Апелляционное определение СК по гражданским делам Забайкальского краевого суда от 14 августа 2012 г.
(Извлечение)
Судебная коллегия по гражданским делам Забайкальского краевого суда в составе:
председательствующего судьи Кулаковой О.К.
судей краевого суда Изюмовой Е.А., Усольцевой С.Ю.
с участием прокурора Выскубовой С.А.
при секретаре Боздоевой С.Д.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Чите 14 августа 2012 года гражданское дело по иску Краснокаменского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ГУЗ "Центральная районная поликлиника" о возложении обязанности по приведению помещений фельдшерско-акушерского пункта п.Юбилейный в соответствие с требованиями законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения
по апелляционным жалобам представителя Министерства здравоохранения Забайкальского края Лесковой А.Н. и главного врача ГУЗ "Краснокаменская районная поликлиника" Ждановой Т.К.,
по апелляционному представлению и.о. Краснокаменского межрайонного прокурора
на решение Краснокаменского городского суда Забайкальского края от 24 мая 2012 года, которым постановлено:
Исковые требования удовлетворить.
Обязать Государственное учреждение здравоохранения "Краснокаменская районная поликлиника" в срок до 01 декабря 2012 года привести помещения фельдшерско-акушерского пункта п.Юбилейный, находящиеся по адресу: Забайкальский край, Краснокаменский район, п.Юбилейный, в соответствие с требованиями законодательства санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, а именно:
- процедурный кабинет оборудовать электронагревательным устройством проточного или накопительного действия;
- приобрести и использовать для удаления сточных вод выгребные септики;
- построить на примыкающей к фельдшерско-акушерскому пункту территории туалет;
- светильники общего освещения помещений, размещенных на потолках заменить на светильники со сплошными (закрытыми) рассеивателями.
В случае недостаточности средств, необходимых для исполнения возлагаемых на ГУ "Краснокаменская районная поликлиника" обязанностей по приведению помещений фельдшерско-акушерского пункта в соответствие с требованиями санитарного законодательства, обязанность по финансированию мероприятий возложить на Министерство здравоохранения Забайкальского края за счет казны Забайкальского края.
Заслушав доклад судьи Изюмовой Е.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Краснокаменский межрайонный прокурор, действуя в интересах неопределённого круга лиц, обратился в суд с указанным иском, ссылаясь на то, что в ходе проведенной проверки установлено неисполнение ГУЗ "Центральная районная поликлиника" законодательства, регламентирующего вопросы технического и санитарного состояния помещения зданий, в которых располагаются медицинские учреждения. Выражается это в несоответствии состояний помещений фельдшерско-акушерского пункта п.Юбилейный действующему законодательству о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения: в процедурном кабинете фельдшерско-акушерского пункта отсутствует горячее водоснабжение, для удаления сточных вод не предусмотрены выгребные септики, отсутствует надворный туалет, светильники общего освещения помещений не закрыты рассеивателями. Указывая, что бездействие ответчика нарушает права граждан на охрану здоровья, просил суд обязать ответчика - ГУЗ "Центральная районная поликлиника" привести помещения фельдшерско-акушерского пункта п.Юбилейный в соответствие с требованиями законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, устранить приведенные в иске нарушения в срок до 1 декабря 2012 года.
Определением судьи от 16 апреля 2012 года к участию в деле в качестве соответчиков привлечены Министерство здравоохранения Забайкальского края и Министерство финансов Забайкальского края (л.д.1-2).
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель Министерства здравоохранения Забайкальского края Лескова А.Н., действующая на основании доверенности, выражает несогласие с решением суда. По ее мнению, Министерство здравоохранения Забайкальского края является ненадлежащим ответчиком по данному делу. Считает, что вопреки нормам Гражданского кодекса РФ, суд применил нормы о субсидиарной ответственности собственника имущества бюджетного учреждения по обязательствам такого учреждения. Полагает, что обязанность по приведению помещений врачебной амбулатории в соответствие с требованиями законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения необходимо возложить непосредственно на ГУЗ "Краснокаменская районная больница". Просит решение отменить.
