Судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда в составе:
председательствующего Папуши А.С.,
судей Сазонова П.А., Апхановой С.С.,
при секретаре Арбатской Т.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации города Братска на решение Братского городского суда Иркутской области от 11 мая 2012 года по гражданскому делу по иску Казариновой И.В. к администрации г. Братска, Комитету по управлению муниципальным имуществом администрации г. Братска о восстановлении права на принятие на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставлении жилого помещения во внеочередном порядке по договору социального найма,
УСТАНОВИЛА:
В обоснование своих требований истец Казаринова И.В. указала, что она относится к категории детей - сирот. Ее отец К. умер (дата обезличена), мать Д.. умерла (дата обезличена) Постановлением главы администрации Аларского района (номер обезличен) от (дата обезличена) она была направлена в школу - интернат (номер обезличен) поселка Л. Иркутской области. До смерти родителей проживала в колхозной квартире в селе А. Иркутской области. При направлении в школу - интернат жилье за ней не закреплялось. Социальными педагогами школы - интерната (номер обезличен) неоднократно направлялись документы на включение ее в список на получение жилья. В школе-интернате п. Л. она обучалась с (дата обезличена) по (дата обезличена) В период с (дата обезличена) она находилась на полном государственном обеспечении, обучалась в Братском педагогическом колледже (номер обезличен). Администрация педагогического колледжа обращалась в отдел опеки г. Черемхово о постановке ее на льготную очередь на получение жилья. Многократные обращения государственных учреждений о ее постановке результатов не дали, в очередь на предоставление жилья она поставлена не была. Она обращалась в администрацию г. Братска по вопросу получения жилого помещения, как ребенок-сирота, где ей было отказано.
В судебном заседании истец Казаринова И.В. заявленные требования поддержала по доводам, изложенным в иске. Суду дополнительно пояснила, что в администрацию г. Братска для постановки на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении она обратилась в (дата обезличена). Документы у нее приняли, однако обратно их не вернули. В период с (дата обезличена) по (дата обезличена) обучалась в Братском педагогическом колледже, имела временную регистрацию в г. Братске. В настоящее время проживает и зарегистрирована в квартире, принадлежащей ее сожителю П. Просила иск удовлетворить.
Представитель администрации г. Братска по доверенности Павлов С.В. в судебном заседании с исковыми требованиями не согласился. Суду пояснил, что истец была зарегистрирована в Чунском районе, поэтому обращаться с данными требованиями ей необходимо в администрацию Чунского района. Также истцом пропущен срок постановки на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении по договору социального найма, поскольку с данным требованием ей обратиться надо было до 23 лет. Впервые истец обратилась в администрацию г. Братска в ** г. Просил в удовлетворении иска отказать.
Представитель Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации г. Братска в судебное заседание не явился, будучи надлежащим образом извещен о времени и месте судебного заседания.
Решением суда иск Казариновой И.В. удовлетворен.
Суд восстановил Казариновой И.В. право на постановку на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении.
Обязал администрацию г. Братска предоставить Казариновой И.В. во внеочередном порядке жилое помещение по договору социального найма.
В удовлетворении требований Казариновой И.В. к Комитету по управлению муниципальным имуществом администрации г. Братска о восстановлении права на принятие на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставлении жилого помещения во внеочередном порядке по договору социального найма отказано.
Не согласившись с решением суда Администрацией г. Братска подана апелляционная жалоба, в которой представитель просит решение отменить, принять новое. В обоснование доводов к отмене указала, что заявленные исковые требования Казариновой И.В. являются юридически некорректными и не конкретизированными. Указанный истицей способ защиты нарушенного права о восстановлении права на постановку на учет, не предусмотрен законом. Требование о восстановлении срока для постановки на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, ею заявлено не было.
Полагает, что суд не обоснованно оставил без внимания доводы представителя ответчика о пропуске истицей срока для обращения в суд.
Истица, заявляя требования о предоставлении ей во внеочередном порядке жилого помещения по договору социального найма не конкретизировала где она просит его предоставить, т.е. не указывает населенный пункт, а также площадь испрашиваемого жилого помещения.
Суд не принял во внимание тот факт, что Казаринова И.В., будучи несовершеннолетней, являющаяся сиротой, не имеющая закрепленного жилого помещения, определенная на воспитание в ГОУ Л. основной школы- интерната (номер обезличен) Чунского района, имела право на постановку на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении в Аларском районе Усть-Ордынского Бурятского автономного округа РФ по месту выявления и первичного устройства на воспитание в соответствующее учреждение.
Суд не принял во внимание, что Казаринова И.В. в период своего обучения в Братском педагогическом колледже до 23 лет, как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не обращалась в администрацию г. Братска с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.
Полагает, что поскольку в материалах дела отсутствуют сведения об обращении в администрацию г. Братска Казариновой И.В. по вопросу постановки на учет и предоставлении жилого помещения во внеочередном порядке, то на момент обращения с исковым заявлением истица утратила статус лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Также считает, что судом не были исследованы все имеющиеся в деле доказательства.
Возражений на апелляционную жалобу не поступило.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, заслушав доклад по делу, проверив решение суда в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены этого решения суда.
