Судебная коллегия по гражданским делам Кемеровского областного суда в составе:
Председательствующего Зайцевой Е.Н.,
судей Ларченко Н.М. Латушкиной Е.В.,.,
при секретаре ...,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Зайцевой Е.Н. гражданское дело по апелляционной жалобе представителя администрации Кемеровского муниципального района Г.М.Н.
на решение Кемеровского районного суда Кемеровской области от 07 июня 2012 года
по заявлению М.Г.Е. о признании незаконным отказ в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и признании незаконным отказ в регистрации как гражданина, имеющего право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей,
Руководствуясь ст. 327.1ч.1, ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Кемеровского районного суда Кемеровской области от 07 июня 2012 года оставить без изменения. апелляционную жалобу представителя Администрации Кемеровского муниципального района Г.М.Н. без удовлетворения.
Председательствующий : Зайцева Е.Н.
Судьи : Ларченко Н.М.
Латушкина Е.В.
УСТАНОВИЛА:
М.Г.Е. обратилась в суд с заявлением о признании незаконным отказ в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и признании незаконным отказ в регистрации как гражданина, имеющего право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, а также с требованием об обязании совершить указанные действия, требования мотивировала следующим.
.. .. .... М.Г.Е. обратилась в отдел по учету и распределению жилья администрации Кемеровского муниципального района с заявлением о постановке на учет в получении жилья по договору социального найма как малоимущий гражданин. Также заявила, что намерена встать на учет как гражданин, имеющий право на получение социальной выплаты для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. .. .. .... она представила необходимые документы в администрацию, однако в принятии их ей было отказано и рекомендовано обратиться в Управление социальной защиты населения администрации Кемеровского муниципального района для получения распоряжения о признании её малоимущей.
Распоряжением Управления социальной защиты населения администрации Кемеровского муниципального района от .. .. .... ....... М.Г.Е. была признана малоимущей.
.. .. .... М.Г.Е. сдала 2 пакета документов для постановки на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договорам социального найма как малоимущей, и для постановки на учет как гражданина, имеющего право на получение социальной выплаты для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
.. .. .... М.Г.Е. получила уведомление от .. .. .... ......., из которого следовало, что ей отказано в принятии на учет как гражданина, нуждающегося в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, поскольку не представлены документы из регистрирующих органов по месту жительства до 2007 года о наличии либо отсутствии жилья в .....
М.Г.Е. считает данный отказ незаконным, поскольку в перечне документов от .. .. ...., которые было предложено собрать, не было сказано ни слова о документах из .... о её проживании до 2007 года.
М.Г.Е. выписалась из квартиры в .... .. .. ...., что подтверждается справкой из паспортного стола, и с .. .. .... по .. .. ...., то есть по момент подачи документов, прошло более 5 лет.
Также М.Г.Е. просит признать незаконным отказ в регистрации её как гражданина, имеющего право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, поскольку администрация Кемеровского муниципального района, принимая решение об отказе, сослалась на непредставление данных о регистрации в период с .. .. .... по .. .. .... и документов, подтверждающих наличие (отсутствие) в собственности жилых помещений на территории ...., правоустанавливающих документов на жилые помещения, являющиеся постоянным местом жительства за период с 1985 года по 2007 год.
В судебном заседании представитель заинтересованного лица - администрации Кемеровского муниципального района Г.М.Н., действующая на основании доверенности от .. .. .... ......., требования М.Г.В. полагала необоснованными и утверждала, что решения администрации Кемеровского муниципального района соответствуют закону, поскольку заявителем не представлены все необходимые документы, подтверждающие её право на постановку на учет.
Решением Кемеровского районного суда Кемеровской области от 07 июня 2012 года постановлено:
Признать Постановление администрации Кемеровского муниципального района от .. .. .... .......-п об отказе в принятии на учет М.Г.Е. как нуждающейся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, незаконным.
Обязать администрацию Кемеровского муниципального района поставить М.Г.Е. на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма
Признать отказ администрации Кемеровского муниципального района от .. .. .... о постановке на учет М.Г.Е. как гражданина, имеющего право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностях незаконным.
Обязать администрацию Кемеровского муниципального района поставить М.Г.Е. на учет как гражданина, имеющего право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
С указанным решением Кемеровского районного суда .... от .. .. .... представитель администрации Кемеровского муниципального района Г.М.Н. не согласна, просит его отменить, как принятое с нарушением норм материального права при неправильном определении судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела.
