Судебная коллегия по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе председательствующего судьи Борисовой ЕЕ, судей коллегии Башковой ЮА и Назарука МВ, при секретаре Ткачевой НВ,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ЯИВ к УМВД России по ХМАО - Югре и ОМВД России по г.Мегиону о зачете периодов службы на льготных условиях,
по апелляционным жалобам истца ЯИВ и представителя ответчика ОМВД России по г.Мегиону Гиндуллиной ЕН на решение Мегионского городского суда от 17 февраля 2012 года, которым постановлено:
иск ЯИВ к УМВД России по ХМАО - Югре и ОМВД России по г.Мегиону о зачете периодов службы на льготных условиях удовлетворить частично;
признать за ЯИВ право на включение дней участия в проведении контртеррористической операции на территории Северо-Кавказского региона с (дата обезличена) по (дата обезличена) в выслугу лет для назначения пенсии на льготных условиях из расчета 1 день службы за 3 дня службы;
в остальной части иска ЯИВ отказать.
Заслушав доклад судьи Борисовой ЕЕ, представителя истца ПОВ, представителя ответчиков ГЕН, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ЯИВ обратился к ответчикам с вышеуказанным иском, мотивируя свои требования тем, что проходил службу в ОМВД России по г. Мегиону, (дата обезличена) был уволен по сокращению штата. С (дата обезличена) по (дата обезличена) истец проходил службу оперуполномоченным по борьбе с незаконным оборотом наркотиков ОВД по г.Мегиону, однако данный период службы не зачтен в стаж службы в ОВД. Кроме того, период службы с (дата обезличена) по (дата обезличена), когда истец выполнял служебно-боевые задачи на территории Чеченской Республики, должен включаться в стаж в льготном исчислении из расчета один день службы за три дня согласно Постановлению Правительства РФ N941 от 22 сентября 1993 года. Просит признать за ним право на включение периода службы в ОВД по г.Мегиону с (дата обезличена) по (дата обезличена) в выслугу лет для назначения пенсии на льготных условиях из расчета один день службы за 1,5 дня службы, признать за ним право на включение дней участия в проведении контртеррористической операции на территории Северо-Кавказского Региона с (дата обезличена) по (дата обезличена) в выслугу лет для назначения пенсии на льготных условиях из расчета один день службы за три дня службы.
В суде первой инстанции истец ЯИВ на иске настаивал, пояснил, что в период службы в Северо-Кавказского Регионе выполнял боевые задачи в (данные изъяты) Чеченской Республики, по 10 суток непрерывно находился на блок-посту при въезде в город, после чего непрерывно охранял социально важные объекты на территории города. Данный цикл службы неоднократно повторялся. В течение всего периода службы он подвергался угрозе нападения незаконных вооруженных формирований, периодически подвергался обстрелам. В период с (дата обезличена) по (дата обезличена) фактически работал оперуполномоченным.
Представитель ответчиков ГЕН \лд 73, 74\ иск не признала, мотивируя отсутствием служебного контракта с истцом за период с (дата обезличена) по (дата обезличена) и отменой приказа о принятии истца оперуполномоченным с (дата обезличена). В спорный период ЯИВ фактически проходил службу в ОВД г.Мегиону.
Судом принято вышеуказанное решение, которое истец ЯИВ просит отменить в части отказа в иске о включении периода службы в ОВД по г.Мегиону с (дата обезличена) по (дата обезличена) в выслугу лет для назначения пенсии на льготных условиях из расчета один день службы за 1,5 дня службы и принять в этой части новое решение об удовлетворении иска, поскольку судом нарушены и неправильно применены нормы материального права. Суд не учел п 4.5 Инструкции о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденной приказом МВД РФ N1038 от 14 декабря 1999 года, не принял во внимание, что в отношении истца был издан приказ о назначении на должность, в трудовой книжке имеется запись о его службе в указанный период, истец получал денежное довольствие. Вывод суда о том, что истец не проходил службу в ОВД в период с (дата обезличена) по (дата обезличена), противоречит ч 2 ст 67 ТК РФ. Вывод суда о том, что к спорным правоотношения не подлежат применению нормы Трудового кодекса РФ, противоречит абз 7 ст 11 ТК РФ. В судебном заседании представитель ответчиков не отрицала факт прохождения истцом службы в оспариваемый период. Суд необоснованно применил Закон РФ N 342-ФЗ от 30 ноября 2011 года "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации", к правоотношениям сторон подлежат применению Положение о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденное Постановлением Верховного Совета РФ от 23 декабря 1992 года N4202-1, Инструкция о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденная приказом МВД РФ N1038 от 14 декабря 1999 года, Закон РФ "О милиции". Вывод суда о том, что для исполнения обязанностей гражданской службы необходимо наличие двух юридических фактов в их совокупности: акт о назначении на должность и служебный контракт, необоснован. Судом не учтено, что служба в органах внутренних дел не является государственной гражданской службой, а является федеральной государственной службой. Суд необоснованно отказал в удовлетворении ходатайства истца о допросе свидетелей.
