Решение Верховного суда Республики Тыва от 02 июля 2012 г.
(Извлечение)
Судья Верховного Суда Республики Тыва Болат-оол А.В., при секретаре Салчак А.О., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва Долгих О.М. на решение судьи Кызылского городского суда Республики Тыва от 25 мая 2012 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 11 ст. 7.30 КоАП РФ, в отношении Ляпина А.П.,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва (далее - УФАС по РТ) N ** от 08 декабря 2011 года начальник государственного учреждения "Тувинский Республиканский центр гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды" (далее - ГУ "Тувинский ЦГМС") Ляпин А.П. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 11 ст. 7.30 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере ** рублей.
Данное постановление Ляпин А.П. обжаловал в Кызылский городской суд Республики Тыва.
Решением судьи Кызылского городского суда Республики Тыва от 25 мая 2012 года постановление руководителя УФАС по РТ N ** от 08 декабря 2011 года отменено, производство по административному делу прекращено в связи с отсутствием в действиях Ляпина А.П. состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 11 ст. 7.30 КоАП РФ.
Руководитель УФАС по РТ Долгих О.М. с решением судьи не согласилась и подала жалобу, указывая на то, что нарушены нормы материального и процессуального права. Так, судьей не изучены в полном объеме обстоятельства дела, не рассмотрены всесторонне и объективно представленные материалы, в частности, информация из официального сайта в информационнокоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru о размещенных заказах ГУ "Тувинский ЦГМС". Довод судьи об отсутствии состава административного правонарушения в действиях Ляпина А.П. в связи с тем, что ГУ "Тувинский ЦГМС" относится к органам службы ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, является необоснованным. Просит решение судьи отменить, постановление по делу об административном правонарушении оставить без изменения.
В судебном заседании представитель УФАС по РТ Монгуш С.Ю. жалобу по изложенным в ней основаниям поддержала.
Ляпин А.П. в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом.
Представитель Ляпина А.П. Россов Р.В. с жалобой не согласился и просил решение судьи оставить без изменения.
Изучив материалы дела, доводы жалобы, выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, прихожу к следующему.
В соответствии с ч. 11 ст. 7.30 КоАП РФ не размещение должностным лицом заказчика заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков у субъектов малого предпринимательства в размере, предусмотренном законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, - влечет наложение административного штрафа в размере пятидесяти тысяч рублей.
Согласно ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон от 21.07.2005 N 94-ФЗ) государственными заказчиками, муниципальными заказчиками выступают соответственно государственные органы (в том числе органы государственной власти), органы управления государственными внебюджетными фондами, органы местного самоуправления, казенные учреждения и иные получатели средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг за счет бюджетных средств и внебюджетных источников финансирования. Иными заказчиками выступают бюджетные учреждения при размещении ими заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг независимо от источников финансового обеспечения их исполнения. Государственные, муниципальные заказчики и иные заказчики далее именуются заказчиками. Государственные, муниципальные нужды, а также нужды бюджетных учреждений далее именуются нуждами заказчиков.
В силу ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ заказчики, за исключением случаев размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд обороны страны и безопасности государства, обязаны осуществлять размещение заказов у субъектов малого предпринимательства в размере не менее чем десять и не более чем двадцать процентов общего годового объема поставок товаров, выполнения работу оказания услуг в соответствии с перечнем товаров, работ, услуг, установленным Правительством Российской Федерации, путем проведения торгов, запроса котировок, в которых участниками размещения заказов являются данные субъекты, а в случаях размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд обороны страны и безопасности государства государственные заказчики вправе осуществлять такое размещение заказов.
Прекращая производство по делу, судья согласился с доводом жалобы Ляпина А.П. о том, что ГУ "Тувинский ЦГМС" относится к органам службы ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и у него отсутствует обязанность осуществлять размещение заказов у субъектов малого предпринимательства.
