Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия в составе председательствующего Пащенко Н.В. и судей коллегии Семенова Б.С., Гончиковой И.Ч. при секретаре Очировой Д.Р., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Улан-Удэ 15августа 2012г. делопо апелляционной жалобе представителя Министерства строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса РБ Чупровой О.В. на решение Муйского районного суда РБ от 21 мая 2012 г.,которым постановлено:
Исковые требования Архиповой Татьяны Николаевны к Администрации муниципального образования "Муйский район", Министерству строительства и жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия" о восстановлении в очереди на получение жилищной субсидии, понуждению предоставлении жилищной субсидии, удовлетворить.
Обязать Администрацию муниципального образования "Муйский район" восстановить Архипову Татьяну Николаевну в список очередников, имеющих право на получение субсидии, по категории " "А"" на дату подачи заявления 3.08.1995 года.
Обязать Министерство строительства и жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия предоставить Архиповой Татьяне Николаевне с учетом членов семьи жилищную субсидию для лиц, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, по дате постановки на учет 3.08.1995 г., по категории " "А"".
Заслушав доклад судьи Пащенко, выслушав представителя истицы Телкова Л.С., представителя ответчика Министерства строительства и жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия Меркушеву Н.Ю., ознакомившись с материалами дела и доводами апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Архипова обратилась в суд с иском к Администрации МО "Муйский район", Министерству строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия о восстановлении ее в очереди на получение жилищной субсидии на дату подачи заявления 3.08.1995 г., о возложении обязанности предоставить жилищную субсидию истице и членам ее семьи исходя из постановки на очередь по указанной дате, как лицу, относящемуся к категории "А".
Иск мотивирован тем, с 3.08.1995 г. в очереди на получение жилищной субсидии состоит муж истицы А..
18.12.1996 года Архипова обращалась в Администрацию МО "Муйский район" с заявлением о постановке ее на учет граждан, имеющих право на получение жилищной субсидии, однако в 2011 г. ей стало известно, что с 03.08.1995 г. в очереди на получение жилищной субсидии стоит только А., который в 2011 г. был переведен из категории " "А"" в категорию "пенсионеры" в связи с отменой "...", с чем Архипова не согласна, так как с 2009 г. она также является "..." и имеет самостоятельное право на получение жилищной субсидии по категории " "А"". Истица считает, что имеет право на восстановление в очереди с момента постановки на очередь ее супруга, с 3.08.1995 г., так как в 1995 г. Архипова, также как и ее супруг, имела необходимый стаж работы для постановки на очередь.
В судебном заседании представитель Архиповой Телков исковые требования поддержал в полном объёме.
Представитель Администрации МО "Муйский район" Грынык О.А., исковые требования не признала, как и Министерство строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия, направившее в суд отзыв на иск.
Суд постановил вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе представитель Министерства строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса РБ Чупрова О.В. просит отменить решение суда, мотивируя тем, что из Постановления Совета Министров - Правительства РФ от 10.12.1993 г. N 1278 следует, что субсидии предоставляются семьям. Из чего следует, что Архипова не могла быть поставлена на учет в качестве имеющей право получения жилищной субсидии отдельно от супруга. Кроме того, автор жалобы полагает, что дана неверная оценка заявлению истицы от 18.12.1996 года. В этом заявлении указывалось, что Архипова просит поставить ее в очередь на получение квартиры вместе с супругом, который уже стоит в указанной очереди с 1995 года. Перерегистрацию истица проходила вместе с мужем, как член его семьи. Перевод очереди с сохранением даты постановки на учет и номера учетного дела А. на истца Архипову в связи с получением последней "..." в 2010 году, Администрацией МО "Муйский район" был произведен с нарушением требований законодательства, в связи с чем данное нарушение устранено.
В дополнении к апелляционной жалобе представитель Министерства строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса РБ Меркушева Н.Ю. также просит решение отменить, поскольку в соответствии с Положением "О предоставлении гражданам РФ, нуждающимся в улучшении жилищных условий, безвозмездных субсидий на строительство или приобретение жилья", утвержденного Постановлением Совета Министров РФ от 10.12.93 N 1278, а также ст. 29 Жилищного кодекса РСФСР, для принятия решения о постановке на учет в качестве имеющих право на получение жилищной субсидии, требуется наличие стажа не менее 10 лет в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, нуждаемость в улучшении жилищных условий, а также учитывается уровень месячного дохода в расчете на одного члена семьи, что свидетельствует о том, что Архипова не могла быть поставлена на учет для получения жилищной субсидии, поскольку данное право предоставляется члену семьи с учетом состава семьи.
