Постановление Суда Ханты-Мансийского автономного округа от 23 июля 2012 г.
(Извлечение)
Председатель суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры Бабинов В.К., рассмотрев надзорную жалобу Туниекова А.А. на постановление государственного инспектора Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 28 февраля 2012 года и решение судьи Нижневартовского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 29 марта 2012 года, вынесенные в отношении Туниекова А.А. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением государственного инспектора Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 28 февраля 2012 года (N 351-ВК/20), оставленным без изменения решением судьи Нижневартовского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 29 марта 2012 года, должностное лицо - начальник управления по природопользованию и экологии администрации города Нижневартовска Туниеков А.А., признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 стати 8.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере двух тысяч рублей.
В поданной в суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в порядке надзора жалобе, Туниеков А.А. просит состоявшиеся по делу об административном правонарушении постановление должностного лица и судебное решение отменить ввиду их незаконности и необоснованности.
Изучив материалы истребованного дела об административном правонарушении, доводы надзорной жалобы, оснований для ее удовлетворения и отмены или изменения принятых по делу постановления и судебного решения не нахожу.
Из материалов дела об административном правонарушении следует, что территориальными органами Росприроднадзора в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре по поручению Министра природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 14 июля 2011 года проведена рейдовая проверка в протоке Вартовской Оби, в ходе которой на правой береговой полосе протоки Вартовская Обь в районе старого Вартовска, на расстоянии около 1200 метров от границы городской набережной выше по течению, обнаружено размещение строительного мусора.
В связи с проводимым расследованием по установленным фактам у администрации города Нижневартовска истребованы документы, из которых установлено, что: свалка строительных отходов находится на обследованном участке на протяжении 8 - 10 лет; береговая полоса протоки Вартовская Обь в районе старого Вартовска находится в границах города Нижневартовска, в зоне ответственности Управления по природопользованию и экологии администрации города Нижневартовска.
Согласно п.п. 1, 6, 7, 8 ч. 3 ст. 29 Устава города Нижневартовска (в редакции, действовавшей на момент возникновения правоотношений), в целях решения вопросов местного значения администрация города обладает следующими полномочиями в области использования земли, охраны природы, недропользования: управляет и распоряжается земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, обособленными водными объектами на территории города Нижневартовска, расположенными в границах города Нижневартовска; в пределах своей компетенции осуществляет муниципальный земельный контроль за использованием земель города Нижневартовска; организует мероприятия по охране окружающей среды в границах города Нижневартовска; организует сбор, вывоз, утилизацию и переработку бытовых и промышленных отходов.
В соответствии с пунктом 1.1 Положения об управлении по природопользованию и экологии администрации города Нижневартовска, утвержденного распоряжением главы города Нижневартовска от 8 декабря 2005 года N 1466-р, Управление по природопользованию и экологии администрации города является структурным подразделением администрации города, осуществляет деятельность, направленную на реализацию компетенции органов местного самоуправления в области охраны окружающей среды, определенной в Федеральном законе от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (л.д. 21).
Из диспозиции ч. 2 статьи 8.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (действовавшей на момент возникновения правоотношений) следует, что административно-противоправным и наказуемым признается нарушение режима использования земельных участков и лесов в водоохранных зонах.
Факт совершения Туниековым А.А. административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и его виновность подтверждены совокупностью исследованных и оцененных доказательств: распоряжением главы города Нижневартовска "О переводе Туниекова А.А." (л.д. 11); распоряжением главы города Нижневартовска "Об утверждении Положения об управлении по природопользованию и экологии администрации города" и данным Положением (л.д. 12, 13-23); Должностной инструкцией начальника управления по природопользованию и экологии администрации города (л.д. 27-32).
Достоверность и допустимость перечисленных доказательств сомнений не вызывает.
Согласно статьям 4, 39 Федеральный закон от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются: земли, недра, почвы; поверхностные и подземные воды; леса и иная растительность, животные и другие организмы и их генетический фонд; атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство.
Юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.
Собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий (ст. 42 Земельного кодекса Российской Федерации).
В силу п. 1 статьи 51 Федеральный закон от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", статьей 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к полномочиям органов местного самоуправления.
В силу статьи 13 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.
