Судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда в составе:
председательствующего Давыдовой О.Ф.,
судей Быковой Н.А. и Сазонова П.А.,
при секретаре Чащиной И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ивановой Т.В., Ивановой Н.П. к Управлению министерства социального развития, опеки и попечительства "адрес обезличен" о признании незаконным отказа Управления министерства социального развития, опеки и попечительства "адрес обезличен" в восстановлении в очереди инвалида "данные изъяты" группы Ивановой М.И. членов её семьи Ивановой Т.В., Ивановой Н.П., и об обязании Управления министерства социального развития, опеки и попечительства "адрес обезличен" восстановить членов семьи Иванову Т.В. и Иванову Н.П. в очереди первой категории очерёдности на получение жилищной субсидии с даты постановки на учёт Ивановой М.И., то есть с "дата обезличена"
по апелляционной жалобе Управления министерства социального развития, опеки и попечительства "адрес обезличен"
на решение Мамско-Чуйского районного суда Иркутской области от 4 июня 2012 года по данному гражданскому делу,
УСТАНОВИЛА:
В обоснование заявленных требований Иванова Т.В. и Иванова Н.П. указали, что "дата обезличена" Иванова М.И., "дата обезличена" года рождения, в соответствии с Федеральным законом от 25 октября 2002 года N125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" была поставлена на учет в Управление министерства социального развития, опеки и попечительства "адрес обезличен" (далее - Управление), как имеющая право на получение жилищной субсидии инвалид "данные изъяты" группы.
Решением суда членами семьи Ивановой М.И. были признаны Иванова Т.В. и Иванова Н.П., которые затем были включены в очередь очередника Ивановой М.И., инвалида "данные изъяты" группы. "дата обезличена" Иванова М.И. умерла. При устной беседе со специалистом Управления выяснилось, что они как члены семьи Ивановой М.И. исключены из очереди, относящейся к инвалидам "данные изъяты" группы.
"дата обезличена" Иванова Т.В. письменно обратилась в Управление с заявлением о разъяснении, на каком основании члены семьи Ивановой М.И. были исключены из очереди очередника, имеющей право на получение жилищной субсидии инвалида "данные изъяты" группы. На данное письмо ответ не получен.
"дата обезличена", по вступлению в законную силу Федерального закона от 17 июля 2011 года N 212-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", статьей 1 которого предусмотрено, что в случае смерти гражданина, состоявшего на учете в качестве имеющего право на получение жилищной субсидии, это право сохраняется за членами его семьи, истцами было подано заявление в Управление о восстановлении членов семьи Ивановой Т.В. и Ивановой Н.П. в очереди очередника-инвалида "данные изъяты" группы Ивановой М.И. с учетом даты постановки на учет с "дата обезличена".
На данное заявление был получен отказ в восстановлении в очереди с указанием, что это право распространяется на тех членов семьи, у которых заявители умерли не ранее "дата обезличена".
"дата обезличена" истцами была подана претензия в Управление, на которую истцами был получен немотивированный отказ.
Просили суд признать незаконным отказ Управления "номер обезличен" от "дата обезличена" в восстановлении в очереди очередника-инвалида "данные изъяты" группы Ивановой М.И. членов её семьи Ивановой Т.В., Ивановой Н.П., и обязать Управление восстановить членов семьи Иванову Т.В., Иванову Н.П. в очереди, относящейся к категории первой очередности "инвалиды 1 и 2 групп" на получение жилищной субсидии с даты постановки на учет с "дата обезличена" умершего очередника Ивановой М.И., "дата обезличена" года рождения, инвалида "данные изъяты" группы.
Истица Иванова Т.В., будучи извещенной о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, в судебное заседание не явилась, представила суду заявление о рассмотрении дела в её отсутствие.
Истица Иванова Н.П. в судебном заседании исковые требования поддержала.
Представитель Управления Первухина З.И. иск не признала.
Представитель министерства социального развития, опеки и попечительства "адрес обезличен" Шалошвили Т.Г., действующая на основании доверенности, будучи извещённой о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело в её отсутствие.
Решением Мамско-Чуйского районного суда Иркутской области от 4 июня 2012 года исковые требования Ивановой Т.В. и Ивановой Н.П. удовлетворены.
В апелляционной жалобе Управление просит решение суда отменить как незаконное, полагая, что при вынесении решения судом нарушены нормы материального права, и принять новое решение.
