Судебная коллегия по гражданским делам Кемеровского областного суда
в составе председательствующего Жуленко Н.Л.,
судей Фатьяновой И.П., Черной Е.А.,
при секретаре Беспалове Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Жуленко Н.Л.
гражданское дело по апелляционной жалобе Петуховой Л.А. на решение Рудничного районного суда г. Прокопьевска от 08 февраля 2012 года
по иску Петуховой Лидии Андреевны к Управлению пенсионного фонда Российской Федерации (ГУ) в Прокопьевском районе Кемеровской области о защите нарушенного права на пенсионное обеспечение, обязании к переначислению размера назначенной пенсии по старости,
УСТАНОВИЛА:
Петухова Л.А. обратилась в суд с исковым заявлением, просит обязать УПФ РФ (ГУ) в Прокопьевском районе переначислить ей пенсию по старости с учетом представленной копии справки Кемеровостата, используя период для начисления пенсии 1982-1987 годы, средний заработок за которые составляет "данные изъяты"
После уточнения исковых требований Петухова Л.А. просит обязать ответчика переначислить ей пенсию по старости с учетом представленной ими копии справки Кемеровостата, используя период за 1977-1981 годы, средний заработок за которые составляет "данные изъяты".
Требования мотивировала тем, что имеет трудовой стаж 41 год 04 мес. Получает пенсию по старости, однако ее сумма составляет всего 4 398 руб.
В период с 06.07.1972 г. по 19.09.1990 г. она работала поваром 3 разряда в интернате Терентьевской средней школы, о чем имеется соответствующая запись в трудовой книжке. Платежные ведомости за данный период работы были переданы на хранение в Терентьевскую сельскую администрацию. В архивный сектор Администрации Прокопьевского района документы по личному составу и расчетно-платежные ведомости Терентьевского сельского поселения Прокопьевского района за 1972-1990 годы на хранение переданы не были.
28.02.1998 г. в здании Терентьевской сельской администрации произошел пожар, при пожаре сгорел архив администрации (расчетно-платежные ведомости, приказы по кадрам).
В связи с этим Петухова Л.А. лишена возможности подтвердить размер своей заработной платы за указанные годы для того, чтобы произвести перерасчет пенсии.
Согласно информации, представленной Территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по КО, средняя заработная плата по предприятиям общественного питания по Кемеровской области за 1977-1981 годы составляет "данные изъяты". Иных сведений, подтверждающих размер своей заработной платы за эти годы, представить не может.
Просит учесть указания назначения всех видов трудовых пенсий и оснований их увеличения, согласно нормам ФЗ " О трудовых пенсиях в РФ" от 17.12. 2001 г., в случае утраты работодателями первичных документов о заработке работников. Просит учесть, она просила организовать рассмотрение случая утраты первичных документов в комиссионном порядке с составлением соответствующего акта. Также просила УПФ РФ (ГУ) в Прокопьевском районе принять к производству справку Кемеровостата о размере средней заработной платы в организациях общественного питания по КО за указанные годы. Использовать данную справку для перерасчета размера своей пенсии.
Представитель УПФ РФ (ГУ) в Прокопьевском районе Гулина Е.Ю. исковые требования не признала.
Решением Рудничного районного суда г. Прокопьевска от 08 февраля 2012 года постановлено:
В иске Петуховой Лидии Андреевны к Управлению пенсионного фонда Российской Федерации (ГУ) в Прокопьевском районе Кемеровской области об обязании переначислить пенсию по старости с учетом предоставленной справки Кемеровостата, используя период для начисления пенсии 1977-1981 годов, средний заработок за которые составляет "данные изъяты" отказать за необоснованностью исковых требований.
В апелляционной жалобе Петухова Л.А. просит решение суда отменить. Указывает, что суд не принял во внимание, что доказательства о размере заработка истец не может предоставить не по своей вине. Также обстоятельство утраты архива при пожаре сторонами в судебном разбирательстве не оспаривалось, ответчик лишь ссылается на ненадлежащее соответствие, по его мнению, предоставленных документов.
Начисление страховой части трудовой пенсии на основании данных о ее заработке за период с 1977 по 1981 г.г. повлечет увеличение ее размера, иное влекло бы нарушение законного права истца на получение пенсии в большем размере. Отказ ПФ в перерасчете пенсии является фактом, ухудшающим ее положение как пенсионера и гражданина. Суд не дал никакой оценки аргументам истца о стаже, не обосновал и не исследовал порядок начисления ПФ пенсии.
