Судебная коллегия по гражданским делам Кемеровского областного суда в составе:
председательствующего Проценко Е.П.,
судей: Акининой Е.В., Шаклеиной Г.Н.,
при секретаре Лосковиченко И.В.,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Проценко Е.П.
гражданское дело по апелляционной жалобе Садоводческого потребительского кооператива "Y...", в лице председателя правленияЕ.М., на решение Центрального районного суда г. Кемерово от 29 марта 2012 года
по делу по заявлению садоводческого потребительского кооператива "Y..." о признании незаконным решения Комитета по управлению государственным имуществом Кемеровской области,
УСТАНОВИЛА:
СПК "Y..." обратился в суд с заявлением, в котором с учетом уточнений требований просил признать незаконным Решение КУГИ Кемеровской области от"дата" года N10*** об отказе в предоставлении в собственность СПК "Y..." бесплатно земельных участков общего пользования, расположенных по адресу: "?", СПСК "Z...", и обязать КУГИ Кемеровской области передать СПК "Y..." в собственность бесплатно земельные участки, расположенные по адресу: "?", СПСК "Z...":
N участка
Площадь, м2
1а
1006,15
3
1005
3а
1001,03
3б
1005,48
5
1004
10
993
11
1005
13
982
18
1002
20
1007
25
1001
50
1000,40
77а
999,26
96
974
103
1045
110а
1004,32
126а
1007,91
143а
1011
149
1006
155
1000,63
156
1004,94
158
1007
163
998
164
1001
165
1272
166
1008
167
1405
168
1074
Требования мотивировали тем, что оспариваемым решением КУГИ Кемеровской области отказано в предоставлении в соответствии с п.п. 3. 5 Федерального закона "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" в собственность кооператива бесплатно вышеуказанных земельных участков по причине того, что спорные земельные участки предназначены для ведения садоводства и не являются участками общего пользования. Данное решение полагаю незаконным, поскольку оно нарушает права кооператива и создает препятствия в приватизации данных земельных участков. При этом указывают, что вопрос о целевом использовании земельных участков, составляющих территорию кооператива, в том числе о выделении земельных участков гражданам для ведения садоводства или об отнесении земельных участков к имуществу общего пользования, не входит в компетенцию исполнительных органов государственной власти, а является исключительной компетенцией общего собрания членов кооператива. СПК "Y..." вместе с заявлением о передаче земельных участков в собственность была предоставлена КУГИ Кемеровской области Выписка N2 от "дата" года из протокола общего собрания членов кооператива от "дата" года, решением которого испрашиваемые земельные участки отнесены к землям общего пользования и принято решение о получении этих участков в собственность кооператива.
В судебном заседании представитель СПК "Y..."Е.М. уточненные требования поддержала в полном объеме.
Представитель КУГИ Кемеровской области Затейщикова М.М. полагала требования необоснованными.
Решением Центрального районного суда г. Кемерово от 29 марта 2012 года отказано СПК "Y..." в удовлетворении вышеназванных требований.
В апелляционной жалобе представитель СПК "Y..." просит решение суда отменить, полагая его незаконным и необоснованным.
Указывает, что суд необоснованно отождествляет понятия "вид разрешенного использования земельного участка" и "принятие решения об использовании имущества кооператива", в связи с чем при вынесении решения судом были необоснованно и неправильно применены нормы градостроительного и земельного законодательства.
В соответствии с п.2 ст. 7 ЗК РФ "правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного пользования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений". Однако до настоящего времени соответствующий документ не принят, в связи с чем органы местного самоуправления произвольно определяют и устанавливают перечень и наименования видов разрешенного использования земельных участков.
Вид разрешенного использования земельного участка площадью 24 га, составляющего территорию СПК "Y...", определен Администрацией Кемеровского района как "коллективное садоводство" в 1994 г. при предоставлении земельного участка. Данная информация отражена в кадастровом паспорте на данный земельный участок, который был приложен к заявлению.
В соответствии с п.1 ст. 11.2 ЗК РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В соответствии с п.3 ст. 11.2 Земельного кодекса РФ целевым назначением и разрешенным использованием образуемых земельных участков признаются целевое назначение и разрешенное использование земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Поскольку испрашиваемые земельные участки образуются при разделе земельного участка площадью 24 га, составляющего территорию СПК "Y...", постольку все они имеют одну категорию - земли населенных пунктов и одинаковый вид разрешенного использования - коллективное садоводство.
