Судебная коллегия по гражданским делам Кемеровского областного суда в составе:
председательствующего Проценко Е.П.,
судей: Акининой Е.В., Шаклеиной Г.Н.,
при секретаре Лосковиченко И.В.,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Проценко Е.П.
гражданское дело по апелляционной жалобе Управления Пенсионного фонда РФ (ГУ) в г. Кемерово и Кемеровском районе Кемеровской области (межрайонное), в лице начальника Управления Пахомова И.И., на решение Центрального районного суда г. Кемерово от 27 марта 2012 года
по делу по искуЛ.Е. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Кемерово и Кемеровском районе Кемеровской области (межрайонное) о признании решения незаконным, обязании совершить действия,
УСТАНОВИЛА:
Л.Е. обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ (ГУ) в г. Кемерово и Кемеровском районе Кемеровской области (межрайонное) (далее - УПФ России по г. Кемерово и Кемеровскому району), в котором просила признать незаконным отказ ответчика (протокол от"дата" года N.7**) об отказе в назначении ей досрочной трудовой пенсии, обязать ответчика назначить ей трудовую пенсию по старости в соответствии с пп. 20 п.1 ст.27 Федерального закона от 17.12.2001 N.173-Ф3 "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", включив в специальный стаж период работы с"дата" года по настоящее время ЗАО "Y...", а также взыскать с ответчика в ее пользу судебные расходы по оплате государственной пошлины в сумме "?" рублей.
Требования мотивировала тем, что"дата" года она обратилась к ответчику с заявлением о досрочном назначении пенсии по старости на основании подп. 20 ч. 1 ст.27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". Однако ответчик отказал в досрочном назначении пенсии по старости по основаниям отсутствия требуемого стажа работы на соответствующих видах работ. Ответчиком в ее специальный стаж не засчитаны следующие периоды работы:
- с"дата" года по"дата" года (07 лет 09 мес.),
- с"дата" года по"дата" года (07 мес. 07 дней) -"должность N 1" Шахты им. "N...", т.к. Списками от 06.09.1991 N464, от 22.09.1999 N1066 и от 29.10.2002 N781 "Наименование должности" ""должность N 1"" и "Наименование учреждения" "Шахта" не предусмотрены;
- с"дата" года по"дата" года (09 мес. 16 дней) -"должность N 1" Здравпункта на Шахте "Y..." ЗАО "B...", т.к. Списками от 29.10.2002N781 "Наименование должности" ""должность N 1"" не предусмотрено. Из представленных документов не усматривается подтверждение работы в здравпункте, являющимся структурным подразделением Шахты "Y...";
- с"дата" года по"дата" года (04 мес. 11 дней) -"должность N 1" Здравпункта на Шахте "Y..." ЗАО "B..." и по совместительству"должность N 2" на 0,5 ставки МУЗ "K..." г. Кемерово, т.к. Списками от 29.10.2002 N781 "Наименование должности" ""должность N 1"" не предусмотрено. Из представленных документов не усматривается подтверждение работы в здравпункте, являющимся структурным подразделением Шахты "Y...";
- с"дата" года по"дата" года (01 мес. 11 дней) -"должность N 1" Здравпункта на Шахте "Y..." ЗАО "B...", т.к. Списками от 29.10.2002 N781 "Наименование должности" ""должность N 1"" не предусмотрено. Из представленных документов не усматривается подтверждение работы в здравпункте, являющимся структурным подразделением Шахты "Y...". За данный период работы по совместительству"должность N 2" на 0,5 ставки МУЗ "K..." г. Кемерово - отпуск без сохранения заработной платы, т.к. п.5 Правил от 11.07.2002 N516 при определении права на досрочную трудовую пенсию не предусмотрено включение периодов нахождения в отпуске без сохранения заработной платы;
- с"дата" года по"дата" года (02 мес.) -"должность N 1" Здравпункта на Шахте "Y..." ЗАО "B..." и по совместительству"должность N 2" на 0,5 ставки МУЗ "K..." г. Кемерово, т.к. Списками от 29.10.2002 N781 "Наименование должности" ""должность N 1"" не предусмотрено. по совместительству на 0,5 ставки;
- с"дата" года по"дата" года (06 лет 01 мес. 22 дня) -"должность N 1" Здравпункта на Шахте "Y..." ЗАО "B...", т.к. Списками от 29.10.2002N7 81 "Наименование должности" ""должность N 1"" не предусмотрено. Из представленных документов не усматривается подтверждение работы в здравпункте являющимся структурным подразделением Шахты "Y...".
