Судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда в составе:
председательствующего Воеводиной О.В.,
судей Каракич Л.Л. и Симаковой Н.К.,
при секретаре Макаровой С.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора города Ангарска в интересах Михайлова А.А. к администрации Ангарского муниципального образования о возложении обязанности по предоставлению жилого помещения
по апелляционной жалобе третьего лица Правительства Иркутской области на решение Ангарского городского суда Иркутской области от 4 мая 2012 года,
УСТАНОВИЛА:
Прокурор города Ангарска, обращаясь в суд с иском в интересах Михайлова А.А., указал, что Михайлов А.А. обратился в администрацию Ангарского муниципального образования с заявлением о предоставлении жилого помещения по договору социального найма как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставив необходимые документы. По результатам рассмотрения заявления главой администрации АМО вынесено постановление N от "дата обезличена" о предоставлении Михайлову А.А. жилого помещения, общей площадью 33 кв.м., по договору социального найма. В соответствии с п. 2 постановления администрация АМО обязалась заключить с Михайловым А.А. договор социального найма жилого помещения в течение 14 дней с момента принятия решения о предоставлении конкретного жилого помещения, приобретенного (построенного) за счет субвенций, предоставленных бюджету АМО из бюджета Иркутской области на осуществление областных государственных полномочий по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями по договорам социального найма в Иркутской области. По состоянию на "дата обезличена" решение о предоставлении конкретного жилого помещения Михайлову А.А. администрацией АМО не принято, договор социального найма не заключен. В нарушение требований закона жилое помещение по договору социального найма Михайлову А.А., как лицу из числа детей-сирот, администрацией АМО не предоставлено, пункт 2 постановления главы администрации АМО N от "дата обезличена" не выполнен.
Истец просил суд обязать администрацию Ангарского муниципального образования предоставить Михайлову А.А. жилое помещение по договору социального найма, общей площадью 33 кв.м., в границах города Ангарска за счет средств областного бюджета.
В судебном заседании помощник прокурора Хмелюк Д.А. исковые требования поддержала.
Истец Михайлов А.А. в судебное заседание не явился, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представитель ответчика администрации АМО в судебное заседание не явился.
Представитель третьего лица Правительства Иркутской области в судебное заседание не явился, просил о рассмотрении дела в его отсутствие.
Решением Ангарского городского суда Иркутской области от 4 мая 2012 года исковые требования прокурора города Ангарска в интересах Михайлова А.А. удовлетворены. На администрацию Ангарского муниципального образования возложена обязанность предоставить Михайлову А.А. по договору социального найма вне очереди в городе Ангарске Иркутской области жилое помещение, общей площадью 33 кв.м., которая может быть увеличена или уменьшена не более чем на 5 кв.м. с учетом конструктивных и технических параметров многоквартирных домов, за счет средств областного бюджета.
В апелляционной жалобе представитель третьего лица Правительства Иркутской области Караваева Е.А., действующая на основании доверенности, просит решение суда отменить в части указания в резолютивной части источника, за счет которого Михайлову А.А. должно быть предоставлено жилое помещение. В обоснование доводов к отмене решения в части указала, что вопросы финансирования расходов по реализации полномочий публичного субъекта (Иркутской области) не могут рассматриваться в рамках настоящего судопроизводства, поскольку являются вопросом межбюджетных отношений. Межбюджетные трансферты, предоставляемые местным бюджетам в целях финансового обеспечения расходных обязательств муниципальных образований, возникающих при выполнении государственных полномочий субъектов Российской Федерации, переданных для осуществления органам местного самоуправления в установленном порядке, осуществляются в форме субвенций (ст. 140 Бюджетного кодекса РФ). Субъектами межбюджетных отношений являются в соответствии с Бюджетным кодексом РФ Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования. Граждане участниками бюджетных отношений не являются, следовательно, правовых оснований для участия в указанных отношениях не имеют. Нарушение права Михайлова А.А. вызвано не предоставлением ему жилого помещения органом местного самоуправления муниципального образования Иркутской области. Условие о финансовом обеспечении государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области, в данном случае не влияет на реализацию установленного права Михайлова А.А. Кроме того, Ангарское муниципальное образование не является главным распорядителем средств областного бюджета и включение в резолютивную часть решения ссылки на исполнение обязательства за счет средств областного бюджета не отвечает критерию исполнимости. Кроме того, органы местного самоуправления вправе дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления государственных полномочий по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями по договорам социального найма. Таким образом, указание в резолютивной части решения суда на источник, за счет которого Михайлову А.А. должно быть предоставлено жилое помещение, ограничивает права администрации Ангарского муниципального образования.
