Судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда в составе:
Председательствующего Поповой А.А.,
судей Чертковой С.А. и Симаковой Н.К.,
при секретаре Макаровой С.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу представителя министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области Шалошвили Т.Г. на решение Кировского районного суда г. Иркутска от 6 декабря 2011 года по гражданскому делу по иску прокурора З. района, действующего в интересах Синчука М.С. к Министерству социального развития, опеки и попечительства Иркутской области о признании права на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета, обязании выдать свидетельство на предоставление социальной выплаты на приобретение жилья,
УСТАНОВИЛА:
Прокурор З. района, действующий в интересах Синчука М.С., обратился в Заларинский районный суд Иркутской области, с иском к Министерству социального развития, опеки и попечительства Иркутской области, в обоснование которого указал, что Прокуратурой З. района проведена проверка по обращению Синчука М.С. о нарушении его права на улучшение жилищных условий как ветерана Великой Отечественной войны. В ходе проведения проверки установлено, что Синчук М.С. является ветераном Великой Отечественной войны и имеет право на льготы и преимущества, установленные Федеральным законом от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах". Синчук М.С. является участником боевых действий на территории "данные изъяты" в период с "Дата обезличена" по "Дата обезличена", т.к. принимал участие в боевых действиях в "данные изъяты" составе воинской части "Номер обезличен" с "Дата обезличена" по "Дата обезличена". В ст. 3 Федерального закона от 12.01.1995г. N 5-ФЗ определен круг лиц, относящихся к ветеранам боевых действий, в число которых включены и граждане, принимавшие участие в боевых действиях на территории иных государств, при условии закрепления территории и периода ведения боевых действий в специальном перечне. Перечень государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации приводится в приложении к Федеральному закону от 12.01.1995 N 5-ФЗ. Боевые действия в "данные изъяты" 1950-1953 гг. вошли в перечень государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан РФ, установленные в приложении I раздела I к вышеуказанному закону.
Синчук М.С., как нуждающийся в улучшении жилищных условий, на основании постановления главы администрации Моисеевского муниципального образования "Номер обезличен" от "Дата обезличена" обратился в Министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области с заявлением о предоставлении социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения с приложением необходимых документов. В нарушение норм действующего законодательства Синчуку М.С. Министерством социального развития, опеки и попечительства Иркутской области было отказано со ссылкой на то, что в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах", Указом Президента РФ от 07.05.2008 N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов" ему не положено получение социальной выплаты на приобретение жилья. Данный отказ является незаконным, нарушающим права Синчук М.С. в реализации его права на обеспечение жильем в соответствии с действующим законодательством. На основании изложенного прокурор З. района просил суд признать незаконным отказ Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области в выдаче Синчуку М.С. свидетельства о предоставлении социальной выплаты на приобретение жилья, обязать Министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области устранить допущенные нарушения прав Синчука М.С., предоставив ему свидетельство о предоставлении социальной выплаты на приобретение жилья.
В заявлении, представленном во исполнение определения об оставлении заявления без движения, прокурор З. района просил суд признать Синчука М.С. имеющим право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии с положением ст. 23.2 Федерального закона "О Ветеранах" в рамках реализации Указа президента РФ N 714 от 07.05.2008 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой отечественной войны 1941-1945 гг.", обязать Министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области устранить допущенное нарушение прав Синчука М.С., предоставив ему свидетельство о предоставлении социальной выплаты на приобретение жилья.
Определением З. районного суда Иркутской области от "Дата обезличена" к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена администрация МО Моисеевское сельское поселение.
Определением З. районного суда Иркутской области от "Дата обезличена" гражданское дело передано по подсудности в Кировский районный суд г. Иркутска для рассмотрения по существу.
Решением Кировского районного суда г. Иркутска от 6 декабря 2011 года, с учетом определения от "Дата обезличена" об исправлении описки, исковые требования удовлетворены. Синчук М.С. признан имеющим право на обеспечение жилым помещением в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах" в рамках реализации Указа Президента РФ от 07.05.2008 N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов". На Министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области возложена обязанность устранить допущенное нарушение прав Синчука М.С., предоставив ему свидетельство о предоставлении социальной выплаты на приобретение жилья.
