Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе:
председательствующего Гладченко А.Н.,
судей Кучминой А.А., Паршиной С.В.,
с участием прокурора Нефедова В.Н.,
при секретаре Тютюкиной И.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционным жалобам администрации муниципального образования "Город Саратов", комитета по управлению имуществом города Саратова на решение Октябрьского районного суда г. Саратова от 05 июля 2012 г., которым частично удовлетворены исковые требования первого заместителя прокурора Октябрьского района г. Саратова в интересах Тарасовой О.А., Тарасова А.А., Тарасовой Л.Ф. к администрации муниципального образования "Город Саратов", администрации Октябрьского района муниципального образования "Город Саратов", комитету по управлению имуществом города Саратова о понуждении к предоставлению жилого помещения в собственность.
Заслушав доклад судьи Кучминой А.А., объяснения Тарасовой Л.Ф., Тарасова А.А., возражавших против доводов жалоб, прокурора Нефедова В.Н., полагавшего решение суда законным и обоснованным, изучив материалы дела, обсудив доводы жалоб, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Первый заместитель прокурора Октябрьского района г. Саратова обратился в суд с иском в интересах Тарасовой О.А., Тарасова А.А., Тарасовой Л.Ф. к администрации муниципального образования "Город Саратов", администрации Октябрьского района муниципального образования "Город Саратов" о понуждении к предоставлению жилого помещения в собственность. Мотивировал требования тем, что Тарасовы проживают в квартире N общей площадью 96,1 кв.м, "адрес", принадлежащей им на праве общей долевой собственности по "данные изъяты" доли каждому. Заключением межведомственной комиссии от 09 декабря 2009 г. N 4/О указанный жилой дом признан непригодным для проживания и подлежащим сносу. Распоряжением администрации муниципального образования "Город Саратов" от 28 мая 2010 г. N 94-р предусмотрен комплекс мероприятий по отселению физических лиц из жилого дома, в частности, в соответствии с п. 1 распоряжения отселение из занимаемых помещений должно быть произведено в течение трех месяцев со дня издания распоряжения. Однако меры для расселения граждан, проживающих в указанном выше доме, не принимаются, контроль со стороны администрации муниципального образования "Город Саратов" и администрации Октябрьского района муниципального образования "Город Саратов" не осуществляется. В связи с этим, прокурор просил обязать администрацию муниципального образования "Город Саратов", администрацию Октябрьского района муниципального образования "Город Саратов", предоставить Тарасовой О.А., Тарасову А.А., Тарасовой Л.Ф. благоустроенное жилое помещение в собственность на семью из трех человек в черте г. Саратова общей площадью не менее 48,06 кв.м, после фактического предоставления в собственность Тарасовой О.А., Тарасову А.А., Тарасовой Л.Ф. равнозначного ранее занимаемому благоустроенного жилого помещения, прекратить у них право собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: "адрес"
Определением суда в качестве соответчика по делу привлечен комитет по управлению имуществом города Саратова.
Решением Октябрьского районного суда г. Саратова от 05 июля 2012 г. исковые требования удовлетворены частично, на администрацию муниципального образования "Город Саратов" возложена обязанность предоставить в собственность Тарасовой О.А., Тарасову А.А., Тарасовой Л.Ф. равнозначное ранее занимаемому благоустроенное жилое помещение в черте г. Саратова, на семью из трех человек, общей площадью не менее "данные изъяты" кв.м, после фактического предоставления им благоустроенного жилого помещения прекратить право собственности Тарасовой О.А., Тарасова А.А., Тарасовой Л.Ф. на "адрес". В иске к администрации Октябрьского района муниципального образования "Город Саратов", комитету по управлению имуществом города Саратова отказано.
