Судья Иркутского областного суда Аникеева М.В., рассмотрев дело по жалобе генерального директора ООО "Статус" Ху П. и защитника Балашова А.Н. на постановление судьи Кировского районного суда г. Иркутска от 28 июня 2012 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 18.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО "Статус",
УСТАНОВИЛА:
постановлением судьи Кировского районного суда г. Иркутска Алехиной Т.В. от 28 июня 2012 года ООО "Статус" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 18.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и Обществу назначено административное наказание в виде штрафа в размере 450 000 рублей за то, что ООО "Статус" не представило по требованию должностного лица УФМС России по Иркутской области от 14 мая 2012 года в трехдневный срок документов о гражданах КНР У. и Ц., о гражданине Республики Кыргызстан М. и гражданке Республики Узбекистан А., осуществлявших трудовую деятельность в ресторане "данные изъяты" без разрешения на работу в Иркутской области.
В жалобе, поданной в Иркутский областной суд, генеральный директор ООО "Статус" Ху П. и защитник Балашов А.Н., не соглашаясь с постановлением судьи Кировского районного суда г. Иркутска, вынесенным в отношении ООО "Статус" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 18.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, просят об отмене данного судебного акта и прекращении производства по делу по тем основаниям, что внеплановая проверка в отношении ООО "Статус" была проведена должностными лицами ФМС без законных оснований, порядок проведения проверки соблюден не был, граждане КНР проходили в ресторане стажировку по обмену с рестораном "данные изъяты" г. Манчжурия, заработную плату от ООО "Статус" не получали, гражданин Республики Кыргызстан был доставлен в ресторан сотрудниками УФМС с улицы, в ресторане никогда не работал. Гражданка Республики Узбекистан А. была подослана сотрудниками УФМС умышленно незадолго до начала проверки, в ресторане она не работала. Имеющиеся в деле объяснения были получены сотрудниками УФМС с применением психологического давления. Утверждают, что правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, Общество не совершало.
Проверив с учетом требований части 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях материалы дела об административном правонарушении, проанализировав доводы жалобы, заслушав генерального директора ООО "Статус" Ху П. и защитника ООО "Статус" Балашова А.Н., поддержавших жалобу, прихожу к следующим выводам.
Согласно статье 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Данное требование Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при производстве по делу об административном правонарушении в отношении ООО "Статус" должностным лицом ФМС и судьей Кировского районного суда г. Иркутска не соблюдено.
Из материалов дела следует, что 05 мая 2012 года сотрудниками Отдела иммиграционного контроля УФМС России по Иркутской области была проведена внеплановая проверка ООО "Статус", осуществляющего предпринимательскую деятельность в ресторане "данные изъяты". В ходе проверочных мероприятий в ресторане "данные изъяты" были выявлены 4 иностранных гражданина, которые осуществляли трудовую деятельность, не имея разрешения на работу в Иркутской области.
Обнаруженные должностными лицами УФМС в помещении ресторана "данные изъяты" У., Ц., М. и А. являются иностранными гражданами, находящимися в Российской Федерации на территории Иркутской области, в отношении которых должностными лицами УФМС России по Иркутской области осуществляется иммиграционный контроль.
По фактам незаконного привлечения У., Ц., М. и А. к трудовой деятельности в Российской Федерации в отношении ООО "Статус" должностным лицом УФМС 14 мая 2012 года были возбуждены четыре дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В рамках проводимых административных расследований в порядке, установленном статьей 26.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, 14 мая 2012 года у генерального директора ООО "Статус" должностным лицом УФМС были истребованы копии документов, подтверждающие правомочия директора Общества, копия Устава и регистрационных документов Общества, а также документа, подтверждающего право пользования помещением, в котором расположен ресторан "данные изъяты". Кроме того, были истребованы копии уведомлений о привлечении иностранных граждан У., Ц., М. и А. к трудовой деятельности, копии их должностных инструкций, трудовых договоров, приказов о приеме на работу и ведомостей на получение заработной платы. Срок предоставления истребованных сведений составлял три дня, запрос 11/17 - б/н был получен генеральным директором ООО "Статус" Ху П. 14 мая 2012 года (л.д. 16-17).
Письмом, поступившим в УФМС 23.05.2012 года, генеральный директор ООО "Статус" Ху П. уведомил заместителя начальника отдела иммиграционного контроля о том, что трудовых договоров, приказов о приеме на работу, ведомостей на получение заработной платы в отношении иностранных граждан У., Ц., М. и А. нет, поскольку названные лица никогда не работали в ресторане "данные изъяты" (л.д. 14).
01 июня 2012 года инспектором отдела иммиграционного контроля УФМС России по Иркутской области в отношении ООО "Статус" был составлен протокол об административном правонарушении, согласно которому 14 мая 2012 года в связи с проводимым административным расследованием по четырем делам об административных правонарушениях, возбужденных в отношении ООО "Статус" по факту привлечения к трудовой деятельности иностранных граждан У., Ц., М. и А., у ООО "Статус" в соответствии со статьей 26.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях у ООО "Статус" были истребованы сведения, необходимые для разрешения дела, а именно: копии документов, подтверждающие правомочия директора Общества, копия Устава и регистрационных документов Общества, а также документа, подтверждающего право пользования помещением, в котором расположен ресторан "данные изъяты". Кроме того, были истребованы копии уведомлений о привлечении иностранных граждан У., Ц., М. и А. к трудовой деятельности, копии их должностных инструкций, трудовых договоров, приказов о приеме на работу и ведомостей на получение заработной платы. Запрос 11/17 - б/н о предоставлении документов 14.05.2012 года был получен законным представителем ООО "Статус" Ху П., однако, в установленный статьей 26.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях трехдневный срок истребуемые документы представлены не были.