В апелляционной жалобе представитель министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области Шалошвили Т.Г. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение по следующим основаниям:
В соответствии с разъяснениями Министерства регионального развития Российской Федерации разделами I и II приложения к Федеральному закону N 5-ФЗ определено, что ветеранам боевых действий, указанным в данных разделах, предоставляются меры социальной поддержки, в том числе по обеспечению жильем, установленные участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих. И в данном случае законодатель, наделяя указанных лиц правом на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета, в случае принятия их на соответствующий учет до "Дата обезличена", не идентифицирует их с участниками Великой Отечественной войны, то есть не приравнивает их к таковым в полном объеме. Таким образом, указанные категории граждан обеспечению жильем в рамках реализации Указа N 714 не подлежат. Денежные средства на данную категорию граждан Минрегионом России не выделяются.
Суд неправильно истолковал нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, что привело к необоснованному выводу об обязании министерства устранить допущенное нарушение прав Синчука М.С, предоставив свидетельство о предоставлении социальной выплаты па приобретение жилья.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, заслушав пояснения представителя министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области Шалошвили Т.Г., поддержавшей доводы жалобы, пояснения прокурора Нарижняк О.Н. и представителя Синчука М.С. Колмаковой И.В., согласившихся с решением суда, судебная коллегия находит решение подлежащим отмене, а жалобу - удовлетворению в соответствии с п. 1, 4 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ.
Суд апелляционной инстанции при рассмотрении настоящего гражданского дела установил, что Синчук М.С. является инвалидом .... группы по общему заболеванию и имеет право на меры социальной поддержки, установленные статьей 14 Федерального закона "О ветеранах". Указанный статус Синчука М.С. подтвержден удостоверением Серии .... "Номер обезличен", выданным "Дата обезличена" Комитетом социальной защиты населения Администрации З. района в соответствии со статьей 28 Федерального закона "О ветеранах", и справкой врачебно-трудовой экспертной комиссии "данные изъяты" "Номер обезличен" от "Дата обезличена". Синчук М.С. проживает в принадлежащем ему на праве собственности неблагоустроенном жилом доме общей площадью 78,6 кв.м., жилой площадью 52,8 кв.м., по адресу: ..... Постановлением главы Моисеевской сельской администрации "Номер обезличен" от "Дата обезличена" Синчук М.С. поставлен "на льготную очередь на получение субсидий на приобретение жилья".
Суд первой инстанции при указанных выше обстоятельствах одновременно сделал взаимоисключающие суждения о том, что Синчук М.С. является ветераном военных действий, поскольку принимал участие в боевых действиях в "данные изъяты" в составе в/части "Номер обезличен" с "Дата обезличена" по "Дата обезличена", и о том, что он согласно ст. 2 Федерального закона "О ветеранах" и разделу 1 Приложения к данному Федеральному закону является ветераном - участником Великой Отечественной войны. Вследствие этих суждений суд пришел к выводу о том, что Синчук М.С., являясь участником Великой Отечественной Войны, имеет право на получение социальных выплат для приобретения или строительства жилых помещений, в соответствии со ст. 15 Федерального закона "О ветеранах" и Законом Иркутской области от 04.04.2008 N 6-оз "Об отдельных вопросах предоставления меры социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан в Иркутской области" и подпадает под действия Указа Президента РФ от 07.05.2008 N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов".
Данный вывод суда опровергается материалами гражданского дела и не основан на законе.
Лицо, которое имеет право на предоставление мер социальной поддержки в силу Федерального закона "О ветеранах", не может являться ветераном Великой Отечественной войны именно в силу того, что оно является ветераном военных действий. Это самостоятельные по отношению друг к другу категории ветеранов, которым законом предоставлен разный объем мер социальной поддержки и установлены разные условия их предоставления.
Суждение суда о том, что "законодатель приравнивает к лицам, участвующим в Великой Отечественной войне и участников других боевых действий по защите Отечества, предоставляя им тем самым тот же объем мер оказываемой социальной поддержки" не соответствует буквальному содержанию норм Федерального закона "О ветеранах" и не влечет возможности произвольного применения судом мер социальной поддержки, установленных статьей 15 для участников Великой Отечественной войны, к лицам, на которых распространяется статус инвалидов войны, установленный статьей 14 этого федерального закона.
Суждение суда о том, что Синчук М.С. подпадает под действие Указа Президента РФ от 07.05.2008 N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов", произвольно, надуманно и сделано без учета того, что этим Указом предусмотрено завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий именно ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах". Возможность распространения действия этого указа на иные категории ветеранов нормами указа, а также каким-либо иным нормативным актом не предусмотрена.