Представитель ОМВД России по г. Мегиону гЕН в апелляционной жалобе просит отменить решение суда в части удовлетворения иска, принять новое решения об отказе в иске в полном объем, поскольку судом неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, неправильно применены нормы материального права. Сославшись на ст 2 Закона РФ "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и республики Таджикистан, а также выполняющим задачи по защите конституционных прав граждан в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах", суд не принял во внимание ст 7 указанного Закона, п 2 Постановления Правительства РФ N280 от 31 марта 1994 года "О порядке установления факта выполнения военнослужащими и иными лицами задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах и предоставления им дополнительных гарантий и компенсаций". Вывод суда о том, что Закон РФ N4328-1 от 21 января 1993 года не требует от заявителя для получения льготы возложения на него каких-либо обязанностей по выполнению специальных задач, необоснован. Справка объединенной группировки войск по проведению Контртеррористической операции об участии истца в контртеррористических операциях в период нахождения в командировке с (дата обезличена) по (дата обезличена) не может служить основанием для зачета указанного периода в выслугу лет для начисления пенсии на льготных условиях из расчета один день службы за три дня службы, поскольку отсутствует приказ, которым указанный период времени был отнесен к периоду непосредственного участия истца в контртеррористических операциях. В период пребывания на территории Северо-Кавказского региона РФ истец выполнял задачи по охране общественного порядка, общественной безопасности, защите прав и законных интересов граждан, однако такая деятельность не имеет статуса боевых действий, а является служебной деятельностью в особых условиях, за выполнение которой действующим на тот момент законодательством не предусмотрены соответствующие льготы. Суд не принял во внимание Определения Верховного Суда РФ N26-В11-7 от 01 апреля 2011 года, N26-В11-58Ю от 02 декабря 2011 года, N26-В11-59 от 02 декабря 2011 года.
В возражениях на апелляционную жалобу истца представитель УМВД России по ХМАО - Югре ДНА \лд 105\ просит решение суда в части включения периода службы в ОВД по г.Мегиону с (дата обезличена) по (дата обезличена) в выслугу лет для назначения пенсии в льготном исчислении оставить без изменения, поскольку доводы жалобы истца необоснованны.
В суде апелляционной инстанции представитель истца ЯИВ доводы апелляционной жалобы поддержала, с доводами жалобы представителя ответчика не согласилась.
Представитель ответчиков доводы апелляционной жалобы поддержала, с доводами жалобы истца не согласилась, пояснила, что оспариваемый стаж не вошел истцу в выслугу в льготном исислении.
Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционных жалоб, обсудив доводы жалоб, выслушав лиц, участвующих в деле, судебная коллегия полагает, что решение суда подлежит частичному изменению в связи с неправильным применением норм материального права.
Истец в судебное заседание не явился, был извещен.
Согласно ст 1 Закона РФ "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" предусмотрено, что условия, нормы и порядок пенсионного обеспечения, предусмотренные настоящим Законом, распространяются на лиц рядового и начальствующего состава, проходивших службу в органах внутренних дел Российской Федерации, бывшего Союза ССР, в Государственной противопожарной службе, в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и семьи этих лиц (за исключением лиц, указанных в пункте "б" настоящей статьи, и их семей).
В соответствии со ст 13 указанного Закона право на пенсию за выслугу лет имеют лица, указанные в статье 1 настоящего Закона, имеющие на день увольнения со службы выслугу на военной службе и (или) на службе в органах внутренних дел, и (или) на службе в Государственной противопожарной службе, и (или) на службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и (или) на службе в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы 20 лет и более.
Согласно ст 18 указанного Закона в выслугу лет для назначения пенсии в соответствии с пунктом "а" статьи 13 настоящего Закона засчитывается служба на должностях рядового и начальствующего состава в органах внутренних дел.
Время прохождения службы в особых условиях подлежит зачету в выслугу лет для назначения пенсии лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, в льготном исчислении.
Порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, определяется Правительством Российской Федерации.
Судом первой инстанции установлено, что приказом N (номер обезличен) л/с от (дата обезличена) ЯИВ с (дата обезличена) был принят на службу в ОВД по г.Мегиону на должность оперуполномоченного отделения по борьбе с незаконным оборотом наркотиков \лд 19\.
Из расчетных листков следует, что за период с (дата обезличена) ЯИВ начислялась заработная плата как оперуполномоченному сотруднику ОВД по г.Мегиону.