Данное бездействие ООО "Статус" должностным лицом УФМС было квалифицировано по части 2 статьи 18.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья Кировского районного суда г. Иркутска счел квалификацию содеянного ООО "Статус" правильной, а вину Общества в совершении правонарушения - установленной и доказанной.
Однако, с данными выводами суда нельзя согласиться.
В силу части 4 статьи 1 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в сфере миграции могут устанавливаться особенности организации и проведения проверок в части, касающейся вида, предмета, оснований проведения проверок, сроков и периодичности их проведения, уведомлений о проведении внеплановых выездных проверок и согласования проведения внеплановых выездных проверок с органами прокуратуры, также другими федеральными законами.
Федеральный государственный контроль (надзор) за трудовой деятельностью иностранных работников на территории Российской Федерации осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти согласно их компетенции в порядке, установленном Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации, что предусмотрено частью 1 статьи 32 Федерального закона N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации".
В силу пункта 2 названной статьи Федерального закона, к отношениям, связанным с осуществлением федерального государственного контроля (надзора) за трудовой деятельностью иностранных работников на территории Российской Федерации, работодателей, заказчиков работ (услуг), и к отношениям, связанным с исполнением юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями обязанностей, возложенных на них как на принимающую (приглашающую) сторону, применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" с учетом особенностей организации и проведения проверок, установленных пунктами 3 - 10 настоящей статьи.
На основании подпункта 1 пункта 11 статьи 32 Федерального закона N 115-ФЗ должностные лица органа государственного контроля (надзора) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право запрашивать и получать на основании мотивированного письменного запроса от работодателя, заказчика работ (услуг), принимающей (приглашающей) стороны информацию и документы, необходимые в ходе проведения проверки.
Частью 2 статьи 18.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за непредставление или несвоевременное представление по требованию федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, либо его территориального органа установленных законодательством Российской Федерации документов или информации об иностранных гражданах или лицах без гражданства, в отношении которых осуществляется иммиграционный контроль, предусмотренный законодательством Российской Федерации.
Таким образом, состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 18.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, образует непредставление или несвоевременное представление по требованию федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, либо его территориального органа установленных законодательством Российской Федерации документов или информации об иностранных гражданах или лицах без гражданства, в отношении которых осуществляется иммиграционный контроль, предусмотренный законодательством Российской Федерации, в ходе проведения мероприятий по осуществлению федерального государственного контроля (надзора) за трудовой деятельностью иностранных работников на территории Российской Федерации.
В силу статьи 26.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, вправе вынести определение об истребовании сведений, необходимых для разрешения дела. Истребуемые сведения должны быть направлены в трехдневный срок со дня получения определения, а при совершении административного правонарушения, влекущего административный арест либо административное выдворение, незамедлительно. При невозможности представления указанных сведений организация обязана в трехдневный срок уведомить об этом в письменной форме судью, орган, должностное лицо, вынесших определение.
Статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за невыполнение законных требований прокурора, следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении.
Из материалов дела следует, что копии документов, подтверждающие правомочия директора Общества, копия Устава и регистрационных документов Общества, а также документа, подтверждающего право пользования помещением, в котором расположен ресторан "данные изъяты", копии уведомлений о привлечении иностранных граждан У., Ц., М. и А. к трудовой деятельности, копии их должностных инструкций, трудовых договоров, приказов о приеме на работу и ведомостей на получение заработной платы были истребованы должностным лицом УФМС у ООО "Статус" в порядке статьи 26.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с возбужденными в отношении Общества делами об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а не в связи с проводимыми отделом иммиграционного контроля УФМС по Иркутской области в отношении ООО "Статус" мероприятиями по осуществлению федерального государственного контроля (надзора) за трудовой деятельностью иностранных работников на территории Российской Федерации, осуществляемой такими работниками в ресторане "данные изъяты".
Следовательно, бездействие ООО "Статус" по непредставлению в УФМС документов, указанных в запросе 11/17 - б/н от 14 мая 2012 года, истребованных должностным лицом УФМС в связи с производством по делу об административном правонарушении, не могло быть квалифицировано по части 2 статьи 18.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, но при определенных условиях могло содержать признаки состава правонарушения, предусмотренного статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Переквалификация содеянного ООО "Статус" на статью 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невозможно, поскольку статья 17.7 названного Кодекса предусматривает состав правонарушения, не имеющий единый родовой объект посягательства с частью 2 статьи 18.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Учитывая изложенное, постановление судьи Кировского районного суда г. Иркутска от 28 июня 2012 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 18.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО "Статус" подлежит отмене, а производство по делу - прекращению по пункту 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием в действиях Общества состава вмененного ему административного правонарушения.
Руководствуясь статьями 30.6 - 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛА:
постановление судьи Кировского районного суда г. Иркутска от 28 июня 2012 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 18.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО "Статус" отменить, производство по делу прекратить по пункту 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием в действиях Общества состава административного правонарушения.
Жалобу генерального директора ООО "Статус" Ху П. и защитника Балашова А.Н. удовлетворить.
Решение вступает в законную силу немедленно, может быть обжаловано и опротестовано председателю Иркутского областного суда в порядке судебного надзора.
Судья М.В. Аникеева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.