Судебная коллегия по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе председательствующего судьи Сухачевой ТА, судей коллегии Борисовой ЕЕ и Башковой ЮА, при секретаре Ткачевой НВ,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Толоконниковой ГА, третье лицо на стороне истца Толоконников АВ, к администрации муниципального образования ХМАО - Югры городской округ город Радужный о признании права на участие в подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище",
по апелляционным жалобам сторон на решение Радужнинского городского суда от 11 января 2012 года, которым постановлено:
иск Толоконниковой ГА к администрации муниципального образования ХМАО - Югры городской округ город Радужный о признании права на участие в подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" удовлетворить частично;
признать незаконным отказ администрации муниципального образования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры городской округ город Радужный от 05 декабря 2011 года в признании Толоконниковой ГА и её семьи участником подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы по основаниям, предусмотренным абз 3 п 1 ст 7 Порядка реализации целевой программы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2011-2013 годы и на период до 2015 года";
в удовлетворении требований о признании Толоконниковой ГА и её семьи участником подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы отказать.
Заслушав доклад судьи Борисовой ЕЕ, истца Толоконникову ГА, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Толоконникова ГА обратилась к администрации г. Радужный с иском о признании права на участие в подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище", мотивируя свои требования тем, что администрация г. Радужный отказала ее семье в признании участником подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище на 2011-2015 годы" на основании пп 7, 9 Постановления Правительства ХМАО - Югры от 05 апреля 2011 года N108-п "О порядке реализации целевой программы ХМАО - Югры "Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2011-2013 годы и на период до 2015 года", поскольку ее семье была предоставлена субсидия на детей в рамках подпрограммы "Доступное жилье молодым", входящей в состав программы ХМАО - Югры "Улучшение жилищных условий населения ХМАО - Югры на 2005-2015 годы". Данный отказ считает незаконным, поскольку субсидией она воспользовалась из средств бюджета автономного округа, перечисление средств имело место 30 декабря 2010 года, а постановление Правительства ХМАО - Югры N 108-п было издано 05 апреля 2011 года и не имеет обратной силы. Просит признать незаконным отказ администрации города Радужный в признании её семьи участником целевой программы "Жилище", признать за её семьей право на участие в подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей" указанной целевой программы.
В судебном заседании истец Толоконникова ГА на иске настаивала, пояснила, что первоначально она обращалась в администрацию г. Радужный по вопросу постановки на учет в августе 2011 года, затем в сентябре 2011 года, и только в ноябре 2011 года она узнала, что заявление может быть подано через отдел делопроизводства администрации г. Радужный.
Третье лицо на стороне истца Толоконников АВ в судебном заседании иск поддержал.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие \лд 45\.
Не согласившись с вышеуказанным решением, истец Толоконникова ГА обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять новое решение, поскольку вывод суда о том, что обращение истца в администрацию г. Радужный 14 октября 2011 года носит консультативный характер, является неверным. Рассмотрев дело в отсутствие ответчика, суд лишил ее возможности установить конкретные даты ее обращений в администрацию г. Радужного по вопросу участия в подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище". Ненадлежащее исполнение своих обязанностей работниками администрации нарушило ее права на участие в указанной подпрограмме.
Представитель ответчика Раджабов РР обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять новое решение, поскольку судом не учтены Правила предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации на предоставление социальных выплат молодым семьям на приобретение (строительство) жилья (Приложение N 4 к подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы"). Одним из условий реализации федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2013 годы является наличие региональной программы по обеспечению жильем молодых семей. Постановлением Правительства ХМАО - Югры от 23 декабря 2010 года N368-п была утверждена целевая программа ХМАО - Югры "Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2011-2013 годы и на период до 2015 года", в соответствии с которой была разработана подпрограмма "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище". В соответствии со ст 10 Бюджетного Кодекса РФ бюджеты субъектов Российской Федерации относятся к бюджетной системе Российской Федерации. Поскольку 07 мая 2007 года семье Толоконниковой ГА из бюджета автономного округа была предоставлена субсидия на имеющихся детей по подпрограмме "Доступное жилье молодым" в рамках закона ХМАО - Югры от 11 ноября 2005 года N 103-оз, отказ в признании семьи Толоконниковой ГА участником подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" является правомерным.