В апелляционных жалобах администрация муниципального района "Город Саратов", комитет по управлению имуществом города Саратова просят решение суда отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. Авторы жалоб указывают, что в соответствии с положениями ЖК РФ, в том числе ст. 32 ЖК РФ, органы местного самоуправления уполномочены предоставлять жилые помещения муниципального жилищного фонда гражданам, нуждающимся в жилых помещениях по договору социального найма, в связи с чем, на орган местного самоуправления не может быть возложена обязанность по обеспечению жилыми помещениями собственников аварийного дома. Кроме того, в материалах дела отсутствуют какие-либо сведения, свидетельствующие о признании истцов нуждающимися в улучшении жилищных условий, а также подтверждающие отнесение к категории малоимущих граждан.
В судебном заседании Тарасов А.А., Тарасова Л.А. просили решение суда оставить без изменения.
Истец Тарасова О.А., представители ответчиков - администрации муниципального образования "Город Саратов", администрации Октябрьского района муниципального образования "Город Саратов", соответчика - комитета по управлению имуществом г. Саратова, третьего лица - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области, извещенные о месте и времени судебного заседания, не явились, в связи с чем судебная коллегия полагала возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии со ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), исходя из доводов, изложенных в апелляционных жалобах, судебная коллегия не находит оснований для отмены судебного постановления.
В силу ч. 1 ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
В соответствии со ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее -ЖК РФ) гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются: 1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; 2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; 3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям; 4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.
В силу ч. 1 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 данной статьи случаев.
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.
В силу ст. 87 ЖК РФ, если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит переводу в нежилое помещение или признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.
В соответствии с ч. 1, 2 ст. 89 ЖК РФ предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта. В случаях, предусмотренных федеральным законом, такое предоставляемое жилое помещение с согласия в письменной форме граждан может находиться в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение. В случаях, предусмотренных федеральным законом, гражданам, которые состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или имеют право состоять на данном учете, жилые помещения предоставляются по нормам предоставления. Если наниматель и проживающие совместно с ним члены его семьи до выселения занимали квартиру или не менее чем две комнаты, наниматель соответственно имеет право на получение квартиры или на получение жилого помещения, состоящего из того же числа комнат, в коммунальной квартире.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п. 37 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02 июля 2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса РФ" при выселении граждан из жилых помещений по основаниям, перечисленным в статьях 86-88 Жилищного кодекса РФ, другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, равнозначное по общей площади ранее занимаемому, предоставляется гражданам не в связи с улучшением жилищных условий, а потому иные обстоятельства, учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях, во внимание не принимается. Граждане, которым в связи с выселением предоставлено другое равнозначное жилое помещение, сохраняют право состоять на учёте нуждающихся в жилых помещениях, если для них не отпали основания состоять на таком учёте (ст. 55 ЖК РФ).
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, Тарасов А.А., Тарасова Л.Ф., Тарасова О.А. зарегистрированы и проживают в принадлежащей им по договору приватизации от 15 июня 2007 г. на праве общей долевой собственности, по 50/300 доли каждому, "адрес" (л.д. 19-24).
В силу ч. 4 ст. 15 ЖК РФ жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.
Заключением межведомственной комиссии по признанию помещений жилыми помещениями, жилых помещений пригодными (непригодными) для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу от 09 декабря 2009 г. N 4/О указанный жилой дом признан аварийным и подлежащим сносу (л.д. 43-44).
Распоряжением администрации муниципального образования "Город Саратов" от 28 мая 2010 г. N 94-р "О мероприятиях по отселению физических лиц из многоквартирного дома, расположенного по адресу: "адрес" предусмотрен комплекс мероприятий по отселению физических лиц из жилого дома, в частности в соответствии с п. 1 распоряжения отселение из занимаемых помещений должно быть произведено в течение трех месяцев со дня издания распоряжения (л.д. 45).
В Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют сведения в отношении Тарасова А.А., Тарасовой Л.Ф., Тарасовой О.А. о наличии других жилых помещений, принадлежащих им на праве собственности или ином законном основании (л.д. 62-64).
Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, высказанной в определении от 05 марта 2009 г. N 376-О-П, в случае признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции, обязанность оказывать содействие в обеспечении нормальных жилищных условий гражданам, лишившимся жилища и не имеющим возможности обеспечить себя жильем самостоятельно, лежит на государстве в лице органов государственной и муниципальной власти.
Предоставление гражданам в связи с признанием занимаемого ими жилого помещения непригодным для проживания другого жилого помещения носит компенсационный характер, гарантирует им условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними. Предоставление гражданам в порядке ст. 89 ЖК РФ равнозначных по общей площади жилых помещений в виде квартир предполагает равнозначность не только в соотношении жилой площади и площади вспомогательных помещений, составляющих общую площадь вновь предоставляемого и ранее занимаемого жилого помещения, но и равнозначность в количестве комнат по сравнению с ранее имевшимся.
Из материалов дела усматривается, что Тарасовы являются нуждающимися в жилом помещении, поскольку спорное жилое помещение признано в установленном законом порядке непригодным для проживания, а достоверных доказательств наличия у истцов в собственности, либо ином законном основании, других жилых помещений, ответчиками суду не представлено, поэтому у органов местного самоуправления в силу положений ст. 57 ЖК РФ возникла обязанность предоставить истцам жилое помещение взамен занимаемого. Однако до настоящего времени мероприятия по отселению граждан из непригодного для проживания дома не проведены, истцы жилым помещением, пригодным для проживания, не обеспечены.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, с учетом вышеназванных правовых норм, правомерно исходил из обязанности администрации муниципального образования "Город Саратов" по предоставлению истцам в собственность жилого помещения.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они соответствуют нормам материального права и фактическим обстоятельствам дела.
Доводы апелляционных жалоб о том, что нормами действующего законодательства не предусмотрена обязанность органов местного самоуправления по обеспечению жильем граждан, жилые помещения которых принадлежат им на праве собственности, и в данном случае применима ст. 32 ЖК РФ, не могут быть приняты во внимание судебной коллегией в качестве основания для отмены решения суда, поскольку положения данной нормы регулируют обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения при изъятии земельного участка для государственных и муниципальных нужд.
Кроме того, согласно ст.1 ЖК РФ жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав (далее - жилищные права), а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений (далее - жилищные отношения) по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из настоящего Кодекса, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.
Исходя из смысла приведенных законоположений, действующим законодательством на государство возложена обязанность по обеспечению дополнительных гарантий жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных или иных жилищных фондов в соответствии с установленным законом нормами. При этом закон не связывает возможность признания гражданина нуждающимся в получении жилого помещения с конкретным правом, на котором ему принадлежит или ранее принадлежало жилое помещение, а потому, нуждающимся может быть признан как наниматель, так и собственник жилого помещения.
Доводы апелляционных жалоб об отсутствии доказательств, подтверждающих, что истцы в установленном порядке были признаны малоимущими, либо нуждающимися по общим основаниям, не влияют на законность постановленного решения суда, поскольку из материалов дела следует, что истцы являются нуждающимися в жилом помещении в связи с признанием жилого дома в котором они проживают непригодным для проживания, что является основанием для предоставления им, в соответствии со ст. 57 ЖК РФ, во внеочередном порядке иного жилого помещения, равнозначного занимаемому.
Приведенные в судебном решении выводы об обстоятельствах дела, подтверждены доказательствами, убедительно мотивированы, соответствуют требованиям материального закона и в жалобах не опровергнуты.
Доводы апелляционных жалоб сводятся к иной оценке доказательств и иному толкованию норм права, аналогичны тем, на которые ссылались ответчики в суде первой инстанции в обоснование своих возражений, были предметом исследования суда первой инстанции и им дана правильная правовая оценка в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному рассмотрению дела, судом не допущено, а потому судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Октябрьского районного суда г. Саратова от 05 июля 2012 г. оставить без изменения, апелляционные жалобы администрации муниципального образования "Город Саратов", комитета по управлению имуществом города Саратова - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его вынесения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.