Судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда в составе:
председательствующего Гуревской Л.С.,
судей Астафьевой О.Ю. и Кравченко Е.Г.,
при секретаре Людвиг Е.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе ответчика Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области и апелляционной жалобе ответчика Управления Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области по г. Усть-Илимску и Усть-Илимскому району на решение Усть-Илимского городского суда Иркутской области от 15 мая 2012 года по делу по иску Павловой В.И. к Министерству социального развития, опеки и попечительства Иркутской области, Управлению министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области по г. Усть-Илимску и Усть-Илимскому району, Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий о признании подвергшейся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне и понуждении к выдаче удостоверения установленного образца,
УСТАНОВИЛА:
Павлова В.И. обратилась в суд с иском к Управлению министерства социального развития, опеки попечительства Иркутской области по г. Усть-Илимску и Усть-Илимскому району, Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий о признании подвергшейся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне и понуждении к выдаче удостоверения установленного образца.
В обоснование иска Павлова В.И. указала, что в период с "Дата обезличена" по "Дата обезличена" проживала на территории Восточно-Казахстанской области, в населенных пунктах п. "Данные изъяты". Данные населенные пункты входят в Перечень населенных пунктов Алтайского края и бывшей Казахской ССР, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне. В связи с этим ею было подано заявление в Управление министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области по г. Усть-Илимску и Усть-Илимскому району о внесении сведений о ней в реестр учета граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и направлении в Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации стихийных бедствий представления о выдаче ей удостоверения единого образца, как гражданину, подвергшемуся радиационному воздействию. В удовлетворении данного заявления было отказано, так как населенные пункты, в которых проживала истец, не входят в Перечень населенных пунктов бывшей Казахской ССР, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне 29 августа 1949 года и 7 августа 1962 года. Считает, что ответчиками нарушено ее право на получение льгот, как пострадавшей вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне. Просила суд признать ее подвергшейся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне с получением суммарной (накопительной) дозы облучения более 5 с3в(бэр), признать за ней право на получение удостоверения единого образца, подтверждающего право на получение мер социальной поддержки.
Определением судьи от 07 февраля 2012 года в порядке подготовки дела к судебному разбирательству к участию в деле в качестве соответчика привлечено Министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области.
Истец Павлова В.И. в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме.
Представитель ответчика Управления министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области по г. Усть-Илимску и Усть-Илимскому району Мартиросян Н.Ю. исковые требования не признала.
Представитель ответчика Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области, представитель ответчика Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в судебное заседание не явились.
Решением Усть-Илимского городского суда от 15 мая 2012 года исковые требования удовлетворены. Павлова В.И., "Данные изъяты" года рождения, уроженка "Данные изъяты", проживавшая с "Дата обезличена" по "Дата обезличена" п. "Данные изъяты", с "Дата обезличена" по "Дата обезличена" в п. "Данные изъяты", расположенных в зоне повышенного радиационного риска, признана подвергшейся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне с получением суммарной (накопительной) дозы облучения свыше 5 с3в(бэр). За Павловой В.И. признано право на получение удостоверения единого образца, подтверждающего право на предусмотренные законодательством Российской Федерации меры социальной поддержки гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне.
Определением суда от 13 июля 2012 года ответчикам Управлению Министерства социального развития, опеки и попечительства по г. Усть-Илимску и Усть-Илимскому району Иркутской области, Управлению Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области восстановлен срок для подачи апелляционной жалобы на решение суда по данному делу.
В апелляционной жалобе представитель ответчика Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области Гордилежа А.А. просит решение по делу отменить, принять новое решение, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права. При этом указывает, что справка "Номер обезличен" от "Дата обезличена" Научно-исследовательского института радиационной медицины и экологии Министерства здравоохранения республики Казахстан не может свидетельствовать о наличии у истца суммарной эффективной эквивалентной дозы облучения, дающей право на получение мер социальной поддержки по законодательству Российской Федерации, поскольку доза радиационного облучения в данной справке определена в соответствии с Законом Республики Казахстан от 18 декабря 1992 года "О социальной защите граждан, пострадавших вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне". Предоставление в Российской Федерации на основании указанной справки мер социальной поддержки возможно только в соответствии с международными договорами. Однако, международных договоров между Российской Федерацией и Республикой Казахстан о взаимном признании национального законодательства, регулирующего вопросы социальной защиты граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, не имеется.
