Решение Суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 19 июня 2012 г.
(Извлечение)
Судья Суда Ямало-Ненецкого автономного округа Л.Ю.Акбашева при секретаре судебного заседания Ганжуровой М.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Клементьева О.П. на постановление судьи Салехардского городского суда от 5 июня 2012 года о привлечении к административной ответственности,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением судьи Салехардского городского суда от 5 июня 2012 года О.П.Клементьев был признан виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.5.12 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере 1 000 руб.
Основанием для привлечения к административной ответственности послужил факт изготовления в феврале 2012 года в период предвыборной компании по выборам Президента Российской Федерации агитационного материала "Коммунист Ямала" N 2 (47) за февраль 2012 года без оплаты его изготовления за счет средств избирательного фонда кандидата в Президенты Российской Федерации и распространения среди неопределенного круга лиц - жителей г.Салехард ЯНАО - без представления его экземпляра или копии в избирательную комиссию ЯНАО вместе со сведениями об адресе (месте жительства) лица, его заказавшего и изготовившего.
В жалобе на постановление, поданной в суд ЯНАО, О.П.Клементьев просит о его отмене и прекращении производства по делу об административном правонарушении ввиду отсутствия в его действиях состава административного правонарушения. Указал, что вывод суда о том, что материал носит агитационный характер, является ошибочным, поскольку он представляет собой социальную рекламу, преследовал целью формирование патриотического сознания граждан, не содержит упоминания о выборах Президента РФ, избирательном объединении Всероссийской политической партии "Единая Россия", его символов, логотипов, а также призывов голосовать.
В судебном заседании суда ЯНАО О.П.Клементьев поддержал требования и доводы жалобы.
Участковый уполномоченный отдела МВД России по г.Салехард лейтенант полиции А.В.Лаптиев, составивший протокол об административном правонарушении, в судебное заседание не явился.
Заслушав пояснения Клементьева О.П., исследовав материалы дела, прихожу к следующему.
Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ в подъезде N "адрес" в "адрес" путем раскладки в почтовые ящики был распространен информационный бюллетень комитета Салехардского городского отделения РО ПП КПРФ в ЯНАО "Коммунист Ямала" N 2 (47) за февраль 2012 года, который 22 февраля 2012 года был изготовлен председателем комитета Клементьевым О.П.
Информационный бюллетень был изготовлен и распространен в период предвыборной кампании по выборам Президента Российской Федерации, назначенным на 4 марта 2012 года, что лицами, участвующими в деле, не оспаривалось.
В соответствии с п.1 ст.8 Федерального закона от 10.01.2003 N 19-ФЗ "О выборах Президента Российской Федерации" граждане Российской Федерации, политические партии, иные общественные объединения вправе в любых допускаемых законом формах и законными методами проводить предвыборную агитацию.
Под предвыборной агитацией в настоящем Федеральном законе понимается деятельность, осуществляемая в период избирательной кампании по выборам Президента Российской Федерации и имеющая целью побудить или побуждающая избирателей к голосованию за кандидата (кандидатов) либо против кандидата (кандидатов).
Более полно виды и способы предвыборной агитации раскрыты в ст.49 того же Федерального закона.
Так, в соответствии с п.1 ст.49 ФЗ N 19-ФЗ в период проведения избирательной кампании предвыборной агитацией признаются:
1) призывы голосовать за или против кандидата (кандидатов);
2) выражение предпочтения какому-либо кандидату, какой-либо политической партии, выдвинувшей кандидата, в частности указание, за какого кандидата будет голосовать избиратель (за исключением случая опубликования (обнародования) результатов опроса общественного мнения в соответствии с пунктом 2 статьи 47 настоящего Федерального закона);
3) описание возможных последствий избрания или неизбрания кандидата;
4) распространение информации с явным преобладанием сведений о каких-либо кандидатах, политических партиях, выдвинувших кандидатов, в сочетании с позитивными либо негативными комментариями;
5) распространение информации о деятельности кандидата, не связанной с его профессиональной деятельностью или исполнением им своих служебных (должностных) обязанностей;
6) деятельность, способствующая формированию положительного или отрицательного отношения избирателей к кандидату, политической партии, к которой принадлежит данный кандидат, политической партии, выдвинувшей кандидата;
Анализируя содержание информационного бюллетеня, судья пришел к верному выводу о том, что оно носит характер предвыборной агитации, поскольку направлено на формирование общественного мнения о несостоятельности зарегистрированного кандидата в Президенты Российской Федерации от политической партии "Единая Россия" Путина В.В. как экс-президента и премьер-министра Российской Федерации "в решении кардинальных проблем обороны страны, устранения недостатков и просчетов своих предшественников", что следует из преамбулы бюллетеня.
