Судья Иркутского областного суда Аникеева М.В., рассмотрев дело по жалобе заместителя главного государственного инспектора по пожарному надзору по г. Усть-Илимску и Усть-Илимскому району Смирнова М.С. на решение судьи Усть-Илимского городского суда Иркутской области от 25 июля 2012 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Департамента жилищной политики и городского хозяйства Администрации города Усть-Илимска,
УСТАНОВИЛА:
постановлением заместителя главного государственного инспектора по пожарному надзору г. Усть-Илимска и Усть-Илимского района Смирнова М.С. от 29 июня 2012 года Департамент жилищной политики и городского хозяйства Администрации города Усть-Илимска признан виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 150 000 рублей за невыполнение требований нормативных документов по пожарной безопасности, Правил Пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), Норм пожарной безопасности НПБ 110-03, НПБ 104-03 в зданиях муниципальных общежитий по адресу: ....
Решением судьи Усть-Илимского городского суда Иркутской области Герасименко В.Ю. от 25 июля 2012 года данное постановление должностного лица ГПН отменено, производство по делу прекращено ввиду отсутствия в действиях Департамента жилищной политики и городского хозяйства Администрации города Усть-Илимска состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В жалобе, поданной в Иркутский областной суд, заместитель главного государственного инспектора по пожарному надзору г. Усть-Илимска и Усть-Илимского района Смирнов М.С., не соглашаясь с выводами суда, просит об отмене решения судьи Усть-Илимского городского суда Иркутской области от 25 июля 2012 года по тем основаниям, что судом неправильно установлены фактические обстоятельства дела, неверно оценены доказательства, в связи с чем суд пришел к необоснованному выводу об отсутствии в действиях Департамента жилищной политики и городского хозяйства Администрации города Усть-Илимска состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В судебное заседание заместитель главного государственного инспектора по пожарному надзору г. Усть-Илимска и Усть-Илимского района Смирнов М.С., законный представитель Департамента жилищной политики и городского хозяйства Администрации города Усть-Илимска не явились. Поскольку участники процесса извещены о месте и времени рассмотрения жалобы, суд считает возможным рассмотреть жалобу без участия названных лиц. Кроме того, законный представитель Департамента жилищной политики и городского хозяйства Администрации города Усть-Илимска ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.
Проверив с учетом требований части 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях материалы дела об административном правонарушении, судебный материал по жалобе, проанализировав доводы жалобы и возражений против нее, прихожу к следующим выводам.
Согласно статье 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Данное требование Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при производстве по делу об административном правонарушении в отношении Департамента жилищной политики и городского хозяйства Администрации города Усть-Илимска судьей Усть-Илимского городского суда Иркутской области было нарушено.
Рассматривая жалобу начальника Департамента жилищной политики и городского хозяйства Администрации города Усть-Илимска Дёминова В.А., судья установил, что лицами, обязанными в силу закона и в соответствии с возложенными на них полномочиями и функциями принимать меры к обеспечению пожарной безопасности являются собственник общежитий, поименованных в протоколе об административном правонарушении, то есть Администрация города Усть-Илимск, а также Департамент безопасности жизнедеятельности города Администрации города Усть-Илимск, вследствие чего Департамент жилищной политики и городского хозяйства Администрации города Усть-Илимска не может быть признан субъектом административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Данный вывод суда является преждевременным, поскольку сделан без анализа и оценки всех представленных в деле доказательств.
В силу пункта 2 статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении выяснению подлежит лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность.
Согласно части 1 статьи 38 Федерального Закона N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции.
Требования пожарной безопасности установлены Правилами пожарной безопасности Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденными приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18 июня 2003 года N 313, зарегистрированными в Минюсте РФ 27 июня 2003 года, регистрационный номер 4838, введенными в действие с 30 июня 2003 года.
Пунктом 10 указанных Правил предусмотрено, что собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители и должностные лица организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должны обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности, предписаний, постановлений и иных законных требований государственных инспекторов по пожарному надзору.
Таким образом, ответственность за нарушение правил пожарной безопасности возлагается на лицо, владеющее, пользующееся или распоряжающееся имуществом на законных основаниях.
30 мая 2012 года на основании распоряжения главного государственного инспектора г. Усть-Илимска и Усть-Илимского района по пожарному надзору Ж. от 02 мая 2012 года N117 была проведена внеплановая проверка соблюдения обязательных требований пожарной безопасности, по контролю за выполнением ранее выданного предписания N 24/1/22 от 01 марта 2011 года в зданиях муниципальных общежитий по адресу: ....
Согласно материалам дела, все вышеуказанные общежития являются муниципальной собственностью муниципального образования город Усть-Илимск.
Согласно части 1 статьи 53 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы, действующие в соответствии с законом, иными правовыми актами и учредительными документами.
Порядок назначения или избрания органов юридического лица определяется законом и учредительными документами.
