Судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда в составе:
председательствующего Быковой А.В.,
судей Николаевой Т.В. и Скубиевой И.В.,
при секретаре Макаровой С.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу Скубиевой И.В. гражданское дело по исковому заявлению прокурора Осинского района в интересах Амагаевой А.А. к Министерству социального развития, опеки и попечительства Иркутской области о возложении обязанности предоставить социальную выплату на приобретение либо на строительство жилья за счет средств федерального бюджета в рамках реализации Указа Президента Российской Федерации "Об обеспечении жильем ветеранов ВОВ 1941-1945 годов" по апелляционной жалобе Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области на решение Осинского районного суда Иркутской области от (дата обезичена),
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Осинского района, обращаясь в суд в интересах Амагаевой А.А., в обоснование заявленных и уточненных требований указал, что согласно свидетельству о заключении брака Амагаева А.А. является супругой А., который являлся участником Великой Отечественной войны.
А. умер (дата обезичена).
В соответствии со статьей 21 Федерального закона от (дата обезичена) N 188-ФЗ "О ветеранах", Указом Президента Российской Федерации от (дата обезичена) (номер обезличен) "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов" за счет средств федерального бюджета жильем обеспечиваются вдовы погибших (умерших) участников (инвалидов) ВОВ, нуждающиеся в улучшении жилищных условий.
Согласно п. 3 ст. 52 Жилищного кодекса Российской Федерации принятие на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан по месту своего жительства, а также не по месту своего жительства.
В соответствии с Законом Иркутской области от (дата обезичена) (номер обезличен) "Об отдельных вопросах предоставления меры социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан в Иркутской области" социальные выплаты на приобретение или строительство жилья предоставляются министерством гражданам, в отношении которых органом местного самоуправления дано подтверждение постановки их на соответствующий учет, и имеющим право на обеспечение жильем в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах".
Постановлением главы администрации Муниципального образования "Оса" от (дата обезичена) (номер обезличен) Амагаева А.А. поставлена на учет как вдова участника Великой Отечественной войны (ВОВ) в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.
Амагаева А.А. является пенсионером, инвалидом второй группы, в настоящий момент ей ** лет, проживает одна по адресу: ...., содержать жилой дом в надлежащем виде не имеет возможности, в данном доме требуется капитальный ремонт.
В (дата обезичена) Министерством социального развития, опеки и попечительства по Иркутской области было отказано в реализации права на обеспечение жильем ввиду намеренного ухудшения своих условий.
В (дата обезичена) истец приобрела квартиру по адресу: ...., которая позже была обменена на жилую квартиру по адресу: .... переоформлена на ее дочь А.
(дата обезичена) квартира продана.
Позже Амагаева А.А. приобрела квартиру по адресу: .....
Фактически Амагаева А.А. проживает по данному адресу с (дата обезичена). Каких-либо свидетельств, подтверждающих приобретение вышеуказанных жилых квартир за счет выделения безвозмездной жилищной субсидии на приобретение или строительство жилья как ветерану ВОВ А., так и членами семьи, не имеется.
Считает, что Министерством социального развития, опеки и попечительства по Иркутской области дан необоснованный отказ в реализации права на обеспечение жильем, поскольку согласно статье 21 Федерального закона "О ветеранах" А.А. не использовала право на получение безвозмездной жилищной субсидии на приобретение или строительство жилья, что подтверждается справкой, выданной администрацией .... (номер обезличен) от (дата обезичена).
Право А.А. на обеспечение ее жилой площадью было нарушено. Таким образом, органом государственной власти не созданы условия для осуществления А.А. конституционного права на жилище.
Истец просил суд обязать Министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области предоставить А.А. социальные выплаты на приобретение или строительство жилья за счет средств федерального бюджета в рамках реализации Указа Президента Российской Федерации от (дата обезичена) (номер обезличен) "Об обеспечении жильем ветеранов ВОВ 1941-1945 годов".
Решением Осинского районного суда Иркутской области от (дата обезичена)суд на Министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области возложена обязанность предоставить А.А. социальные выплаты на приобретение или строительство жилья за счет средств федерального бюджета в рамках реализации Указа Президента Российской Федерации от (дата обезичена) (номер обезличен) "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов" как члену семьи (вдове) умершего ветерана Великой Отечественной войны.
В апелляционной жалобе представитель Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области Шалошвили Т.Г. просит решение суда отменить в полном объеме, как незаконное, необоснованное.
В обоснование доводов жалобы указала, что в соответствии с Положением о порядке и условиях предоставления социальных выплат отдельным категориям граждан в Иркутской области, утвержденным приказом министерства от (дата обезичена) (номер обезличен), оформление свидетельств о предоставлении социальных выплат на приобретение или строительство жилого помещения осуществляется в порядке очередности, исходя из времени принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий и включении в списки на предоставление социальных выплат, в пределах средств федерального бюджета, распределяемых области в соответствующем финансовом году.