Доводы Клементьева О.П. в судебном заседании о том, что в преамбуле опубликована цитата из резолюции митинга членов политической партии "Коммунистическая партия Российской Федерации", состоявшегося 23 февраля 2012 года, а не его авторский текст, доказательством обратного являться не могут, поскольку данное обстоятельство правового значения для существа настоящего дела не имеет.
Следует принять во внимание и то обстоятельство, что информационный бюллетень распространялся одновременно с информационно-агитационным листком Регионального отделения "Коммунист Ямала" политической партии "Коммунистическая партия Российской Федерации" в Ямало-Ненецком автономном округе, изготовленным МУП "Дом печати "Северная вахта" по заказу кандидата на должность президента Российской Федерации Зюганова Г.А. с оплатой за счет средств его избирательного фонда, а сам О.П.Клементьев являлся его официальным уполномоченным представителем по финансовым вопросам (л.д.30), что в совокупности преследовало целью формирование позитивного мнения потенциальных избирателей именно в отношении кандидата в Президенты Российской Федерации от данной политической партии.
Таким образом, предвыборная агитация должна была осуществляться в строгом соответствии с требованиями избирательного законодательства РФ.
В соответствии с пунктом 5 ст. 48 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ" от 12.06.2002 N 67-ФЗ, расходы на проведение предвыборной агитации осуществляются исключительно за счет средств соответствующих избирательных фондов в установленном законом порядке.
Согласно п.3 ст. 54 указанного Федерального закона экземпляры печатных агитационных материалов или их копии до начала их распространения должны быть представлены кандидатом в соответствующую избирательную комиссию. Вместе с указанными материалами должны быть также представлены сведения о месте нахождения (об адресе места жительства) организации (лица), изготовившей и заказавшей (изготовившего и заказавшего) эти материалы.
Невыполнение указанных обязанностей образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.5.12 КоАП РФ.
Как следует из протокола об административном правонарушении от 5 апреля 2012 года (л.д.1), состав административного правонарушения выразился в том, что 22 февраля 2012 года руководитель фракции КПРФ в г.Салехард О.П.Клементьев на оргтехнике в офисе, расположенном по адресу: "адрес", изготовил и распечатал агитационный материал "Коммунист Ямала" N 2 (47) за февраль 2012 года в количестве 999 экземпляров, затратив на это денежные средства вне средств избирательного фонда с нарушением п.5 ст.48 Федерального закона от 12.06.2002 N 67 "Об основных гарантиях избирательных прав и прав на участие в референдуме граждан Российской Федерации", и передал для распространения представителям КПРФ, при этом не предоставил экземпляр в окружную избирательную комиссию.
Факт совершения административного правонарушения объективно подтвержден.
Тот факт, что изготовление информационного бюллетеня не было оплачено за счет средств избирательного фонда кандидата в Президенты РФ от политической партии "Коммунистическая партия Российской Федерации" Зюганова Г.А., следует из объяснений Клементьева О.П. (л.д.17, 17-об); не направление копий информационного бюллетеня - из тех же объяснений, а также письма Избирательной комиссии Ямало-Ненецкого автономного округа от 29.02.2012 года N 01-17\503 (л.д.31-33).
Как следует из информационного бюллетеня, ответственным за его выпуск является О.П.Клементьев.
Таким образом, основания для привлечения его к административной ответственности имелись.
Следует принять во внимание и то обстоятельство, что данное правонарушение могло быть совершено с любой формой вины: как умысла, так и неосторожности, и лицо, его совершившее, могло добросовестно заблуждаться относительно правомерности совершаемых им действий.
Однако данное обстоятельство основанием для освобождения от административной ответственности являться не может.
Порядок привлечения Клементьева О.П. как депутата Законодательного собрания ЯНАО к административной ответственности не нарушен, поскольку указанные действия были совершены им не в связи с исполнением депутатских обязанностей.
Протокол по делу об административном правонарушении составлен уполномоченным лицом, назначенное административное наказание соответствует санкции статьи.
При наличии таких обстоятельств оснований для отмены или изменения обжалуемого постановления не усматривается.
На основании изложенного, руководствуясь ст.30.9 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
Постановление судьи Салехардского городского суда от 5 июня 2012 года оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Судья подпись Л.Ю.Акбашева
Копия верна
Судья Л.Ю. Акбашева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.