Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия в составе: председательствующего Булгытовой С.В., судей Усольцевой Л.А. и Раднаевой Т.Н., при секретаре Ненкине Р.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФКУ ИК-2 УФСИН РФ по РБ об установлении административного надзора в отношении Буянтуева В.Б.,
по апелляционной жалобе Буянтуева В.Б. на решение Октябрьского районного суда г.Улан-Удэ от 25 мая 2012 года, в соответствии с которым постановлено:
Заявление ФКУ ИК-2 УФСИН РФ по РБ об установлении административного надзора в отношении Буянтуева В.Б. удовлетворить частично.
Установить в отношении Буянтуева В.Б. административный надзор сроком на 2 года: запретить ему пребывание вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства или пребывания с 24-00 часов до 06-00 часов утра, обязать его являться в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания два раза в месяц для регистрации.
В удовлетворении иных требований ФКУ ИК-2 УФСИН РФ по РБ отказать.
Заслушав доклад судьи Раднаевой Т.Н., пояснения прокурора Григорьевой Н.Н., ознакомившись с апелляционной жалобой и материалами дела, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Обращаясь в суд, ФКУ ИК-2 УФСИН РФ по РБ просило установить административный надзор в отношении лица, освобождаемого из колонии - Буянтуева В.Б., осужденного 01.10.2007г. Закаменским районным судом РБ по ст.ст. 131 ч. 1, 163 ч. 1, 167 ч. 1 УК РФ к "..." годам лишения свободы в исправительной колонии строгого режима, в виде запрета пребывать в определенных местах, запрета посещать места проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях; запрета пребывать вне жилого и иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток, запрета выезда за установленные судом пределы территории, обязать являться от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации. Заявление мотивировано тем, что преступление, за которое осужден Буянтуев, отнесено к категории тяжких, совершено им при опасном рецидиве преступлений.
В судебном заседании представитель заявителя Плюснин В.Н. заявление поддержал и дал аналогичные пояснения.
Заинтересованное лицо Буянтуев В.Б. возражал против удовлетворения заявления, в связи с тем, что за совершенные им преступления он отбыл наказание.
Суд постановил указанное решение.
В апелляционной жалобе Батомункуев просит отменить решение районного суда и и освободить его от административного надзора ссылаясь на следующее. Суд не учел, что с момента начала отбывания срока он трудоустроился и все время работал мастером по пошиву обуви, характеризуется положительно, имеет множество поощрений и благодарностей. В ходе рассмотрения дела не были удовлетворены его устные ходатайства об ознакомлении с материалами дела, не истребовано его личное дело. Суд не учел, что в связи с изменением уголовного законодательства в 2011г., сроки, назначенные ему за совершенные им преступления подлежат сокращению, а преступления совершенные им не могут относится к категории тяжких. Как следствие в его действиях нет опасного рецидива.
На заседании судебной коллегии Буянтуев В.Б. и представитель ФКУ ИК-2 УФСИН РФ по РБ не явились, извещены надлежаще. На основании ст. 167 ГПК РФ, дело рассмотрено в их отсутствие.
Прокурор Григорьева Н.Н. возражала против удовлетворения жалобы Буянтуева В.Б. Вместе с тем, исходя из интересов законности просила проверить решение суда в полном объеме, вне зависимости от доводов жалобы и изменить срок административного надзора с 2-х лет до 6 лет, ссылаясь при этом на положения п.2 ч.1 ст.5 Федерального Закона N64-ФЗ от 06.04.2011г. "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы".
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав прокурора Григорьеву Н.Н., судебная коллегия находит решение суда в целом правильным, однако подлежащим изменению в части срока устанавливаемого административного надзора.
Несмотря на то, что в указанной части не заявлено жалоб либо представлений от лиц, участвовавших в деле, исходя из требований законности (ст. 2 ГПК РФ), в целях защиты интересов неопределенного круга лиц, публичных интересов, необходимости охранения правопорядка, в соответствии с п. 24 Постановления Пленума Верховного суда РФ N 13 от 19 июня 2012г. "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции" обжалуемое решение суда проверено в полном объеме.
В соответствии с ч.1 ст.3 Федерального Закона N64-ФЗ от 06.04.2011г. "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" административный надзор устанавливается судом при наличии оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость, за совершение: 1) тяжкого или особо тяжкого преступления; 2) преступления при рецидиве преступлений; 3) умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего.