В апелляционной жалобе представитель ответчика - ГУЗ "Центральная районная поликлиника" - главный врач Жданова Т.К. просит решение отменить как незаконное и необоснованное по следующим основаниям. Считает, что суд неполно исследовал обстоятельства, имеющие значение для дела. Судом не принято во внимание, что часть мероприятий, изложенных в иске, не требующих крупных затрат, уже приняты к исполнению ответчиком. По ее мнению, судом необоснованно отклонено ходатайство о приобщении к материалам дела локальных смет и плана финансирования на 2011 год. Ссылается на то, что ответчик действует исключительно в предельных объемах финансирования, выделяемого из бюджета Забайкальского края, и не в состоянии исполнить решение суда до 1 декабря 2012 года в части установки септиков.
В апелляционном представлении и.о. Краснокаменского межрайонного прокурора Солдатова О.И. просит исключить из резолютивной части решения указание на возложение обязанности по финансированию мероприятий на Министерство здравоохранения Забайкальского края за счет казны Забайкальского края, в остальной части просит решение оставить без изменения.
В письменных пояснениях относительно апелляционной жалобы Министерства здравоохранения Забайкальского края представитель Министерства финансов Забайкальского края Бондаренко И.А. просит удовлетворить апелляционную жалобу, решение отменить.
Представители Министерства здравоохранения Забайкальского края и Министерства финансов Забайкальского края, извещенные о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание апелляционной инстанции не явились, о причинах неявки не сообщили. Руководствуясь ч 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Представитель ГУЗ "Краснокаменская районная поликлиника" по доверенности Попова О.Ю. в судебное заседание апелляционной инстанции не явилась, направила письменное ходатайство с просьбой рассмотреть дело в её отсутствие. Рассмотрев указанное ходатайство, судебная коллегия полагает возможным в соответствии с ч 5 ст. 167 ГПК РФ рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, апелляционного представления, выслушав прокурора Выскубову С.А., полагавшую решение суда подлежащим изменению, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из содержания искового заявления (л.д. 3-5) прокурор, обращаясь в суд в интересах неопределенного круга лиц, предъявлял требования о приведении помещений фельдшерско-акушерского пункта п. Юбилейный в соответствии с требованиями законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения к ГУЗ "Центральная районная поликлиника". В ходе рассмотрения дела своих исковых требований не изменял и не уточнял.
В соответствии с ч 3 ст. 196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям. Однако суд может выйти за пределы заявленных требований в случаях, предусмотренных федеральным законом.
Согласно содержащихся в п 5. Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19.12.2003 N 23 "О судебном решении" разъяснений, выйти за пределы заявленных требований (разрешить требование, которое не заявлено, удовлетворить требование истца в большем размере, чем оно было заявлено) суд имеет право лишь в случаях, прямо предусмотренных федеральными законами.
Разрешая спор по существу и принимая решение об удовлетворении исковых требований прокурора, суд возложил на Министерство здравоохранения Забайкальского края, привлеченного к участию в деле по своей инициативе в качестве соответчика, обязанность по финансированию за счет средств казны Забайкальского края в случае недостаточности денежных средств у ГУЗ "Краснокаменская районная поликлиника" мероприятий по приведению помещений фельдшерско-акушерского пункта п. Юбилейный в соответствии с требованиями законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.
С указанным решением суда первой инстанции судебная коллегия согласиться не может, поскольку решение в отношении Министерства здравоохранения Забайкальского края принято судом в нарушение ч 3 ст. 196 ГПК РФ за пределами заявленных прокурором исковых требований, выходить за рамки которых у суда первой инстанции не было правовых оснований.