Считает решение ответчика об отказе в назначении ей досрочной трудовой пенсии по старости незаконным и необоснованным.
В ходе рассмотрения дела истец уточнила исковые требования и просила признать незаконным отказ ответчика (протокол от"дата" года N7**) об отказе в назначении ей досрочной трудовой пенсии, обязать ответчика назначить ей трудовую пенсию по старости в соответствии с пп.20 п.1 ст.27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ", включив в специальный стаж периоды работы:
- с"дата" года по"дата" год (08 лет 06 мес. 7 дней, в льготном исчислении (1 : 1,3) - 10 лет 07 мес. 01 дней)-"должность N 1" Шахты им.N...;
- с"дата" года по"дата" год (04 года 02 мес.30 дней, в льготном исчислении (1 : 1,3) - 5 лет 03 мес. 22 дня) -"должность N 1" здравпункта ЗАО "B...";
- с"дата" года по"дата" год (06 лет 02 мес. 14 дней) -"должность N 1" здравпункта ЗАО "B..." и назначить ей досрочную трудовую пенсию в соответствии с п.п. 11 п. 1 ст. 28 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" со дня обращения за назначением пенсии"дата" года. В остальной части исковые требования остались прежними.
Определением суда от 08 августа 2011 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ЗАО "B...".
Решением Центрального районного суда г. Кемерово от "дата" года исковые требованияЛ.Е. удовлетворены полностью.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суд от "дата" года указанное решение отменно, дело направлено на новое рассмотрение.
В судебном заседании истец уточненные исковые требования поддержала в полном объеме.
Представитель ответчика Лиманская А.В. иск не признала полностью.
Представитель третьего лицаМ.С. считала требования истца обоснованными.
Решением Центрального районного суда г. Кемерово от 27 марта 2012 года требованияЛ.Е. удовлетворены и постановлено:
"Признать незаконным отказ ГУ "Управление Пенсионного фонда РФ в г. Кемерово и Кемеровском районе Кемеровской области (межрайонное)" в назначенииЛ.Е. досрочной трудовой пенсии.
Обязать ГУ "Управление Пенсионного фонда РФ в г. Кемерово и Кемеровском районе Кемеровской области (межрайонное)" включитьЛ.Е. в специальный стаж периоды ее работы:
- с"дата" года по"дата" год (08 лет 06 мес.7 дн., в льготном исчислении (1:1,3) 10 лет 07 мес.01 дн.) ? в должности"должность N 1" здравпункта Шахты имениN...;
- с"дата" года по"дата" год (04 г. 02 мес.30 дн., в льготном исчислении (1:1,3) 5 лет 03 мес.22 дн.) - в должности"должность N 1" здравпункта Шахты "Y..." ЗАО "B...";
- с"дата" года по"дата" год (6 лет 02 мес.14 дн.) в должности"должность N 1" здравпункта Шахты "Y..." ЗАО "B...".
Обязать ГУ "Управление Пенсионного фонда РФ в г. Кемерово и Кемеровском районе Кемеровской области (межрайонное)" назначитьЛ.Е. досрочную пенсию по старости со дня обращения - с"дата" г.
Взыскать с ГУ "Управление Пенсионного фонда РФ в г. Кемерово и Кемеровском районе Кемеровской области (межрайонное) ОГРН "?" в пользуЛ.Е. "дата" года рождения, урож. "?" расходы по оплате государственной пошлины в размере "?" руб.".
В апелляционной жалобе начальник УПФ России по г. Кемерово и Кемеровскому району просит решение суда отменить, полагая его незаконным и необоснованным, мотивировав тем, что в соответствии с действующим законодательства периоды работы, о зачете которых постановлено в решении суда, не представляется возможным зачесть в специальный стаж работы истца, так как Списками работ, профессий, должностей и учреждений, работа в которых дает право на досрочное назначение трудовой пенсии должность ""должность N 1"" не предусмотрена. Кроме того, страхователь-работодатель Шахта им.N..., Шахта "Y..." ЗАО "B..." не представляли в территориальные органы Пенсионного фонда РФ сведения о льготном характере работы истицы в спорные периоды. Требования же истца и выводы суда основаны на неверном толковании законодательства и ему противоречат.
