Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Тыва в составе:
председательствующего Чикашовой М.Н.,
судей Баутдинова М.Т., Кунгаа Т.В.,
с участием прокурора Ойдуп У.М.,
при секретаре Идам-Сюрюн А.Ш.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора города Кызыла в интересах Монгуш А.Н. к мэрии города Кызылао возложении обязанности предоставить жилое помещение на территории городского округа "Город Кызыл" соответствующее санитарным и гигиеническим нормам и требованиям площадью не ниже 12,5 квадратных метров, по апелляционной жалобе представителя мэрии города Кызыла на решение Кызылского городского суда Республики Тыва от 17 мая 2012 года.
Заслушав доклад судьи Баутдинова М.Т., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор города Кызыла, действуя в интересах Монгуша А.Н.,, оставшего без попечения родителей в несовершеннолетнем возрасте, обратился в суд с иском к мэрии города Кызыла о возложении обязанности предоставить Монгушу А.Н., в шестимесячный срок, как лицу, окончившему военную службу в рядах Вооруженных Сил Российской Федерациии не имеющему своего жилья, жилое помещениена территории городского округа "Город Кызыл", соответствующее санитарным и гигиеническим нормам и требованиям площадью не ниже12,5 кв.м. В обоснование иска указал, что в прокуратуру города Кызыла обратился Монгуш А.Н. с заявлением о нарушении его жилищных прав. Проверкой установлено, что Монгуш А.Н. с 1997 года остался без попечения родителей. Мать Х умерла 15 октября 1997 года, отец М умер 20 января 1989 года. Мэрией города Кызыла Монгуш А.Н. во внеочередном порядке жилой площадью не обеспечен.
Решением Кызылского городского суда Республики Тыва от 17 мая 2012 года исковые требования прокурора Кызыла в интересах Монгуша А.Н. удовлетворены. Суд обязал мэрию города Кызыла в течение шести месяцев со дня вступления решения в законную силу предоставить Монгушу А.Н. на условиях договора социального найма жилое помещение на территории города Кызыла общей площадью не менее 12,5 кв.м., соответствующее установленным санитарным, гигиеническим нормам и техническим требованиям.
Не согласившись с решением суда, представитель мэрии города Кызыла У подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении требований, указывая на то, что предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа осуществляется в случае наделения органа местного самоуправления соответствующими государственными полномочиями с передачей необходимых финансовых средств. Также указывает, что органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств. Судом не выяснены следующие обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела: объём финансовых средств, предусмотренных в республиканском бюджете Республики Тыва на исполнение полномочий в части обеспечением жильём сирот; количество детей-сирот, состоящих на учёте для получения жилья; соотношение финансовых средств, выделенных городу Кызылу количеству состоящих на учёте детей-сирот; фактическое поступление в бюджет города Кызыла финансовых средств на реализацию отдельных государственных полномочий. При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции подлежит отмене.
В судебном заседании представитель мэрии города Кызыла Ондар Р.В. апелляционную жалобу поддержала по указанным в ней основаниям.
Истец Монгуш А.Н. прокурор Ойдуп У.М. с апелляционной жалобой не согласились, просили оставить решение суда без изменения.
Представитель третьего лица - Министерства финансов Республики Тыва просил рассмотреть дело в его отсутствие, в связи с чем судебная коллегия рассматривеает дело без его учасия на основании ст. 167 ГПК РФ.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав пояснения сторон, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище (ч. 1). Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище (ч. 2). Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (ч. 3).
Согласно пп. 1, 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приёмных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
В силу ст. 8 Федерального Закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" от 21 декабря 1996 года N 159 - ФЗ.. . дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. При этом дополнительные гарантии по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставленные в соответствии действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством (ст. 4 Закона) и являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.
Порядок наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями регулируется Федеральным законом от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Так, в соответствии с ч. 6 ст. 19 названного федерального закона наделение органов муниципальной власти отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации осуществляется законами субъектов Российской Федерации.
В части 4 ст. 49 ЖК РФ закреплено, что определённым федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта РФ категориям граждан жилые помещения из муниципального фонда могут предоставляться органами местного самоуправления лишь при условии наделения их в установленном законом порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями.
Из приведённых законоположений следует, что обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вне очереди жилыми помещениями не ниже установленных социальных норм может быть возложено на органы местного самоуправления только в случае наделения их соответствующими полномочиями в порядке, установленном Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Законом Республики Тыва "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов отдельными государственными полномочиями Республики Тыва по предоставлению мер государственного обеспечения и социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" от 28 декабря 2005 года N 1564 ВХ-I муниципальное образование "Городской округ город Кызыл Республики Тыва" наделено отдельными государственными полномочиями по представлению мер государственного обеспечения и социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закреплённого жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, в приёмных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в рядах Вооружённых сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы (п. 8 ст. 3).
Судом установлено, что Монгуш А.Н. подпадает под категорию детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и имеет право на социальные гарантии, предусмотренные указанным выше законодательством, так как его мать Х умерла 15 октября 1997 года, отец М умер 20 января 1989 года. 17 декабря 2011 года Монгуш А.Н. по окончании срока военной службы по призыву уволен из рядов Вооруженных Сил Российской Федерации. Своего жилья Монгуш А.Н. не имеет. В соответствии с информацией мэрии города Кызыла от 29 марта 2012 года N Монгуш А.Н. состоит на учёте на улучшение жилищных условий.
При таких обстоятельствах, принимая во внимание требования закона, суд первой инстанции пришёл к правильному выводу об удовлетворении исковых требований прокурора города Кызыла и правомерно обязал мэрию города Кызыла предоставить Монгушу А.Н. в шестимесячный срок жилое помещение.
Доводы апелляционной жалобы о том, что предоставление жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа осуществляется органом местного самоуправления в случае передачи последнему указанного полномочия с передачей необходимых финансовых средств, судебная коллегия считает необоснованными, так как недостаточность у ответчика указанных средств не влечёт за собой прекращение переданной ему законом Республики Тыва государственной функции по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вне очереди жилыми помещениями.
Остальные доводы апелляционной жалобы не опровергают правильность выводов суда, с которыми согласилась судебная коллегия, а направлены на их переоценку, и не могут служить основанием к отмене решения суда.
Таким образом, решение суда является законным, оно основано на правильном толковании и применении норм материального и процессуального праваи соответствует доказательствам, имеющимся в деле, в связи с чем судебная коллегия не находит оснований для его отмены по доводам жалобы.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Кызылского городского суда Республики Тыва от 17 мая 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 13 августа 2012 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.