В настоящее время действующее земельное законодательство не определяет понятие "разрешенное использование земельного участка", более подробное его смысл и значение раскрываются в Градостроительном Кодексе РФ в связи с использованием земельных участков для целей строительства.
В соответствие со ст. 30 ГрК РФ разрешенное использование определяется градостроительными регламентами, которые разрабатываются и утверждаются правилами землепользования и застройки территорий. Последние, в свою очередь, разрабатываются и утверждаются представительными органами власти местного самоуправления.
Правила землепользования и застройки территорий определяют порядок градостроительного зонирования - т.е. зонирования территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов; и включают в себя, в том числе, карту градостроительного зонирования.
В результате градостроительного зонирования определяются территориальные зоны (ч. ст. 35 ГрК РФ), применительно к каждой из которых устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства (ч. 2 ст. 37 ГрК РФ).
То есть целевое назначение земельных участков устанавливается земельным законодательством для всех категорий земель, указанных в ст. 7 ЗК РФ, а разрешенное использование земельных участков конкретизирует их целевое назначение для участков в зависимости от видов деятельности, осуществляемых на этих участках и определяется правилами землепользования и застройки в порядке, установленном градостроительным законодательством.
Карта градостроительного зонирования г. Кемерово и Правила землепользования и застройки г. Кемерово утверждены Постановлением Кемеровского городского Совета народных депутатов от 24.11.2006 г. N75. Согласно данной карте территория СПК "Y..." включена в "жилую" территориальную зону. При этом в соответствии с п.3 ст.35 ГрК РФ "в состав жилых зон могут включаться также территории, предназначенные для ведения садоводства и дачного хозяйства".
Таким образом, из приведенных норм следует, что вид разрешенного использования "коллективное садоводство", установленный для земельного участка, составляющего территорию СПК "Y...", а также для выделенных из него участков, отнесенных к землям общего пользования" не противоречит ни земельному, ни градостроительному законодательству, ни карте территориального зонирования г. Кемерово.
СПК "Y..." произвел раздел общего земельного участка на земельные участки, предназначенные для выделения членам кооператива для личного садоводства, и земельные участки, относящиеся к землям общего пользования, на основании схемы распределения земельных участков и решения общего собрания, а также определил их общее количество и площадь. Для такого раздела не требуется ни разрешения каких-либо органов власти, ни изменения вида разрешенного использования выделенных земельных участков.
В соответствии со ст. 1 ФЗ N66-ФЗ садовый земельный участок - земельный участок, предоставленный гражданину или приобретенный им для выращивания плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля, а также для отдыха (с правом возведения жилого строения без права регистрации проживания в нем и хозяйственных строений и сооружений);
имущество общего пользования - имущество (в том числе земельные участки), предназначенное для обеспечения в пределах территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения потребностей членов такого некоммерческого объединения в проходе, проезде, водоснабжении и водоотведении, электроснабжении, газоснабжении, теплоснабжении, охране, организации отдыха и иных потребностей (дороги, водонапорные башни, общие ворота и заборы, котельные, детские и спортивные площадки, площадки для сбора мусора, противопожарные сооружения и тому подобное).
Таким образом, выделение на территории кооператива земельных участков, (предназначенных для ведения гражданами садоводства, и земельных участков, относящихся к землям общего пользования, - не является актом территориального зонирования или определения разрешенного использования земельного участка, а представляет собой лишь определение функционального назначения земельных участков в пределах территории объединения - т.е. участков, предназначенных для удовлетворения различных потребностей членов такого объединения (потребности вести индивидуальное садоводство, потребности в подъезде к личному садовому участку, потребности в наличии и размещении объектов инженерно-социальной инфраструктуры).
Выделение таких участков также не противоречит виду разрешенного использования Цельного участка 24 га, составляющего территорию СПК "Y...", - "коллективное садоводство" и не преследует целью изменить его для земельных участков, на которых располагаются дороги, проезды, зоны отдыха, лесные массивы и инженерные сети кооператива и в полной мере охватывается следующим правомочием общего собрания членов кооператива, предусмотренным п. 10 ст.21 ФЗ N66-ФЗ:
принятие решений о формировании и об использовании имущества такого Объединения, о создании и развитии объектов инфраструктуры, а также установление размеров целевых фондов и соответствующих взносов.