При этом, также указывает, что пенсионные органы принимают решение о назначении пенсии по представленным документам в строгом соответствии с действующим законодательством. Несоответствие закону доказательств, представленных для назначения пенсии влечет за собой отказ в назначении пенсии, так как обратное повлечет для правоприменительного органа, которым является территориальный орган ПФР, нецелевое расходование средств бюджета Пенсионного фонда РФ.
Относительно апелляционной жалобыЛ.Е. принесены возражения, в которых просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела,Л.Е. и представителя ЗАО "B..."М.С., полагавших решение суда законным и обоснованным, обсудив доводы апелляционной жалобы и принесенных относительно нее возражений, проверив законность и обоснованность решения суда, исходя из доводов апелляционной жалобы и возражений, в соответствии с ч.1 ст. 327.1. Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно п.п.20 п.1 ст.27 Федерального закона от 17.12.2001г. N173-ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения не менее 25 лет в сельской местности и в поселках городского типа, и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, устанавливается досрочная трудовая пенсия по старости, независимо от возраста.
Статья 30 этого же закона устанавливает порядок оценки пенсионных прав застрахованных лиц. В целях оценки пенсионных прав застрахованных лиц под стажем на соответствующих видах работ понимается суммарная продолжительность периодов работы до 01.01.2002г. определенная в п.1 ст. 27 ФЗ N173. При этом, в соответствие с п.9 ст.30 указанного закона применяется порядок начисления подтверждения трудового стажа, в том числе стажа на соответствующих видах работ, который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий и действовал со дня вступления в силу ФЗ от 17.12.2001г.
Так, для медицинских работников, таковыми является Список, утвержденный Советом Министров РСФСР от 06.09.1991г. N464, действующий до"дата" г, Список и Правила, утвержденные постановлением Правительства РФ от 22.09.1999г. N1066, действовавшие в период с"дата"г. до 01.01.2002г.
Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии с п.п.20 п.1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", Правила исчисления периодов работы, утвержденные постановлением Правительства РФ 29.10.2002г. N781 (за любые периоды работы).
Кроме того, Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002г. N516 утверждены Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.27 Закона N173 от 17.12.2002г.
Как следует из материалов дела и установлено судом 1 инстанции, истец"дата" г. обратилась в Управление Пенсионного фонда в г. Кемерово и Кемеровском районе КО (межрайонное) с заявлением о назначении пенсии в связи с осуществлением лечебной деятельности по пп.20 п.1 ст.27 закона "О трудовых пенсиях в РФ" N 173-ФЗ.
Решением комиссии Управления ПФР в г. Кемерово и Кемеровском районе N7** от"дата" годаЛ.Е. было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в виду отсутствия требуемого стажа лечебной деятельности по охране здоровья населения.
При этом истцу не были зачтены в специальный стаж следующие периоды работы:
- с"дата" по"дата" г. в должности"должность N 1" Шахты имени "N..." (так как Списками наименование должности ""должность N 1"" и наименование учреждений "шахта" не предусмотрены,
- с"дата" по"дата" г. в должности"должность N 1" Здравпункта на Шахте "Y..." ЗАО "B...",
- с"дата" по"дата" в должности"должность N 1" Здравпункта ЗАО "B..." ( не подтвержден факт того, что здравпункт являлся структурным подразделением организации, должность ""должность N 1"" списками не предусмотрена).
Согласно абз. 2 п. 1 Правил от 11.07.2002, наряду с порядком исчисления периодов работы, установленным настоящими Правилами, порядок исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с пп.20 п.1 ст.27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ, регулируется правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение ( указанной трудовой пенсии, утверждаемыми при принятии в установленном порядке списков соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений.
Согласно п. 3 Правил от 29.10.2002 N 781, в стаж работы засчитываются периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке.
Согласно Постановлению Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 N 2-П, при исчислении стажа для досрочного назначения пенсии по старости, могут применяться ранее действовавшие правовые акты, регулировавшие порядок исчисления стажа до введения в действие новых.
С учетом принятого Конституционным Судом РФ решения, право на досрочную трудовую пенсию по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждения здравоохранения должно определяться независимо от формы собственности учреждений (государственной, муниципальной, негосударственной).
