Судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда в составе:
Председательствующего Давыдовой О.Ф.,
судей Поповой А.А. и Жилкиной Е.М.,
при секретаре Нечкиной Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу представителя министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области Шалошвили Т.Г. на решение Кировского районного суда г. Иркутска от 22 марта 2012 года по гражданскому делу по иску прокурора .... района в интересах Рудых Е.В. к Министерству социального развития, опеки и попечительства Иркутской области о возложении обязанности оформить и выдать свидетельство о предоставлении социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения с момента вступления решения суда в законную силу,
УСТАНОВИЛА:
Прокурор .... района, действующий в интересах Рудых Е.В., обратился в суд с иском к Министерству социального развития, опеки и попечительства Иркутской области, в обоснование которого указал, что в прокуратуру .... района поступило обращение Т. о нарушении жилищных прав её матери Рудых Е.В. В ходе проверки данного обращения было установлено, что Рудых Е.В. является вдовой участника Великой Отечественной войны. "Дата обезличена" она была признана нуждающейся в жилом помещении и поставлена на учет в администрации Р. сельского поселения как нуждающаяся в улучшении жилищных условий. "Дата обезличена" Рудых Е.В. подала в Управление Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области по Жигаловскому району заявление на получение социальной выплаты с документами, подтверждающими право на получение такого свидетельства. По данному заявлению прокурором был сделан запрос, на который пришел ответ Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области по .... району о том, что оформление свидетельства о предоставлении социальных выплат на приобретение или строительство жилого помещения будет произведено в порядке очередности, исходя из объема выделенных субвенций на указанные цели из федерального бюджета. Однако до настоящего времени свидетельство на получение социальной выплаты Рудых Е.В. не выдано, решение об отказе в выдаче свидетельства не принималось. На основании изложенного прокурор .... района в интересах Рудых Е.В. просил суд обязать Министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области оформить и выдать Рудых Е.В. свидетельство о предоставлении социальной выплаты на приобретение жилого помещения в срок 10 дней с момента вынесения решения.
В заявлении об уточнении исковых требований прокурор .... района просил суд обязать Министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области оформить и выдать Рудых Е.В. свидетельство о предоставлении социальной выплаты на приобретение жилого помещения с момента вступления решения суда в законную силу.
Решением Кировского районного суда г. Иркутска от 22 марта 2012 года исковые требования удовлетворены. На Министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области возложена обязанность оформить и выдать Рудых Е.В. свидетельство о предоставлении социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения с момента вступления решения суда в законную силу.
В апелляционной жалобе представитель министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области Шалошвили Т.Г. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение, отказав в удовлетворении исковых требований по следующим основаниям:
Предоставление мер социальной поддержки по обеспечению жильем Рудых Е.В. в рамках реализации Указа Президента Российской Федерации "Об обеспечении жильем ветеранов великой отечественной войны 1941 - 1945 годов" N 714 от 07.05.2008 возможно только при соблюдении условий, установленных пунктом 4 статьи 17 Федерального закона N 5-ФЗ от 12.01.1995 "О ветеранах", согласно которому военнослужащим, проходившим военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев, военнослужащим, награжденным орденами или медалями СССР за службу в указанный период предоставляются меры социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета, в случае выселения из занимаемых ими служебных жилых помещений.
Суд же посчитал данные доводы необоснованными, поскольку в суд обратился не участник ВОВ, а его супруга, которая автоматически приобретает право на льготы, установленные ст. 21 Федерального закона N 5-ФЗ от 12.01.1995 "О ветеранах". Суд в решении указал, что в статье 21 Федерального закона N 5-ФЗ и в статье 23.2 указанного закона не содержится в качестве основания для предоставлений данной категории граждан социальной выплаты подтверждение факта выселения из занимаемого служебного помещения. Однако данные выводы суда являются необоснованными, поскольку меры социальной поддержки, установленные статьей 21 Федерального закона N 5-ФЗ от 12.01.2005, относятся непосредственно к членам семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий. Ф. не относился к категории ветеранов Великой Отечественной войны принимавших участие в боевых действиях по защите Отечества в период Великой Отечественной войны.
Суд обязал министерство оформить и выдать Рудых Е.В. свидетельство о предоставлении социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения с момента вступления решения в законную силу. Однако суд не принял во внимание нормы п. 13 Положения о порядке и условиях предоставления социальных выплат отдельным категориям граждан в Иркутской области, утвержденного Приказом Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области N 3350мпр от 21.12.2010, оформление свидетельств осуществляется министерством в порядке очередности, исходя из времени принятия на учет и включения в списки на предоставление социальных выплат, в пределах средств федерального бюджета, распределяемых области в соответствующем финансовом году. А также не принял во внимание нормы п. 14 данного положения, согласно которым предоставление социальных выплат осуществляется министерством в пределах, выделенных на эти цели средств федерального бюджета в соответствии с требованиями бюджетного законодательства. И в данном случае суд вынес решение суда, которое не может быть исполнено.
В возражениях на апелляционную жалобу прокурор .... района просил суд оставить решение суда без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, возражений на неё, выслушав пояснения представителя министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области Яковлева Д.А., поддержавшего доводы жалобы, пояснения прокурора Нарижняк О.Н., считавшей решение законным и обоснованным, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы.
