Апелляционное определение СК по гражданским делам Верховного суда Республики Тыва от 13 марта 2012 г.
(Извлечение)
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Тыва в составе:
председательствующего Соскал О.М.,
судей Дамдын Л.Д., Кунгаа Т.В.,
при секретаре Данзырын А.С.-М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Кунгаа Т.В. гражданское дело по иску Монгуш П.А. в интересах несовершеннолетней О. к мэрии г. Кызыла о признании права на внеочередное устройство в дошкольное образовательное учреждение г. Кызыла и предоставлении места в муниципальном автономном дошкольном образовательном учреждении Центр развития ребенка - Детский сад N 29 г. Кызыла по апелляционной жалобе мэрии г.Кызыла на решение Кызылского городского суда Республики Тыва от 22 декабря 2011 года,
УСТАНОВИЛА:
Монгуш П.А. обратилась в суд в интересах несовершеннолетней О. к мэрии г. Кызыла, Департаменту по образованию и молодежной политике мэрии г.Кызыла, заместителю мэра г.Кызыла В. с заявлением об обжаловании бездействия органа местного самоуправления и должностного лица, указывая, что с 2008 года она зарегистрирована по адресу: **, вместе с дочерью О., ** года рождения. 07 июля 2011 г. первым заместителем прокурора Республики Тыва на основании её заявления, как сотрудника прокуратуры Республики Тыва, в силу п. 5 ст. 44 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" в адрес мэра г. Кызыла и начальника Департамента по образованию и молодежной политики мэрии г. Кызыла направлялось ходатайство о внеочередном устройстве в муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка - Детский сад N 29 г. Кызыла её дочери О., ** года рождения. Письмом от 02 августа 2011 г. и.о. начальника Департамента по образованию мэрии г. Кызыла ей было сообщено, что вопрос об устройстве О. в муниципальные дошкольные образовательные учреждения г. Кызыла (далее - МДОУ г. Кызыла) будет рассматриваться на предстоящем заседании комиссии по внеочередному устройству в МДОУ г. Кызыла 15 сентября 2011 г. Однако в списке детей, получивших места по результатам заседания указанной комиссии, О. не числится. Департаментом по образованию мэрии г. Кызыла ей сообщено, что её дочь О. состоит в общей очереди на получение места в дошкольное учреждение г. Кызыла под номером 2911. Из ответа от 07 октября 2011 года следует, что причиной отказа во внеочередном устройстве О. в указанное дошкольное учреждение является загруженность мест в дошкольных учреждениях в целом по городу. Считает, что её ребенок О. отнесена к категории детей, имеющих право на внеочередное устройство в порядке, установленном федеральным законодательством. Полагает, что незаконным бездействием указанных органов и должностных лиц нарушаются гарантированные ст. 43 Конституции Российской Федерации, ст. 18 Закона РФ "Об образовании" права О. на получение дошкольного образования. Просила суд признать незаконным бездействие Департамента по образованию и молодежной политике мэрии г.Кызыла по неустройству во внеочередном порядке в МДОУ N 29 г.Кызыла О. и решение заместителя мэра г.Кызыла В. об отказе в удовлетворении её заявления о внеочередном устройстве О. в МДОУ.
В ходе разбирательства истица по делу Монгуш П.А. уточнила свои исковые требования, просила суд признать право её несовершеннолетней дочери О. на внеочередное устройство в МДОУ г. Кызыла N 29, а также обязать мэрию г.Кызыла предоставить её ребенку во внеочередном порядке место в МДОУ г. Кызыла N 29 в месячный срок.
Решением Кызылского городского суда РТ от 22 декабря 2011 года исковые требования Монгуш П.А. удовлетворены частично.
Суд признал право О., ** года рождения, на внеочередное устройство в муниципальное дошкольное образовательное учреждение г. Кызыла и обязал мэрию г. Кызыла предоставить О., ** года рождения, в месячный срок со дня вступления в законную силу решения суда место в муниципальном дошкольном образовательном учреждении г. Кызыла. В удовлетворении остальной части иска судом отказано.
Не согласившись с решением суда, мэрия г. Кызыла подала апелляционную жалобу, указав на то, что установленные судом обстоятельства, имеющие значение для дела, не доказаны; выводы суда, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела. Считает, что удовлетворение исковых требований в отношении ребенка, состоящего в общей очереди, влечёт нарушение прав лиц, имеющих право на устройство в дошкольные образовательные учреждения в первоочередном и во внеочередном порядке. Просит решение суда отменить и направить дело на новое рассмотрение.
Выслушав пояснения сторон, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Ст. 43 Конституции Российской Федерации каждому гражданину гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях.
Согласно п. 3 ст. 18 Закона РФ от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании", для воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений развития этих детей в помощь семье действует сеть дошкольных образовательных учреждений.
В соответствии с п. 11 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организация предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования относится к вопросам местного значения муниципальных районов и городских округов.
П/п 2 п. 1 ст. 31 Закона РФ от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании" организация предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования также отнесена к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования.
Согласно п. 5 ст. 44 Федерального закона от 17.01.1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации", в жилых помещениях, занимаемых прокурорами, во внеочередном порядке установка телефона осуществляется по действующим тарифам. В таком же порядке предоставляются места в детских дошкольных учреждениях, школах-интернатах, летних оздоровительных учреждениях детям прокуроров.
Статьей 54 указанного Федерального закона разъясняется, что содержащиеся в настоящем Федеральном законе наименования прокурор в пунктах 2 - 5 и 7 статьи 44 обозначают Генеральный прокурор Российской Федерации?, все нижестоящие прокуроры, старшие помощники и помощники прокуроров.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, дочь истицы О., ** года рождения, состоит в общей очереди на получение места в дошкольном образовательном учреждении, зарегистрирована в журнале учета очередности под номером N **, до настоящего времени место в дошкольном образовательном учреждении ей не предоставлено.
Также судом установлено, что истица является прокурором, поэтому в соответствии с п. 5 ст. 44 Федерального закона от 17.01.1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" имеет право на предоставление своему ребёнку места в государственных и муниципальных дошкольных образовательных учреждениях во внеочередном порядке.
Правильно определив обстоятельства, имеющие значение для дела, суд пришёл к обоснованному выводу о том, что ребёнок истицы О., ** года рождения, имеет право на внеочередное устройство в муниципальное дошкольное образовательное учреждение г. Кызыла, при этом мэрией г. Кызыла обязанность по обеспечению ребёнка истицы местом в дошкольном образовательном учреждении не исполнена, чем нарушено его конституционное право на общедоступное бесплатное дошкольное образование, и обоснованно возложил на мэрию г. Кызыла указанную обязанность.
Довод апелляционной жалобы о том, что удовлетворение исковых требований в отношении ребёнка, состоящего в общей очереди, влечёт нарушение прав лиц, имеющих право на устройство в дошкольные образовательные учреждения в первоочередном и внеочередном порядке, является необоснованным, так как действующим федеральным законодательством обеспечение свободного доступа к бесплатному дошкольному образованию не ставится в зависимость от наличия лиц, обладающих правом на устройство в дошкольные образовательные учреждения в первоочередном и внеочередном порядке, кроме того, в данном случае ребёнок истицы, как ребёнок сотрудника прокуратуры, имеет право на устройство в дошкольные образовательные учреждения во внеочередном порядке.
При рассмотрении дела судом не допущено нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, влекущих отмену судебного решения, а поэтому оснований к отмене решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Кызылского городского суда Республики Тыва от 22 декабря 2011 года оставить без изменения, апелляционную жалобу мэрии г.Кызыла - без удовлетворения.
Определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 16 марта 2012 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.