Выслушав стороны, проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, коллегия полагает, что решение суда подлежит отмене в связи с неправильным применением норм материального права, недоказанностью установленных судом обстоятельств, имеющих значение для дела, неправильным определением обстоятельств, имеющих значение.
Согласно выводов решения, Архипова имеет право быть включенной в очередь на первоочередное получение жилищной субсидии с 1995 г., с момента подачи заявления ее мужем А., то есть имеет право встать в очередь на место супруга в связи с тем, что Архиповы являются одной семьей.
Указанный вывод суда не основан на нормах права.
На момент подачи А. заявления для получения жилищной субсидии действовало Положение "О предоставлении гражданам Российской Федерации, нуждающимся в улучшении жилищных условий, безвозмездных субсидий на строительство или приобретение жилья", утвержденное Постановлением Совета Министров РФ от 10.12.93 N 1278, согласно которого право на предоставление жилищных субсидий имели лица, проработавшие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 10 лет.
Этим Положением не устанавливались категории лиц, имеющих право на первоочередное предоставление субсидий за счет бюджета Российской Федерации, среди лиц, выезжающих из районов Крайнего Севера, то есть не устанавливалось право на первоочередное предоставление субсидии для инвалидов.
Затем были приняты ФЗ N 131 от 25.07.1998 г. "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" и "Положение о предоставлении гражданам РФ, нуждающимся в улучшении жилищных условий, безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья", утвержденное Постановлением Правительства РФ от 03.08.1996 N 937 "О предоставлении гражданам Российской Федерации, нуждающимся в улучшении жилищных условий, безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья", согласно которых субсидия за счет средств федерального бюджета предоставлялась лицам, проработавшим в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к ним, не менее 10 лет.
При этом, согласно ФЗ N 131 ФЗ от 25.07.1998 г. "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностях", жилищные субсидии предоставлялись в первую очередь гражданам, работающим в ликвидируемых организациях, проживающим в закрывающихся городах и поселках, а также инвалидам, пенсионерам и гражданам, зарегистрированным более одного календарного года в качестве безработных.
Как установлено в ходе судебного заседания, 03.08.1995 г. Архипов В.И. обратился в Администрацию МО "Муйский район" с заявлением о постановке на учет как гражданин, выезжающий из района, приравненного к району Крайнего Севера и имеющий необходимый стаж для получения жилищной субсидии и был поставлен в очередь.
В соответствии со справкой Отделения пенсионного фонда РФ по Республике Бурятия, представленной в суд апелляционной инстанции, Архипов являлся "А" с 11.07.1997 г. по 31.07.2000 г. и "..." группы в период с 1.08.2000 г. по 31.07.2001 г.
Исходя из приведенных выше положений ФЗ N 131 от 25.07.1998 г. "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностях", в 1998 г. А. имел право на первоочередное получение жилищной субсидии, как "...", однако с 31.07.2001 он утратил это право и никто из членов его семьи с 2001 г. таким первоочередным правом не обладал.
Архиповой "А" была установлена 8.09.2009 г.
Согласно ст.1 Федерального закона N 125 - ФЗ от 25.10.2002 г. "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" право на получение жилищных субсидий имеют граждане, прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 года, имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет, не имеющие других жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей или нуждающиеся в улучшении жилищных условий и не получавшие субсидий на эти цели. Такое право сохраняется за гражданами, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели его при наличии стажа работы в указанных районах и местностях не менее десяти календарных лет и состояли по месту жительства на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
В соответствии со ст. 2 ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" N 125 ФЗ от 25.10.2002 г., устанавливающей очередность предоставления субсидии, в первую очередь они предоставляются гражданам, признанным инвалидами I и II групп, во вторую очередь пенсионерам, в третью очередь гражданам, признанным безработными, состоящим на учете в службе занятости не менее года, в четвертую очередь субсидии предоставляются работающим гражданам.
При этом согласно этой же нормы, очередность предоставления субсидии для каждой, установленной ст. 2 категории граждан определяется по номерам заявлений и датам их подачи гражданами для постановки на учет. В случае изменения условий, на основании которых граждане были поставлены на данный учет, им предоставляются жилищные субсидии в соответствии с изменившимися условиями (при этом очередность предоставления субсидии определяется с момента возникновения права на переход в другую, установленную настоящей статьей категорию граждан).
