Апелляционное определение СК по гражданским делам Верховного суда Республики Тыва от 07 августа 2012 г.
(Извлечение)
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Тыва в составе:
председательствующего Чикашовой М.Н.,
судей Баутдинова М.Т., Железняковой С.А.,
при секретаре Ооржак Н.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Железняковой С.А. гражданское дело по исковому заявлению Ш.А.П. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Тандинском районе Республики Тыва о включении периода работы в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, по апелляционной жалобе Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Тандинском районе Республики Тыва на решение Тандинского районного суда Республики Тыва от 29 мая 2012 года,
УСТАНОВИЛА:
Ш.А.П. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Тандинском районе Республики Тыва (далее - Управление) о включении периода работы в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в обоснование иска указав, что в декабре 2011 года он получил решение об отказе в назначении ему пенсии по возрасту 55 лет в связи с отсутствием необходимого стажа работы, так как периоды работы в органах внутренних дел не подлежат включению в специальный стаж. Считает указанное решение необоснованным, поскольку действовавшее в спорный период Положение от 17 декабря 1959 года N 1397 "О порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения", утвержденное постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397, предусматривало включение в специальный стаж службу в составе Министерства внутренних дел СССР и органах милиции. Указанное положение действовало до 1 октября 1993 года. В постановлении Конституционного Суда РФ N 18-П от 15 июня 1998 года и в определении от 5 ноября 2002 года прямо указано, что судом должны применяться нормы, хоть и утратившие силу в связи с принятием новых норм, но действовавшие в спорный период. Таким образом, ответчик обязан был засчитать его стаж работы в органах внутренних дел в специальный стаж для назначения досрочной пенсии, наработанный в районах, приравненных к Крайнему Северу до 1 октября 1993 года. Просил суд обязать ответчика включить в специальный стаж для назначения досрочной пенсии период работы в органах Министерства внутренних дел Тувинской АССР с 09 августа 1977 года по 10 февраля 1987 года и назначить пенсию с 5 ноября 2011 года.
Решением Тандинского районного суда Республики Тыва от 29 мая 2012 года исковые требования Ш.А.П. удовлетворены. Суд обязал Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Тандинском районе Республики Тыва включить период работы Ш.А.П. в Министерстве внутренних дел Республики Тыва с 9 августа 1977 года по 10 февраля 1987 года в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, назначить Ш.А.П. досрочную трудовую пенсию со дня обращения, то есть с 5 октября 2011 года. Также суд взыскал с Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Тандинском районе Республики Тыва в пользу Ш.А.П. в счет оплаты государственной пошлины ** рублей.
Не согласившись с решение суда, Управление подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить полностью и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований, в обоснование указав, что вывод суда о том, что по состоянию на 05 октября 2011 года у Ш.А.П. имелся требуемый для назначения трудовой пенсии по старости стаж работы в районах, приравненных к Крайнему Северу, не соответствует материалам дела, вывод о назначении истцу пенсии со дня обращения в Управление противоречит действующему законодательству.
В судебном заседании представитель ответчика К.Д.А., действующий по доверенности, доводы апелляционной жалобы поддержал.
Истец Ш.А.П. и его представитель Т.С.С., действующая по доверенности, возражали против удовлетворения жалобы.
Проверив материалы дела, выслушав пояснения сторон, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Как видно из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Ш.А.П. 05 октября 2011 года обратился в Управление с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости на основании подпункта 6 пункта 1 статьи 28 Федерального закона от 17.12.2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Решением пенсионного органа от 26 декабря 2011 N истцу было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемого специального стажа, при этом в стаж работы Ш.А.П. в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, не был включен период прохождения им службы в органах внутренних дел с 09 августа 1977 года по 10 февраля 1987 года.
Удовлетворяя исковые требования истца о включении в специальный стаж для назначения досрочной пенсии период работы в органах внутренних дел, суд первой инстанции исходил из того, что в действующем законодательстве отсутствует правовой акт, которым бы служба в органах внутренних дел приравнивалась к военной службе, поэтому отказ ответчика в назначении досрочной трудовой пенсии по старости является незаконным.
Однако судебная коллегия не может согласиться с таким выводом суда.
Конституция Российской Федерации, в соответствии с целями социального государства (статья 7, часть 1) гарантируя каждому социальное обеспечение по старости, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1), относит определение условий и порядка реализации данного конституционного права, в том числе установление видов пенсий, оснований приобретения права на них отдельными категориями граждан, правил их исчисления, к компетенции законодателя (статья 39, часть 2).
Государственная служба, работа по трудовому договору, предпринимательская деятельность представляют собой различные формы реализации права на труд. Граждане, реализовавшие конституционное право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию (статья 37, часть 1, Конституции Российской Федерации), имеют право на социальное обеспечение, формы и виды которого зависят от особенностей их трудовой деятельности.
