Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Тыва в составе:
председательствующего Кунгаа Т.В.,
судей Бады-Сагаана А.В., Баутдинова М.Т.,
при секретаре Салчак А.О.,
переводчике Иргит Р.Ч.,
с участием прокурора Ойдуп У.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Кунгаа Т.В. гражданское дело по исковому заявлению прокурора г. Кызыла в интересах К. к мэрии г. Кызыла о возложении обязанности предоставить жилое помещение по апелляционной жалобе мэрии г. Кызыла на решение Кызылского городского суда Республики Тыва от 17 мая 2012 года,
УСТАНОВИЛА:
Прокурор г. Кызыла обратился в суд в интересах К. с иском к мэрии г. Кызыла о предоставлении жилого помещения, указывая на то, что К. является сиротой. Несмотря на то, что К. состоит на льготной очереди по получению жилья в мэрии г. Кызыла жильё или целевая безвозвратная ссуда на приобретение жилого помещения ответчиком ему не предоставлено. Просил суд обязать ответчика в течение шести месяцев предоставить К. жилое помещение на территории городского округа "Город Кызыл", соответствующее санитарным и гигиеническим нормам и требованиям, площадью не менее ** кв.м.
Решением Кызылского городского суда Республики Тыва от 17 мая 2012 года исковые требования прокурора удовлетворены. Суд обязал мэрию г. Кызыла в течение шести месяцев со дня вступления решения в законную силу предоставить К., ** года рождения, уроженцу с. **, на условиях договора социального найма жилое помещение на территории г. Кызыла, общей площадью не менее ** кв.м., соответствующее установленным санитарным, гигиеническим нормам и техническим требованиям.
Не согласившись с решением суда, мэрия г.Кызыла подала апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований, ссылаясь на то, что при вынесении решения суд должен был выяснить объём финансовых средств (субвенций) г.Кызылу, предусмотренных в бюджете Республики Тыва на исполнение делегированных полномочий; количество детей-сирот, состоящих на учёте; факт перечисления денежных средств. Полагает, что выяснение данных обстоятельств позволило бы суду правильно определить пределы ответственности мэрии г.Кызыла как органа местного самоуправления, наделённого государственными полномочиями по предоставлению жилья детям-сиротам.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика - мэрии г.Кызыла Уйнукай А.Г., действующий по доверенности, апелляционную жалобу поддержал.
Прокурор Ойдуп У.М. с апелляционной жалобой не согласилась, просила оставить решение суда без изменения.
Истец К. в судебном заседании возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.
Представитель третьего лица - Министерства финансов Республики Тыва в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен о дате, времени и месте рассмотрения дела, судебная коллегия рассматривает дело в его отсутствие в порядке ст. 167 ГПК РФ.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав пояснения сторон, судебная коллегия приходит к следующему.
Частью 3 статьи 40 Конституции РФ установлен круг лиц, которые обеспечиваются жильем в соответствии с установленными законом нормами из государственных, муниципальных и других жилищных фондов бесплатно или за доступную плату на условиях социального найма.
Категории лиц, для которых сохраняется система предоставления жилья в порядке очередности, предусматривается федеральными законами и законами субъектов РФ.
В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Согласно абз. 2 п. 1 ст. 8 Федерального Закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
В соответствии со ст. 5 вышеуказанного Федерального Закона предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.
Согласно п. 8 ст. 3 Закона Республики Тыва от 28.12.2005 N 1564 ВХ-1 (ред. от 28.10.2011 N 927 ВХ-1) "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов отдельными государственными полномочиями Республики Тыва по предоставлению мер государственного обеспечения и социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Тыва наделены отдельными государственными полномочиями Республики Тыва по предоставлению мер государственного обеспечения и социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе - по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, либо предоставление субсидий на строительство жилья по окончании их пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что мать К. - К.К.Ч. умерла ** года. Отец К.. - У умер **.
Постановлением мэрии г.Кызыла от 23 января 2012 года N ** К. принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.
Из сообщения заместителя мэра г. Кызыла на требование прокурора г. Кызыла следует, что Кара-Сал А.А. состоит на учете детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с 22 ноября 2011 года, согласно постановлению мэра г. Кызыла от 23 января 2012 года N ** под порядковым номером **. Жилое помещение К.. мэрией г. Кызыла не предоставлялось.
Согласно сведениям Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Тыва от 11 марта 2012 года N **, в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сведения о правах К.. на объекты недвижимого имущества отсутствуют.
При наличии изложенных обстоятельств, принимая во внимание требования закона, суд первой инстанции пришёл к правильному выводу об удовлетворении исковых требований прокурора г.Кызыла и правомерно обязал мэрию г.Кызыла предоставить К. в шестимесячный срок жилое помещение.
Доводы апелляционной жалобы о том, что пределы ответственности мэрии г.Кызыла как органа местного самоуправления, наделенного государственными полномочиями по предоставлению жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, ограничиваются выделенными из республиканского бюджета субвенциями, судебная коллегия считает необоснованными, так как отсутствие у мэрии г.Кызыла указанных средств не влечёт за собой прекращение переданной ей законом Республики Тыва государственной функции по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вне очереди жилыми помещениями.
При рассмотрении дела судом не допущено нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, влекущих отмену судебного решения, а поэтому оснований к отмене решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Кызылского городского суда Республики Тыва от 17 мая 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу мэрии г.Кызыла - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 06 августа 2012 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.