На основании п.5 Правил от 29.10.2002 N781 периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке от 29.10.2002 N781, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ календарно, за исключением случаев применения льготного порядка исчисления стажа указанной работы:
а) лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в городе, в сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), год работы в сельской местности или в поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывается в стаж на соответствующих видах работ как год и 3 месяца.
В соответствии с п. 6 Правил от 29.10.2002 N 781, в стаж на соответствующих видах работ включается работа в определенных Правилами от 29.10.2002 N 781, работа в должностях, указанных в Списках от 29.10.2002 N 781 в поликлиниках, врачебных здравпунктах, фельдшерских здравпунктах, являющихся структурными подразделениями организаций.
В период работы истицы с"дата" г. в должности"должность N 1" Шахты им.N... действовал утвержденный Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, которым были предусмотрены должности ""должность N 1"" независимо от наименования должности, наименование учреждения - амбулаторно-поликлинические учреждения всех типов и наименований, в том числе "здравпункты". Данное Постановление Совета Министров СССР от 17.12.1959 N 1397 утратило силу только с 1 октября 1993 года.
В Списке профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа в которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденном Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 N 464, действовавшем с 6 сентября 1991 года до 1 ноября 1999 года, указаны врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности.
В соответствии с письмом Минтруда РФ и Пенсионного фонда РФ от 29.09.2000 N 3948/1-17, 06-25/8625 при исчислении стажа на соответствующих видах работ, имевшего место до"дата", применяется номенклатура учреждений здравоохранения, утвержденная приказом Минздрава России от 03.11.1999 N 39.
Согласно Примечанию к номенклатуре учреждений здравоохранения, утвержденному приказом Минздрава России от 03.11.1999 N 395, здравпункты (врачебные, фельдшерские) являются структурными подразделениями учреждений здравоохранения или предприятий промышленности, строительства, транспорта, связи и других организаций, а также образовательных учреждений, и предназначены для оказания первичной медицинской помощи рабочим, служащим и учащимся.
Таким образом, здравпункты, независимо от того являлись ли они структурными подразделениями учреждений здравоохранения либо структурными подразделениями предприятий транспорта, в спорный период были отнесены законодателем к системе учреждений здравоохранения.
Кроме того, в спорный период применялся Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения и Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 года N 1066, за период работы до 12.11.2002 года.
Факт того, что в период с"дата" г. по"дата" г.Л.Е. работала именно"должность N 1" в здравпункте шахты им.N... подтверждается приказами (л.д.33-45, т. 2 л.д.4-30). Кроме того, в трудовой книжке истца имеется запись N 6 о том, что "дата" г. она переведена на здравпункт ш.N... и уволена с этой должности в связи с ликвидацией предприятия. Факт того, что в трудовой книжке должность истца поименована как ""должность N 1"" не может служить основанием к отказу в удовлетворении требований, поскольку как следует из материалов дела, наименование должности в трудовой книжке не соответствует представленным выпискам из штатного расписания ш. им.N.... Где предусмотрена должность ""должность N 1"". Неправильное наименование должности в трудовой книжке по вине работодателя не может влечь для истца негативные последствия.
Судебная коллегия полагает правильным вывод суда о включении в специальный стаж периода работы с"дата" г. по"дата" г. в должности"должность N 1" ш. им.N... в льготном исчислении, так как учреждение здравоохранения находилось в сельской местности (т.2 л.д.3), ответчиком данное обстоятельство не оспаривалось.
В спорный период работы в должности"должность N 1" здравпункта ЗАО "B..." с"дата" г. по"дата" г. и с"дата" г. по"дата" г. в должности ""должность N 1"" здравпункта ЗАО "B..." в должностные обязанности истца в здравпункте ЗАО "B..." шахтаY..., входило: осуществление приёма пациентов; обеспечение инфекционной безопасности (соблюдение правил санитарно- гигиенического и противоэпидемического режима, асептики, правильного хранения, обработки, стерилизации и использования изделий медицинского назначении при работе в здравпункте шахты); проведение профилактических прививок; качественное выполнение профилактических и лечебно-диагностических процедур при оказании помощи, лечении обратившихся пациентов; оказание неотложной доврачебной медицинской помощи при острых заболеваниях, несчастных случаях с последующим направлением пациента в ближайшее лечебно-профилактическое учреждение; в соответствии с принятым распорядком проведение медицинского освидетельствования перед началом работы работников автотранспортного участка, рабочих других участков, а также лиц при подозрении на алкогольное опьянение; выдача справок (освобождений) больным, нуждающимся в освобождении по состоянию здоровья, с последующим направлением к врачу и фиксацией всех данных о здоровье в амбулаторный журнал; ведение необходимой медицинской учётно-отчётной документации, заполнение карточки часто и длительно болеющих работников шахты; согласно предоставленных списков проведение контроля на наркотическое опьянение; проведение утилизацию медицинских отходов (т.2 л.д.40-44).