В апелляционной жалобе представитель ответчика - начальник Управления Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области по г. Усть-Илимску и Усть-Илимскому району Горобец Т.М. просит решение суда отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований, указывая на то, что наименования населенных пунктов, в которых проживала истица в период с "Дата обезличена" по "Дата обезличена" в Перечне населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, отсутствуют.
В отзыве на апелляционную жалобу начальника Управления Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области по г. Усть-Илимску и Усть-Илимскому району представитель ответчика Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области Гордилежа А.А. просит апелляционную жалобу удовлетворить.
Заслушав доклад по делу, пояснения истца Павловой В.И., возражавшей относительно удовлетворения апелляционных жалоб, обсудив доводы апелляционных жалоб, изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционных жалоб, судебная коллегия находит его подлежащим отмене в соответствии с п. 4 ч.1 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса РФ, с вынесением нового решения в порядке п.2 ст. 328 Гражданского процессуального кодекса РФ.
Разрешая заявленные требования, суд допустил нарушение требований п. 4 ч.1 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса РФ - постановил решение с существенным нарушением норм материального права, повлиявшим на исход дела.
Истец обратилась в суд с указанным иском, ссылаясь на то, что в период с "Дата обезличена" по "Дата обезличена" проживала в населенных пунктах, которые подверглись радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Симипалатинском полигоне, в связи с чем она имеет право на льготы, предусмотренные законодательством, однако ответчиком в выдаче удостоверения, являющегося подтверждением права на льготы, необоснованно отказано.
Судом установлено, что истец с "Дата обезличена" по "Дата обезличена", с "Дата обезличена" по "Дата обезличена", с "Дата обезличена" по "Дата обезличена" проживала в "Данные изъяты", с "Дата обезличена" по "Дата обезличена" проживала в "Данные изъяты".
Принимая решение об удовлетворении заявленных требований, суд исходил из того, что факт наличия у истца суммарной эффективной дозы облучения более 5сЗв (бэр), гарантирующей меры социальной поддержки, подтверждается справкой Научно-исследовательского института радиационной медицины и экологии Министерства здравоохранения республики Казахстан "Номер обезличен" от "Дата обезличена", согласно которой Павлова В.И. с "Дата обезличена" по "Дата обезличена", с "Дата обезличена" по "Дата обезличена", с "Дата обезличена" по "Дата обезличена" проживала в "Данные изъяты", учитывая радиологический маршрут проживания в зоне повышенного радиационного риска, суммарная эффективная эквивалентная доза Павловой В.И. составляет "Данные изъяты", доказательств несоответствия данной справки Методическим указаниям МУ2.6.1.2574-2010, утвержденным Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 21 января 2010 года N5, не представлено.
Судебная коллегия с указанным выводом суда первой инстанции согласиться не может по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 10 января 2002 года N 2-ФЗ "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне" гражданам, которые проживали в 1949 - 1963 годах в населенных пунктах на территории Российской Федерации и за ее пределами, включенных в утверждаемые Правительством РФ перечни населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и которые получили суммарную (накопительную) эффективную дозу облучения более 5 сЗв (бэр), гарантируются меры социальной поддержки.
Меры социальной поддержки, предусмотренные настоящим Федеральным законом, предоставляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Порядок отнесения граждан к категории лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, определяется Правительством Российской Федерации.
Таким образом, законодателем определены следующие обязательные условия предоставления гражданам мер социальной поддержки: проживание в 1949 - 1963 г. в определенных населенных пунктах и получение гражданами суммарной (накопленной) эффективной дозы облучения свыше 5 сЗв (бэр).
Статьей 5 названного Федерального закона предусмотрено, что гражданам, получившим суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более 5 сЗв (бэр), уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти выдаются удостоверения единого образца, которые дают право на получение мер социальной поддержки с момента их предъявления. Порядок выдачи этих удостоверений определяется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (в редакции Федеральных законов от 22 августа 2004 года N122-ФЗ, от 23 июля 2008 года N160-ФЗ).