Суд апелляционной инстанции при рассмотрении настоящего гражданского дела установил, что Рудых Е.В. имеет право на льготы и преимущества, установленные статьей 21 Федерального закона "О ветеранах" для родителей и жен погибших военнослужащих. Права Рудых Е.В. на меры социальной поддержки подтверждаются удостоверением, выданным в порядке ст. 28 Федерального закона "О ветеранах" и п. 2.16 Инструкции о порядке и условиях реализации прав и льгот ветеранов Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, иных категорий граждан, установленных Федеральным законом "О ветеранах", утвержденной постановлением Минтруда РФ от 11 октября 2000 г. N 69. Рудых Е.В. состоит на учете нуждающихся в жилом помещении в льготной очереди (очередность N 1) на основании решения жилищной комиссии Рудовского сельского поселения N 01 от 03.03.2011 и распоряжения Администрации Рудовского сельского поселения N 15-ОД от 03.03.2011.
Письмом начальника Управления Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области по Жигаловскому району "Номер обезличен" от "Дата обезличена" Рудых Е.В. отказано в предоставлении мер социальной поддержки по обеспечению жильем, поскольку муж Рудых Е.В. Ф. при жизни относился к категории лиц, проходивших военную службу в воинских частях, не входивших в состав действующей армии, имевших право на получение социальных гарантий в соответствии со ст. 17 Федерального закона "О ветеранах".
Суд первой инстанции дал оценку основаниям отказа Рудых Е.В. в предоставлении социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения и обоснованно нашел его незаконным, поскольку Рудых Е.В. имеет самостоятельное право на предоставление мер социальной поддержки, предусмотренных ст. 21 Федерального закона "О ветеранах".
Все доводы апелляционной жалобы сводятся к толкованию содержания мер социальной поддержки, предоставляемых в порядке ст. 17 указанного Федерального закона и не могут быть приняты во внимание. Как указывалось выше в силу ст. 28 Федерального закона "О ветеранах" реализация мер социальной поддержки ветеранов осуществляется по предъявлении ими удостоверений единого образца, установленного для каждой категории ветеранов Правительством СССР до 1 января 1992 года либо Правительством Российской Федерации. При этом в силу п. 2.16 Инструкции о порядке и условиях реализации прав и льгот ветеранов Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, иных категорий граждан, установленных Федеральным законом "О ветеранах", утвержденной постановлением Минтруда РФ от 11 октября 2000 г. N 69, удостоверение выдается по обращению граждан органами, осуществляющими их пенсионное обеспечение, на основании документов о прохождении военной службы или участии в боевых действиях погибшим (умершим), свидетельства о смерти, документов, подтверждающих родственное отношение к погибшему (умершему), пенсионного удостоверения либо справки о праве на пенсию по случаю потери кормильца (с учетом пункта 2 статьи 21 Федерального закона "О ветеранах").
Министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области не наделено правом проверять основания выдачи указанного удостоверения и игнорировать его. На день рассмотрения настоящего гражданского спора Министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области в пенсионный орган, выдавший удостоверение, по поводу проверки обоснованности его выдачи не обращалось. Действительность удостоверения, предоставляющего Рудых Е.В. право на получение мер социальной поддержки, предусмотренных ст. 21 Федерального закона "О ветеранах", в установленном порядке не оспаривалось. Решение органа местного самоуправления о признании Рудых Е.В. нуждающейся в жилом помещении также под сомнение не поставлено.
Таким образом, все доводы апелляционной жалобы об обстоятельствах, в силу которых социальные гарантии Рудых Е.В, должны быть предоставлены с учетом положений статьи 17 Федерального закона "О ветеранах" не основаны на доказательствах, отвечающих требованиям относимости и допустимости, выходят по своему содержанию за пределы заявленных требований и не имеют правового значения по настоящему гражданскому делу.
Ссылка в апелляционной жалобе на необходимость соблюдения очередности надуманна и противоречит установленным судом обстоятельствам, в силу которых Рудых Е.В. с "Дата обезличена" состоит на учете первая в льготной очереди лиц, нуждающихся в жилом помещении. Её учетное дело было сформировано в "Дата обезличена" и она была включена в список граждан, имеющих право на предоставление социальной выплаты. Данные учетное дело и список граждан были направлены в Министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области для оформления свидетельства "Дата обезличена". Сведения о наличии объективных препятствий к получению Рудых Е.В. указанной выплаты при своевременном оформлении свидетельства отсутствуют. Все последующие действия направлены на произвольную необоснованную, выходящую за пределы компетенции, критическую оценку прав Рудых Е.В. и незаконное истребование у неё документов помимо предусмотренных законом и вопреки имеющемуся у неё удостоверению, подтверждающему её статус и объем прав, предусмотренных Федеральным законом "О ветеранах".
При таких обстоятельствах решение, проверенное по доводам жалобы, отмене не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Кировского районного суда г. Иркутска от 22 марта 2012 года по данному делу оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
О.Ф. Давыдова
Судьи:
А.А. Попова
Е.М. Жилкина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.