ЗАО "B..." имеет лицензию на осуществление медицинской деятельности N "?" ( т.1 л.д.27).
До получения указанной лицензии здравпункт ЗАО "B..." фактически осуществлял медицинскую деятельность без лицензии, за что ЗАО было привлечено к административной ответственности (т.1 л.д.96-100), что свидетельствует о том, что данная организация относится к лечебным учреждениям здравоохранения, и работая в данной организации, истец осуществлял деятельность по охране здоровья населения.
Из материалов дела также следует, что здравпункт является структурным подразделением ЗАО "B..." (ш. "Y..."). В материалах дела представлены выписок из штатного расписания, приказов ( т.2 л.д.6-30)
Кроме того, в соответствии с СанПиН 2.2.3.570-96 "Гигиенические требования к предприятиям угольной промышленности и организации работ" на всех шахтах необходимо предусматривать здравпункты в соответствии с нормативами Министерства здравоохранения РФ. Исходя из изложенного, следует, что наличие здравпункта в структуре ЗАО "B..." является обязательным условием. Проведена аттестация рабочих мест в здравпункте ЗАО "B...".
Факт осуществления истцом врачебной помощи, обратившимся в здравпункт гражданам, подтверждается также и журналами амбулаторного приема (т.2 л.д.60-73)
Согласно п.1 и п.2 ст. 13 Федерального закона от 17.12.2001 N173-Ф3 периоды работы и (или) иной деятельности до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, а после регистрации} подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Дата регистрации застрахованного лица (Л.Е.) в системе государственного пенсионного страхования "дата".
Факт того, что предприятие не передавало сведения персонифицированного учета в УПФ, также не может повлечь для истца негативные последствия.
Поскольку списками прямо предусмотрено, что работа в должности ""должность N 1"" здравпункта включается в специальный стаж, соответственно период работы истца в должности ""должность N 1"" здравпункта ЗАО "B..." подлежит включению в специальный трудовой стаж в льготном исчислении, так как до"дата"г. здравпункт ЗАО "B..." относился к сельской местности (на что указал ответчик т.2 л.д.77), следовательно, период работы истца в должности ""должность N 1"" здравпункта ЗАО "B..." с"дата" г. по"дата" г. подлежит включению в специальный стаж в льготном исчислении.
С зачетом спорных периодов в специальный стаж, на момент обращения истца с заявлением о назначении пенсии, специальный медицинский стаж истца составляет более 30 лет, что дает истцу право на назначение досрочной трудовой пенсии в соответствии с п.п. 20 п. 1 ст. 27 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ".
Истец обратилась в Управление ПФР( государственного учреждения) в г. Кемерово и Кемеровском районе Кемеровской области ( межрайонного)"дата" г., с учетом того, что специальный стаж в 30 лет на момент обращения за назначением пенсии истицей был выработан, судом верно сделан вывод о том, что истица имеет право на досрочное назначение трудовой пенсии на момент обращения к ответчику.
Коллегия полагает решение суда 1 инстанции законным и обоснованным.
Доводы апелляционной жалобы по существу содержат иную оценку обстоятельств, установленных судом и не содержат оснований к отмене решения суда в обжалуемой части. Приведенным в апелляционной жалобе доводам уже давалась оценка судом 1 инстанции, коллегия полагает верной данную оценку. Доводов, влекущих отмену решения суда, апелляционная жалоба не содержит.
С учетом изложенного, судебная коллегия полагает решение суда законным и обоснованным, суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам и разрешил спор в соответствии с требованиями Закона.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 327.1 ч.1, 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Центрального районного суда г. Кемерово от 27 марта 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в г.Кемерово и Кемеровском районе без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.