Судебная коллегия по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе:
председательствующего судьи Ивановой И.Е.
судей Цыганкова С.Л., Дука Е.А.
при секретаре Олиярник Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по иску Пьянзиной Анастасии Семеновны к администрации города Нефтеюганска о внеочередном предоставлении жилья,
по апелляционной жалобе администрации г.Нефтеюганска на решение Нефтеюганского районного суда от 14 июня 2012 года, которым исковые требования удовлетворены.
Заслушав доклад судьи Дука Е.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Пьянзина А.С. обратилась в суд с вышеуказанным иском к ответчику, ссылаясь на то, что является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. (дата обезличена) над ней, сестрами и братом было установлено попечительство старшей сестры Габдрахмановой Л.С. (дата обезличена) году за ними закреплено жилое помещение в виде трехкомнатной квартиры, общей площадью 55,2 кв.м, жилой площадью 34,8 кв.м, на состав семьи 6 человек, по адресу: (адрес обезличен) (адрес обезличен), (адрес обезличен), то есть без соблюдения учетной нормы, в связи с чем она не обеспечена жилым помещением.
Истец, ее представитель Матрохина Т.Р. в судебном заседании исковые требования поддержали, суду пояснили, что в квартире, где проживают 7 человек, из которых два инвалида, места для проживания нет, в результате чего истец вынуждена снимать жилье.
Представитель ответчика Штолинская С.В. исковые требования не признала, суду пояснила, что в силу положений Федерального Закона N 159-ФЗ жильем обеспечиваются лица из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не обеспечены жилой площадью. Истец же в списках нуждающихся на получение жилья не состоит, а поскольку истец и не обращалась с заявлением для включения в списки очередников на получение жилья, соответственно, ответчик не отказывал ей в постановке на учет в качестве нуждающихся в получении жилья.
Представитель третьего лица Комитета опеки и попечительства администрации города Нефтеюганска с исковыми требованиями согласен, просит дело рассмотреть в его отсутствие.
Суд постановил изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель администрации г.Нефтеюганска Штолинская С.В. просит решение суда отменить, ссылаясь на неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела, нарушение норм материального права. В обоснование доводов апелляционной жалобы ссылается на доводы, изложенные в судебном заседании. Указала, что судом не решен вопрос о вступлении в дело Департамента социального развития ХМАО-Югры. Считает, что факт статуса сироты не свидетельствует о возникновении обязанности у администрации обеспечивать ее жильем вне очереди ввиду наличия у истца закрепленного жилого помещения. Учет истца в Комитете опеки и попечительства администрации г.Нефтеюганска осуществлен не в качестве лица, имеющего право на обеспечение жильем, а с целью предоставления иных социальных гарантий. На дату установления опеки в отношении истца и позднее Пьянзина в реестр детей, нуждающихся по окончании опеки в предоставлении жилой площади, не включалась. Полагает, что на орган местного самоуправления не может быть возложена обязанность по обеспечению жильем категории, не определенной федеральным законом, в частности детей, оставшихся без попечения родителей, но обеспеченных жилой площадью.
Судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон, представителя третьего лица, извещенных о времени и месте рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции (ч.1 ст.327, ч.3 ст.167ГПК РФ).
Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы, (ч.1 ст.327.1 ГПК РФ), обсудив их, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда.
Как установлено судом и видно из материалов дела, Пьянзина А.С. относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей, и не обеспечена жилым помещением по норме предоставления.
В соответствии с п.2 ч.2 ст.57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства).
Согласно п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
В силу ч.2 ст.15 Жилищного кодекса Российской Федерации жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, суд обоснованно исходил из того, что за Пьянзиной А.С. до совершеннолетия было закреплено жилое помещение, расположенное по адресу: (адрес обезличен), (адрес обезличен), (адрес обезличен), общей площадью 55, 2 кв.м, где проживали 6 человек, в связи с чем истица была нуждающейся в получении жилья ввиду обеспеченности жилой площадью менее учетной нормы.
Частью 3 статьи 40 Конституции РФ установлен круг лиц, которые обеспечиваются жильем в соответствии с установленными законом нормами из государственных, муниципальных и других жилищных фондов бесплатно или за доступную плату на условиях социального найма. К числу таких лиц отнесены и дети-сироты и дети, оставшихся без попечения родителей. В связи с чем доводы апелляционной жалобы о том, что предоставление жилых помещений указанной категории лиц из числа детей-сирот возможно только в случае признания их малоимущими, являются несостоятельными, поскольку не основаны на законе.
Статья 8 Федерального закона от 21.12.1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" ограничений для реализации права на внеочередное предоставление жилых помещений, связанных с признанием детей, оставшихся без попечения родителей, малоимущими, не содержит.
При решении вопроса о возможности обеспечения жилым помещением во внеочередном порядке указанной категории граждан обстоятельством, имеющим значение для дела, является нуждаемость в жилом помещении, факт наличия которой судом установлен.
Ведение реестра детей-сирот, подлежащих обеспечению жилой площадью, предусмотрено приказом Департамента труда и социальной политики ХМАО-Югры от 14 июля 2009 N292-р.
Согласно п.1 названного Приказа и рекомендаций к нему, дети-сироты включаются в реестр нуждающихся не с момента окончания обучения или прекращения действия опеки, а с момента придания статуса несовершеннолетнему ребенка-сироты либо ребенка, оставшегося без попечения родителей, и при отсутствии у него жилого помещения на праве собственности либо на праве пользования по договору социального найма.
Полагающееся по закону жилое помещение по договору социального найма истице не предоставлено, орган опеки и попечительства и администрация г. Нефтеюганска незаконно бездействовали и не принимали мер по постановке Пьянзиной А.С. на учет и предоставлению жилого помещения, ошибочно полагая об отсутствии на то оснований в связи с наличием закрепленного жилого помещения.
Таким образом, у истицы, как нуждающейся в жилом помещении, имеется право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма.
Иное толкование закона ставило бы в неравное положение лиц из числа детей-сирот и лиц, оставшихся без попечения родителей, имеющих закрепленные жилые помещения и обеспеченных жилой площадью ниже учетной нормы на одного человека, по сравнению с гражданами той же льготной категории, не имеющими закрепленных жилых помещений, которым гарантировано право на получение жилых помещений по норме предоставления вне очереди.
Утверждение о том, что на орган местного самоуправления не может быть возложена обязанность по обеспечению жильем категории, не определенной федеральным законом, в частности детей, оставшихся без попечения родителей, но обеспеченных жилой площадью, не основано на законе.
П. "ж" ч.1 ст. 72, ч.2 ст. 76 Конституции Российской Федерации, ст. 5 Федерального закона от 24 июля 1998 N124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" относят вопросы социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к ведению субъектов РФ.
Закон ХМАО - Югры от 20 июня 2006 N60-оз "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа - Югры отдельным государственным полномочием по предоставлению социальной поддержки по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями"
наделяет органы местного самоуправления округа, в том числе и города Нефтеюганска, отдельным государственным полномочием по предоставлению социальной поддержки по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями.
Доводы апелляционной жалобы по существу сводятся к переоценке установленных судом обстоятельств и не опровергают правильные выводы суда.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые привели или могли бы привести к неправильному разрешению спора, судом первой инстанции не допущено.
Оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 327, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Нефтеюганского районного суда от 14 июня 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации г.Нефтеюганска - без удовлетворения.
Председательствующий судья Иванова И.Е.
Судьи: Цыганков С.Л.
Дука Е.А.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.