Действующие законодательство не обязывает кооператив осуществлять планирование территории кооператива по правилам ГрК РФ. По смыслу ст. 12 закона N 66-ФЗ территориальное зонирование для размещения вновь создаваемого садоводческого некоммерческого объединения производится до его создания в целях определения объемов Строительства подъездных автомобильных дорог, объектов электроснабжения, связи, а также для развития общественного транспорта, торговли, медицинского и бытового обслуживания населения. Заказчиками схем зонирования выступают органы местного самоуправления.
При этом СПК "Y...", ранее С/т "Z...", был образован "дата" г., т.е. до принятия закона N66-ФЗ, в связи с чем указанная норма в отношении СПК "Y..." применена быть не может.
Общее собрание членов СПК "Y...", принимая решение о формировании земель общего пользования из приведенного в заявлении перечня земельных участков, а также об их приватизации, преследует цель изменить вид своего вещного права на земли общего пользования без изменении вида их разрешенного использования. При этом Комитет, принимает решение о предоставлении в собственность кооператива земельных участков, вид разрешенного использования которых уже определен, и его изменения не требуется, и, следовательно, это решение не затрагивает данную сферу Земельных и градостроительных отношений. В связи с этим отказ Комитета по данным мотивам является незаконным.
Утверждение Комитета о том, что отнесение земельных участков СПК "Y..." к землям общего пользования может производиться только на основании утвержденного проекта организации и застройки территории кооператива, который, по мнению Комитета, является необходимым документом для предоставления их в собственность, не основано на законе.
В соответствии с п.4 ст. 11.4 ЗК РФ при разделе земельного участка садоводческого кооператива могут быть образованы земельные участки, предназначенные для ведения гражданином садоводства либо относящихся к имуществу общего пользования. При этом раздел земельного участка, осуществляется в соответствии с проектом организации и застройки территории данного некоммерческого объединения либо другим устанавливающим распределение земельных участков в данном некоммерческом объединении документом. Действующим законодательством данный документ не регламентируется ни по форме, ни по содержанию, а также не предусматривается необходимость его согласования или утверждения в органах исполнительной власти. Единственным нормативным актом, регламентирующий вопрос о порядке использования имущества общего пользования, в том числе и земельных участков, является Федеральный закон от 15.04.1998 г. N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных объединениях граждан". В соответствии с п. 10 ст. 21 указанного закона данные вопросы, является исключительной компетенцией общего собрания членов кооператива.
В СПК "Y..." документом устанавливающим распределение земельных участков, является Схема расположения земельных участков, а также решение общего собрания членов кооператива об отнесении земельных участков к землям общего пользования.
Приватизация земель общего пользования садоводческого объединения регламентируется земельным законодательством. В соответствии с п.2.1 ст.3 Федерального закона от 25.10.2001 N137-Ф3 "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" переоформление садоводческими некоммерческими объединениями граждан права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками осуществляется в порядке, установленном ст.28 ФЗ N66-ФЗ.
Пунктом 5 ст.28 данного закона предусмотрен исключительный перечень документов, которые предоставляются в Комитет для приватизации земель общего пользования. Данный перечень не содержит такого документа, как проект организации и застройки территории садоводческого кооператива, а предусматривает представление описание земельного участка, подготовленного самим садоводческим кооперативом. Данное описание было представлено СПК "Y..." вместе с заявлением о приватизации земельных участков.
Суд необоснованно согласился с мнением Комитета о том, что испрашиваемые участки предназначены для ведения садоводства и не являются землями общего пользования, полагая, что у Комитета есть право самостоятельно определять функциональное назначение земель, составляющих территорию кооператива.
Вывод суда противоречит основным принципам гражданских отношений: диспозитивности и невмешательства органов власти в такие отношения.
СПК "Y..." владеет землями общего пользования на праве бессрочного пользования и в соответствии с ЗК РФ и Федеральным законом N66-ФЗ имеет право приобрести их в собственность. При этом Комитет обязан передать данные участки в собственность кооператива в порядке и на основании документов, предусмотренных ЗК РФ и ст.28 ФЗ N 66-ФЗ, либо отказать в их передаче. Исключительный перечень условий, документов и оснований для отказа, необходимых для принятия решения Комитетом также приведен в ст.28. Закона N66-ФЗ. Никаких других полномочий и прав у Комитета в данной процедуре не имеется.