Указывает, что Амагаева А.А. состоит на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий с (дата обезичена).
Считает, что суд не принял во внимание отсутствие оснований признания Амагаевой А.А. нуждающейся в улучшении жилищных условий в соответствии со статьей 51 ЖК Российской Федерации, так как в заключении межведомственной комиссии по жилому помещению Амагаевой А.А. от (дата обезичена) не указано, что жилое помещение является не пригодным для постоянного проживания, в связи с чем основания для предоставления социальной выплаты отсутствуют.
Полагает, что суд неправильно истолковал нормы материального права, что привело к необоснованному решению.
В письменных возражениях на апелляционную жалобу прокурор просит решение суда оставить без изменении, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Заслушав доклад, объяснения прокурора Нарижняк О.Н., представителя Амагаевой А.А. Филиппова К.В., представителя Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области Яковлева Д.А., проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Разрешая возникший спор, суд первой инстанции установил, что истец Амагаева А.А. является вдовой участника Великой Отечественной войны А., не вступившей в повторный брак.
А. умер (дата обезичена).
В соответствии с постановлением главы администрации муниципального образования "Оса" от 10.10.2009 N 244 Амагаева А.А. как вдова участника Великой Отечественной войны поставлена на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий на основании п. 3 ч. 1 ст. 51 ЖК Российской Федерации.
Основанием для постановки на учет истца в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий явилось проживание в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.
Также суд установил, что истец Амагаева А.А. проживает в квартире по адресу: ...., которая принадлежит ей на праве собственности согласно свидетельству о государственной регистрации права от (дата обезичена).
Согласно акту обследования жилищно-бытовых условий от (дата обезичена), указанное жилое помещение находится в жилом двухквартирном одноэтажном доме деревянного исполнения с печным отоплением, ** года постройки, имеет общую площадь ** кв.м., в том числе жилую площадь ** кв.м. Обследованием указанного жилого помещения установлено, что в доме необходима замена нижних венцов, замена брусовой кладки под окнами, частичный ремонт кровли крыши, ремонт фундамента, капитальный ремонт печи, замена электропроводки. Комиссия по результатам обследования помещения пришла к заключению о нуждаемости Амагаевой А.А. в улучшении жилищных условий.
Межведомственная комиссия, назначенная распоряжением главы администрации муниципального образования "Оса" (дата обезичена) (номер обезличен), по результатам повторного обследования жилого помещения Амагаевой А.А., проведенного (дата обезичена), пришла к выводу, что жилой двухквартирный дом, одноэтажный, в деревянном (брусовом) исполнении, инженерные системы отсутствуют, отопление печное, требуется замена нижних венцов, ремонт пола, подполья, печи, потолочного перекрытия, кровли крыши, фундамента, замена электропроводки. По заключению межведомственной комиссии в указанном жилом помещении требуется капитальный ремонт, Амагаева А.А. нуждается в улучшении жилищных условий (л.д. **).
Кроме того, в судебном заседании установлено, что в указанной квартире (дата обезичена) произошел пожар, в результате которого квартира изнутри была повреждена, потолок и стены кухни были повреждены огнем, в других комнатах все стены и потолки, мебель были закопчены дымом и непригодны для использования.
В (дата обезичена) Амагаева А.А. на свое имя оформила квартиру по адресу: ...., впоследствии данную квартиру обменяла на квартиру по адресу: ...., которую переоформила на дочь А. по договору купли-продажи от (дата обезичена).
Удовлетворяя заявленные требования, суд исходил из того, что Амагаева А.А. проживает в жилом помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям, в установленном законом порядке компетентным органом признана нуждающейся в улучшении жилищных условий, и решение о признании её нуждающейся в улучшении жилищных условий на момент вынесения решения не отменено.
Кроме того, суд пришел к выводу, что в действительности Амагаева А.А. не приобрела право собственности на иное жилое помещение, кроме квартиры по адресу: ..... Приобретение собственности в г.Улан-Удэ было осуществлено по просьбе и в интересах ее дочери А., которая фактически является собственником данной квартиры в г.Улан-Удэ. Квартира была оформлена на Амагаеву А.А. формально. Фактически собственником данной квартиры она не являлась, жилищные условий путем совершения сделки с данной квартирой не улучшила и не ухудшила, оставшись при своем. При этом каких-либо действий с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий Амагаева А.А. не совершала, намеренно свои жилищные условий не ухудшала. При продаже квартиры, расположенной по адресу: ...., Амагаева А.А. не имела намерения ухудшить свои жилищные условия и обогатиться данным способом.
Судебная коллегия не может согласиться с обоснованностью суждений и выводов суда первой инстанции, находит решение суда подлежим отмене по основаниям п.п. 2, 3, 4 ч. 1 ст. 330 ГПК Российской Федерации по следующим основаниям.
В соответствии с п.3 ч.1 ст.51 ЖК Российской Федерации нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.
