Апелляционное определение СК по гражданским делам Кемеровского областного суда от 29 августа 2012 г.
(Извлечение)
Судебная коллегия по гражданским делам Кемеровского областного суда в составе
председательствующего: Пискуновой Ю.А.
судей: Потловой О.М., Гордиенко А.Л.
при секретаре: Ворожцовой Н.В.
заслушала в открытом судебном заседании по докладу судьи Пискуновой Ю.А.
гражданское дело по апелляционной жалобе представителя истца НВВ на решение Центрального районного суда г. Новокузнецка от ДД.ММ.ГГГГ.
по иску ФИО12 к Администрации г. Новокузнецка о предоставлении жилого помещения
УСТАНОВИЛА:
ФИО12. обратилась в суд с иском к Администрации г. Новокузнецка о предоставлении жилого помещения
Просит обязать администрацию г. Новокузнецка предоставить ей социальное жилье, соответствующее санитарным и другим требованиям, установленным законодательством РФ, исходя из расчета учетной нормы общей площади жилого помещения, которая составляет 33 кв.м. - для одиноких граждан.
Требования мотивированы тем, истец была зарегистрирована по адресу: "адрес", с ДД.ММ.ГГГГ. Как усматривается из поквартирной карточки, с этого адреса она выбыла в Детский дом. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. являлась воспитанницей МОУ для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей " "данные изъяты"". Выбыла из детского дома по заключению медико-педагогической комиссии во вспомогательную школу N. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец находилась в государственном обеспечении в МОУ " "данные изъяты"". После окончания школы интерната истец поступила на работу в СУ-1 тр " "данные изъяты"", где работала штукатуром. По месту работы ей была выдана комната в общежитии по "адрес". После увольнения с предприятия комнату в общежитии у неё забрали, и фактически истец осталась без жилья. В 2008г истец была зарегистрирован в социальной гостинице в г "адрес". До сегодняшнего дня у истца нет жилья, где она могла бы постоянно проживать. Действия по предоставлению жилья муниципальные органы после её выпуска с детского учреждения в 1991 году не выполнило. Считает, что указанная обязанность, возложенная законом, осталась за органами местного самоуправления, поскольку до сегодняшнего дня истец остается без жилья. В 2010 году истец в целях восстановления своих нарушенных жилищный прав в период нахождения в малолетнем возрасте, обратилась с заявлением в Администрацию г.Новокузнецка с просьбой поставить её на учет во вне очереди на получение социального жилья, однако ей было отказано в получении жилого помещения как сироте, и разъяснено право на обращение в районную администрацию по месту жительства как нуждающейся в улучшении жилищных условий, малоимущей. Считает, что отказ Администрации г.Новокузнецка во вне очереди на получение социального жилья, как сиротой неправомерным по следующим основаниям. В ответе, данным истцу на ее обращение, ответчик ссылается на нормы Федерального закона N 159-ФЗ от 1996г, указывает, что истец выпустилась из школы интернат в 1991 г, на тот период время нормы указанного ответчиком федерального закона не действовали, в связи с чем, Администрацией незаконно отказано в постановке на учет на внеочередное получение жилья как сироте и получении ей социального жилья.
Кроме того, когда истцу исполнилось 23 года в июле 1997 года, а закон вступил в силу со дня его официального опубликования, а опубликован он был впервые "Собрание законодательства РФ", 23.12.1996, N 52, ст. 5880, "Российская газета", N 248, 27.12.1996г, то есть действие вышеуказанного закона на неё распространялось всего полгода, что не дало истцу возможности использовать его положения. По общему правилу жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет. Исключение составляют случаи, предусмотренные п. 2 ст. 57 ЖК РФ (когда жилые помещения предоставляются вне очереди). Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что предоставление жилье детям-сиротам должно быть произведено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права - права на получение жилого помещения вне очереди, а не в порядке какой-либо очереди. Что фактически исполнено не было.
Истец ФИО12 в лице представителя ШОН, действующей на основании доверенности, в судебном заседании на требованиях настаивала, поддержала доводы, изложенные в исковом заявлении.
Ответчик Администрация г. Новокузнецка представителя в суд не направила, о дате судебного заседания извещены, причины не явки не известны.
Решением Центрального районного суда г. Новокузнецка от ДД.ММ.ГГГГ. постановлено:
В удовлетворении исковых требований ФИО12 к Администрации г. Новокузнецка о предоставлении жилого помещения отказать.
В апелляционной жалобе ФИО12. с решением суд не согласна, просит его отменить, вынести по делу новое решение.
Указывает, что вывод суда о том, что истец до достижения 23-го возраста не обратились в компетентные органы с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся в получении жилья по категории сирота, в связи с чем, утратила статус лица, оставшегося без попечения родителей, а соответственно и право на получение жилья, противоречит нормам материального и процессуального права. Так, обязанность, после достижения истцом совершеннолетнего возраста, после окончания специализированного учреждения о постановке истца на получение внеочередного жилья, лежала на органах исполнительной власти, так как истец не знала и не могла знать о таком ее праве, а также о том, что она выбыла в детский дом из квартиры, где были зарегистрированы ее родители.
Суд не учел положений действующих норм права на момент, когда истица была лишена жилья органами местного самоуправления, поскольку осталась одна зарегистрированной в муниципальном жилье и не могла в силу малолетнего возраста нести обязанности нанимателя жилого помещения. В нарушение норм ст.ст. 37, 60 ЖК РСФСР органы местного самоуправления не выполнили свою обязанность по предоставлению вне очереди жилого помещения гражданам, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в государственных или муниципальных образовательных учреждениях, учреждениях здравоохранения, стационарных учреждениях социального обслуживания и других учреждениях, независимо от форм собственности.