При этом судья сослался на ст.ст. 8, 12 Закона Российской Федерации от 05.03.1992 N 2446-1 "О безопасности", ст. 4 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера". Судья указал, что создаваемые Росгидрометом функциональные подсистемы Единой системы ПЛЧС можно отнести к органам службы ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, являющимися силами обеспечения безопасности, следовательно, требования ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ об обязательном размещении заказов у субъектов малого предпринимательства в размере не менее чем десять более чем двадцать процентов общего годового объема поставок товаров, выполнения работ, не распространяются на подведомственные Росгидромету организациями используемые для обеспечения деятельности создаваемой Росгидрометом функциональной подсистемы Единой системы ПЛЧС, каковым является ГУ "Тувинский ЦГМС".
С таким выводом нельзя согласиться по следующим основаниям.
Требование ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ об обязанности заказчиков осуществлять размещение заказов у субъектов малого предпринимательства в размере не менее чем десять и не более чем двадцать процентов общего годового объема поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг не распространяется на случаи размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд обороны страны и безопасности государства.
Как видно из преамбулы и ст. 1 Закона Российской Федерации от 05.03.1992 N 2446-1 "О безопасности", данный Закон регулирует правовые основы обеспечения безопасности, т.е. состояния защищенности жизненно важных интересов не только государства, но и личности, а также общества от внутренних и внешних угроз.
Действительно, в силу ст. 11 ("деятельность гидрометеорологической службы в чрезвычайных ситуациях") Федерального закона от 19.07.1998 N 113-Ф3 "О гидрометеорологической службе" гидрометеорологическая служба входит в состав единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и осуществляет свою деятельность в чрезвычайных ситуациях в соответствии с законодательством Российской Федерации о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Вместе с тем в соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ (ред. от 01.04.2012) "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
Само по себе вхождение гидрометеорологической службы в состав единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций не свидетельствует о том, что данная служба осуществляет размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг именно для нужд обороны страны и безопасности государства.
Из материалов дела следует, что ГУ "Тувинский ЦГМС" осуществлялось размещение заказов путем запроса котировок, предметом которых были закупки продуктов питания и напитков для нужд труднодоступных станций наземной наблюдательной сети ГУ "Тувинский ЦГМС"; текущий ремонт служебных помещений труднодоступных станций ГУ "Тувинский ЦГМС"; работы по частичной замене ограждения земельного участка, расположенного по адресу: Республика Тыва, г. Кызыл, ул. Крюкова, 1.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 19.07.1998 N 113-ФЗ (ред. от 21.11.2011) "О гидрометеорологической службе" стационарный пункт наблюдений за состоянием окружающей среды, ее загрязнением (далее - стационарный пункт наблюдений) - это комплекс, включающий в себя земельный участок или часть акватории с установленными на них приборами и оборудованием, предназначенными для определения характеристик окружающей среды, ее загрязнения; наблюдательная сеть - система стационарных и подвижных пунктов наблюдений, в том числе постов, станций, лабораторий, центров, бюро, обсерваторий, предназначенных для наблюдений за состоянием окружающей среды, физическими и химическими процессами, происходящими в окружающей среде, определения ее метеорологических, климатических, аэрологических, гидрологических, океанологических, гелиогеофизических, агрометеорологических характеристик, а также для определения уровня загрязнения атмосферного воздуха, почв, водных объектов, в том числе по гидробиологическим показателям, и околоземного космического пространства.
Наблюдение за состоянием окружающей среды представляет собой деятельность по обеспечению экологической безопасности, но не безопасности государства.
Кроме того, согласно п. 7.3 Типового положения о территориальном органе Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, утвержденного приказом Минприроды РФ от 01.12.2008 N 321, территориальный орган проводит в установленном порядке конкурсы и заключает государственные контракты на размещение заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для нужд территориального органа, а также на проведение научно-исследовательских работ для государственных нужд в установленной сфере деятельности.
Ввиду неправильного применения норм материального права решение судьи Кызылского городского суда Республики Тыва от 25 мая 2012 года подлежит отмене.