Совместное письмо Министерства труда и социального развития РФ N 8389-ЮЛ и Пенсионного Фонда РФ N ЛЧ-06-27/9704 от 27 ноября 2001 года носит рекомендательный характер, не является нормативно-правовым актом, адресовано работникам Пенсионного фонда для установления заработка работников во внесудебном порядке.
Истица в спорный период времени являлась членом профсоюза и комсомолкой, следовательно, ею оплачивались взносы в процентом соотношении к зарплате в профком и комсомольскую организацию. Эти обстоятельства судом не исследованы и не оценены.
Суд не предложил истице обратиться в архивные учреждения (комсомола, профсоюза) для подтверждения размера ее заработка в спорный период, не разъяснил, о том, что можно пригласить свидетелей-сослуживцев, не содействовал в собирании доказательств, не предупредил, что доказательств не достаточно, что для истицы, на основании лишь имеющихся доказательств, могут возникнуть неблагоприятные последствия.
Изучив материалы дела, заслушав представителя ответчика Гулину Е.Ю., действующую на основании доверенности от 10.01.2012 года сроком на 1 год, просившую отклонить доводы жалобы и оставить решение суда без изменения, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив в соответствии со ст. 327.1. ГПК РФ законность и обоснованность решения суда исходя из доводов жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Согласно п. 2 ст. 18 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской федерации" и п. 2 ст. 24 Федерального закона N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" перечень документов, необходимых для установления трудовой пенсии, устанавливается в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Пунктом 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 21 января 2002 г. N 30 "О реализации Федеральных законов "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" и "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" Министерству труда и социального развития Российской Федерации и Пенсионному фонду Российской Федерации поручено совместно с другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти разработать и принять нормативные правовые акты, определяющие порядок установления трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению.
В силу п. 2 ст. 30 ФЗ от 17.12.2001 г. расчетный размер трудовой пенсии определяется с учетом среднемесячного заработка застрахованного лица за 2000-2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами. Свидетельскими показаниями среднемесячный заработок застрахованного лица не подтверждается.
Из материалов дела следует, что Петухова Л.А. является получателем пенсии по старости, назначенной УПФ РФ (ГУ) в Прокопьевском районе Кемеровской области. На 01.08.2011 г. размер трудовой пенсии составил "данные изъяты".
Петухова Л.А. обратилась 09.08.2011 г. в УПФ РФ в Прокопьевском районе с заявлением о перерасчете размера пенсии, принимая во внимание справку Кемеровостата о размере заработной платы в общественном питании по КО за период 1983-1987 г.
Ответом УПФ РФ (ГУ) в Прокопьевском районе КО N 07-693 от 18.08.2011 г. Петуховой Л.А. был разъяснен порядок определения трудовой пенсии в соответствии с изменениями, внесенными в пенсионное законодательство с 01.01.2010 г. ФЗ -213 от 24.07.2009 г. Также разъяснено, что порядок исчисления расчетного размера трудовой пенсии определен п.2 ст. 30 ФЗ- 173 " О трудовых пенсиях в РФ" от 17.12. 2001 г., в соответствии с которым расчетный размер трудовой пенсии при оценке пенсионных прав застрахованных лиц путем их конвертации в расчетный пенсионный капитал по состоянию на 01.01.2002 г., определяется на основании среднемесячного заработка застрахованного лица за 2000 - 2001 г. по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо из среднемесячного заработка за любые 60 месяцев подряд до 01.01.2002 г. на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами.
При таких данных, разрешая спор по существу, суд первой инстанции пришел к верному выводу о необоснованности требований Петуховой Л.А. к УПФ РФ (ГУ) в Прокопьевском районе КО о перерасчете трудовой пенсии, поскольку необходимых документов, установленных законодательством, в подтверждение своего заработка за спорный период работы с 06.07.1972 г. по 19.09.1990 г. в должности повара 3 разряда в интернате Терентьевской средней школе, она не предоставила.
Пунктом 26 Постановления Минтруда РФ N 16, Пенсионного фонда РФ N 19 па от 27 февраля 2002 года "Об утверждении Перечня документов, необходимых для установления трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению в соответствии с Федеральными законами "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", среднемесячный заработок за любые 60 месяцев подряд до 1 января 2002 года в течение трудовой деятельности за период после регистрации застрахованного в системе обязательного пенсионного страхования подтверждается выпиской из индивидуального лицевого счета. В том случае, если этот среднемесячный заработок приходится на период до регистрации в качестве застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования, то соответствующий период подтверждается справками, выданными работодателями либо государственными (муниципальными) органами на основании первичных бухгалтерских документов.
