Судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда в составе:
председательствующего Петуховой В.Г.,
судей Папуши А.С., Туглаковой Л.Г.,
при секретаре Чащиной И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации муниципального образования города Братска на решение Братского городского суда Иркутской области от 17 июля 2012 года по гражданскому делу по иску Литвинова С.В. к администрации муниципального образования г. Братска о возложении обязанности предоставить жилое помещение по договору социального найма,
УСТАНОВИЛА:
В обоснование требований истец Литвинов С.В. указал, что он является инвалидом детства. (дата обезличена) он на основании распоряжения администрации г. Иркутска был помещен в государственное детское учреждение как ребенок, оставшийся без попечения родителей, не имеющий жилого помещения. (дата обезличена) на основании приказа Детского дома-интерната для умственно отсталых детей он был зачислен в указанное учреждение на полное государственное обеспечение, где находился до (дата обезличена). В настоящее время он состоит на учете детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа проживающих на территории г. Братска, не имеющих собственного жилья, либо закрепленного жилого помещения, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма с (дата обезличена). Постановлением администрации г. Братска (номер обезличен) от (дата обезличена) быо решено предоставить истцу жилое помещение по договору социального найма по мере приобретения жилых помещений за счет средств бюджета Иркутской области в соответствии со списком детей-сирот. На его заявление о предоставлении ему жилого помещения вне очереди администрацией МО г. Братска был дан ответ, что ему будет предоставлено жилое помещение по мере приобретения жилых помещений за счет средств бюджета Иркутской области. Между тем, Федеральный закон от 21.12.1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и Жилищный кодекс РФ возлагают обязанности на органы местного самоуправления предоставить жилое помещение детям-сиротам по окончании их пребывания в учреждениях социального обслуживания и не ставит в зависимость предоставление жилого помещения от финансирования и поступления денежных средств из областного бюджета для приобретения жилых помещений.
С учетом уточнений просил предоставить ему жилое помещение вне очереди на условиях социального найма для постоянного проживания, находящееся в Центральном округе г. Братска, общей площадью не менее ** кв.м.
В судебное заседание истец Литвинов С.В. не явился, просил рассматривать дело в его отсутствие, его интересы в суде представляла Любимова Ю.В., действующая на основании доверенности, которая исковые требования поддержала.
Представитель ответчика Москаленко О.Н., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала, суду пояснила, что Литвинов С.В. состоит под номером ** в списке детей сирот, обратившихся с заявлением о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, в соответствии с Законом Иркутской области от 22.06.2012 N 50-оз "О дополнительных гарантиях прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилое помещение в Иркутской области" в управлении социальной политики администрации города Братска. Полагала, что ответчиком не нарушены права истца, так как Литвинов С.В. был в установленном законом порядке поставлен на учет, и ему будет приобретено жилье в порядке очередности при наличии финансирования. Просила в удовлетворении исковых требований отказать.
Решением суда исковые требования Литвинова С.В. удовлетворены, суд обязал администрацию муниципального образования города Братска предоставить на условиях социального найма Литвинову С.В. для постоянного проживания вне очереди жилое помещение, находящееся в черте города Братска, общей площадью не менее ** кв.м.
На решение суда Администрацией муниципального образования г. Братска подана апелляционная жалоба, в которой представитель Москаленко О.Н., действующая на основании доверенности, просит решение суда отменить, принять по делу новое решение. В обоснование доводов к отмене решения суда указала, что Литвинов С.В. в управление социальной политики администрации города с заявлением о предоставлении жилого помещения по договору социального найма обратился (дата обезличена)
На заседании комиссии по предоставлению жилых помещений по договорам социального найма детям-сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей было принято решение о предоставлении Литвинову С.В. жилого помещения.
Выделяемые денежные средства из областного бюджета направляются на обеспечение условий для осуществления права на жилище, поэтому такие платежи не могут рассматриваться в качестве решения, нарушающего права и свободы гражданина, создающего препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод либо возлагающего на него незаконно какие-либо обязанности. По дате поданного заявления Литвиновым С.В., он числится в данном списке под номером **.
Указывает, что отсутствует отказ истцу в предоставлении жилого помещения по договору социального найма, в связи с этим, спор отсутствует, право истца на предоставление жилого помещения не нарушено.
Считает, что суд, вынося решение, обязал администрацию города Братска предоставить жилое помещение общей площадью ** кв.м., без учета конструктивных и технических параметров многоквартирного дома или жилого дома, т.е. не менее ** кв.м.
Возражений на апелляционную жалобу не поступило.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, заслушав доклад по делу
, проверив решение суда в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены принятого судом решения.
В ходе рассмотрения дела судом было установлено, что Литвинов С.В., (дата обезличена) года рождения, относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Истец находился в ГОУСО "Братский детский дом-интернат для умственно отсталых детей" с (дата обезличена) по (дата обезличена), откуда выбыл в связи с достижением совершеннолетия. Таким образом, истец находился на полном государственном обеспечении (дата обезличена) Кроме того, суд установил, что истец не имеет закрепленных за ним жилых помещений, либо жилых помещений на праве собственности. Данные факты представителем ответчика не оспариваются.