При этом по правилам ч. 2 ст. 3 данного ФЗ в отношении совершеннолетнего лица, освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо не снятую судимость за совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений, административный надзор устанавливается независимо от наличия оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи.
Согласно ч.3 ст.3 данного ФЗ в отношении указанного в части 1 настоящей статьи лица административный надзор устанавливается, если: 1) лицо в период отбывания наказания в местах лишения свободы признавалось злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания; 2) лицо, отбывшее уголовное наказание в виде лишения свободы и имеющее непогашенную либо неснятую судимость, совершает в течение одного года два и более административных правонарушения против порядка управления и (или) административных правонарушения, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность и (или) на здоровье населения и общественную нравственность.
Согласно п.2 ч.1 ст.5 данного ФЗ административный надзор устанавливается в отношении лиц, указанных в части 1 (пункт 3) и части 2 статьи 3 настоящего Федерального закона, на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.
Как следует из материалов дела, приговором Закаменского районного суда РБ от 1 октября 2007г. Буянтуев В.Б. признан виновным в совершении преступлений, предусмотренных ст. 131 ч. 1, ст. 163 ч. 1, 167 ч. 1 УК РФ. По совокупности преступлений, в соответствии со ст. 69 УК РФ окончательно ему назначено наказание в виде лишения свободы сроком на "..." лет с отбыванием наказания в ИК строгого режима. Преступление совершено при опасном рецидиве преступлений.
Удовлетворяя заявление ФКУ ИК-2 УФСИН РФ по РБ в части, и установив административный надзор в отношении Буянтуева сроком на два года, суд не применил указанную норму права, что является основанием для изменения решения суда.
В соответствии с ч.4 ст.15 УК РФ преступление, предусмотренное ч. 1 ст. 131 УК РФ, за которое был в том числе, осужден Буянтуев, относится к категории тяжких.
Согласно п. "г" ч.2 ст.86 УК РФ судимость погашается в отношении лиц, осужденных за тяжкие преступления, по истечении шести лет после отбытия наказания.
С учетом изложенного в отношении Буянтуева подлежит установлению административный надзор на срок 6 лет, исчисляемый после отбытия им наказания.
Ссылки жалобы на то, что в связи с изменениями в уголовном законодательстве в 2011г., деяния, совершенные Буянтуевым перестали относиться к тяжким, и его действия не образовывали опасный рецидив не состоятельны. Несмотря на изменения, имевшие место в 2011г., категория преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 131 УК РФ не изменилась.
Что касается иных доводов апелляционной жалобы, то суд не находит оснований для ее удовлетворения по указанным выше основаниям. Существенных процессуальных нарушений, которые бы в силу п. 3 ст. 330 ГПК РФ могли являться основанием для отмены судебного акта, по делу не допущено.
В соответствии со ст. 2 указанного Закона, административный надзор устанавливается для предупреждения совершения лицами, указанными в ст. 3 Закона, преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.
С учетом перечисленного, доводы автора жалобы об умалении его прав, не могут являться основанием для изменения видов административных ограничений, поскольку в силу подпункта 2 ст. 1 Закона, административные ограничения это есть временное ограничение прав и свобод лица, освобожденного из мест лишения свободы.
Более того, на основании ст. 10 этого же Закона, Буянтуев, как поднадзорное лицо в дальнейшем вправе обратиться в суд с заявлением о досрочном прекращении административного надзора, а также частичной отмене установленных судом административных ограничений.
В соответствии с п. 2 ст. 9 Закона, административный надзор может быть прекращен судом по истечении не менее половины установленного судом срока административного надзора при условии, что поднадзорное лицо добросовестно соблюдает административные ограничения, выполняет обязанности, предусмотренные настоящим Законом и положительно характеризуется по месту работы и (или) учебы.
Иных оснований для отмены или изменения решения суда, в том числе связанных с нарушением норм процессуального права, судебная коллегия не усматривает.
На основании изложенного и руководствуясь ч.2 ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Октябрьского районного суда г. Улан-Удэ от 25 мая 2012г. года изменить в части установления срока административного надзора в отношении Буянтуева В.Б..
Установить в отношении Буянтуева В.Б. административный надзор на срок 6 лет, исчисляемый с момента окончания отбытия им наказания.
В остальной части решение оставить без изменения, апелляционную жалобу Буянтуева В.Б. - без удовлетворения.
Председательствующий: Булгытова С.В.
Судьи: Усольцева Л.А.
Раднаева Т.Н.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.