Судебная коллегия по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе председательствующего судьи Сухачевой ТА, судей коллегии Борисовой ЕЕ и Башковой ЮА,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Суетина ЕВ и Суетиной ОВ об оспаривании решения органа местного самоуправления, заинтересованное лицо Департамент жилищной политики ХМАО - Югры,
по кассационной жалобе заявителей Суетина ЕВ и Суетиной ОВ на решение Нижневартовского городского суда от 10 октября 2011 года, которым постановлено:
отказать Суетину ЕВ и Суетиной ОВ в удовлетворении их заявления об оспаривании решения органа местного самоуправления..
Заслушав доклад судьи Борисовой ЕЕ, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Суетин ЕВ и Суетина ОВ обратились с заявлением о признании незаконным решения Управления по жилищной политике администрации города Нижневартовска об отказе в признании их участниками подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище на 2011-2015 годы". Отказ мотивирован тем, что в 2008 году их семья получала субсидию на приобретение жилого помещения. Данное решение считают незаконным, поскольку субсидия в 2008 году была выдана их семье на основании решения Нижневартовского городского суда от 17 сентября 2007 года за счет средств окружного бюджета в рамках Программы ХМАО - Югры "Улучшение жилищных условий населения ХМАО - Югры" на 2005-2015 годы", а не за счет федерального бюджета. Иные субсидии за счет средств федерального бюджета они не получали. В соответствии с пп "г" п 18 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использование, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2010 года N1050, одним из оснований отказа в признании молодой семьи участницей подпрограммы является ранее реализованное право на улучшение жилищных условий с использованием социальной выплаты или иной формы государственной поддержки за счет средств федерального бюджета. Считают, что п 1 ст 7 Постановления Правительства ХМАО - Югры N108-п не соответствует п 18 Правил, поэтому на основании п 2 ст 11 ГПК РФ подлежит применению акт, имеющий большую юридическую силу. Просят признать их семью участницей подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище на 2011 - 2015 годы", взыскать с администрации г. Нижневартовска расходы по оплате госпошлины.
Заявитель Суетин ЕВ в судебном заседании на заявленных требованиях настаивал, пояснил, что окружная программа был принята в целях реализации федеральной программы, вследствие чего, подлежит применению федеральная программа, как акт, имеющий большую юридическую силу. Указанной программой предусмотрен отказ в признании молодой семьи участницей подпрограммы только в случае получения государственной поддержки за счет средств федерального бюджета. В 2008 году он получил субсидию на основании решения Нижневартовского городского суда от 17 сентября 2007 года по Закону ХМАО - Югры от 11 ноября 2005 года N103-оз "О программе ХМАО - Югры "Улучшение жилищных условий населения ХМАО - Югры" из средств окружного бюджета. По решению Нижневартовского городского суда от 26 августа 2010 года социальная выплата ему произведена не была, так как из-за судебных споров программа была закрыта, что подтверждается письмом прокуратуры. Он обращался в администрацию с заявлением на участие в федеральной, а не окружной программе "Жилище".
Заявитель Суетина ОВ в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело в ее отсутствие, на заявленных требованиях настаивала \лд 10\.
Представитель администрации г. Нижневартовска Потамошнева ИН \лд 177\ в судебном заседании требования не признала, пояснила, что в данном случае действуют две автономные программы, федеральная и окружная. Суетины обратились с заявлением о признании их участниками окружной подпрограммы. Поскольку за счет средств окружного бюджета они уже получали субсидию, в признании их участниками подпрограммы было отказано на основании п 1 ст 7 Постановления Правительства ХМАО - Югры от 05 апреля 2011 года N108-п. Администрация города Нижневартовска уполномочена принимать заявления от молодых семей лишь по окружной программе. Полномочия по реализации вопросов федеральной программы администрации города не переданы по настоящее время.
Представитель заинтересованного лица Департамента жилищной политики ХМАО - Югры Лазарева ОА \лд 83-84\ в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело в ее отсутствие \лд 78-82\, представила возражения на жалобу, в которых указала, что решение Управления по жилищной политике администрации города Нижневартовска является правомерным, так как в 2008 году семье заявителей была предоставлена субсидия за счет средств бюджета округа и повторно предоставить социальную выплату на 87,2% состоящую из средств окружного бюджета не представляется возможным. Согласно п 1 ст 7 Порядка реализации целевой программы ХМАО - Югры, утвержденного постановлением Правительства ХМАО - Югры от 05 апреля 2011 года N108п, отказ в признании участником данной целевой программы принимается в случае использования им ранее права на улучшение жилищных условий за счет средств бюджетной системы РФ, куда также включены и бюджеты субъектов РФ. Исходя из системного толкования положений Постановления Правительства РФ от 17 декабря 2010 года N1050 и Постановления Правительства ХМАО - Югры от 05 апреля 2011 года N108-п, условия п 1 ст 7 Порядка реализации целевой программы ХМАО - Югры не противоречат, а дополняют положения п 18 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использование.
