Апелляционное определение СК по гражданским делам Верховного суда Республики Тыва от 27 марта 2012 г.
(Извлечение)
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Тыва в составе:
председательствующего Соскал О.М.,
судей Баутдинова М.Т., Болат-оол А.В.,
при секретаре Салчак А.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу Болат-оол А.В. гражданское дело по иску прокурора г. Кызыла в интересах Российской Федерации, Республики Тыва, неопределённого круга лиц к Салчак Ч.С., Салчаку Э.С., Салчак А.Э., Салчаку А.Э. о взыскании неосновательного обогащения по апелляционной жалобе Салчак Ч.С. на решение Кызылского городского суда Республики Тыва от 23 января 2012 года,
УСТАНОВИЛА:
Прокурор г. Кызыла в интересах Российской Федерации, Республики Тыва, неопределённого круга лиц обратился в суд с иском к ответчикам о взыскании неосновательного обогащения, указывая на то, что семьей ответчиков получена субсидия на приобретение жилья с нарушением Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" Федеральной целевой программы "Жилище на 2002-2010 годы". Салчак Ч.С. и члены её семьи нуждающимся в улучшении жилищных условий мэрией г. Кызыла не признавались. С заявлением для участия в подпрограмме в мэрию г. Кызыла она не обращалась. При таких обстоятельствах Салчак Ч.С. и члены её семьи не могут быть признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий и, соответственно, участвовать в подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы. Просил взыскать с ответчиков солидарно сумму неосновательного обогащения: в бюджет республики - в размере ** руб. и в федеральный бюджет - в размере ** руб.
Решением суда иск прокурора г. Кызыла удовлетворён.
Судом постановлено взыскать с Салчак Ч.С., Салчака Э.С., Салчак А.Э., Салчака А.Э. солидарно неосновательное обогащение в размере ** рубля в доход бюджета Республики Тыва и ** рублей в доход федерального бюджета.
Салчак Ч.С. с решением суда не согласилась, указывая в апелляционной жалобе на то, что судом нарушены нормы материального и процессуального права. Ее семья 05 мая 2008 года подала в мэрию г. Кызыла заявление с соответствующими документами. Постановление мэрии г. Кызыла N 402 по формированию списков молодых семей - участников подпрограммы на 2008 год было принято 20 марта 2008 года. Полагает, что данное постановление зарегистрировано задним числом. Отсутствие её в книге учёта граждан за декабрь 2004 год не свидетельствует о том, что её семья не обращалась с заявлением о признании нуждающейся в получении жилья. Все необходимые документы для признания её семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий и для участия в федеральной программе в мэрию г. Кызыла были предоставлены. Просит решение суда отменить и направить дело на новое рассмотрение.
Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно п. 1 ст. 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.
Из содержания ст.ст. 3 и 1102 ГК РФ следует, что под неосновательным обогащением понимается имущество, приобретенное или сбереженное без установленных федеральными законами или иными правовыми актами - указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, актами министерств и иных федеральных органов исполнительной власти, оснований.
Согласно п. 5 Правил предоставления молодым семьям субсидий на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы", утвержденной Постановлением Правительства РФ от 13.05.2006 г. N 285 (в ред. от 29.12.2007 г.), участницей подпрограммы может быть молодая семья, в том числе неполная молодая семья, состоящая из 1 молодого родителя и 1 и более детей, соответствующая следующим условиям:
а) возраст каждого из супругов либо 1 родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет;
б) признание семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий в соответствии с пунктом 6 настоящих Правил;
в) наличие у семьи доходов либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.
Таким образом, признание семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий в соответствии с п. 6 вышеуказанных Правил является одним из обязательных условий предоставления молодым семьям субсидий на приобретение жилья.
Согласно п. 6 вышеуказанных Правил применительно к настоящим Правилам под нуждающимися в улучшении жилищных условий понимаются молодые семьи, поставленные на учёт в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01 марта 2005 г., а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в улучшении жилищных условий после 01 марта 2005 г. по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
В соответствии с ч. 1 ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются:
1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;
2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;
3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;
4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Вопрос о том, была ли семья ответчиков поставлена на учёт в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий или признана органом местного самоуправления нуждающейся в улучшении жилищных условий, был предметом судебного разбирательства в суде первой инстанции.