Военная служба и служба в органах внутренних дел являются особыми видами федеральной государственной службы. Правовое положение (специальный правовой статус) военнослужащих и сотрудников органов внутренних дел определяются соответствующими законами, а их пенсионное обеспечение (за исключением военнослужащих по призыву) осуществляется на основании Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", определяющего - исходя из специфики такой службы и особого правового статуса военнослужащих - условия назначения им пенсий, порядок их исчисления и размеры, отличающиеся от аналогичных параметров трудовых пенсий: для них, в частности, предусмотрена такая мера государственной социальной защиты, как пенсия за выслугу лет, которая назначается при наличии соответствующей выслуги независимо от возраста сотрудников органов внутренних дел, а финансирование пенсий осуществляется за счет средств федерального бюджета.
Право на пенсию сотрудниками правоохранительных органов реализуется, таким образом, в рамках государственного пенсионного обеспечения, в котором для данной категории граждан предусмотрено в целях компенсации риска воздействия неблагоприятных факторов природно-климатических условий районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей на организм человека исчисление при назначении пенсии за выслугу лет периода службы в указанных районах и местностях на льготных условиях.
Федеральный закон от 17 декабря 2001 года "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", введенный в действие с 1 января 2002 года, основан на принципах обязательного пенсионного страхования: согласно его статье 3 право на трудовую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
При определении права на трудовую пенсию учитывается страховой стаж, под которым Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" понимает суммарную продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж (статья 2). Периоды, включаемые в страховой стаж для установления трудовой пенсии, подразделяются на две группы. В одну входят периоды трудовой и (или) иной деятельности лиц, застрахованных в рамках системы обязательного пенсионного страхования, связанные с уплатой страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, а в другую - нестраховые периоды.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 11 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" (если ему предшествовали или за ним следовали периоды работы), засчитывается в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 10 данного Федерального закона, несмотря на то, что страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации за граждан, проходящих указанную службу, не уплачивались и источник финансирования расходов на страховую часть трудовой пенсии отсутствовал. Порядок определения стажа урегулирован Правилами подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовой пенсии, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2002 года N 555.
Тем самым для сотрудников органов внутренних дел предусмотрена возможность перехода из системы государственного пенсионного обеспечения в систему обязательного пенсионного страхования, ориентированную на определенный круг субъектов, включающую определенные правила уплаты страховых взносов, условия назначения страхового обеспечения и порядок исчисления его размеров, т.е. получения трудовой пенсии, предоставляемой в рамках обязательного пенсионного страхования.
При этом федеральный законодатель, определяя порядок сохранения пенсионных прав сотрудников правоохранительных органов в случае оставления ими службы до приобретения права на пенсию за выслугу лет (пенсии по государственному пенсионному обеспечению) и устанавливая правило о включении периодов прохождения военной, а также другой приравненной к ней службы (в том числе службы в органах внутренних дел) в страховой стаж, не предусмотрел зачет периодов службы в специальный стаж, в том числе в стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Статьей 28.1 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (введенной Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и вступившей в силу с 1 января 2005 года) установлено, что при определении стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях для досрочного назначения трудовой пенсии по старости в связи с работой в упомянутых районах и местностях к указанной работе приравнивается работа, дающая право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктами 1 - 10 пункта 1 статьи 27 и подпунктами 7 - 9 пункта 1 статьи 28 данного Федерального закона, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Такое решение не может расцениваться как ограничение конституционных прав и свобод лиц, проходивших военную и приравненную к ней службу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, и нарушение требований, вытекающих из конституционного принципа равенства, поскольку оно связано с тем, что страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации за период прохождения гражданами военной службы и службы в органах внутренних дел не уплачивались и, следовательно, такие граждане не относятся к числу субъектов, на равных участвующих в солидарной системе обязательного пенсионного страхования.
Норма, не позволяющая включать в специальный трудовой стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним территориям период прохождения службы в органах внутренних дел, содержалась и в ст. 14 Закона РФ от 20.11.1990 N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации", действовавшего до 01.01.2002 года.
Указанная правовая позиция подтверждена определением Конституционного Суда Российской Федерации от 10.03.20005 года N 14-О и пунктом 19 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.2005 года N 25 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии".
Таким образом, анализ вышеизложенных норм материального права показывает, что ни действующее ранее пенсионное законодательство, ни действующее в настоящее время не позволяли включать в специальный трудовой стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним территориях период прохождения военной службы и приравненной к ней службы, в связи с чем заявленные истцом требования о включении в специальный стаж для назначения пенсии по нормам подпункта 6 п. 1 ст. 28 Федерального закона от 17.12.2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" периода прохождения им службы в органах внутренних дел не подлежат удовлетворению.
На основании вышеизложенного решение суда первой инстанции нельзя признать законным и обоснованным, в силу пп. 4 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ оно подлежит отмене с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований.
Руководствуясь ст.ст. 328, 330 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Тандинского районного суда Республики Тыва от 29 мая 2012 года отменить и принять новое решение следующего содержания:
"В удовлетворении искового заявления Ш.А.П. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Тандинском районе Республики Тыва о включении периода работы в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, отказать".
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 10 августа 2012 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.