая, что в соответствии с п.7.3 Правил указанные объекты главным государственным ветеринарным инспектором района (города) поставлены на учет как скотомогильники с присвоением им индивидуальных номеров и оформлением ветеринарно-санитарных карточек, ветеринарно-санитарное состояние данных скотомогильников проверяется специалистами государственной ветеринарной службы проверяется, районный суд правомерно не принял во внимание доводы ответчика о том, что вышепоименованные объекты не являются скотомогильниками.
При таких обстоятельствах суд обоснованно посчитал, что вышеизложенные требования законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения Правительством не выполняются, меры по оборудованию и содержанию указанных скотомогильников не принимаются.
Судебная коллегия соглашается с вышеприведенными выводами суда первой инстанции, поскольку при разрешении заявления прокурора суд правильно определил характер спорных правоотношений, закон, которым следует руководствоваться при разрешении спора, и обстоятельства, имеющие значение для дела, и на основании надлежащей правовой оценки представленных доказательств постановил решение по делу.
Выводы суда мотивированы, соответствуют требованиям материального закона и установленным обстоятельствам дела.
Несостоятельными являются доводы жалобы о неверной оценке судом представленных доказательств. Суд первой инстанции при рассмотрении дела оценил указанные доказательства в соответствии с их относимостью и допустимостью. Оснований для переоценки доказательств и отмены судебного решения, как о том ставится вопрос в апелляционной жалобе, не имеется.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к иному толкованию законодательства, аналогичны обстоятельствам, на которые ссылалось Правительство в суде первой инстанции в обоснование своих возражений, они были предметом обсуждения суда первой инстанции и им дана правильная правовая оценка на основании исследования в судебном заседании всех представленных обеими сторонами доказательств в их совокупности в соответствии со ст. 67 ГПК РФ.
При рассмотрении дела судом не допущено нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, а потому оснований для отмены по существу правильного судебного постановления по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 327.1, 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ершовского районного суда (2) Саратовской области от 14 июня 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Правительства Саратовской области - без удовлетворения.
Определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.