Судом принято вышеуказанное решение, которое заявители просят отменить и принять новое решение об удовлетворении заявленных требований, поскольку судом нарушены нормы материального права, не учтены ч 2 и ч 5 ст 76 Конституции РФ. Подпункт "г" п 18 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использование, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года N1050, не содержит оснований отказа в признании участниками программы, указанных в п 1 ст 7 Постановления Правительства ХМАО - Югры от 05 апреля 2011 года N 108-п "О порядке реализации целевой программы ХМАО - Югры "Улучшение жилищных условий населения ХМАО - Югры" на 2011-2013 годы и на период до 2015 года". Из ст ст 9, п 1 ст 11.1 Постановления N 108-п следует, что подпрограмма 2.1 "Обеспечение жильем молодых семей в соответствии с федеральной целевой программой "Жилище" на 2011-2015 годы" принята и регулирует правоотношения сторон именно по Федеральной целевой программе "Жилище" на 2011-2015 годы" на территории ХМАО - Югры, а не по окружной программе, и социальная выплата предоставляется молодым семьям органами местного самоуправления за счет средств местных бюджетов, а также средств федерального бюджета и бюджета автономного округа, передаваемых в виде субсидий в бюджеты муниципальных образований. Суд не применил п 2 ст 11 ГПК РФ. Кроме того, в соответствии п 6 ст 11.1 Постановления N108-п в сводном списке очередность участников подпрограммы 2.1, признанных участниками этой подпрограммы после 1 января 2011 года, определяется в хронологическом порядке по дате подачи заявления для участия в подпрограмме 2.1 в продолжение списка участников подпрограммы 2.1, изъявивших желание получить социальную выплату в виде субсидии в планируемом году, признанных участниками подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы до 1 января 2011 года". Судом не учтено, что решением Нижневартовского городского суда от 26 августа 2010 года семья заявителей была признана участником подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы" до 1 января 2011 года. Выводы суда о том, что заявители обратились с заявлением к ответчику для участия в окружной программе, а не в федеральной, не соответствуют материалам дела.
Представитель заинтересованного лица Департамента жилищной политики ХМАО - Югры Лазарева ОА в возражениях на жалобу просит решение суда оставить без изменения.
Проверив материалы дела в пределах доводов жалобы, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия полагает, что решение суда отмене не подлежит.
Решением Нижневартовского городского суда от 26 августа 2010 года постановлено: признать решение Управления по социальной и молодежной политике администрации города Нижневартовска N569/18-01 от 27 мая 2010 года об отказе в признании семьи Суетиных участницей подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы" незаконным; обязать администрацию города Нижневартовска признать семью Суетиных в составе: Суетин ЕВ, Суетина ОВ, Суетина ДЕ, участницей подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы".
Судом первой инстанции установлено, что 28 июля 2011 года Суетин ЕВ и Суетина ОВ обратились в администрацию города Нижневартовска с заявлением о признании участниками подпрограммы 2.1 "Обеспечение жильем молодых семей в соответствии с федеральной целевой программой "Жилище" на 2011-2015 годы" \лд 19-20\.
Письмом Управления по жилищной политике администрации города Нижневартовска от 10 августа 2011 года Суетину ЕВ и Суетиной ОВ отказано в признании их семьи участником подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы" на основании п 1 ст 7 Постановления Правительства ХМАО - Югры от 05 апреля 2011 года N108-п "О порядке реализации целевой программы ХМАО - Югры "Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2011-2013 годы и на период до 2015 года", поскольку семья заявителей в 2008 году получила государственную поддержку за счет средств окружного бюджета в виде субсидии на приобретение жилого помещения в рамках Закона ХМАО - Югры от 11 ноября 2005 года N103-оз "О программе ХМАО - Югры "Улучшение жилищных условий населения ХМАО - Югры на 2005-2015 годы".
В соответствии со ст 7 Порядка реализации целевой программы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2011-2013 годы и на период до 2015 года", утвержденного вышеуказанным постановлением, уполномоченный орган, уполномоченная организация принимает решение об отказе в признании заявителя участником целевой программы (подпрограммы), в том числе, в случае использования им ранее права на улучшение жилищных условий с использованием государственной поддержки за счет средств бюджетной системы Российской Федерации, кроме участия в подпрограмме "Ипотечное жилищное кредитование" и использования на улучшение жилищных условий материнского (семейного) капитала.
В судебном заседании установлено, что в 2008 году на основании решения Нижневартовского городского суда от 17 сентября 2007 года Суетину ЕВ была предоставлена субсидия в порядке и размерах, предусмотренных подпрограммой 2 "Доступное жилье молодым" Закона ХМАО от 11 ноября 2005 года N 103-оз.
Постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2010 года N1050 была утверждена Федеральная целевая программа "Жилище" на 2011-2015 годы", то есть после принятия судом решения суда от 26 августа 2010 года, поэтому данным решением заявители не могли быть признаны участниками указанной программы и доводы жалобы в этой части необоснованны.