В суде апелляционной инстанции истец Толоконникова ГА доводы апелляционной жалобы поддержала, просила решение суда отменить, с доводами жалобы ответчика не согласилась.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, был извещен.
Проверив материалы дела в пределах доводов жалоб, выслушав истца, обсудив доводы жалоб, судебная коллегия полагает, что решение суда отмене не подлежит.
Судом первой инстанции установлено, что 03 октября 2006 года Толоконникова ГА и Толоконников АВ на основании договора купли-продажи приобрели в совместную собственность жилое помещение, расположенное по адресу: (адрес обезличен) \лд 8-9\.
На основании соглашения об определении долей в праве общей совместной собственности от 11 марта 2010 года за Толоконниковой ГА, Толоконниковым АВ и их несовершеннолетними детьми Толоконниковой ИА, Толоконниковой ДА зарегистрировано по 1/4 доли в праве общей долевой собственности на указанное жилое помещение \лд 10-13\.
Для приобретения жилого помещения в собственность 03 октября 2006 года Акционерным коммерческим Сберегательным банком Российской Федерации Толоконниковой ГА и Толоконникову АВ был предоставлен кредит в размере (данные изъяты) рублей \лд 50-51\.
22 ноября 2011 года Толоконникова ГА обратилась в администрацию города Радужный с заявлением о включении в состав участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы \лд 58-59\.
Письмом от 05 декабря 2011 года Толоконниковой ГА отказано в признании ее семьи участником подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы" на основании ст 7 Постановления Правительства ХМАО - Югры от 05 апреля 2011 года N108-п "О порядке реализации целевой программы ХМАО - Югры "Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2011-2013 годы и на период до 2015 года", поскольку семье истца в 2007 году была предоставлена субсидия на детей в рамках подпрограммы "Доступное жилье молодым", входящей в состав программы ХМАО - Югры "Улучшение жилищных условий населения ХМАО - Югры на 2005-2015 годы". Кроме того, отказ администрации г. Радужный был обусловлен не предоставлением документов, соответствующих перечню, предусмотренному п 2 ст 6 Порядка реализации целевой программы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2011-2013 годы и на период до 2015 года" \лд 47\.
В соответствии со ст 7 Порядка реализации целевой программы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2011-2013 годы и на период до 2015 года", утвержденного вышеуказанным постановлением, уполномоченный орган, уполномоченная организация принимает решение об отказе в признании заявителя участником целевой программы (подпрограммы), в том числе, в случае использования им ранее права на улучшение жилищных условий с использованием государственной поддержки за счет средств бюджетной системы Российской Федерации, кроме участия в подпрограмме "Ипотечное жилищное кредитование" и использования на улучшение жилищных условий материнского (семейного) капитала.
Судом первой инстанции установлено, что семья Толоконниковой ГА была признана участником подпрограммы "Доступное жилье молодым", входящей в состав программы ХМАО - Югры "Улучшение жилищных условий населения ХМАО - Югры на 2005-2015 годы" \лд 52\. Денежные средства по подпрограмме "Доступное жилье молодым" были перечислены в размере (данные изъяты) рублей по платежному поручению N652 от 07 мая 2007 года \лд 15\.
Постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2010 года N1050 была утверждена Федеральная целевая программа "Жилище" на 2011-2015 годы".
В рамках данной федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы была разработана подпрограмма "Обеспечение жильем молодых семей", задачами которой является предоставление молодым семьям-участникам подпрограммы социальных выплат на приобретение жилья экономкласса или строительство индивидуального жилого дома экономкласса; создание условий для привлечения молодыми семьями собственных средств, дополнительных финансовых средств кредитных и других организаций, предоставляющих кредиты и займы, в том числе ипотечных жилищных кредитов для приобретения жилья или строительства индивидуального жилья.
Правилами предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации на предоставление социальных выплат молодым семьям на приобретение (строительство) жилья (Приложение N 4 к подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы") предусмотрены порядок и условия предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации на предоставление социальных выплат молодым семьям на приобретение (строительство) жилья (далее - субсидии).