Также, отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что предоставление жилье детям-сиротам должно быть произведено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права - права на получение жилого помещения вне очереди, а не в порядке какой-либо очереди. Чего фактически исполнено не было.
Ссылается на то, что 29.02.2012 принят федеральный закон N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей". Данным федеральным законом государство обеспечивает дополнительную социальную гарантию детям сиротам. Не смотря на то, что вышеуказанный закон вступает в силу с 1 января 2013 г., тем не менее законом предусмотрено действие закона на возникшие до этой даты правоотношения. Действие поправок, внесенных в Закон о доп.гарантиях по соц.поддержке детей, оставшихся без попечения родителей, и сирот, а также в ЖК РФ, распространяется, если такие лица не реализовали право на обеспечение жильем до дня вступления в силу данного закона.
Представителем Администрации г. Новокузнецка КМА, действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ. N., сроком до ДД.ММ.ГГГГ., принесены возражения, в которых просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с ч.1 ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с п. 3, 4 ст.49 ЖК РФ, вступившего в силу с 01.03.2005г., жилые помещения жилищного фонда Российской федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящем Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации.
В соответствии со ст. 8 ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" от 10.12.1996. дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм, (в ред. Федеральных законов от 08.02.1998 N 17-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ).
В силу ч.1,2 ст. 57 ЖК РФ Жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
4.2. Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются:
2) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
К категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии со ст. 1 Федерального закона N 159 от 21 декабря 1996 года "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" относятся граждане в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей.
Данной нормой законодатель, в исключение из общего правила о необходимости государственной поддержки детей, т.е. лиц, не достигших 18-летнего возраста (пункт 1 статьи 54 Семейного кодекса Российской Федерации), лишившихся или ограниченных в возможности иметь содержание от своих родителей и нуждающихся по этой причине в социальной защите, распространил действие названного Федерального закона на лиц, достигших 18-летнего возраста и предоставил им право пользоваться соответствующими мерами социальной поддержки до достижения возраста 23 лет, обеспечив тем самым единообразный подход к определению оснований социальной защиты таких граждан (аналогичный возрастной критерий установлен пенсионным законодательством, законодательством об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, о социальной защите отдельных категорий граждан).
В соответствии с ч. 2 п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159 дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находившиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо после окончания службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Как следует из Преамбулы указанного Закона, а также из статьи 1, его положения распространяются на детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими 23-летнего возраста. Аналогичное положение закреплено в Законе Костромской области "О государственном обеспечении и дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Костромской области" от 19.12.2005 года N 348-ЗКО, в ч. 2 ст. 1 которого указано, что действие закона распространяется на детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте до 23 лет.
Следовательно, гарантированная данным лицам социальная поддержка, в том числе внеочередное обеспечение жилым помещением, должна предоставляться до достижения детьми-сиротами возраста 23 лет.
Указанный вывод согласуется с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, отраженной в Определениях от 19.10.2010 года N 1282-О-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Ш. на нарушение ее конституционных прав статьями 1 и 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и в Определении от 16.12.2010 года N 1590-О-О.
ФИО12 оставшись в 1982 году без родительского попечения вследствие уклонения их родителей от исполнения своих родительских обязанностей и будучи переданной на воспитание в детское учреждение, до достижения 18- летнего возраста имела статус ребенка, оставшегося без попечения родителей. В связи с достижением совершеннолетия она указанный статус утратила, но в силу закона имели право на получение социальных гарантий, в том числе внеочередное получение жилья, заявив о своих правах до достижения ими 23-летнего возраста.
Истица достигла 23-летнего возраста задолго до обращения в суд с настоящим иском: ДД.ММ.ГГГГ.
Из представленной в материалы дела переписки видно, что ФИО12 по поводу обеспечения ее жильем и постановке на учет на предоставление жилья обращалась в 2012году в Администрацию, где в предоставления жилья ей было отказано.
В то же время, до достижения возраста 23 лет ФИО12. в администрацию Новоильинского района г. Новокузнецка не обращалась для постановки на учет для улучшения жилищных условий.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении истице заявленных исковых требований, поскольку до достижения 23-го возраста истица не обратилась в компетентные органы с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся в получении жилья по категории сирота, а в настоящее время утратила статус лица, оставшегося без попечения родителей, а соответственно и право на социальную поддержку государства по этому основанию, в том числе и право на получение жилья.
Доводы апелляционной жалобы обоснованными не являются, поскольку, как было изложено выше, право на предоставление жилья вне очереди принадлежит лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые были поставлены на учет в качестве нуждающихся в предоставлении им жилья до достижения 23-летнего возраста.
Правоотношения между сторонами возникли с момента первичного обращения в Администрацию г.Новокузнецка в 2012 году, то есть, когда истица утратила статус лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей и, следовательно, утратили материальное право на внеочередное предоставление жилья. В связи с чем обязательства по предоставления жилья администрацией г. Новокузнецка возникнуть не могут.
В целом доводы апелляционной жалобы выводов суда не опровергают, каких-либо обстоятельств, которым судом не была дана оценка, не содержат, и по существу основаны на ином толковании норм материального права, которое является ошибочным.
Таким образом, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Центрального районного суда г. Новокузнецка от ДД.ММ.ГГГГ. оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО12 без удовлетворения.
Председательствующий: Ю.А. Пискунова
Судьи: О.М. Потлова
А.Л. Гордиенко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.