Удовлетворяя требования истицы, суд обоснованно исходил из того, что Казаринова И.В. родилась (дата обезличена). Мать Казариновой И.В. - Д.. умерла (дата обезличена), отец К.. умер (дата обезличена) Согласно ст. 1 Федерального закона от 21.12.1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" истец Казаринова И.В. является ребенком-сиротой.
Постановлением главы администрации Аларского района от (дата обезличена), несовершеннолетние Казаринова К., ** г.р., и Казаринова И., ** г.р., определены на воспитание и содержание в государственное учреждение Лесогорская школа - интернат (номер обезличен).
По окончании Лесогорской школы-интерната (номер обезличен) истец Казаринова И.В. поступила на обучение по специальности "Социальная работа" в Братский педагогический колледж (номер обезличен), который закончила в ** году. В период обучения в Братском педагогическом колледже проживала в общежитии, находящемся в г. Братске.
Из материалов дела, пояснений истца, судом установлено, что истец Казаринова И.В. до настоящего времени жильем не обеспечена.
При таких обстоятельствах, учитывая, что истец имеет статус лица, оставшегося без попечения родителей, не имеющая закрепленного за ней жилого помещения и нуждающаяся в улучшении жилищных условий, суд пришел к правильному выводу о том, что Казаринова И.В. имеет право на внеочередное получение от органа местного самоуправления жилого помещения по установленным социальным нормам по договору социального найма согласно единому списку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, и правомерно удовлетворил заявленные истцом требования.
Все выводы суда подробно мотивированы, основаны на материалах дела, требованиях статьей 18, 40 Конституции Российской Федерации, статьи 5,6 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", статей 6, 52, 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьи 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и оснований для признания их неправильными не имеется.
Анализ в совокупности положений ст. ст. 52, 57 ЖК РФ, ст. 5,8 Федерального закона N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" позволяет признать правильным вывод суда о том, что действующим законодательством решение вопросов учета граждан, нуждающихся в получении жилых помещений, предоставления жилых помещений, в том числе и детям сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, возложена на органы местного самоуправления по месту постоянного проживания гражданина.
C доводами апелляционной жалобы о том, что на администрацию г. Братска не может быть возложена обязанность по предоставлению жилья истица в связи с тем, что в связи с обучением в ГОУ Лесогорской основной школе-интернате (номер обезличен) имела право на постановку на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении в Аларском районе Усть-Ордынского Бурятского автономного округа РФ по месту выявления и первоначального устройства на воспитание в соответствующее учреждение, судебная коллегия не соглашается, поскольку судом первой инстанции эти доводы проверялись и правомерно отвергнуты по основаниям, указанным в решении.
В соответствии со ст. 18 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими, они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Эта норма является нормой прямого действия на всей территории Российской Федерации, и реализация ее не может быть поставлена в зависимость от каких-либо других условий. Федеральный закон Российской Федерации "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и Жилищный кодекс РФ не связывают ее применение ни с наличием финансирования, ни с правами других лиц на получение жилых помещений, ни с очередностью на получение жилого помещения.
Исковые требования были заявлены к Администрации г. Братска, как органу местного самоуправления, который ведет учет граждан, нуждающихся в предоставлении жилых помещений, по месту жительства и предоставляет жилые помещения по договору социального найма, в том числе и детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. Суд правильно разрешил заявленные требования и посчитал Администрацию г. Братска надлежащим ответчиком по делу, обязав Администрацию г. Братска предоставить Казариновой И.В. во внеочередном порядке жилое помещение по договору социального найма, что не противоречит положениям ст. 5 и 8 ФЗ N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей". Иного порядка, предусматривающего предоставление жилого помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, органами исполнительной власти субъекта РФ, не имеется.
Ссылки в апелляционной жалобе о том, что истицей пропущен срок исковой давности, а также о том, что Казариновой И.В. выбран ненадлежащий способ защиты нарушенного права, не конкретизированы исковые требования, не могут быть приняты во внимание, поскольку направлены на иное толкование норм материального и процессуального права, с которым судебная коллегия согласиться не может. Судом разрешены требования об обеспечении Казариновой И.В. жилым помещением по месту жительства в г. Братске для постоянного проживания по договору социального найма. Кроме того, преамбула Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" определяет общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Закон направлен на оказание целевой государственной поддержки именно данной категории социально незащищенных граждан, что предопределяет и соответствующие объемы необходимого финансирования.
Апелляционная жалоба не содержит иных, по сравнению с приведенными ответчиком при рассмотрении дела, доводов, которые могли бы повлиять на законность и обоснованность решения, а потому не может быть принята во внимание в качестве основания к отмене решения суда первой инстанции.
При таких обстоятельствах, решение суда является законным, обоснованным и не подлежащим отмене.
На основании изложенного выше, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Братского городского суда Иркутской области от 11 мая 2012 года по гражданскому делу по иску Казариновой И.В. к администрации г. Братска, Комитету по управлению муниципальным имуществом администрации г. Братска о восстановлении права на принятие на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставлении жилого помещения во внеочередном порядке по договору социального найма - оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий А.С. Папуша
Судьи П.А. Сазонов
С.С. Апханова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.