В силу пункта 2 Правил отнесения граждан к категории лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15 ноября 2004 года N 634, отнесение граждан к категории лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, получивших суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более 5 сЗв (бэр), осуществляется на основании сведений об их проживании или прохождении военной службы в 1949 - 1963 годах в населенных пунктах, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, включенных в перечни, утверждаемые в установленном порядке.
Определение населенных пунктов, в которых граждане за счет внешнего и внутреннего облучения получили суммарную (накопленную) эффективную дозу более 5 сЗв (бэр), осуществляется на основании расчетов доз облучения граждан (с учетом особенностей радиационного воздействия при проведении конкретных ядерных испытаний) в соответствии с методикой оценки доз облучения, утвержденной в установленном порядке. Подтверждением отнесения граждан к категории лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, являются удостоверения единого образца, выдаваемые Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (пункты 3 и 5 Правил).
Перечень населенных пунктов бывшей Казахской ССР, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, определен распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 марта 1995 года N 356-р (действовавшему в редакции распоряжения Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2002 года N 156-р). Из указанного Перечня следует, что населенные пункты дифференцировались в зависимости от полученной населением суммарной (накопительной) эффективной дозы облучения вследствие проведения ядерных испытаний 29 августа 1949 года и 7 августа 1962 года.
Город "Данные изъяты", город "Данные изъяты" район Восточно-Казахстанской области не включены в Перечень населенных пунктов бывшей Казахской ССР, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 15 марта 1995 года N 356-р.
Представленная истцом справка не может свидетельствовать о наличии у Павловой В.И. суммарной эффективной эквивалентной дозы облучения, дающей право на получение мер социальной поддержки по законодательству Российской Федерации, поскольку доза радиационного облучения определена в соответствии с Законом Республики Казахстан от 18 декабря 1992 года "О социальной защите граждан, пострадавших вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне".
Вместе с тем, предоставление в Российской Федерации на основании указанной справки мер социальной поддержки возможно только в соответствии с международными договорами.
Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 октября 2003 года N 5 "О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации" даны разъяснения о том, что при рассмотрении судом гражданских, уголовных или административных дел непосредственно применяется такой международный договор Российской Федерации, который вступил в силу и стал обязательным для Российской Федерации и положения которого не требуют издания внутригосударственных актов для их применения и способны порождать права и обязанности для субъектов национального права (часть 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации, части 1 и 3 статьи 5 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации", часть 2 статьи 7 Гражданского кодекса РФ).
Однако, международных договоров между Российской Федерацией и Республикой Казахстан о взаимном признании национального законодательства, регулирующего вопросы социальной защиты граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне не имеется, следовательно, нет законных оснований для применения при рассмотрении оспариваемого дела норм права иностранного государства - Республики Казахстан на территории Российской Федерации.
Документы, выданные Павловой В.И. Республикой Казахстан, сами по себе не являются безусловным подтверждением её права на меры социальной поддержки, предусмотренные российским законодательством, которым установлены иные основания для возникновения соответствующих прав.
Иных доказательств, подтверждающих факт получения Павловой В.И. суммарной (накопительной) дозы облучения более 5 сЗв (бэр) вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне в указанный период времени, истцом не представлено.
При таких обстоятельствах вывод суда первой инстанции о наличии правовых оснований для удовлетворения исковых требований не соответствует приведенным нормам права.
Исходя из изложенного, судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение суда по настоящему делу постановлено с нарушением норм материального права, в связи с чем, подлежит отмене.
Отменяя решение суда, судебная коллегия полагает возможным, учитывая положения п.2 ст. 328 ГПК РФ, вынести новое решение об отказе в удовлетворении заявленных Павловой В.И. требований, принимая во внимание отсутствие оснований предусмотренных законом для их удовлетворения.
Руководствуясь ст.ст. 327, 328, 329, п.4 ч.1 ст.330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Усть-Илимского городского суда Иркутской области от 15 мая 2012 года по данному делу отменить и принять по делу новое решение.
В удовлетворении исковых требований Павловой В.И. к Министерству социального развития, опеки и попечительства Иркутской области, Управлению министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области по г. Усть-Илимску и Усть-Илимскому району, Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий о признании подвергшейся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне и понуждении к выдаче удостоверения установленного образца отказать.
Председательствующий Л.С. Гуревская
Судьи О.Ю. Астафьева
Е.Г. Кравченко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.