Согласно Положению о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, утвержденному Правительством Российской Федерации от (дата обезичена) (номер обезличен), непригодным для проживания признаются жилые дома, жилые помещения: имеющие определенный физический износ; находящиеся в аварийном состоянии; в которых выявлено вредное воздействие факторов среды обитания (раздел 3 Положения). Таким образом, непригодность определяется степенью износа жилья (крайняя степень - аварийность), а именно: наличием неустранимых неисправностей инженерных сетей, несоблюдением строительных норм при застройке близлежащей к дому территории и другое.
Вопросы о признании жилых домов (жилых помещений) непригодными для проживания решаются межведомственной комиссией.
В соответствии с п. 45 Положения комиссия принимает решение:
- о пригодности жилого дома (жилого помещения) для проживания;
- о необходимости и возможности проведения капитального ремонта, реконструкции или перепланировки (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствии с установленными в Положении требованиями и после их завершения - о продолжении процедуры оценки;
- о непригодности жилого дома (жилого помещения) для проживания с указанием дефектов, которые не могут быть устранены технически или устранение которых экономически нецелесообразно, и критериев непригодности.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7.05.2008 N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов" (далее по тексту Указ) обеспечиваются жильем нуждающиеся в улучшении жилищных условий члены семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющие право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" (далее по тексту ФЗ РФ N 5-ФЗ).
Согласно статье 3 Закона Иркутской области от 4.04.2008 N 6-оз "Об отдельных вопросах предоставления меры социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан в Иркутской области" (далее Закон N 6-оз) меры социальной поддержки по обеспечению жильем предоставляются в форме социальных выплат для приобретения или строительства жилых помещений.
Предоставление социальных выплат осуществляется уполномоченным исполнительным органом государственной власти Иркутской области, который также определяет порядок и условия предоставления социальных выплат (пункт 7 Закона N 6-оз).
В соответствии с Положением о порядке и условиях предоставления социальных выплат отдельным категориям граждан в Иркутской области, утвержденным приказом министерства от 21.12.2010 N 335-мпр, оформление свидетельств о предоставлении социальных выплат на приобретение или строительство жилого помещения осуществляется в порядке очередности, исходя из времени принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий и включении в списки на предоставление социальных выплат, в пределах средств федерального бюджета, распределяемых области в соответствующем финансовом году (пункт 13 Положения).
При этом Министерство в течение 10 рабочих дней со дня поступления документов, указанных в пунктах 15-18 Положения, рассматривает их, принимает решение о предоставлении социальной выплаты и в соответствии с пунктом 14 Положения перечисляет бюджетные средства в порядке, установленном частью 5 статьи 4 Закона N 6-оз, либо принимает решение об отказе в предоставлении социальной выплаты и письменно уведомляет гражданина либо его представителя о принятом решении.
Анализ приведенных норм закона, фактических обстоятельств дела свидетельствует, что на момент постановки Амагаевой А.А. на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий ( (дата обезичена)), она являлась собственником жилого помещения, расположенного по адресу: ...., общей площадью ** кв.м. (л.д. **), а также собственником жилого помещения, расположенного по адресу: ...., общей площадью ** кв.м. (л.д. **).
При этом как на момент издания постановления N 244 "О постановке на учет вдовы участника ВОВ Амагаевой А.А.", так и на момент вынесения оспариваемого решения отсутствовало заключение межведомственной комиссии о признании находящихся в собственности Амагаевой А.А. жилых помещений непригодными для проживания.
При этом нельзя признать обоснованными доводы суда о том, что постановление N 244 не оспорено в установленном законом порядке, а потому суд не может входить в обсуждение его законности и обоснованности, поскольку при возникновении данного спора суд должен был установить наличие у Амагаевой А.А. соответствующего права, одной из составляющих которого является её нуждаемость в улучшении жилищных условий, что в данном случае не установлено.
Не колеблет мнение судебной коллегии ссылка в оспариваемом решении на заключение межведомственной комиссии по жилому помещению Амагаевой А.А. от (дата обезичена), поскольку данное заключение также не содержит решения о признании жилого помещения по адресу: .... непригодным для проживания, а выводы о нуждаемости Амагаевой А.А. в улучшении жилищных условий не входят в компетенцию межведомственной комиссии.
При указанных обстоятельствах решение суда нельзя признать законным, оно подлежит отмене с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329, 330 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда,
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Осинского районного суда Иркутской области от (дата обезичена) по данному гражданскому делу отменить.
Отказать в удовлетворении иска прокурора Осинского района в интересах Амагаевой А.А. к Министерству социального развития, опеки и попечительства Иркутской области о возложении обязанности предоставить социальную выплату на приобретение либо на строительство жилья за счет средств федерального бюджета в рамках реализации Указа Президента Российской Федерации "Об обеспечении жильем ветеранов ВОВ 1941-1945 годов".
Председательствующий судья А.В. Быкова
Судьи Т.В. Николаева
И.В.Скубиева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.