Между тем, из послужного списка следует, что вышеуказанный приказ был отменен \лд 11\, фактически в спорный период истец исполнял обязанности плотника по приказу от (дата обезличена) N(номер обезличен).
Согласно ст 1 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденного постановлением Верховного Совета РФ от 23 декабря 1992 года N 4202-1, сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации являются граждане Российской Федерации, состоящие в должностях рядового и начальствующего состава органов внутренних дел или в кадрах Министерства внутренних дел Российской Федерации, которым в установленном настоящим Положением порядке присвоены специальные звания рядового и начальствующего состава органов внутренних дел.
Статья 3 Положения указывает, что правовую основу службы в органах внутренних дел составляют Конституция Российской Федерации, законы и иные правовые акты Российской Федерации, акты Министерства внутренних дел Российской Федерации, настоящее Положение и индивидуальный контракт о службе в органах внутренних дел (контракт).
В силу 17 Закона РФ от 18 апреля 1991 года N 1026-I "О милиции" сотрудниками милиции в Российской Федерации являются граждане Российской Федерации, состоящие на должностях рядового или начальствующего состава органов внутренних дел, которым в установленном порядке присвоены специальные звания рядового или начальствующего состава милиции.
Приказом МВД РФ N1038 от 14 декабря 1999 года утверждена Инструкция о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации.
Согласно п 4.5 указанной Инструкции прием на службу граждан на должности рядового и начальствующего состава органов внутренних дел осуществляется: 1) путем заключения индивидуальных контрактов по форме, установленной Приказом МВД России от 19 июля 1999 года N 526; 2) по конкурсу; 3) посредством назначения на должность. Прием на службу в органы внутренних дел кандидатов (в том числе ранее проходивших службу в органах внутренних дел, а также офицеров запаса) оформляется с учетом требований статей 8,9,59 Положения приказами начальников согласно их компетенции, в соответствии с пунктом 4.6 настоящей Инструкции.
Поскольку контракт о службе с истцом не был заключен, суд правомерно отказал ему в удовлетворении требований о включении вышеуказанного периода в выслугу лет для назначения пенсии на льготных условиях.
Суд сделал правильный вывод о том, что нормы ТК РФ применяются к правоотношениям по прохождению службы в органах внутренних дел в случаях, когда эти правоотношения не урегулированы специальным законодательством: Законом РФ "О милиции", Положением о службе в органах внутренних дел, Инструкцией о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел, поэтому суд правильно указал, что ссылка истца на фактическое допущение к работе необоснованна, поскольку указанными нормативными актами установлен порядок приема на службу сотрудников внутренних дел.
Доводы жалобы истца основаны на ошибочном толковании норм материального права, поэтому не являются основанием к отмене решения суда в этой части.
Согласно справке первого заместителя Командующего ОГВ(с) от МВД России - руководителя ВОГО и П МВД России ЯИВ в период с (дата обезличена) по (дата обезличена) во исполнение Указа Президента РФ от 23 сентября 1999 года N1255с "О мерах по повышению эффективности контртеррористической операции на территории Северо-Кавказского региона РФ" и в соответствии с приказом МВД РФ N197 от 22 февраля 2001 года находился в командировке на территории Северо-Кавказского региона РФ, принимая непосредственное участие в боевых действиях, направленных на пресечение и ликвидацию незаконных вооруженных формирований в Чеченской Республике \лд 8\.
Удостоверением (номер обезличен) от (дата обезличена) подтверждается, что ЯИВ является ветераном боевых действий.
Согласно п "е" ч 3 Постановления Совета Министров - Правительства РФ от 22 сентября 1993 года N941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и их семьям в Российской Федерации" в выслугу лет для назначения пенсий уволенным со службы военнослужащим, лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы засчитывать на льготных условиях один день службы за три дня время непосредственного участия в контртеррористической операции - на основании приказов, издаваемых командирами воинских частей, начальниками органов и подразделений федеральных органов исполнительной власти, военнослужащие и сотрудники которых привлекались для проведения контртеррористической операции, и утвержденных руководителем оперативного штаба по управлению контртеррористической операцией не ранее 3 августа 1998 г. или утвержденных руководителем контртеррористической операции не ранее 10 марта 2006 года, а также время непрерывного нахождения на лечении в госпиталях и других лечебных учреждениях в случае получения ранения, контузии, увечья или заболевания в связи с непосредственным участием в этой операции.
В соответствии со ст 1 Закона РФ от 16 мая 1995 года N 75-ФЗ "О распространении действия Закона Российской Федерации "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и республики Таджикистан, а также выполняющим задачи по защите конституционных прав граждан в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах" на военнослужащий, а также лиц рядового и начальствующего состава, курсантов и слушателей учебных заведений Министерства внутренних дел Российской Федерации, выполняющих и выполнявших задачи в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике" на лиц рядового и начальствующего состава Министерства внутренних дел Российской Федерации, выполнявших задачи в условиях вооруженного конфликта в Чеченской республике, распространено действие Закона РФ "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах".
