Судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда в составе:
председательствующего: Бадлуевой Е.Б.,
судей: Усовой Н.М., Сазонова П.А.,
при секретаре: Чащиной И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Шаманской Н.М. заинтересованные лица: Администрация муниципального образования города Усолье-Сибирское, Салимзянов Р.Р., о признании незаконными действий Администрации города Усолье-Сибирское об отказе в предоставлении земельного участка,
по апелляционной жалобе заявителя Шаманской Н.М. на решение Усольского городского суда Иркутской области от 04 июня 2012 года по данному гражданскому делу,
УСТАНОВИЛА:
В обоснование заявленных требований заявитель указала, что согласно опубликованного в газете "Городская" "Номер обезличен" от "Дата обезличена" объявления, отдел архитектуры и градостроительства администрации города Усолье-Сибирское информировал население города о возможности предоставления земельного участка, расположенного по адресу: "Адрес обезличен", под строительство гаражных боксов, ориентировочной площадью "данные изъяты" (далее - земельный участок).
Поясняет, что "Дата обезличена" она обратилась с заявлением в Администрацию г. Усолье-Сибирское. Письмом от "Дата обезличена" "Номер обезличен" ей отказано в предоставлении указанного земельного участка, так как рассмотрение вопроса о предоставлении данного земельного участка находится в стадии рассмотрения по ранее поступившему заявлению.
Считает данные действия Администрации недействительными, противоречащими ЗК РФ.
По основаниям ст. 31 ЗК РФ каждый гражданин, заинтересованный в предоставлении земельного участка под строительство имеет право обратиться в соответствующий орган местного самоуправления с заявлением о выборе земельного участка и о предварительном согласовании места размещения объекта. В соответствии с п.2 ст. 31 ЗК РФ орган местного самоуправления орган местного самоуправления по заявлению гражданина обязан обеспечить выбор земельного участка. Считает, что по смыслу п.3 ст. 31 ЗК РФ заинтересованные лица не лишены возможности подать заявление о предоставлении им того же земельного участка, даже зная о наличии иных претендентов. При этом земельный кодекс не ограничивает существование указанного права во времени моментом обращения первого из заинтересованных лиц с заявлением в орган местного самоуправления и не устанавливает каких-либо критериев приоритета или отбора при множественности претендентов.
Считает, что поскольку Земельным кодексом не урегулирован порядок предоставления земельного участка, если на него претендует несколько лиц, то такой земельный участок подлежит выставлению на торги по правилам пункта 4 ст. 30 ЗК РФ.
Считает, что администрация г. Усолье-Сибирское своими действиями, отказывая ей в выделении земельного участка, нарушила нормы действующего законодательства, что привело к нарушению ее прав.
Просила суд признать действия Администрации г. Усолье-Сибирское об отказе в выделении земельного участка, расположенного по адресу: "Адрес обезличен" под строительство гаражных боксов ориентировочной площадью "данные изъяты" незаконными; обязать Администрацию г. Усолье-Сибирское провести торги по выделению земельного участка, расположенного по адресу: "Адрес обезличен".
Решением Усольского городского суда Иркутской области от 04 июня 2012 года в удовлетворении требований Шаманской Н.М. о признании действий администрации муниципального образования г. Усолье-Сибирское об отказе в выделении земельного участка, расположенного по адресу: "Адрес обезличен" под строительство гаражных боксов ориентировочной площадью "данные изъяты" незаконным, обязании Администрацию муниципального образования г. Усолье-Сибирское провести торги по указанному земельному участку - отказано.
Не согласившись с решением Усольского городского суда Иркутской области от 4 июня 2012 года, Шаманская подала апелляционную жалобу. Считает решение суда по указанному делу подлежащим отмене по причине нарушения и неправильного применения при его вынесении норм материального и процессуального права. Считает, что Администрация г. Усолье-Сибирское своими действиями, отказывая ей в выделении земельного участка, нарушила нормы действующего законодательства, что привело к нарушению ее прав при выделении земельного участка. В указанной ситуации спорный земельный участок подлежит выставлению на торги по правилам пункта 4 ст. 30 Земельного кодекса РФ.
Поясняет, что "Дата обезличена" она обратилась в Администрацию с заявлением о представлении ей земельного участка, а не с предложением, мнением. В объявлении Администрация г.Иркутска не уведомляла население г. Усолье-Сибирское о том, что имеются какие-либо ограничения по срокам подачи заявления на предоставление земельного участка. Также отказывая ей в предоставлении земельного участка, администрация не указало причиной отказа нарушение ею срока подачи заявления, что подтверждает необоснованность доводов суда о наличии установленного месячного срока со дня опубликовании информационного сообщения.
Указала, что в соответствии с п.2.3 Постановления "Номер обезличен" от "Дата обезличена" Администрации муниципального образования г.Усолье-Сибирское "Об утверждении порядка предоставления земельных участков для строительства на территории муниципального образования города Усолье-Сибирское в новой редакции" по истечении одного месяца с даты опубликования информационного сообщения (о возможном предоставлении земельного участка для строительства (размещения объекта) отдел архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования города Усолье-Сибирское выдает заявителю акт выбора и обследования земельного участка для согласования испрашиваемого земельного участка и получения технических условий подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения. Сроков для подачи заявок на предоставление земельных участков по результатам публикации информационных сообщений данным Постановлением не предусмотрено. В соответствии с пунктом 3.7 Постановления передача земельных участков в аренду без торгов допускается при условии предварительной и заблаговременной публикации сообщения о наличии предлагаемого для передачи земельного участка в случае, если имеется только одна заявка.
Просит решение Усольского городского суда Иркутской области от 04 июня 2012 года по данному гражданскому делу отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении требований.