В письменных возражениях на апелляционную жалобу прокурор, участвующий в деле, Хмелюк Д.А. просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Заслушав доклад по делу, объяснения прокурора Нарижняк О.Н., возражавшей против доводов апелляционной жалобы, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Установлено, что на основании постановления администрации города Ангарска от "дата обезличена" N Михайлов А.А. принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении и относящегося к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. На основании постановления администрации Ангарского муниципального образования N от "дата обезличена" принято решение о предоставлении Михайлову А.А. жилого помещения, общей площадью 33 кв.м., по договору социального найма. Комитету по управлению муниципальным имуществом администрации Ангарского муниципального образования необходимо заключить договор социального найма жилого помещения с Михайловым А.А. в течение 14 дней с момента принятия решения о предоставлении конкретного жилого помещения. На день рассмотрения дела в суде Михайлов А.А. жилым помещением не обеспечен.
Оценив в совокупности представленные доказательства, и установив, что Михайлов А.А., состоящий на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении как лицо из числа детей-сирот, имеет право на внеочередное получение жилого помещения по договору социального найма, однако до настоящего времени жилым помещением не обеспечен, суд первой инстанции, проанализировав нормы действующего законодательства, регулирующего вопросы по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями по договорам социального найма, пришел к правильному выводу о возложении обязанности по предоставлению Михайлову А.А. вне очереди в городе Ангарске Иркутской области жилого помещения, общей площадью 33 кв.м., которая может быть увеличена или уменьшена не более чем на 5 кв.м. с учетом конструктивных и технических параметров многоквартирных домов, на администрацию Ангарского муниципального образования, как на орган местного самоуправления в Иркутской области, наделенный государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями по договорам социального найма.
Выводы суда подробно мотивированы в решении, соответствуют содержанию доказательств, собранных и исследованных в соответствии со ст.ст. 56, 67 ГПК РФ, и не вызывают у судебной коллегии сомнений в их законности и обоснованности.
Вместе с тем, заслуживают внимания доводы апелляционной жалобы представителя Правительства Иркутской области Караваевой Е.А. о том, что суд неправомерно указал в резолютивной части на источник, за счет которого Михайлову А.А. должно быть предоставлено жилое помещение, так как вопросы финансирования расходов по реализации полномочий публичного субъекта (Иркутской области) не могут рассматриваться в рамках настоящего судопроизводства, а являются вопросом межбюджетных отношений, администрация Ангарского муниципального образования не является главным распорядителем средств областного бюджета и включение в резолютивную часть решения суда ссылки на исполнение обязательства за счет средств областного бюджета не отвечает критерию исполнимости решения.
В соответствии со статьей 5 Закона Иркутской области от 22 июня 2010 года N 50-ОЗ "О дополнительных гарантиях прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилое помещение в Иркутской области", финансирование расходов, связанных с реализацией настоящего Закона, производится за счет средств областного бюджета, предусмотренных законом области об областном бюджете, в порядке, установленном бюджетным законодательством.
В силу Закона Иркутской области N 52-ОЗ от 29 июня 2010 года "О наделении органов местного самоуправления областными государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями по договорам социального найма в Иркутской области" такими государственными полномочиями наделены органы местного самоуправления - муниципальные районы, в том числе, Ангарское муниципальное образование. Финансовое обеспечение государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется за счет субвенций, предоставляемых местным бюджетам из областного бюджета. Органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств, а также за ненадлежащее осуществление государственных полномочий в установленном законодательством порядке.
Ежегодные средства, необходимые для осуществления органами местного самоуправления государственных полномочий, предусмотрены в законе области об областном бюджете на очередной финансовый год и передаются органам местного самоуправления в соответствии с бюджетным законодательством в виде субвенций.
При таких обстоятельствах указание в резолютивной части решения суда на источник, за счет которого администрацией АМО Михайлову А.А. должно быть предоставлено жилое помещение, не соответствует закону и не отвечает критерию исполнимости судебного решения, поэтому слова "за счет средств областного бюджета" подлежат исключению из резолютивной части решения суда.
Оснований для отмены судебного решения по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Таким образом, решение Ангарского городского суда Иркутской области от 4 мая 2012 года, проверенное в силу ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, является законным и обоснованным, в связи с чем отмене не подлежит.
Руководствуясь ст.ст. 327, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ангарского городского суда Иркутской области от 4 мая 2012 года по гражданскому делу по иску прокурора города Ангарска в интересах Михайлова А.А. к администрации Ангарского муниципального образования о возложении обязанности по предоставлению жилого помещения оставить без изменения, исключив из резолютивной части решения слова "за счет средств областного бюджета".
Председательствующий О.В.Воеводина
Судьи Л.Л.Каракич
Н.К.Симакова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.