Апелляционное определение СК по гражданским делам Верховного суда Республики Тыва от 31 июля 2012 г.
(Извлечение)
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Тыва в составе:
председательствующего Железняковой С.А.,
судей Баутдинова М.Т., Кунгаа Т.В.,
с участием прокурора Ойдуп У.М., переводчика Сарыглар А.К.,
при секретаре Ооржак Н.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Железняковой С.А. гражданское дело по исковому заявлению прокурора города Кызыла в интересах Д.М.М. к мэрии г.Кызыла о возложении обязанности предоставить жилое помещение по апелляционной жалобе представителя мэрии г.Кызыла на решение Кызылского городского суда Республики Тыва от 17 мая 2012 года,
УСТАНОВИЛА:
Прокурор г. Кызыла обратился с иском в интересах сироты Д.М.М. к мэрии г.Кызыла о возложении обязанности предоставить жилое помещение, указав, что в прокуратуру г.Кызыла поступило обращение Д.М.М. о нарушении права на получение жилого помещения. Согласно ч.2 ст.57 ЖК РФ, вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства). Д.М.М. является сиротой, его родители умерли. Ответчиком не представлено жильё или целевая безвозвратная ссуда на приобретение жилого помещения Д.М.М., несмотря на то, что он стоит на льготной очереди по получению жилья в Мэрии г.Кызыла. Просил суд обязать ответчика устранить допущенные нарушения требований ч.ч. 1, 3 ст.8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", ч.2 ст.57 Жилищного кодекса РФ путём выполнения следующих мероприятий: в течение 6 месяцев предоставить Д.М.М. жилое помещение на территории городского округа "Город Кызыл", соответствующее санитарным и гигиеническим нормам и требованиям, площадью не ниже 12,5 кв.м.
Решением Кызылского городского суда Республики Тыва от 17 мая 2012 года исковые требования прокурора г. Кызыла удовлетворены. Суд обязал мэрию города Кызыла в течение шести месяцев со дня вступления решения в законную силу предоставить Д.М.М., ДД.ММ.ГГГГ рождения, уроженцу **, на условиях договора социального найма жилое помещение на территории города Кызыла общей площадью не менее 12,5 кв.м., соответствующее установленным санитарным, гигиеническим нормам и техническим требованиям.
Не согласившись с решением суда, представитель ответчика У.А.Г., действующий на основании доверенности, подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований, ссылаясь на то, что при вынесении решения суд должен был выяснить следующие обстоятельства: объём финансовых средств (субвенций), предусмотренных г. Кызылу в бюджете Республики Тыва на исполнение делегированных полномочий, количество детей-сирот, состоящих на учёте, установление факта перечисления денежных средств. Выяснение данных обстоятельств, по мнению ответчика, позволяет правильно определить пределы ответственности мэрии г.Кызыла как органа местного самоуправления, наделённого государственными полномочиями по предоставлению жилья детям-сиротам.
В судебное заседание представитель ответчика - мэрии г. Кызыла - не явился, хотя ответчик надлежащим образом был извещён о дате, времени и месте рассмотрения дела, поэтому судебная коллегия признаёт его неявку неуважительной и рассматривает дело в его отсутствие в порядке ст. 167 ГПК РФ.
Прокурор Ойдуп У.М. с апелляционной жалобой не согласилась, просила оставить решение суда без изменения.
Истец Д.М.М. в судебном заседании возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.
Представитель третьего лица - Министерства финансов Республики Тыва - в судебное заседание также не явился, хотя третье лицо было надлежащим образом извещено о дате, времени и месте рассмотрения дела, поэтому судебная коллегия признаёт его неявку неуважительной и рассматривает дело в его отсутствие в порядке ст. 167 ГПК РФ.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище (ч. 1). Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище (ч. 2). Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (ч. 3).
Согласно пп. 1, 2 ч.2 ст. 57 ЖК РФ, вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приёмных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
На основании ст. 8 Федерального Закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" от 21 декабря 1996 года N159-ФЗ ?дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закреплённого жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. При этом дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставленные в соответствии действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством (ст.4 Закона) и являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.
Порядок наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями регулируется Федеральным законом от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". В соответствии с ч. 6 ст. 19 данного федерального закона наделение органов муниципальной власти отдельными государственными полномочиями субъектов РФ осуществляется законами субъектов РФ.
В части 4 ст. 49 ЖК РФ закреплено, что определённым федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта РФ категориям граждан жилые помещения из муниципального фонда могут предоставляться органами местного самоуправления лишь при условии наделения их в установленном законом порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями.
Из приведённых законоположений следует, что обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вне очереди жилыми помещениями не ниже установленных социальных норм может быть возложено на органы местного самоуправления только в случае наделения их соответствующими полномочиями в порядке, установленном Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Законом Республики Тыва "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов отдельными государственными полномочиями Республики Тыва по предоставлению мер государственного обеспечения и социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" от 28 декабря 2005 года N 1564 ВХ-I городской округ "Город Кызыл" наделён отдельными государственными полномочиями по представлению мер государственного обеспечения и социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закреплённого жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, в приёмных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в рядах Вооружённых сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы (п. 8 ст. 3).
Судом установлено, что Д.М.М. подпадает под категорию детей-сирот и имеет право на социальные гарантии, предусмотренные указанным выше законодательством, так как его отец, Д.М.К., умер ДД.ММ.ГГГГ, мать, Д.К.Т., умерла ДД.ММ.ГГГГ. В 2010 году Д.М.М. закончил **. Постановлением мэра г. Кызыла от 11.12.2006 г. N Д.М.М. принят на жилищный учёт. Из сообщения заместителя мэра г.Кызыла следует, что Д.М.М. состоит на учёте на улучшение жилищных условий с 11 декабря 2006 года под порядковым номером N. Жилое помещение Д.М.М. мэрией г. Кызыла не предоставлялось. Согласно уведомлению Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Тыва от 23 марта 2012 года N в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сведения о правах Д.М.М. на объекты недвижимого имущества отсутствуют.
При наличии изложенных обстоятельств, принимая во внимание требования закона, суд первой инстанции пришёл к правильному выводу об удовлетворении исковых требований прокурора г. Кызыла и правомерно обязал мэрию г. Кызыла предоставить Д.М.М. в шестимесячный срок жилое помещение.
Доводы апелляционной жалобы представителя ответчика У.А.Г. о том, что пределы ответственности мэрии г. Кызыла как органа местного самоуправления, наделённого государственными полномочиями по предоставлению жилья детям-сиротам, ограничиваются выделенными из республиканского бюджета субвенциями, судебная коллегия считает необоснованными, так как отсутствие у мэрии г. Кызыла указанных средств не влечёт за собой прекращение переданной ей законом Республики Тыва государственной функции по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вне очереди жилыми помещениями.
Таким образом, решение суда является законным, оно основано на правильном толковании и применении норм материального и процессуального права и соответствует доказательствам, имеющимся в деле, в связи с чем судебная коллегия не находит оснований для его отмены по доводам жалобы.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Кызылского городского суда Республики Тыва от 17 мая 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в силу со дня его принятия.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 03 августа 2012 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.