В обоснование жалобы указывает, что согласно законодательству, действовавшему на момент смерти Ивановой М.И., условия предоставления и порядок определения размера жилищных субсидий, выделяемых за счет средств федерального бюджета гражданам Российской Федерации, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, а также гражданам, выехавшим из указанных районов и местностей не ранее 1 января 1992 года, устанавливались Федеральным законом от 25 октября 2002 года N125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" (в редакции от 1 января 2003 года).
Порядок регистрации и учета граждан Российской Федерации, желающих выехать из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья за счет средств федерального бюджета, устанавливался Положением о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2002 года N879 в редакции от 7 ноября 2008 года. Согласно подпункту "з" пункта 21 указанного Положения смерть гражданина являлась основанием снятия с учета имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья.
Право членов семьи состоять на учете для получения жилищной субсидии после смерти заявителя было введено с 1 января 2012 года Федеральным законом от 17 июля 2011 года N212-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей".
Согласно статье 2 Федерального закона от 17 июля 2011 года N 212-ФЗ изменения вступили в силу с 1 января 2012 года. При этом следует отметить, что Гражданский кодекс Российской Федерации в статье 4 предусмотрел, что акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.
Поскольку Федеральным законом от 17 июля 2011 года N 212-ФЗ не предусмотрена его обратная сила, то изменения, внесенные указанным законом в Федеральный закон от 25 октября 2002 года N125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" (в редакции от 1 января 2003 года) распространяются только на тех, кто обратился после 1 января 2012 года.
В письменных возражениях на апелляционную жалобу Иванова Т.В. и Иванова Н.П. просят решение Мамско-Чуйского районного суда Иркутской области от 4 июня 2012 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу ответчика без удовлетворения, дело рассмотреть без их участия.
В письменном отзыве на апелляционную жалобу министерство социального развития, опеки и попечительства "адрес обезличен" полагает доводы, изложенные в жалобе, законными и обоснованными, считает решение суда подлежащим отмене в полном объеме, просит рассмотреть дело в отсутствие представителя министерства.
Заслушав доклад судьи Иркутского областного суда Сазонова П.А., рассмотрев дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и оценив доказательства в соответствии с частью 1 статьи 327? Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, а также проверив, не нарушены ли судом первой инстанции нормы процессуального права, являющиеся в соответствии с частью 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены решения суда первой инстанции, судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда приходит к следующему.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждено, что Иванова М.И. "дата обезличена" обратилась с заявлением в Управление ДСЗН по "адрес обезличен" о включении её в список очередности граждан на получение жилищной субсидии в соответствии с Федеральным законом "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" в связи с выездом из "адрес обезличен" в "адрес обезличен". Она имела длительный, более "данные изъяты" лет, стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, прибыла в "адрес обезличен" задолго до "дата обезличена" и длительное время проживала на территории "адрес обезличен", имела инвалидность "данные изъяты" группы по общему заболеванию, была включена в очередь "номер обезличен" (инвалиды 1 и 2 групп, инвалиды с детства). Иванова М.И. являлась матерью Ивановой Т.В. и бабушкой Ивановой Н.П. Согласно решению суда Иванова Н.П. была признана членом семьи Ивановой М.И. и Ивановой Т.В. В "дата обезличена" Иванова Т.В. и Иванова Н.П. как члены семьи заявителя Ивановой М.И. были включены в состав её семьи на получение жилищной субсидии. Иванова М.И. умерла "дата обезличена".
Согласно протоколу заседания комиссии по постановке на учет граждан, имеющих право на жилищные субсидии, "номер обезличен" от "дата обезличена", комиссия решила снять с учета на получение жилищных субсидий в связи со смертью Иванову М.И.
На день обращения Ивановой М.И. в органы социальной защиты Федеральный закон от 25 октября 2002 года N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" предусматривал:
что данный Федеральный закон устанавливает условия предоставления и порядок определения размера жилищных субсидий, выделяемых за счет средств федерального бюджета (преамбула);
что жилищные субсидии предоставляются гражданам, прибывшим в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 года, имеющим общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 календарных лет, не имеющим жилья в других регионах Российской Федерации или нуждающимся в его улучшении и не получавшим субсидии на эти цели. Такое право сохраняется за гражданами, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели его при наличии стажа работы в указанных районах и местностях не менее 10 календарных лет и состояли по месту жительства на учете как нуждающиеся в улучшении жилищных условий. Право на получение жилищных субсидий имеют также инвалиды I и II групп, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья и стаж работы которых составляет менее 15 календарных лет (статья 1);
что во вторую очередь жилищные субсидии предоставляются гражданам, признанным инвалидами I и II групп, а также инвалидам с детства, родившимся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, с учетом стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, определяемого частями второй и третьей статьи 5 данного Федерального закона (статья 2).