В рамках данной федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы была разработана подпрограмма "Обеспечение жильем молодых семей", задачами которой является предоставление молодым семьям-участникам подпрограммы социальных выплат на приобретение жилья экономкласса или строительство индивидуального жилого дома экономкласса; создание условий для привлечения молодыми семьями собственных средств, дополнительных финансовых средств кредитных и других организаций, предоставляющих кредиты и займы, в том числе ипотечных жилищных кредитов для приобретения жилья или строительства индивидуального жилья.
Правилами предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации на предоставление социальных выплат молодым семьям на приобретение (строительство) жилья (Приложение N 4 к подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы") предусмотрены порядок и условия предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации на предоставление социальных выплат молодым семьям на приобретение (строительство) жилья (далее - субсидии).
Согласно пунктам 2 и 3 Правил субсидии предоставляются бюджетам субъектов Российской Федерации, отобранным для участия в подпрограмме в планируемом году на основе конкурсного отбора. Порядок проведения конкурсного отбора субъектов Российской Федерации для участия в подпрограмме устанавливает Министерство регионального развития Российской Федерации. Условиями участия в конкурсном отборе субъекта Российской Федерации являются, в том числе, наличие региональной программы обеспечения жильем молодых семей, предусматривающей предоставление социальных выплат молодым семьям в соответствии с условиями подпрограммы.
Постановлением Правительства ХМАО - Югры от 23 декабря 2010 года N 368-п была утверждена целевая программа Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2011 - 2013 годы и на период до 2015 года".
В соответствии с указанной окружной программой была разработана подпрограмма 2.1 "Обеспечение жильем молодых семей в соответствии с федеральной целевой программой "Жилище" на 2011 - 2015 годы". Государственная поддержка молодых семей осуществляется по данной подпрограмме, а также по подпрограмме 2 "Доступное жилье молодым" (паспорт программы и Раздел 5 Механизм реализации целевой программы). Заявители обратились с заявлениями на участие именно в этой программе, которая является окружной.
Таким образом, в целях улучшения жилищных условий молодых семей применительно к территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры разработаны и существуют две автономные программы: федеральная и окружная.
Пунктом 6 ст 6 Порядка реализации целевой программы ХМАО - Югры "Улучшение жилищных условий населения ХМАО - Югры на 2011 - 2013 годы и на период до 2015 года", утвержденного Постановлением Правительства ХМАО - Югры от 5 апреля 2011 года N 108-п, предусмотрено, что в отношении граждан, относящихся к категориям: молодые семьи (кроме молодых семей по федеральной целевой программе), представители коренных и малочисленных народов, служащие, очередники, граждане, проживающие в приспособленных помещениях, участники федеральных целевых программ, иные заявители, уполномоченным органом является уполномоченная организация.
По гражданам, относящимся к категории молодых семей по федеральной целевой программе, уполномоченным органом является орган местного самоуправления муниципального района или городского округа по месту их постоянного жительства.
Распоряжением администрации города Нижневартовска от 05 октября 2011 года N 1540-р уполномоченным органом по реализации окружной подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей в соответствии с федеральной целевой программой "Жилище" на 2011-2015 годы" определено управление по жилищной политике администрации г. Нижневартовска.
Форма заявления на участие в федеральной целевой подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей" предусмотрена Правилами предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования (приложение N 3 к подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы") и отлична от формы на участие в окружной программе.
Таким образом, суд правильно указал, что доводы заявителей о том, что они обратились с заявлением на участие в федеральной подпрограмме, опровергаются материалами дела.
Суд установил, что в 2008 году на основании решения Нижневартовского городского суда от 17 сентября 2007 года Суетину ЕВ была предоставлена субсидия в порядке и размерах, предусмотренных подпрограммой 2 "Доступное жилье молодым" Закона ХМАО от 11 ноября 2005 года N 103-оз. Финансирование данной подпрограммы осуществлялось из средств окружного бюджета.
В соответствии со ст 10 Бюджетного Кодекса РФ бюджеты субъектов Российской Федерации относятся к бюджетной системе Российской Федерации.
В соответствии с ч 4 ст 258 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.
Суд правильно отказал заявителям в удовлетворении их требований, поскольку они ранее реализовали свое право на получение средств государственной поддержки в рамках региональной программы.
Ссылка жалобы на подпункт "г" п 18 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использование, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года N1050, необоснованна, поскольку заявители с заявлением на участие в федеральной программе не подавали.
Доводы жалобы основаны на неправильном понимании норм материального права, поэтому не являются основанием к отмене решения суда.
На основании изложенного и руководствуясь ст ст 360, 361, 367 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Нижневартовского городского суда от 10 октября 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий /подпись/ Т.А. Сухачева
Судьи коллегии: /подпись/ Е.Е. Борисова
/подпись/ Ю.А. Башкова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.