Как следует из материалов дела, Литвинов С.В. включен в реестр детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа проживающих на территории г. Братска, не имеющих закрепленных жилых помещений, жилых помещений на праве собственности и нуждающихся в жилых помещениях, а также состоящих на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма вне очереди. Данные факты представителем ответчика не оспаривались.
При таких обстоятельствах, учитывая, что истец имеет статус лица, оставшегося без попечения родителей, в установленном законом порядке поставлен на учет лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, суд пришел к правильному выводу о том, что Литвинов С.В. имеет право на внеочередное получение от органа местного самоуправления жилого помещения по установленным социальным нормам согласно единому списку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, и правомерно удовлетворил заявленные истцом требования.
Все выводы суда подробно мотивированы, основаны на материалах дела, требованиях статьей 18, 40 Конституции Российской Федерации, статьи 5, 6 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", статей 6, 52, 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьи 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и оснований для признания их неправильными не имеется.
Анализируя в совокупности положения ст. ст. 52, 57 ЖК РФ, ст. ст. 5, 8 Федерального закона N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" суд пришел к правильному выводу о том, что действующим законодательством решение вопросов учета граждан, нуждающихся в получении жилых помещений, предоставления жилых помещений, в том числе и детям сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, возложена на органы местного самоуправления по месту постоянного проживания гражданина.
Вопрос исполнения расходных обязательств субъекта Российской Федерации, финансирования органа местного управления, реализующего отдельные государственные полномочия, в частности по предоставлению детям-сиротам жилых помещений, не был предметом заявленных исковых требований, рассмотренных судом в рамках данного гражданского дела.
Довод жалобы о том, что жилые помещения предоставляются детям- сиротам и детям оставшимся без попечения родителей по дате обращения в орган местного самоуправления с соответствующим заявлением, а также и довод о том, что жилые помещения предоставляются указанным выше гражданам по мере поступления денежных средств из областного бюджета, не может быть принят во внимание в качестве основания к отмене решения суда. Граждане не являются участниками бюджетных правоотношений, поэтому отсутствие финансирования муниципального образования город Братск для реализации органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, в частности по предоставлению детям-сиротам жилых помещений, не может являться основанием для отказа в иске конкретному гражданину. В соответствии со ст. 18 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими, они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Эта норма является нормой прямого действия на всей территории Российской Федерации, и реализация ее не может быть поставлена в зависимость от каких-либо других условий. Федеральный закон Российской Федерации "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и Жилищный кодекс РФ не связывают ее применение ни с наличием финансирования, ни с правами других лиц на получение жилых помещений, ни с очередностью на получение жилого помещения.
Исковые требования были заявлены к Администрации муниципального образования г. Братска, как органу местного самоуправления, который ведет учет граждан, нуждающихся в предоставлении жилых помещений, по месту жительства и предоставляет жилые помещения по договору социального найма, в том числе и детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.
Суд правильно разрешил заявленные требования к Администрации муниципального образования г. Братска, которая по заявленным требованиям является надлежащим ответчиком, возложив на нее обязанность по предоставлению Литвинову С.В. жилого помещения, что не противоречит положениям ст. 5 и 8 ФЗ N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей". Иного порядка, предусматривающего предоставление жилого помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, органами исполнительной власти субъекта РФ, не имеется, соответствующий нормативный акт субъектом РФ - Иркутская область не принят.
Судом же разрешены требования об обеспечении Литвинова С.В. жилым помещением, находящемся в границах населенного пункта города Братска Иркутской области, отвечающим санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее ** кв. м., данный вывод суда судебная коллегия находит правильным. Согласно п. 11 Закона Иркутской области от 22.06.2010 г. N 50-ОЗ "О дополнительных гарантиях прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилое помещение в Иркутской области" жилое помещение по договору социального найма предоставляется детям-сиротам общей площадью ** кв.м. Из смысла данного пункта следует, что с учетом конструктивных и технических параметров многоквартирного дома или жилого дома размер общей площади жилого помещения, предоставляемого в соответствии с настоящим Законом, может быть увеличен (уменьшен) не более чем на 5 квадратных метров. Органы местного самоуправления, в случае отсутствия финансирования, вправе обратиться в суд с соответствующим иском о взыскании денежных средств для приобретения жилья указанной категории граждан.
Доводы апелляционной жалобы аналогичны доводам правой позиции ответчика, которую он занимал в ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции. Данная позиция была исследована судом первой инстанции полно и всесторонне, а выводы суда по доводам сторон судебная коллегия находит правильными и соответствующими как закону, так и собранным по делу доказательствам.
При таких обстоятельствах решение суда по делу является законным, обоснованным и не подлежащим отмене.
На основании изложенного выше, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам,
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Братского городского суда Иркутской области от 17 июля 2012 года по гражданскому делу по иску Литвинова С.В. к администрации муниципального образования г. Братска о возложении обязанности предоставить жилое помещение по договору социального найма - оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий В.Г. Петухова
Судьи А.С. Папуша
Л.Г. Туглакова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.