Письменных возражений на апелляционную жалобу не поступило.
Заслушав доклад судьи Иркутского областного суда Усовой Н.М., пояснения заявителя Шаманской Н.М., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ по доводам апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к его отмене.
При рассмотрении настоящего дела суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для разрешения дела, правильно применил нормы материального и процессуального права, дал надлежащую оценку всем собранным по делу доказательствам в их совокупности в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ.
Согласно ст. 30 ЗК РФ предоставление земельного участка для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию:
1) без предварительного согласования места размещения объекта;
2) с предварительным согласованием места размещения объекта.
В соответствии с пунктом 5 ст. 30 ЗК РФ предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:
1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном ст. 31 Земельного кодекса РФ решения о предварительном согласовании места размещения объекта;
2) выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета;
4) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего кодекса.
В соответствии с п. 1 ст. 31 ЗК РФ гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.
В силу п. 2 ст. 31 ЗК РФ орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению, предусмотренному статьей 29 настоящего Кодекса, исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного земельного кадастра и документов землеустройства с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Органы местного самоуправления городских и сельских поселений должны информировать местное население о предстоящем или возможном предоставлении земельного участка для строительства (пункт 3 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно п. 5 ст. 31 ЗК РФ результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства.
Согласно п. 6 ст. 31 ЗК РФ исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
Статьей 32 ЗК РФ предусмотрено, что решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием установления в соответствии с заявками граждан и юридических лиц, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и за их счет границ такого земельного участка.
Суд первой инстанции установил, что "Дата обезличена" Салимзянов Р.Р. обратился с заявлением в администрацию муниципального образования г. Усолье-Сибирское о возможности предоставления земельного участка под строительство гаражных боксов "Адрес обезличен", приложив пакет документов. "Дата обезличена" в газете "Городская" размещено объявление, в котором указано, что отдел архитектуры и градостроительства администрации города информирует население города о возможности предоставления рассматриваемого земельного участка, свои предложения и мнения направлять по указанному в объявлении адресу в течение 30 дней с момента опубликования объявления.
Судом первой инстанции установлено, что Салимзянову Р.Р. был выдан акт выбора и обследования земельного участка от "Дата обезличена" "Номер обезличен", к данному акту был приложен ситуационный план. С "Дата обезличена" по "Дата обезличена" Салимзянов Р.Р. проходил согласования; "Дата обезличена" отделом архитектуры и градостроительства Салимзянову Р.Р. дано заключение о согласовании предполагаемого отвода земельного участка для строительства гаражных боксов, расположенного по адресу: "Адрес обезличен".
"Дата обезличена" постановлением главы администрации города "Номер обезличен" утверждены материалы предварительного согласования по выбору и обследованию земельного участка и схемы расположения Салимзянову Р.Р. для строительства гаражных боксов.
Оценив установленные по делу фактические обстоятельства и нормы права, регулирующие порядок предоставления земельных участков для строительства с указанием места расположения объекта, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что процедура предоставления земельного участка Салимзянову Р.Р. под строительство гаражных боксов по адресу: "Адрес обезличен" была соблюдена.
Суд первой инстанции установил, что Шаманская Н.М. обратилась в администрацию муниципального образования г. Усолье-Сибирское с заявлением о выделении рассматриваемого "Дата обезличена".
В отношении данного заявления суд правомерно указал, что объявление о возможном предоставлении земельного участка по адресу: "Адрес обезличен" под строительство гаражных боксов опубликовано "Дата обезличена" в газете "Город", а с заявлением Шаманская Н.М. обратилась только "Дата обезличена", то есть по истечении месяца со дня публикации, в нарушение требований раздела 2 Положения "О порядке предоставления земельных участков для строительства на территории муниципального образования г. Усолье-Сибирское", утвержденного Постановлением Администрации муниципального образования г. Усолье-Сибирское от "Дата обезличена" "Номер обезличен".
Кроме того из перечисленных положений Земельного кодекса следует, что выбор земельного участка является первичным этапом, необходимым для принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства, и при наличии утвержденного акта выбора одному лицу решение вопроса о предоставлении того участка другому лицу противоречит нормам жилищного законодательства и нарушает законные интересы субъекта, которому земельный участок согласован ранее.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что отказ Администрации муниципального образования г. Усолье-Сибирское в реализации права Шаманской Н.М. на выделение земельного участка, в связи с реализацией прав по поступившему ранее заявлению Салимзянова Р.Р. о предоставлении земельного участка по адресу: "Адрес обезличен" под строительство гаражных боксов, является законным и обоснованным.
Решение суда подробно мотивированно, доводы сторон оценены в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, а апелляционная жалоба по существу не содержит доводов, которые не были предметом исследования в судебном заседании.
Доводы апелляционной жалобы не могут являться основанием к отмене обжалуемого судебного решения, поскольку повторяют правовую позицию заявителя при рассмотрении дела судом первой инстанции, направлены на иное, неправильное толкование норм материального права и оценку доказательств об обстоятельствах, установленных и исследованных судом в полном соответствии с правилами ст.ст. 12, 56 и 67 ГПК РФ.
Руководствуясь ст. ст. 327.1, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Усольского городского суда Иркутской области от 04 июня 2012 года по гражданскому делу по заявлению Шаманской Н.М., заинтересованные лица: Администрация муниципального образования города Усолье-Сибирское, Салимзянов Р.Р., о признании незаконными действий Администрации города Усолье-Сибирское об отказе в предоставлении земельного участка, оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Е.Б. Бадлуева
Судьи
Н.М. Усова
П.А. Сазонов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.