Исходя из изложенного следует, что:
вопрос отнесения земельных участков к имуществу общего пользования не определяется ни схемами зонирования территорий, ни градостроительными регламентами, ни уполномоченными органами исполнительной власти, а решается самим кооперативом.
непредставление в Комитет таких документов как схема зонирования территории для смещения кооператива и проект организации и застройки его территории не является основанием для отказа в передаче в собственность СПК "Y..." испрашиваемых земельных участков.
Относительно апелляционной жалобы представителем КУГИ Кемеровской области Затейщиковой М.М. принесены возражения, в которых просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, заслушав представителя СПК "Y..."Е.М., поддержавшую доводы апелляционной жалобы, просившую решение суда отменить и вынести решение об удовлетворении заявленных требований, представителя ГУКИ по Кемеровской области Затейщикову М.М., просившую решение суда оставить без изменения, обсудив доводы апелляционной жалобы и принесенных относительно ее возражений, проверив законность и обоснованность решения суда, исходя из доводов апелляционной жалобы и возражений, в соответствии с ч.1 ст. 327.1. Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела и установлено судом 1 инстанции, в октябре 2011 года СПК "Y..." в лице председателя ПравленияЕ.М., обратился в Комитет по управлению государственным имуществом Кемеровской области с заявлением о предоставлении кооперативу в собственность бесплатно на основании п.3 ст. 28 ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан" от 15.04.1998 г. N 66-ФЗ 30 земельных участков, расположенных по адресу: "?", СПСК "Z..." и отнесенных решением общего собрания от "дата" года к землям общего пользования.
Комитет по управлению государственным имуществом Кемеровской области решением от"дата" г. отказал СПК "Y..." в передаче испрашиваемых земельных участков бесплатно в собственность, т. к. испрашиваемые земельные участки предназначены для ведения садоводства и не являются участками общего пользования.
Полагая данное решение незаконным, СПК "Y..." обратилось в суд с требованиями признать незаконным вышеуказанное решение и обязать Комитет по управлению государственным имуществом Кемеровской области передать СПК "Y..." бесплатно в собственность 30 земельных участков, которые, по мнению заявителя, относятся к землям общего пользования. Впоследствии, СПК "Y..." были уточнены требования в письменном заявлении (л.д.199-200), - просил передать в собственность 28 земельных участков, поскольку кооперативу стало известно, что на 2 земельных участка из 30 уже зарегистрировано право собственности за третьими лицами.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" имуществом общего пользования является имущество (в том числе земельные участки), предназначенное для обеспечения в пределах территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения потребностей членов такого некоммерческого объединения в проходе, проезде, водоснабжении и водоотведении, электроснабжении, газоснабжении, теплоснабжении, охране, организации отдыха и иных потребностей (дороги, водонапорные башни, общие ворота и заборы, котельные, детские и спортивные площадки, площадки для сбора мусора, противопожарные сооружения и тому подобное).
В соответствии с ч. 2 п. 4 ст. 14 данного Закона земельные участки, относящиеся к имуществу общего пользования, предоставляются садоводческому, огородническому или дачному некоммерческому объединению как юридическому лицу в собственность.
В силу п. 5 ст. 28 названного Закона предоставление в собственность земельного участка, относящегося к имуществу общего пользования, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, обладающими правом предоставления такого земельного участка, на основании заявления, поданного лицом, имеющим право без доверенности действовать от имени садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения или уполномоченным общим собранием членов данного некоммерческого объединения (собранием уполномоченных) на подачу указанного заявления, в соответствии с решением общего собрания членов данного некоммерческого объединения (собрания уполномоченных) о приобретении такого земельного участка в собственность данного некоммерческого объединения. К указанному заявлению прилагаются следующие документы: описание местоположения такого земельного участка, подготовленное садоводческим, огородническим или дачным некоммерческим объединением; удостоверенная правлением копия правоустанавливающего документа на земельный участок, составляющий территорию садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения; выписка из решения общего собрания членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения (собрания уполномоченных) о приобретении земельного участка, относящегося к имуществу общего пользования, в собственность данного некоммерческого объединения; учредительные документы садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии), подтверждающие право заявителя без доверенности действовать от имени данного некоммерческого объединения, или выписка из решения общего собрания членов данного некоммерческого объединения (собрания уполномоченных), в соответствии с которым заявитель был уполномочен на подачу указанного заявления.
В соответствии со ст. 12 ФЗ N 166 должно быть произведено зонирование территории.