Устав муниципального образования Город Усть-Илимск судом истребован и изучен не был. Утверждая о том, что лицом, обязанным в силу закона и в соответствии с возложенными на него полномочиями и функциями принимать меры к обеспечению пожарной безопасности является собственник общежитий, поименованных в протоколе об административном правонарушении, то есть Администрация города Усть-Илимск, судья не установил, какие именно органы данного юридического лица обязаны принимать меры к обеспечению пожарной безопасности в зданиях муниципальных общежитий по адресу: ....
В соответствии с Решением Городской Думы четвертого созыва города Усть-Илимска от 25 июня 2008 года N "данные изъяты" года учрежден Департамент Жилищной политики и городского хозяйства Администрации города Усть-Илимска с наделением его правами юридического лица.
Согласно Положению о Департаменте жилищной политики и городского хозяйства Администрации города Усть-Илимска, Департамент создан в целях наиболее эффективного управления городским хозяйством. Финансирование деятельности Департамента осуществляется за счет средств бюджета города в порядке и пределах, установленных законодательством Российской Федерации, Иркутской области, муниципальными правовыми актами муниципального образования город Усть-Илимск, в пределах утвержденной сметы.
Основной целью Департамента является подготовка и организация выполнения решений муниципального образования и осуществление мероприятий по обеспечению безопасных и комфортных условий проживания граждан на территории города Усть-Илимска, а так же координация деятельности организаций независимо от форм собственности, занимающихся вопросами жилищно-коммунального хозяйства, благоустройства, оказания населению транспортных услуг и услуг связи на территории муниципального образования город Усть-Илимск.
Кроме того, Департамент координирует деятельность предприятий ЖКХ не зависимо от их организационно - правовой формы обеспечивающих эксплуатацию и инженерное обеспечение жилищного фонда города, осуществляет подготовку предложений к проекту бюджета города по вопросам финансирования сферы ЖКХ и является главным распорядителем бюджетных средств по вопросам, находящимся в его компетенции. Также формирует предложения по программе капитального строительства и реконструкции жилищного фонда, инженерных сетей и оборудования; организует и контролирует реконструкцию и капитальный ремонт жилищного фонда, объектов ЖКХ, благоустройства; осуществляет контроль за использованием и сохранностью муниципального жилищного фонда, соответствием жилых помещений данного фонда установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям.
Из пункта 3 постановления Администрации города Усть-Илимска "Об исполнении обязанностей в области жилищных отношений" от "данные изъяты" следует, что исполнение обязанностей Администрации города Усть-Илимска в области жилищных отношений возложено на Департамент жилищной политики и городского хозяйства Администрации города Усть-Илимска, в том числе осуществление контроля за использованием и сохранностью муниципального жилищного фонда, соответствием жилых помещений данного фонда установленным санитарным нормам и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.
Оценка содержанию Положения о Департаменте жилищной политики и городского хозяйства Администрации города Усть-Илимска дана судом в решении по жалобе без учета приведенных выше норм Положения и постановления N 516 Администрации города Усть-Илимска, без учета положений Устава МО город Усть-Илимск, что обусловило односторонность и необъективность выводов суда о субъекте административного правонарушения.
Ссылка суда на договоры на управление муниципальным имуществом, которые обозревались в судебном заседании, фактически выводов суда о субъекте административного правонарушения не подтверждает. Из представленной по запросу Иркутского областного суда копии договора N-А от 01 мая 2011 года видно, что Департамент жилищной политики и городского хозяйства Администрации города Усть-Илимска при заключении данного договора действовал на основании Положения о Департаменте, то есть от имени и за счет средств собственника маневренного фонда - Администрации города Усть-Илимска.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и возвращении дела на новое рассмотрение должностному лицу, правомочному рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Учитывая изложенное, решение судьи Усть-Илимского городского суда Иркутской области от 25 июля 2012 года в отношении Департамента жилищной политики и городского хозяйства Администрации города Усть-Илимска подлежит отмене в связи с допущенными по делу существенными нарушениями процессуальных требований, установленных статьями 24.1 и 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Поскольку установленный статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях годичный срок давности привлечения к административной ответственности по данному делу не истек, жалоба законного представителя Департамента жилищной политики и городского хозяйства Администрации города Усть-Илимска подлежит возвращению на новое рассмотрение Усть-Илимский городской суд Иркутской области.
Жалоба заместителя главного государственного инспектора по пожарному надзору г. Усть-Илимска и Усть-Илимского района Смирнова М.С. подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 30.6 - 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛА:
жалобу заместителя главного государственного инспектора по пожарному надзору г. Усть-Илимска и Усть-Илимского района Смирнова М.С. удовлетворить.
Решение судьи Усть-Илимского городского суда Иркутской области от 25 июля 2012 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Департамента жилищной политики и городского хозяйства Администрации города Усть-Илимска отменить.
Жалобу начальника Департамента жилищной политики и городского хозяйства Администрации города Усть-Илимска Дёминова В.А. на постановление заместителя главного государственного инспектора по пожарному надзору г. Усть-Илимска и Усть-Илимского района от 29 июня 2012 года возвратить на новое рассмотрение в Усть-Илимский городской суд Иркутской области.
Решение вступает в законную силу немедленно, может быть обжаловано и опротестовано председателю Иркутского областного суда в порядке судебного надзора.
Судья М.В. Аникеева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.