Апелляционное определение СК по гражданским делам Верховного суда Республики Тыва от 15 мая 2012 г.
(Извлечение)
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Тыва в составе:
председательствующего Чикашовой М.Н.,
судей Дамдын Л.Д., Железняковой С.А.,
при секретаре Идам-Сюрюн А.Ш.,
с участием переводчика Ховалыг У.К.
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Дамдын Л.Д. гражданское дело по иску Норбу Д.А. к администрации Дзун-Хемчикского кожууна о возложении обязанности предоставить жилое помещение по апелляционной жалобе администрации Дзун-Хемчикского кожууна на решение Дзун-Хемчикского районного суда Республики Тыва от 27 февраля 2012 года,
УСТАНОВИЛА:
Норбу Д.А. обратилась в суд с иском к администрации Дзун-Хемчикского кожууна Республики Тыва о возложении обязанности предоставить ей изолированное, пригодное для постоянного проживания граждан жилого помещения, отвечающего установленным санитарным и техническим правилам и нормам, расположенного в пределах **, указав, что она является сиротой, после окончания профессионального училища она обратилась в администрацию Дзун-Хемчикского кожууна с заявлением о предоставлении ей жилого помещения, но до настоящего времени ответчиком не исполняется требования ст. 8 Федерального закона РФ от 21.12.1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", и ст. 57 Жилищного кодекса РФ. В органе опеки и попечительства ей было отказано в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении в виду достижения ею 23 летнего возраста. Просит суд обязать администрацию Дзун-Хемчикского кожууна предоставить ей жилое помещение по месту жительства, т.е. в пределах ** Дзун-Хемчикского кожууна.
Суд обязал администрацию Дзун-Хемчикского кожууна Республики Тыва предоставить Норбу Д.А. в течение 6 (шести) месяцев со дня вступления решения в законную силу, на условиях договора социального найма жилое помещение, расположенное в пределах села ** Дзун-Хемчикского кожууна, соответствующее установленным санитарным, гигиеническим нормам и техническим требованиям.
Не согласившись с решением суда, администрация Дзун-Хемчикского кожууна подала апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение суда и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований, ссылаясь на не правильное применение норм материального права. Указывает, что администрация ** является отдельным от кожууна юридическим лицом и не отвечает по обязательствам кожууна, по обязательствам по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относятся к полномочиям кожуунной администрации, где создана комиссия. Дети сироты должны состоять в очереди на жилье в отделе опеки и попечительства до достижения 23 лет. Судом не учтено данное обстоятельство.
В возражении на апелляционную жалобу истица Норбу Д.А. просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель администрации Дзун-Хемчикского кожууна не явился, был извещен надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Истица Норбу Д.А. в судебном заседании с апелляционной жалобой не согласилась.
Судебная коллегия, проверив решение суда в пределах доводов апелляционной жалобы, полагает, что оно подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 25 Всеобщей Декларации прав человека каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи.
В соответствии со ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище (ч. 1). Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище (ч. 2). Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (ч. 3).
В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения предоставляются по договору социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах РФ или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
В силу ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
Разрешение вопросов социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с подп. 24 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона N 184-ФЗ от 06.10.1999 г. "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств бюджетов субъектов РФ.
Согласно ст. 3 Закона Республики Тыва от 28.12.2005г. N 1564 ВХ-1 "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов отдельными государственными полномочиями Республики Тыва по предоставлению мер государственного обеспечения и социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" органы местного самоуправления наделяются отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сиpoт и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Из утвержденного этим Законом Республики Тыва перечня следует, что указанными государственными полномочиями по исполнению мер государственного обеспечения и социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, наделены муниципальные образования Республики Тыва, в том числе администрация Дзун-Хемчикского кожууна.
В связи чем довод жалобы о том, что администрация ** является отдельным от кожууна юридическим лицом и не отвечает по обязательствам кожууна, несостоятелен.
В силу ч. 3 ст. 49 ЖК РФ жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Согласно ч. 4 ст. 49 ЖК РФ категориям граждан, указанным в части 3 данной статьи, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
Таким образом, указанные выше лица выделены в ЖК РФ не только в целях обеспечения жильем во внеочередном порядке (ст. 57 ЖК РФ), но и как особая категория, общее право которой получить жилое помещение по договору социального найма закрепляется федеральным законом (ч. 3 ст. 49 ЖК РФ).
При этом, право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма должно быть обеспечено лицам, указанным в ст. 8 Федерального закона N 159-ФЗ и пп. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, не только в случае отсутствия закрепленного за ними жилого помещения, но и в иных случаях нуждаемости в жилых помещениях, предусмотренных нормами жилищного законодательства.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Норбу Д.А. ДД.ММ.ГГГГ является сиротой. Постановлением главы Администрации Дзун-Хемчикского кожууна от 22.04.2004 года за N над несовершеннолетней установлена опека; данных о том, что за ней закреплялось жилое помещение, не имеется; 14 июня 2011 года Норбу Д.А. закончила Профессиональное училище N ** и получила диплом, то есть закончилось ее пребывание в учреждении профессионального образования; постановлением председателя администрации ** от 24.03.2011 г. N Норбу Д.А. поставлена на льготную очередь по предоставлению жилья. Из представленной суду копии заявления Норбу Д.А., поданной в администрацию **, следует, что она обратилась до достижения, ею 23 лет, что подтверждается датой подачи заявления от 30.01.2011 года и датой регистрации указанного заявления от 01.02.2011 года за N.
Суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что достижение истицей 23-летнего возраста не может служить препятствием для внеочередного предоставления жилого помещения.
Оценив представленные доказательства в совокупности, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу, что поскольку на период обращения в администрацию Дзун-Хемчикского кожууна по вопросу обеспечения жильем, истица относилась к числу лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей.
Правильно определив обстоятельства, имеющие значение для дела, правильно применив нормы материального права, суд обоснованно удовлетворил заявление Норбу Д.А. и обязал администрацию Дзун-Хемчикского кожууна предоставить Норбу Д.А. жилое помещение, соответствующее установленным санитарным и гигиеническим нормам и требованиям, расположенное в пределах ** Дзун-Хемчикского кожууна.
Поскольку Норбу Д.А. принята на учет как сирота в администрации Дзун-Хемчикского кожууна. **, а 24.03.2011 г. она поставлена на учет по улучшению жилищных условий, то государственное полномочие по обеспечению жилым помещением обязано муниципальное образование, то есть администрация Дзун-Хемчикского кожууна
То, что истица была поставлена на учет нуждающихся в жилых помещениях после достижения возраста 23 лет, не может являться обстоятельством, препятствующим обеспечению ее как лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей, жилым помещением.
Довод апелляционной жалобы о том, что Норбу Д.А. проживает в ** на территории Дзун-Хемчикского кожууна, что нет правового основания для предоставления жилого помещения, необоснован, поскольку из пояснения Норбу Д.А. в судебном заседании коллегии следует, что она до настоящего времени постоянного жилого помещения не имеет, поэтому вынуждена проживать у знакомых, родственников.
При таких обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным, а доводы апелляционной жалобы - несостоятельными.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Дзун-Хемчикского районного суда Республики Тыва от 27 февраля 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 18 мая 2012года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.