При зонировании территории определяются зоны, которые наиболее благоприятны для развития садоводства, огородничества и дачного хозяйства исходя из природно-экономических условий, а также исходя из затрат на развитие межселенной социальной и инженерно-транспортной инфраструктур и в которых обеспечивается установление минимальных ограничений на использование земельных участков.
В схемах зонирования территорий для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений должны содержаться сведения о местах нахождения, площадях и целевом назначении земельных участков, разрешенном использовании земельных участков, а также сведения о правах, на которых земельные участки в конкретной зоне допускается предоставлять гражданам.
Указанная схема служит основой для определения объемов строительства подъездных автомобильных дорог, объектов электроснабжения, связи, а также для развития общественного транспорта, торговли, медицинского и бытового обслуживания населения.
Согласно ст. 11.4 ЗК РФ раздел земельного участка, предоставленного садоводческому, огородническому или дачному некоммерческому объединению граждан, осуществляется в соответствии с проектом организации и застройки территории данного некоммерческого объединения либо другим устанавливающим распределение земельных участков в данном некоммерческом объединении документом. При разделе такого земельного участка могут быть образованы один или несколько земельных участков, предназначенных для ведения гражданином садоводства, огородничества или дачного строительства либо относящихся к имуществу общего пользования. При этом земельный участок, раздел которого осуществлен, сохраняется в измененных границах (измененный земельный участок).
Согласно ст. 32 ФЗ N 166 проект организации и застройки территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения составляется на основании ходатайства его правления, согласовывается с объединением, заказавшим данный проект, и утверждается в двухнедельный срок органом местного самоуправления, на территории которого выделен земельный участок.
Экземпляры проекта организации и застройки территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения со всеми текстовыми и графическими материалами передаются такому объединению и соответствующему органу местного самоуправления (ст. 32 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях").
Анализируя приведенные выше нормы, суд 1 инстанции, по мнению коллегии, сделал правильный вывод о том, что в отношении земельных участков, предоставленных садоводческим, огородническим или дачным некоммерческим объединением, должна проводиться разработка проектов организации и застройки территории в соответствии с установленными земельным и градостроительным законодательством правилами землепользования и застройки, системой государственных градостроительных нормативов и правил и в компетенцию общего собрания кооператива не входит решение вопроса об изменении вида разрешенного использования земельного участка.
Из представленной заявителем схемы расположения земельного участка СПК "Y...", утвержденного решением общего собрания СПК "Y..." от "дата" г., следует, что испрашиваемые земельные участки, изначально предназначены для ведения садоводства и не являются участками общего пользования (л.д.38).
Заявителем не представлен документ, подтверждающий, что испрашиваемые земельные участки относятся к землям общего пользования. Протокол общего собрания СПК "Y..." от "дата" г. таковым документом не является. Из содержания протокола не следует, что испрашиваемые земельные участки отнесены к землям общего пользования. В протоколе содержится утверждение, что данные земельные участки относятся к землям общего пользования и предназначены для размещения на них инженерной и социальной инфраструктуры.
Следовательно, отказ КУГИ о предоставлении земельных участков общего пользования в собственность является законным и обоснованным.
При установленных судом 1 инстанции обстоятельствах и приведенных в решении нормах материального права, судебная коллегия полагает решение суда законным и обоснованным.
Рассматривая доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Как в суде 1 инстанции, так и в апелляционной жалобе СПК "Y..." ссылается на то, что спорные участки, которые они просили передать в собственность, относятся к землям общего пользования, потому что к таковым их отнесло общее собрание членов кооператива.
В то же время, согласно ст.1 Федерального закона от 15.04.1998г. N66 "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" имущество общего пользования - имущество (в том числе земельные участки). предназначенное для обеспечения в пределах территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения потребностей членов такого некоммерческого объединения в проходе, проезде, водоснабжении и т.д.
Статьей 2 указанного закона предусмотрено, что настоящий закон применяется по отношению ко всем садоводческим и дачным некоммерческим объединениям, создаваемым на территории Российской Федерации, а также по отношению к ранее созданным садоводческим огородническим и дачным товариществам и садоводческим, огородническим и дачным кооперативам.
Статьей 12 того же закона определено, что территория для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений подлежит зонированию, в схемах зонирования должны содержаться сведения о местах нахождения, площадях и целевом назначении земельных участков, разрешенном использовании земельных участков, а также сведения о правах, на которых земельные участки в конкретной зоне допускается предоставлять гражданам. Указанная схема служит основой для определения объемов строительства подъездных автомобильных дорог, объектов электроснабжения, связи, а также для развития общественного транспорта, торговли, медицинского и бытового обслуживания населения.