Федеральным законом от 17 июля 2011 года N 212-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" был внесен ряд изменений, с учетом которых:
согласно преамбуле, этот Федеральный закон устанавливает право на предоставление за счет средств федерального бюджета жилищных субсидий (единовременных социальных выплат) на приобретение или строительство жилых помещений и условия их предоставления;
согласно статье 1 право на получение жилищных субсидий имеют граждане, прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 года, имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет, не имеющие других жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей или нуждающиеся в улучшении жилищных условий и не получавшие субсидий на эти цели. Такое право сохраняется за гражданами, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели его при наличии стажа работы в указанных районах и местностях не менее десяти календарных лет и состояли по месту жительства на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. При этом право на получение жилищных субсидий имеют инвалиды I и II групп, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья и стаж работы которых составляет менее пятнадцати календарных лет. В случае смерти гражданина, состоявшего на учете в качестве имеющего право на получение жилищной субсидии, право на ее получение (с учетом даты постановки на учет такого гражданина и очередности предоставления жилищной субсидии) сохраняется за членами его семьи. В этом случае получателем жилищной субсидии является один из членов семьи такого гражданина, действующий на основании нотариально заверенной доверенности, выданной ему другими совершеннолетними членами семьи;
согласно статье 2 в первую очередь жилищные субсидии предоставляются гражданам, признанным инвалидами I и II групп, а также инвалидам с детства, родившимся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях или за пределами указанных районов и местностей (в случае, если на дату их рождения местом жительства их матерей являлись районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности). Граждане, указанные в части первой статьи 2 и принятые на учет в качестве имеющих право на получение жилищных субсидий до дня вступления в силу Федерального закона (1 января 2003 года), сохраняют право на получение жилищных субсидий в соответствии с имеющейся очередностью для каждой категории граждан.
Суд первой инстанции при вынесении решения суда полагал, что Иванова Т.В. и Иванова Н.П., как члены семьи заявителя Ивановой М.И. состояли в очереди лиц, желающих получить жилищную субсидию за счет средств федерального бюджета в связи с выездом из районов Крайнего Севера, в очереди "номер обезличен" - инвалидов 1 и 2 групп, по дате постановки на учет заявителя Ивановой М.И., то есть с "дата обезличена", и что решением комиссии вопрос о снятии с учета (переводе в другую очередь) членов семьи Ивановой М.И. - Ивановой Т.В. и Ивановой Н.П. не ставился, не рассматривался и решение по нему не принималось. При этом суд первой инстанции принял во внимание, что подпункт "з" пункт 21 Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, указывал лишь на то, что граждане снимаются с учета имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в случае смерти, и не предусматривал, что в случае смерти заявителя члены его семьи подлежат снятию с учета, и Федеральный закон от 25 октября 2002 года N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" (в ранее действовавшей редакции) также этого не предусматривал. Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к выводу, что вышеприведенными изменениями, вступившими в законную силу с 1 января 2012 года, законодатель лишь закрепил права членов семьи умерших заявителей.
Судебная коллегия считает необходимым согласиться с данным выводом суда первой инстанции, исходя из следующего.
Федеральный закон от 25 октября 2002 года N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" урегулировал не только условия предоставления субсидий (социальных выплат, если исходить из содержания статьи 74? Бюджетного кодекса Российской Федерации), но и собственно право граждан на их получение за счет средств федерального бюджета при переселении из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей в другие регионы России, причем действие его распространяется и на лиц, принятых на учет в качестве имеющих право на получение жилищных субсидий до дня вступления в силу Федерального закона (1 января 2003 года). Это подчеркивается и содержанием преамбулы Федерального закона в действующей редакции.
Федеральным законом от 17 июля 2011 года N 212-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" при внесении изменений в статьи 1, 2 Федерального закона от 25 октября 2002 года N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" предусмотрено не установление нового права с новым кругом субъектов этого права, а сохранение права на получение жилищной субсидии за членами семьи умершего гражданина, состоявшего на учете в качестве имеющего право на получение жилищной субсидии, с учетом даты постановки на учет такого умершего гражданина и очередности предоставления жилищной субсидии.