Аналогичное положение, касающееся изменения условий предоставления субсидии содержится в п.20 Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 10.12.2002 г. N 87, который устанавливает, что в случае изменения оснований, в соответствии с которыми граждане были поставлены на учет имеющих право на получение социальных выплат, им предоставляются социальные выплаты в соответствии с изменившимися условиями (при этом очередность предоставления жилищных субсидий определяется с момента возникновения права на переход в другую, установленную настоящей статьей, категорию граждан).
Указанные Закон 2002 г. и Положение 2002 г. предусматривают ведение списков по каждой льготной категории граждан.
Исходя из положений ФЗ N 125 от 25.10.2002 г., Архипова, в связи с установлением ей в 2009 г. "А", с момента установления "...", при условии постановки на учет, может воспользоваться правом первоочередного предоставления субсидии.
Учитывая приведенные выше нормы права, если даже предположить, что Архипова могла самостоятельно, наряду с Архиповым, стоять в очереди на предоставление жилищной субсидии с 18.12.1996 года, в период действия ФЗ N 131 от 25.07.1998 г. и ФЗ N 125 от 25.10.2002 г., она, как не являющаяся "...", не имела права на первоочередное получение субсидии и включение в списки лиц, имеющих право на первоочередное ее предоставление до 2009 г., когда ей была установлена "...".
В связи с этим является незаконным решение, устанавливающее право истицы на первоочередное получение субсидии, как стоящей в очереди с 3.08.1995 г.
Действующим законодательством не предусмотрена замена лица, состоящего в очереди, на другого члена семьи, кроме случаев смерти лица, состоящего в очереди на жилищную субсидию, тем более не предусмотрено установление права на первоочередное получение субсидии с момента первоначальной постановки на учет для тех лиц, которые приобрели это первоочередное право значительно позже.
Тот факт, что Архипова и Архипов являются членами одной семьи, не свидетельствует о том, что указанная семья имеет первоочередное право на получение жилищной субсидии, как состоящая на очереди с 1995 г., по вышеизложенным основаниям, а также в связи с тем, что в период с 2001 г. до 2009г. ни супруги Архиповы, ни члены их семьи правом первоочередного предоставления субсидии не обладали.
Архипова не может воспользоваться правом супруга на первоочередное получение субсидии, так как он это право утратил, сама же она не имела этого права с 1995 г. и могла его приобрести только в 2009 г.
Ссылки решения на Конституцию Российской Федерации, нормы семейного права в данном случае несостоятельны, так как нормы семейного права не регулируют вопросы постановки на учет и предоставления субсидий.
При этом признание наличия у истицы права на первоочередное предоставление жилищной субсидии с 1995 г. нарушает Конституционные права иных лиц, состоящих в очереди и приобретших право на ее первоочередное получение после 1995 г., но ранее того момента, как приобрела это право Архипова.
То обстоятельство, что исходя из стажа работы, истица имела право встать в очередь на получение субсидии в 1995 г., на что указал в решении суд, не свидетельствует о законности решения, так как не свидетельствует о том, что в тот момент это право истицы было первоочередным.
Кроме того, исковое требование Архиповой о "восстановлении в очереди" с 1995 г. не может быть удовлетворено, так как в действительности самостоятельно в очереди с 1995 г. и позже истица не состояла, не была поставлена в очередь и на основании ее заявления от 18.12.1996 г. и не оспаривала бездействия Администрации в части не постановки ее на очередь в 1996 г.
Учитывая изложенное, является несостоятельным вывод суда первой инстанции о том, что не установлено оснований для отказа Архиповой включить её в очередь лиц, имеющих право на получение жилищной субсидии, с сохранением даты постановки на учет по ранее поданному А. заявлению.
Коллегия полагает заявленные Архиповой требования необоснованными и не подлежащими удовлетворению по вышеизложенным основаниям.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Муйского районного суда РБ от 21 мая 2012 г. отменить, вынести новое решение : отказать Архиповой Татьяне Николаевне в удовлетворении требований о включении в список очередников, имеющих право на получение субсидии, по категории " "А"" на дату подачи заявления 3.08.1995 года, отказать Архиповой в удовлетворении требования о возложении обязанности на Министерство строительства и жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия по предоставлению Архиповой Татьяне Николаевне с учетом членов семьи жилищной субсидии для лиц, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, по дате постановки на учет 3.08.1995 г., по категории " "А"".
Председательствующий:
Судьи коллегии:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.