Суду была представлена справка начальника отдела учета, приватизации и обмена жилья мэрии г. Кызыла от 27 февраля 2008 г. о том, что семья ответчиков признана нуждающейся в улучшении жилищных условий с декабря 2004 г. Суд обоснованно не принял данную справку в качестве доказательства признания семьи ответчиков нуждающейся в улучшении жилищных условий, так как в справке не указано основание её выдачи, то есть дата и номер решения мэрии г. Кызыла о признании семьи ответчиков нуждающейся в улучшении жилищных условий.
Решение органа местного самоуправления о признании семьи ответчиков нуждающейся в улучшении жилищных условий суду не представлено.
Достоверность изложенных в вышеуказанной справке начальника отдела учета, приватизации и обмена жилья мэрии г. Кызыла сведений судом проверялась.
Суду мэрией г. Кызыла была представлена выписка из книги учёта граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, за декабрь 2004 года, в которой приведен перечень граждан, обратившихся в декабре 2004 года и поставленных на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (л.д. 174). В этом перечне сведения об ответчиках отсутствуют, в связи с чем суд пришел к обоснованному выводу о том, что в декабре 2004 года семья ответчиков на учёт в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий мэрией г. Кызыла не ставилась.
Иных доказательств обращения в мэрию г. Кызыла с заявлением о постановке семьи ответчиков на учёт в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий или о признании её нуждающейся в улучшении жилищных условий с соответствующими документами и принятия мэрией г. Кызыла такого решения ответчиками суду не представлено.
В соответствии с п. 17 вышеуказанных Правил орган местного самоуправления организует работу по проверке сведений, содержащихся в представленных документах, и в 10-дневный срок с даты представления документов принимает решение о признании либо об отказе в признании молодой семьи участницей подпрограммы. О принятом решении молодая семья письменно уведомляется органом местного самоуправления.
Как правильно указал суд, из буквального толкования вышеуказанной нормы следует, что решение о признании или об отказе в признании молодой семьи участницей подпрограммы принимается органом местного самоуправления по каждому поданному заявлению молодой семьи индивидуально.
Доказательств того, что мэрией г. Кызыла принималось решение о признании семьи ответчиков участницей подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы", суду не представлено.
В соответствии с п. 21 вышеуказанных Правил орган местного самоуправления муниципального образования, отобранного субъектом Российской Федерации для участия в подпрограмме (далее - орган местного самоуправления), до 1 сентября года, предшествующего планируемому году, формирует списки молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и представляет эти списки в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Суд правильно указал, что поскольку заявление Салчак Ч.С. об участии в подпрограмме было подано в мэрию г. Кызыла 05 мая 2008 года, то семья ответчиков не могла быть включена в списки молодых семей на получение субсидии в 2008 году, так как для этого ответчики должны были обратиться с заявлением в мэрию г. Кызыла до 1 сентября 2007 года.
Кроме того, семья ответчиков включена в список молодых семей - участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" постановлением мэра г. Кызыла от 20 марта 2008 г. N 402, тогда как заявление Салчак Ч.С. об участии в подпрограмме датировано 05 мая 2008 года.
Включение семьи ответчиков постановлением мэра г. Кызыла от 20 марта 2008 г. N 402 в список молодых семей - участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы по городскому округу "Город Кызыл Республики Тыва" на 2008 год само по себе не свидетельствует о том, что данная семья на законных основаниях включена в число участников подпрограммы и получила субсидию на приобретение жилья.
Суд удовлетворил требование прокурора о взыскании суммы неосновательного обогащения, указав на то, что мэрией г. Кызыла не принималось решение о признании семьи ответчиков нуждающейся в улучшении жилищных условий, а также о признании её участницей подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы", в связи с чем субсидия получена ею незаконно.
С данными выводами судебная коллегия согласна, поскольку они подтверждаются имеющимися в деле доказательствами, которым суд дал надлежащую оценку.
Суд первой инстанции правильно определил юридически значимые обстоятельства по делу, установил все обстоятельства, заслуживающие внимания, всесторонне проверил доводы сторон. Правильно применив нормы материального и процессуального права, суд пришел к обоснованному выводу об удовлетворении иска.
Доводы апелляционной жалобы аналогичны возражениям, приводившимся истицей в судебном заседании, которые являлись предметом исследования и оценки суда, по существу сводятся к переоценке выводов суда и не ставят под сомнение правильность постановленного решения.
При таких обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным, а доводы апелляционной жалобы - несостоятельными.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Кызылского городского суда Республики Тыва от 23 января 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 28 марта 2012 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.