При таком положении выводы суда о возложении на Министерство здравоохранения Забайкальского края обязанности по финансированию мероприятий по приведению помещений фельдшерско-акушерского пункта п. Юбилейный в соответствии с требованиями санитарного законодательства подлежат исключению из решения суда.
Доводы апелляционной жалобы представителя ГУЗ "Краснокаменская районная поликлиника" о невозможности установить выгребные септики в срок установленный судом, в связи со значительными затратами на его приобретение и отсутствием у учреждения денежных средств на указанные цели в текущем финансовом году, заслуживают внимание судебной коллегии.
Согласно Устава (л.д. 12-23) ГУЗ "Краснокаменская районная поликлиника" является бюджетным учреждением, государственное задание для которого в соответствии с предусмотренными настоящим Уставам основными видами деятельности формирует и утверждает Министерство здравоохранения Забайкальского края. Финансирование обеспечения выполнения государственного задания в соответствии с п. 4.14 Устава осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации.
В соответствии с ч 1 ст. 78.1 Бюджетного кодекса РФ в бюджетах бюджетной системы Российской Федерации предусматриваются субсидии бюджетным и автономным учреждениям на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием ими в соответствии с государственным (муниципальным) заданием государственных (муниципальных) услуг (выполнением работ).
Из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации могут предоставляться субсидии бюджетным и автономным учреждениям на иные цели.
Порядок определения объема и условия предоставления указанных субсидий из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, местных бюджетов устанавливается соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией.
Порядок формирования государственных заданий на оказание государственных услуг (выполнение работ) для государственных учреждений и финансового обеспечения выполнения государственных заданий в Забайкальском крае определен Постановлением Правительства Забайкальского края N 30 от 08.02.2011г., в соответствии с которым государственное задание для государственных бюджетных учреждений формируется при формировании бюджета Забайкальского края на очередной финансовый год и плановый период. Финансирование обеспечения выполнения государственного задания осуществляется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в бюджете Забайкальского края на соответствующие цели.
Согласно сведениям, содержащимся в апелляционной жалобе, денежные средства на изготовление и установку в фельдшерско-акушерском пункте п. Юбилейный выгребных септиков у ответчика отсутствуют и в текущем финансовом году ему представлены не будут, поскольку указанные расходы не были учтены при расчете размера субсидий, предусмотренных для учреждения в текущем финансовом году.
При указанных обстоятельствах, доводы ответчика о невозможности исполнения решения суда в части установления выгребных септиков в срок до 1 декабря 2012 г. по мнению судебной коллегии являются обоснованными, а решение суда в этой части подлежащим изменению.
При этом судебная коллегия полагает возможным установить срок исполнения ответчиком мероприятий по обеспечению фельдшерско-акушерского пункта выгребным септиком до 1 июля 2013г.
В остальной части решение суда судебная коллегия находит подлежащим оставлению без изменения, как принятое с соблюдением норм материального и процессуального права.
Руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Краснокаменского городского суда Забайкальского края от 24 мая 2012 года изменить.
Исключить из решения суда выводы о возложении на Министерство здравоохранения Забайкальского края обязанности по финансированию за счет казны Забайкальского края мероприятий по приведению помещений фельдшерско-акушерского пункта п. Юбилейный в соответствии с требованиями санитарного законодательства в случае недостаточности денежных средств у ГУЗ "Краснокаменская районная поликлиника".
Обязать Государственное учреждение здравоохранения "Краснокаменская районная поликлиника" в срок до 01 июля 2013 года в помещении фельдшерско-акушерского пункта п.Юбилейный, находящегося по адресу: Забайкальский край, Краснокаменский район, п. Юбилейный приобрести и использовать для удаления сточных вод выгребные септики.
В остальной части решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу ГУЗ "Краснокаменская районная поликлиника" - без удовлетворения.
Председательствующий Кулакова О.К.
Судьи Изюмова Е.А.
Усольцева С.Ю.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.