Суд оставил без внимания, что федеральный законодатель в Федеральном законе "О ветеранах" в том числе установил порядок определения объема средств, предусмотренного в Федеральном фонде компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации, на обеспечение жильем ветеранов. Указанный порядок различается в зависимости от категорий граждан, подлежащих обеспечению жильем в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах" и направлен на создание правового механизма реализации данной меры социальной поддержки. При этом определение условий ее предоставления является прерогативой федерального законодателя (Определение Конституционного Суда РФ от 2 ноября 2011 г. N 1480-О-О).
В силу ст. 11 Федерального закона "О ветеранах" законодательство Российской Федерации о ветеранах состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. Все нормы, на которые суд сослался в решение в обоснование своих приведенных выше суждений, не содержат указания на возможность признания какой-либо категории ветеранов, не предусмотренной статьей 2 этого закона, участником Великой Отечественной войны. Нормы Федерального закона "О ветеранах" конкретно и последовательно регулируют понятие различных категорий ветеранов и объем мер социальной поддержки, оказываемой каждой из этих категорий.
При таких обстоятельствах выводы суда противоречат буквальному содержанию норм, регулирующих спорные правоотношения, и основаны на суждениях, не имеющих значение по настоящему гражданскому делу. Таким образом, решение подлежит отмене.
Принимая новое решение по данному делу, суд апелляционной инстанции исходит из следующего:
В силу статьи 28 Федерального закона "О ветеранах" реализация мер социальной поддержки ветеранов осуществляется по предъявлении ими удостоверений единого образца, установленного для каждой категории ветеранов Правительством СССР до 1 января 1992 года либо Правительством Российской Федерации.
Синчук М.С. представил удостоверение ветерана Великой отечественной войны с отметкой, что он является инвалидом .... группы и имеет право на льготы, установленные именно статьей 14 Федерального закона "О ветеранах" "Меры социальной поддержки инвалидов войны" (л.д. ....), в то время как инвалидность ему присвоена по общему заболеванию (л.д. ....) и по данным отдела Военного комиссариата Иркутской области по З. району он является ветераном военных действий (л.д. ....).
Обсуждение вопроса о законности такого удостоверения, выданного Комитетом социальной защиты населения Администрации З. района, выходит за пределы настоящего гражданского спора и судебная коллегия исходит из указанного в удостоверении статуса Синчука М.С. как ветерана, на которого распространяется действие ст. 14 Федерального закона "О ветеранах" "Меры социальной поддержки инвалидов войны".
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона "О ветеранах" инвалидам войны предоставляются в том числе следующие меры социальной поддержки: обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, инвалидов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до "Дата обезличена", которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона.
В данном случае Синчук М.С. поставлен "на льготную очередь на получение субсидий на приобретение жилья" "Дата обезличена" При этом решение органа местного самоуправления о постановке Синчука М.С. как нуждающегося в улучшении жилищных условий в материалах дела отсутствует.
Таким образом, Синчук М.С., не являясь инвалидом Великой Отечественной войны и имея право на меры социальной поддержки, предусмотренные статьей 14 Федерального закона "О ветеранах" как инвалид войны, вставший на учет после "Дата обезличена", не имеет права на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета, предоставляемым в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона.
При отказе Синчуку М.С. в предоставлении социальной выплаты на приобретение или строительство жилья Министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области указало на его право на получение жилья по договору социального найма в соответствии с Жилищным кодексом РФ.
Вопрос о праве Синчука М.С. на получение жилого помещения по договору социального найма выходит за пределы предмета судебного разбирательства по настоящему делу. Как указывалось выше, решение органа местного самоуправления о принятии Синчука М.С. на учет для предоставления жилья в деле отсутствует. При этом в силу части 2 статьи 6 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" граждане, принятые на учет до "Дата обезличена" в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма.
Кроме того, в силу части 3 статьи 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после "Дата обезличена", также обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
При таких обстоятельствах исковые требования прокурора в интересах Синчука М.С. к Министерству социального развития, опеки и попечительства Иркутской области о признании права на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета, обязании выдать свидетельство на предоставление социальной выплаты на приобретение жилья удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Кировского районного суда г. Иркутска от 6 декабря 2011 года по данному делу отменить.
Принять по делу новое решение.
В удовлетворении исковых требований прокурора в интересах Синчука М.С. к Министерству социального развития, опеки и попечительства Иркутской области о признании права на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета, обязании выдать свидетельство на предоставление социальной выплаты на приобретение жилья отказать.
Председательствующий:
А.А. Попова
Судьи:
С.А. Черткова
Н.К. Симакова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.