В соответствии со статьей 10, подпункта 5 пункта 1 статьи 11 Федеральный закон от 06 октября 2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", местное самоуправление осуществляется на всей территории Российской Федерации в городских поселениях, муниципальных районах, городских округах. В состав территории городского поселения могут входить один город или один поселок, а также в соответствии с генеральным планом городского поселения территории, предназначенные для развития его социальной, транспортной и иной инфраструктуры (включая территории поселков и сельских населенных пунктов, не являющихся муниципальными образованиями).
В соответствии со статьей 1 Закона Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 25 ноября 2004 года N 63-оз "О статусе и границах муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа - Югры", город Нижневартовск в границах, установленных согласно приложениям 9, 10 к данному Закону, с находящимся в его составе населенным пунктом городом Нижневартовском (административный центр), является городским округом.
Таким образом, правая береговая полоса протоки Вартовская Обь в районе старого Вартовска, на расстоянии около 1200 метров от границы городской набережной выше по течению, расположена в границах города Нижневартовска и находится в зоне ответственности Управления по природопользованию и экологии администрации города Нижневартовска.
Нельзя согласиться с доводом надзорной жалобы о том, что Туниеков А.А. как должностное лицо структурного подразделения органа местного самоуправления не является субъектом вменяемого ему административного правонарушения. Данный довод заявителя несостоятелен и основан на неверном толковании норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и правовых норм, регулирующих возникшие правоотношения.
Судьей районного суда в решении по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении приведен надлежащий анализ положений нормативных правовых актов, в том числе Устава города Нижневартовска.
Субъектами административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являются граждане, должностные лица, индивидуальные предприниматели и юридические лица.
Под должностным лицом в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации (примечание к статье 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Согласно представленным в материалах дела об административном правонарушении нормативно-правовым актам: Уставу города Нижневартовска, Положению об управлении по природопользованию и экологии администрации города Нижневартовска и Должностной инструкции начальника управления по природопользованию и экологии администрации города Нижневартовска; распоряжению главы города Нижневартовска от 2 ноября 2010 года N 474-лс; - Управление по природопользованию и экологии администрации города Нижневартовска и глава данного Управления в соответствии с возложенными задачами осуществляют функции по вопросам участия в организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов; ведут учет и осуществляют оценку объемов отходов производства на объектах, расположенных на подведомственной территории, независимо от форм собственности и подчинения; координируют работы по санитарному содержанию территорий, осуществляют контроль за санитарным состоянием и производством работ по содержанию территорий в пределах городской черты; проводят мероприятия, направленные на предотвращение, выявление и пресечение нарушений законодательства в области природопользования и охраны окружающей природной среды на всей территории городского округа; приостанавливают хозяйственную и иную деятельность юридических и физических лиц при нарушении ими законодательства в области охраны окружающей природной среды.
Вопреки утверждению заявителя, должностным лицом и судьей городского суда правильно установлены признаки бездействия Туниекова А.А. То обстоятельство, что Управлением выполнялись только функции организации мероприятий по охране окружающей природной среды, что выразилось в принятии различных положений, не свидетельствует о том, что администрацией города Нижневартовска выполнялись функции, возложенные на нее как федеральным законодательством, так и Уставом города Нижневартовска.
Как указывалось, из представленных в территориальное подразделение Росприроднадзора в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре материалов следует, что о наличии свалки бытовых отходов, в администрации города Нижневартовска знали задолго до проведения рейдовых мероприятий, но никаких фактических и практических действий не предпринималось. Утверждения об обратном, материалами дела об административном правонарушении не подтверждаются.
Ссылки заявителя на заключенные муниципальные контракты по очистке городских земель от несанкционированных свалок не могут быть приняты во внимание, поскольку уполномоченным органом установлены факты, а судом доказано наличие действующей свалки на правой береговой полосе протоки Вартовская Обь в районе старого Вартовска, на расстоянии около 1200 метров от границы городской набережной выше по течению.
Событие и состав правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в действиях должностного лица - Туниекова А.А. нашли свое подтверждение.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены. Административное наказание назначено в пределах санкции ч. 2 статьи 8.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии с требованиями ст.ст. 3.1, 3.5, 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Оснований для снижения наказания не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13, 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
ПОСТАНОВИЛ:
постановление государственного инспектора Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 28 февраля 2012 года и решение судьи Нижневартовского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 29 марта 2012 года, вынесенные в отношении Туниекова А.А. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу Туниекова А.А. - без удовлетворения.
Председатель суда
Ханты-Мансийского автономного округа - Югры подпись В.К. Бабинов
Верно:
Председатель суда
Ханты-Мансийского автономного округа - Югры В.К. Бабинов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.