Согласно пунктам 2 и 3 Правил субсидии предоставляются бюджетам субъектов Российской Федерации, отобранным для участия в подпрограмме в планируемом году на основе конкурсного отбора. Порядок проведения конкурсного отбора субъектов Российской Федерации для участия в подпрограмме устанавливает Министерство регионального развития Российской Федерации. Условиями участия в конкурсном отборе субъекта Российской Федерации являются, в том числе, наличие региональной программы обеспечения жильем молодых семей, предусматривающей предоставление социальных выплат молодым семьям в соответствии с условиями подпрограммы.
Постановлением Правительства ХМАО - Югры от 23 декабря 2010 года N 368-п была утверждена целевая программа Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2011 - 2013 годы и на период до 2015 года".
В соответствии с указанной окружной программой была разработана подпрограмма 2.1 "Обеспечение жильем молодых семей в соответствии с федеральной целевой программой "Жилище" на 2011 - 2015 годы". Государственная поддержка молодых семей осуществляется по данной подпрограмме, а также по подпрограмме 2 "Доступное жилье молодым" (паспорт программы и Раздел 5 Механизм реализации целевой программы). Истец обратилась с заявлением на участие в подпрограмме 2.1.
Таким образом, в целях улучшения жилищных условий молодых семей применительно к территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры разработаны и существуют две автономные подпрограммы: 2.1 "Обеспечение жильем молодых семей в соответствии с федеральной целевой программой "Жилище" на 2011 - 2015 годы" и подпрограмма 2 "Доступное жилье молодым".
Согласно п 5 ст 9 целевой программы ХМАО - Югры "Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2011-2013 годы и на период до 2015 года" общие принципы предоставления субсидий молодым семьям, претендующим на получение государственной поддержки с участием средств федерального бюджета по подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года N 1050.
В соответствии с пп "г" ст 18 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования (приложение N 3 к федеральной целевой программе " Жилище") основанием для отказа в признании молодой семьи участницей подпрограммы является ранее реализованное право на улучшение жилищных условий с использованием социальной выплаты или иной формы государственной поддержки за счет федерального бюджета.
Суд первой инстанции правильно указал, что условия реализации региональной программы, принятой для реализации федеральной программы, не должны противоречить условиям федеральной программы, поэтому пришел к правильному выводу о том, что Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования к подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы" имеют приоритет перед общими положениями ст 7 Порядка реализации целевой программы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2011-2013 годы и на период до 2015 года".
Поскольку истец ранее социальную выплату на приобретение жилья из федерального бюджета не получала, отказ в признании права ее семьи на участие в подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы" суд правомерно признал необоснованным.
В соответствии с п "а" ст 6 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования участником подпрограммы может быть молодая семья, в том числе неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя и одного и более детей, если возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет.
Судом первой инстанции установлено, что Толоконникова ГА обратилась в администрацию города Радужный с заявлением о включении в состав участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы 22 ноября 2011 года \лд 59\.
Из письма от 03 ноября 2011 года \лд 6\ следует, что 14 октября 2011 года истец устно обращалась в администрацию г. Радужный, поэтому суд обоснованно не принял во внимание указанное обращение и доводы жалобы истца в этой части необоснованны.
Суд первой инстанции установил, что на день принятия решения об отказе в признании заявителя участником целевой подпрограммы заявителю Толоконниковой ГА, (дата обезличена) года рождения, исполнилось 33 года; её супругу Толоконникову АВ, (дата обезличена) года рождения, - 36 лет, поэтому семья истца не отвечала требованиям, предъявляемым к возрасту участников подпрограммы.
Таким образом, суд правомерно отказал истцу в иске о признании права на участие в подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище".
Ссылка истца на то, что, рассмотрев дело в отсутствие ответчика, суд лишил ее возможности установить конкретные даты ее обращений в администрацию г. Радужного по вопросу участия в подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище", также необоснованна, поскольку это не мешало истцу собрать соответствующие доказательства самостоятельно, либо ходатайствовать об этом перед судом, кроме того, в судебном заседании 11 января 2012 года истец не возражала против рассмотрения дела в отсутствие представителя ответчика.
На основании изложенного и руководствуясь ст ст 199, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Радужнинского городского суда от 11 января 2012 года оставить без изменения, апелляционные жалобы без удовлетворения.
Председательствующий: /подпись/ Т.А. Сухачева
Судьи: /подпись/ Е.Е. Борисова
/подпись/ Ю.А. Башкова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.