При ликвидации работодателя либо государственного (муниципального) органа или прекращения их деятельности по другим причинам указанные справки выдаются правопреемником, вышестоящим органом или архивными организациями, располагающими необходимыми сведениями. Этим же пунктом определен перечень документов, которые могут приниматься для исчисления пенсии.
Министерством труда и социального развития Российской Федерации совместно с Пенсионным фондом Российской Федерации в письме N 8389-ЮЛ, ЛЧ-06-27/9704 от 27 ноября 2001 года разъяснено, что в случае утраты документов о заработной плате, к ним могут быть приравнены учетные карточки членов партии, профсоюзов, расчетные книжки, приказы и другие документы, из которых можно сделать вывод об индивидуальном характере заработка работника.
При расчете страхового стажа периоды работы и иной деятельности, которые предусмотрены ст. ст. 10, 11 ФЗ-173, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами. В случае утраты в государственных или муниципальных органах и организациях, расположенных на территории РФ, первичных документов о заработке работников данных органов (организаций), указанное рассмотрение в соответствии с Письмом от 27.11. 2001 г., целесообразно осуществлять в комиссионном порядке с привлечением к нему представителей органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, работодателей, проф. органов, органа по труду и территориальных органов ПФРФ.
В случае установления, что работнику причинен ущерб, выражающийся в невозможности назначения и перерасчета пенсии из наиболее выгодного варианта среднемесячного заработка, и этот ущерб подлежит возмещению лицом, которое в силу своих должностных обязанностей должно отвечать по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда, в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, необходимо дать соответствующие рекомендации пострадавшим лицам об обращении в суд.
В случае невозможности определения причинителя вреда, в случае особых обстоятельств (наводнений, ураганов и т.д.), органами, осуществляющими пенсионное обеспечение, могут быть приняты к производству документы, косвенно подтверждающие фактический заработок, но именно этого работника и на данном конкретном предприятии. Документы (их копии) приобщаются в пенсионное дело, заверенными органами, осуществляющими пенсионное обеспечение, или в нотариальном порядке. К таким документам относятся учетные карточки членов партии, комсомола, профсоюза, партийные, комсомольские, проф. билеты, расчетные книжки (расчетные листы), оформленные в соответствии с требованиями, предъявляемыми к оформлению первичных учетных документов по оплате труда, приказы, другие документы, из которых можно сделать вывод об индивидуальном характере заработка именно этого работника.
Из материалов дела следует и судом установлено, что документов, необходимых для перерасчета трудовой пенсии, соответствующих вышеуказанным нормам права, Петуховой Л.А. не представлено.
Выводы суда мотивированы, подтверждены и обоснованы доказательствами, имеющимися в деле. Обжалуемое решение является законным.
Разрешая спор, суд дал всестороннюю, полную и объективную оценку доказательствам по делу в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, правильно определил и установил обстоятельства, имеющие значение для дела, правильно применил нормы материального права, и не допустил нарушений процессуального закона, изложенные в решении выводы суда соответствуют установленным по делу обстоятельствам и нормам права.
Доводы апелляционной жалобы о том, что суд не истребовал дополнительные доказательства, не могут быть приняты во внимание.
В соответствии со ст. 60 ГПК РФ обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.
В соответствии с вышеприведенными нормами материального права, регламентирующими порядок установления трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению, суд первой инстанции, разрешая настоящий спор, обоснованно не принял во внимание представленные истицей доказательства, иных допустимых доказательств Петуховой Л.А. в процессе рассмотрения спора не предоставлялось, ходатайства о содействии в истребовании каких-либо иных допустимых доказательств истица не заявляла.
Так как доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не свидетельствуют о незаконности или необоснованности решения в обжалуемой части, а иных доводов, указывающих на нарушения норм материального или процессуального права, приведших к неправильному разрешению спора, в жалобе нет, то судебная коллегия не находит оснований для отмены судебного постановления по доводам жалобы.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Рудничного районного суда г. Прокопьевска от 08 февраля 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Петуховой Л.А. - без удовлетворения.
Председательствующий Жуленко Н.Л.
Судьи Фатьянова И.П.
Черная Е.А.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.