Перечень товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, размещение заказов на которые осуществляется у субъектов малого предпринимательства, утвержден Постановлением Правительства РФ от 04.11.2006 N 642 (далее - Перечень). Пищевые продукты и напитки, а также услуги строительные и объекты строительства включены в указанный Перечень (коды по ОКДП соответственно 1500000 и 4500000).
Норма ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ об обязанности заказчиков осуществлять размещение заказов у субъектов малого предпринимательства направлена на усиление поддержки субъектов малого предпринимательства.
В совместном письме Минэкономразвития России от 18.08.2009 N 13497-АП/Д05 и ФАС России от 17.08.2009 N АЦ/27510 указано, что размер годового объема размещения заказов у субъектов малого предпринимательства (не менее чем десять и не более чем двадцать процентов от общего годового объема размещения заказов) необходимо применять к общей сумме средств для размещения заказов у субъектов малого предпринимательства по Перечню товаров, работ, услуг, размещение заказов на которые осуществляется у субъектов малого предпринимательства, а не от каждого вида продукции, указанного в Перечне.
Как следует из материалов дела, в реестре государственных закупок за 2010 год общая сумма всех начальных (максимальных) цен проведенных торгов и запросов котировок ГУ "Тувинский ЦГМС" составила ** рублей.
Согласно информации официального сайта РФ www.zakupki.gdv.ru. общий годовой объем товаров, работ и услуг, размещенных ГУ "Тувинский ЦГМС" в соответствии с Перечнем товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, размещение заказов на которые осуществляется у субъекта малого предпринимательства, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 04 ноября 2006 года N 642, в 2010 году составляет ** рублей.
Однако из протокола об административном правонарушении и иных материалов дела следует, что торги, запросы котировок у субъектов малого предпринимательства в 2010 году государственным заказчиком ГУ "Тувинский ЦГМС" не проводились. Указанное обстоятельство Ляпиным А.П. не оспаривалось.
Довод представителя Ляпина А.П. Россова Р.В. о том, что заказы фактически размещались ГУ "Тувинский ЦГМС" у субъектов малого предпринимательства, является необоснованным.
Согласно ч. 3 ст. 15 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ при размещении заказа путем проведения торгов, запроса котировок, которые предусмотрены частью 1 настоящей статьи и в которых участниками размещения заказа являются субъекты малого предпринимательства, информация о проведении таких торгов, запроса котировок должна содержаться в извещении о проведении открытого конкурса, открытого аукциона или в извещении о проведении запроса котировок.
В нарушение указанной нормы в извещениях о проведении запроса котировок, опубликованных ГУ "Тувинский ЦГМС" в 2010 году, информация о том, что участниками размещения заказа являются субъекты малого предпринимательства, отсутствует.
Согласно ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Ляпин А.П. является начальником ГУ "Тувинский ЦГМС"
Таким образом, Ляпин А.П., являясь должностным лицом заказчика, не разместил заказы на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков у субъектов малого предпринимательства в размере, предусмотренном законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, тем самым совершил административное правонарушение, предусмотренное ч. 11 ст. 7.30 КоАП РФ.
Указанные обстоятельства подтверждаются протоколом об административном правонарушении, оцененным руководителем УФАС по РТ в совокупности с другими собранными по делу доказательствами в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.
Действия Ляпина А.П. правильно квалифицированы руководителем УФАС по РТ по ч. 11 ст. 7.30 КоАП РФ.
Постановление о привлечении Ляпина А.П. к административной ответственности за совершение административного правонарушения, ответственность за которое установлена ч. 11 ст. 7.30 КоАП РФ, вынесено руководителем УФАС по РТ в пределах срока давности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Административное наказание назначено Ляпину А.П. в пределах санкции ч. 11 ст. 7.30 КоАП РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.2 - 30.9 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
Жалобу руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва Долгих О.М. удовлетворить.
Решение судьи Кызылского городского суда Республики Тыва от 25 мая 2012 года отменить.
Постановление руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва по делу об административном правонарушении NА58-7.30/11 от 08 декабря 2011 года в отношении Ляпин А.П. оставить без изменения.
Судья Болат-оол А.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.