Следовательно, исходя из действующей редакции Федерального закона от 25 октября 2002 года N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" члены семьи такого умершего гражданина также являлись субъектами права на получение жилищной субсидии при жизни гражданина, состоявшего на учете, осуществляют это право в том числе и при наступлении указанных в законе юридических событий (смерти состоявшего на учете гражданина).
Судебная коллегия полагает, что такой вывод следует и из анализа юридической техники федерального законодателя, который в данном Федеральном законе (преамбула, статьи 1, 2) при установлении права использует слово "установить" и отличает его от "сохранить", то есть различает по содержанию установление права и сохранение права как понятия.
То обстоятельство, что содержание Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2002 года N 879, в редакции, действовавшей до 1 января 2012 года (до внесения изменений в него Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 ноября 2011 года N 909), позволяло органам социальной защиты рассматривать членов семьи умершего гражданина, состоявшего на учете в качестве имеющего право на получение жилищной субсидии, как не состоящих на учете лиц, имеющих такое право, не принимается судебной коллегией во внимание. Содержание права граждан на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей регулируется данным Федеральным законом, а Правительством Российской Федерации регулируются отдельные вопросы, связанные с порядком осуществления этого права - порядок регистрации и учета граждан, имеющих такое право, и другие вопросы прикладного характера.
Кроме того, Положение о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, также было приведено в соответствие с вышеназванным Федеральным законом путем внесения в него изменений Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 ноября 2011 года N 909.
Таким образом, включение в статью 1 Федерального закона нормы абзаца четвертого о том, что в случае смерти гражданина, состоящего на учете на получение жилищной субсидии, данное право сохраняется за членами семьи гражданина - получателя жилищной субсидии, было осуществлено для восстановления социальной справедливости, а не для установления нового права с новым кругом управомоченных лиц.
Применение данных правовых норм ответчиком по делу ставит осуществление права на получение жилищной субсидии в зависимость от даты наступления смерти гражданина, состоящего на учете на получение жилищной субсидии (до 1 января 2012 года или после), то есть в зависимость от события, которое не предусмотрено законом как безусловное основание для прекращения права и при этом носит случайный характер.
Право граждан на получение жилищных субсидий за счет средств федерального бюджета при переселении из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей в другие регионы России установлено законодателем в конституционно значимых целях, связано с реализацией права на жилище, права на вознаграждение за труд, права свободно передвигаться, выбирать место жительства, а также имущественных прав (часть 3 статьи 37, статья 40, часть 1 статьи 27, части 1 и 2 статьи 35 Конституции Российской Федерации)
Вышеуказанное толкование права ответчиком по делу и основанное на нем правоприменение в зависимости от даты наступления смерти гражданина, состоящего на учете на получение жилищной субсидии, может рассматриваться как не соответствующее положениям части 2 статьи 19 Конституции Российской Федерации, согласно которой государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.
Заявленное истцами требование (о признании незаконным отказа уполномоченного органа в восстановлении на учете) направлено на достижение тех же правовых последствий, что и требование о признании права, и подлежало удовлетворению.
В связи с изложенным судебная коллегия не соглашается с доводами апелляционной жалобы о том, что право членов семьи состоять на учете для получения жилищной субсидии после смерти заявителя было введено с 1 января 2012 года, а ранее не существовало, и что изменения, внесенные в Федеральный закон от 25 октября 2002 года N125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" распространяются только на тех, кто обратился после 1 января 2012 года.
Ссылка лица, подавшего апелляционную жалобу, на статью 4 Гражданского кодекса Российской Федерации не принимается во внимание, поскольку общественные отношения по предоставлению социальных выплат не являются гражданскими правоотношениями по объекту, содержанию, субъектному составу, методу правового регулирования; к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, гражданское законодательство по общему правилу не применяется (статья 2 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Апелляционная жалоба не содержит указания на обстоятельства, которые в силу статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации могут служить основанием для отмены решения суда.
Руководствуясь статьями 327 - 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Мамско-Чуйского районного суда Иркутской области от 4 июня 2012 года по данному гражданскому делу оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления министерства социального развития, опеки и попечительства "адрес обезличен" - без удовлетворения.
Председательствующий
О.Ф. Давыдова
Судьи
Н.А. Быкова
П.А. Сазонов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.