Согласно ст 2 Закона РФ N4328-1 от 21 января 1993 года "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и республики Таджикистан, а также выполняющим задачи по защите конституционных прав граждан в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах" военнослужащим, выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, для назначения пенсии засчитывается в выслугу лет и трудовой стаж один месяц военной службы за три месяца.
Пунктом 2 Постановления Правительства РФ N280 от 31 марта 1994 года "О порядке установления факта выполнения военнослужащими и иными лицами задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах и предоставления им дополнительных гарантий и компенсаций" установлено предоставлять военнослужащим и сотрудникам дополнительные гарантии и компенсации только за время фактического выполнения ими задач на территории, где введено чрезвычайное положение, либо в местности, которая отнесена к зоне вооруженного конфликта (но не ранее дня введения на соответствующей территории чрезвычайного положения или отнесения местности к зоне вооруженного конфликта и не позднее дня отмены чрезвычайного положения или решения об отнесении к зоне вооруженного конфликта, определенных Правительством Российской Федерации).
Периоды выполнения военнослужащими и сотрудниками задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах оформляются приказами командиров воинских частей, начальников штабов, оперативных и иных групп.
Имеющиеся в деле приказы первого заместителя командующего обьединенной группировкой войск от МВД России - руководителя временной оперативной группировки ОВД и подразделений МВД России подтверждают время фактического участия истца в контртеррористической операции в период его нахождения на территории Северо-Кавказского региона. Это время значительно меньше того периода, который указан в вышеназванной справке, подписанной тем же должностным лицом.
Удовлетворяя требования истца в данной части, суд ошибочно посчитал, что вышеизложенные нормы не требуют от заявителя для получения льготы возложения на него каких-либо обязанностей по выполнению специальных задач, по мнению суда право на льготы зависит от условий службы - прохождения ее в условиях вооруженного конфликта.
Между тем, п 2 Постановления Правительства РФ N280 от 31 марта 1994 года "О порядке установления факта выполнения военнослужащими и иными лицами задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах и предоставления им дополнительных гарантий и компенсаций" устанавливает, что гарантии и компенсации предоставляются военнослужащим и сотрудникам компенсации только за время фактического выполнения ими задач, а вот выполнение этих задач может осуществляться на территории, где введено чрезвычайное положение, либо в местности, которая отнесена к зоне вооруженного конфликта.
Таким образом, решение суда в части удовлетворения требований истца подлежит изменению.
Поскольку приказами первого заместителя Командующего ОГВ(с) от МВД России - руководителя ВОГО и П МВД России от (дата обезличена), (дата обезличена), (дата обезличена), (дата обезличена), (дата обезличена) установлено, что Янгиров ИВ в период с (дата обезличена) по (дата обезличена), с (дата обезличена) по (дата обезличена), с (дата обезличена) по (дата обезличена), с (дата обезличена) по (дата обезличена), с (дата обезличена) по (дата обезличена) фактически принимал участие в контртеррористических операциях на территории Северо-Кавказского региона РФ \лд 36-51\, это время подлежит зачету в выслугу лет для назначения пенсии на льготных условиях из расчета 1 день службы за 3 дня службы.
На основании изложенного и руководствуясь пп 4 п 1 ст 330, ст ст 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Мегионского городского суда от 17 февраля 2012 года изменить в части удовлетворения требований ЯИВ к УМВД России по ХМАО - Югре и ОМВД России по г.Мегиону о признании за ним права на включение дней участия в проведении контртеррористической операции на территории Северо-Кавказского региона с (дата обезличена) по (дата обезличена) в выслугу лет для назначения пенсии на льготных условиях из расчета 1 день службы за 3 дня службы, признать за ЯИВ право на включение дней фактического участия в проведении контртеррористической операции на территории Северо-Кавказского региона в 2003 году: с (дата обезличена) по (дата обезличена) включительно, с (дата обезличена) по (дата обезличена) включительно, с (дата обезличена) по (дата обезличена) включительно, с (дата обезличена) по (дата обезличена) включительно, с (дата обезличена) по (дата обезличена) включительно - в выслугу лет для назначения пенсии на льготных условиях из расчета 1 день службы за 3 дня службы.
В остальной части решение суда оставить без изменения, апелляционные жалобы без удовлетворения.
Председательствующий /подпись/ Е.Е. Борисова
Судьи коллегии: /подпись/ Ю.А. Башкова
/подпись/ М.В. Назарук
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.