Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе:
председательствующего Кириной Л.А.,
судей Саяпиной Е.Г., Тришкиной М.А.,
при секретаре Граф Я.Ю.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Куротченко А.А. к Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области о постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении по договору социального найма и обязании предоставить вне очереди жилое помещение по договору социального найма,
по апелляционной жалобе Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области на решение Кировского районного суда г.Саратова от 11 апреля 2012 года, которым исковые требования удовлетворены.
Заслушав доклад судьи Саяпиной Е.Г., объяснения истца Куротченко А.А., исследовав материалы дела, судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
Куротченко А.А. обратилась в суд с иском к Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области (далее по тексту - Министерство строительства и ЖКХ Саратовской области) о постановке на учет нуждающейся в жилом помещении по договору социального найма и понуждении к предоставлению вне очереди жилого помещения по договору социального найма. Свои требования обосновала тем, что она относится к категории лиц из детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Постановлением главы Энгельсского муниципального образования от 05 июня 2002 года её опекуном назначен Куротченко В.В., за ней до совершеннолетия закреплена жилая площадь по адресу: "адрес". В октябре 2011 года она обратилась с заявлением к ответчику о постановке на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма, в связи с тем, что в закрепленном за ней жилом помещении на одного зарегистрированного человека приходилось менее учетной установленной нормы, а также в связи с проживанием совместно с ней граждан, не являющихся членами её семьи. В удовлетворении заявления Куротченко А.А. было отказано. Данный отказ истец считает незаконным, так как он нарушает её права на жилище и на получение дополнительных гарантий по социальной поддержке.
Решением Кировского районного суда г.Саратова от 11 апреля 2012 года Министерство строительства и ЖКХ Саратовской области обязано поставить Куротченко А.А. на учёт нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма и предоставить ей вне очереди жилое помещение по договору социального найма из государственного жилищного фонда в границах "адрес" общей площадью не менее 30 кв.м.
В апелляционной жалобе Министерство строительства и ЖКХ Саратовской области просит решение суда отменить и принять новое решение. В доводах жалобы указывает, что Куротченко А.А. не имеет правовых оснований для постановки на учет в качестве нуждающейся в жилищных условий и в предоставлении жилого помещения в рамках реализации Закона Саратовской области N150-ФЗ, поскольку за ней было закреплено жилое помещение, в котором с 12 марта 2010 года зарегистрированы 4 человека, нуждаемость в предоставлении жилого помещения у истца появилась после достижения 20 - летнего возраста.
В возражениях на апелляционную жалобу Куротченко А.А. просила решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу ответчика без удовлетворения.
Представитель ответчика, представители третьих лиц Министерства финансов Саратовской области и сектор опеки и попечительства в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в связи с чем, судебная коллегия рассмотрела дело в их отсутствие.
В судебном заседании Куротченко А.А. поддержала письменные возражения, просила оставить решение суда без изменения.
Проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с нормами ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия не находит оснований для его отмены.
В соответствии со ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище.
Согласно п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Аналогичные правила закреплены в положениях ч. 1 ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", согласно которой дети - сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Что касается дополнительных гарантий прав детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение, то они устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
Порядок реализации дополнительных гарантий прав детей - сирот на имущество и жилое помещение на территории Саратовской области регламентируется Законом Саратовской области "Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Саратовской области".
Согласно ч. 6 ст. 6 Закона Саратовской области от 02 августа 2007 г. 150-ЗСО "Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Саратовской области" (далее - Закона) местонахождение предоставляемого жилого помещения по договору социального найма из государственного жилищного фонда области определяется на основании заявлений детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, о выборе одного из следующих мест: местонахождение закрепленного жилого помещения, в котором не имеется возможности для проживания по обстоятельствам, указанным в статье 4 настоящего Закона; место первичного выявления и устройства в семью или на воспитание в соответствующее учреждение; место регистрации их рождения в пределах территории области, место последнего проживания на территории области.
На основании п. п. 2, 4 ч. 1 ст. 3 вышеуказанного Закона право на предоставление жилого помещения по договору социального найма из государственного жилищного фонда области в соответствии с настоящим Законом имеют нуждающиеся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма по основаниям, установленным ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации: дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющие закрепленное жилое помещение, при условии, что возвращение в него невозможно при наличии хотя бы одного из обстоятельств, определенных ст. 4 настоящего Закона; граждане, ранее имевшие статус детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей, в случае, если нуждаемость в жилом помещении не была выявлена в установленном порядке до достижения ими возраста 23 лет.
В соответствии с ч.2 ст. 4 Закона обстоятельством, препятствующим возвращению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в закрепленные жилые помещения, для целей предоставления жилого помещения по договору социального найма из государственного жилищного фонда области является случай, когда общая площадь помещения на одного проживающего в закрепленном жилом помещении ниже учетной нормы площади жилого помещения, установленной органом местного самоуправления в соответствии со ст. 50 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Из положений ч. 1, ч. 2 ст. 50 ЖК РФ следует, что нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма. Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.
Статьей 2 Закона Саратовской области "О предоставлении жилых помещений в Саратовской области" от 28 апреля 2005 N39-ЗСО предусмотрена норма предоставления площади жилого помещения из государственного жилищного фонда для жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма в размере на одиноко проживающих граждан - не менее 30 квадратных метров общей площади.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Куротченко А.А., "дата" года рождения относится к категории лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Постановлением главы Энгельсского муниципального образования от "дата" над Куротченко А.А. установлена опека, опекуном назначен её дед К.В.В. За Куротченко А.А. закреплена жилая площадь по адресу: "адрес". В указанной квартире, кроме К.В.В., умершего "дата", проживали и были зарегистрированы его сын К.Е.В. и внучка Куротченко А.А. После рождения у Куротченко А.А. сына Е.И.В., "дата" года рождения, последний также зарегистрирован по указанному адресу.
Указанная квартира имеет общую площадь 43, 1 кв.м., жилую площадь 27, 6 кв.м.
Из материалов дела следует, что истец Куротченко А.А. не являлась членом семьи К.В.В. и К.Е.В.
На день подачи заявления к ответчику в спорной квартире было зарегистрировано четыре человека, в связи с чем, на каждого из них приходилось менее учетной установленной нормы.
При таких обстоятельствах истец имела право на постановку на учет и предоставление жилого помещения на основании п. п. 2, 4 ч. 1 ст. 3, ч. 2 ст. 4 Закона Саратовской области от 02 августа 2007 г.. N 150-ЗСО "Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Саратовской области".
Наличие правовых оснований для удовлетворения требований истца подтверждается также извещением Министра строительства и ЖКХ, в соответствии с которым Куротченко А.А. принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении по договору социального найма из государственного жилищного фонда области с составом семьи 1 человек на основании распоряжения министерства строительства и ЖКХ N от 08 июня 2012 года.
Доводы жалобы об отсутствии правовых оснований для удовлетворения требований истца сводятся к переоценке выводов суда первой инстанции, оснований для которой судебная коллегия не находит, поэтому во внимание не принимает. Само по себе несогласие автора жалобы с данной судом оценкой обстоятельств дела не дает оснований считать решение суда неправильным.
Всем представленным сторонами доказательствам судом первой инстанции дана надлежащая оценка в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ. При рассмотрении дела судом не допущено нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, а поэтому оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 327.1-329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Кировского районного суда г.Саратова от 11 апреля 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.