Довод апеллянта о том, что ст.12 приведенного закона не подлежит применению в данном случае, так как кооператив образовался до принятия закона, основан на неправильном его толковании, без учета статьи 2. Кроме того, требования заявителя основаны по существу именно на этом законе, который, по мнению апеллянта, следует применять только в части, что является неверным.
Судебная коллегия полагает, что суд 1 инстанции правильно применил при разрешении спора требования Закона N66 ФЗ от 15.04.1998г.
Ни суду 1 инстанции, ни суду апелляционной инстанции не представлено доказательств того, что спорные земельные участки относятся к землям общего пользования. Протокол общего собрания СПК "Y..." не является документом, подтверждающим данное обстоятельство, поскольку согласно п.10 ст.21 ФЗ N66 от 15.04.1998г. в компетенцию общего собрания не входит отнесение земельных участков к тем или иным видам и общее собрание не наделено полномочиями по изменению видов разрешенного использования земельных участков. Земли общего пользования предоставляются в составе земельного участка для ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства с последующим определением земельного участка каждого из членов некоммерческого объединения и земельного участка для размещения имущества общего пользования ( п.4 ст.13, п.4 ст.14, п.2 ст. 32 ФЗ N66 от 15.04.1998г.)
В силу ст.2 ФЗ N66 от 15.04.1998г. земельные отношения, возникающие в связи с созданием садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединений, а также в связи с деятельностью таких объединений, настоящий Федеральный закон регулирует в той мере, в которой они не урегулированы законодательством Российской Федерации.
После утверждения проекта организации и застройки территории земельный участок подлежит разделу в соответствии с п.4 ст.11.4 Земельного кодекса РФ в соответствии с проектом организации и застройки территории данного некоммерческого объединения, а образованные земельные участки предоставляются в собственность членов такого объединения, как то предусмотрено п.4 ст.14 ФЗ N66 от 15.04.1998г.
У СПК "Y..." отсутствует проект организации и застройки территории, только после получения такого проекта можно сделать вывод о том, что спорные земельные участки относятся к объектам общего пользования. В силу ст. 196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным требованиям.
02.11.1994г. был зарегистрирован Устав садоводческого общества "Z..." Согласно п.1.1 действующих в 1994г. норм ВСН 43-85 "Застройка территорий садоводческих товариществ, здания и сооружения. Номы проектирования", утвержденных Приказом Госгражданстроя СССР 11.12.1985г. N404 застройка территорий садоводческих товариществ осуществлялась в соответствии с утвержденным проектом застройки их территории, проектирование застройки территорий садоводческих, огороднических некоммерческих объединений осуществляется в настоящее время в соответствии со Строительными нормами и Правилами СНиП 30-02-97 "Планировка и застройка территорий садоводческих (дачных объединений граждан, здания и сооружения. То есть как при образовании общества, так и в настоящее время должен был составляться проект застройки, в котором в том числе указывались земли общего пользования.
Заявителем представлена схема, в соответствии с которой территория кооператива разделена на 103 земельных участков, общей площадью 24 га, однако спорные земельные участки отнесены к земельным участкам, которые подлежат передачи членам кооператива. В силу п.5 ч.1 ст. 19 ФЗ от 15.04.1998г. N66 член садоводческого объединения имеет право распоряжаться своим земельным участком и иным имуществом в случаях, если они на основании закона не изъяты из оборота или не ограничены в обороте. По смыслу приведенной нормы именно члены кооператива, а не сам кооператив как юр. лицо, имеет право распоряжаться земельным участком. Следовательно является правильным решение суда о отказе в передаче земельных участков в собственность юр. лицу - СПК "Y..."
Судебная коллегия полагает, что решение КУГИ Кемеровской области об отказе в предоставлении в собственность СПК "Y..." спорных земельных участков соответствует действующему законодательству и принято в пределах компетенции.
Иные доводы апелляционной жалобы основаны на неправильном толковании закона, не влияют на существо и правильность обжалуемого решения и не содержат оснований к отмене решения суда в обжалуемой части.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 327.1 ч.1, 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Центрального районного суда г. Кемерово от 29 марта 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Садоводческого потребительского кооператива "Y..." без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.