Принимая решение об удовлетворении требований заявителя, суд руководствовался документами, подтверждающими отсутствие у заявителя прав на недвижимое имущество на территории Красноярского края, Российской Федерации, (абз. 3 стр. 6, абз. 4 стр. 8 решения) которые не представлялись Администрацией вместе с заявлениями о постановке на учет как нуждающуюся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, о постановке на учет, как гражданина, имеющего право на получение социальной выплаты для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
При вынесении обжалуемых отказов Администрация руководствовалась предоставленными заявителем документами, в то время как, суд, подменив собой орган местного самоуправления, разрешил возможность постановки на учет заявителя, принимая во внимание затребованные им самим сведения.
Судом при принятии решения нарушены нормы процессуального права.
Заявителем предъявлено требование о признании незаконным отказа Администрации ....... от .. .. .... в принятии на учет как нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.
Между тем, судом признано незаконным постановление Администрации от .. .. .... .......-п об отказе в принятии на учет заявителя как нуждающейся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
При этом, не указано, что постановление признано незаконным в части, в то время как, оно затрагивает права иных лиц: граждан, в отношении которых оно было издано, и Администрации.
Отменяя данный ненормативный акт, содержащий соответствующие распорядительные действия, касающиеся гражданских прав и обязанностей других граждан, суд определил судьбу прав этих лиц.
На доводы апелляционной жалобы М.Г.Е. принесены возражения, в которых просят решение Кемеровского районного суда от .. .. .... оставить без изменения, доводы жалобы без удовлетворения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений, заслушав представителя Администрации Кемеровского муниципального района Г.М.Н., поддержавшую доводы апелляционной жалобы, М.Г.Е., просившую решение суда оставить без изменения, проверив законность и обоснованность решения суда, исходя из доводов жалобы и возражений в соответствии со ст. 327.1 ч.1 ГПК РФ, судебная коллегия не находит оснований для его отмены.
Так, согласно ст. ч.1 ст. 254, ч.1 ст. 256 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде решение органа местного самоуправления, муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы. Гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод.
Согласно ст. 52 Жилищного кодекса РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации.
Согласно п.1 ч.1 ст. 54 Жилищного кодекса РФ отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если не представлены предусмотренные частью 4 статьи 52 настоящего Кодекса документы; в том числе документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Согласно п.7 ч.2 ст. 2 Закона Кемеровской области от 10.06.2005 N 68-03 (ред. от 18.12.2008) "О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма" с заявлением о принятии на учет предоставляются : паспорт гражданина РФ, выписка из лицевого счета на оплату жилого помещения; справка о зарегистрированных лицах и лицах, снятых с регистрационного учёта, но сохранивших право проживания, свидетельство о браке, свидетельство о растожении брака, выписка из технического паспорта жилого помещения с поэтажным планом, выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о зарегистрированных правах гражданина либо о переходе этих прав на объекты недвижимого имущества, справка органов государственной регистрации о наличии или отсутствии жилых помещений на праве собственности по месту постоянного жительства гражданина и членов семьи, предоставляемая на каждого члена семьи, документа, являющийся основанием для вселения в жилое помещение, справка об установлении опеки или попечительства, документа о признании органом местного самоуправления гражданина малоимущим, акт о признании жилого помещения непригодным для проживания, акт о признании жилого помещения, которое является местом жительства гражданина, непригодным для проживания, документы, подтверждающие факт отнесения гражданина к категории граждан, имеющих право на получение жилого помещения по договору социального найма в соответствии с федеральным законом или законом Кемеровской области.
Согласно ч.4 ст. 2 Закона указанного выше закона органы местного самоуправления не вправе требовать представления иных документов, кроме документов, установленных пунктом 2 настоящей статьи.
Согласно ст.ст. 1, 3 Закона РФ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" право на получение жилищных субсидий имеют граждане, прибыв-шие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 01.01.1992 года, имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет, не имеющие других жилых помещений на территории РФ за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей или нуждающиеся в улучшении жилищных условий и не получавшие субсидий на эти цели. Постановка на учет граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий в соответствии с настоящим Федеральным законом, и определение размера жилищных субсидий осуществляются органами исполнительной власти субъектов РФ по месту жительства таких граждан. Осуществление государственных полномочий субъектов РФ по постановке на учет и учету граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий, законами субъектов РФ может быть передано органам местного самоуправления.
Согласно п.п. 2, 3, 12 Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 10.12.2002 N 879 (ред. от 03.11.2011) регистрация и учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, производятся органами исполнительной власти субъектов РФ по месту их постоянного проживания; органы исполнительной власти субъектов РФ могут передавать органам местного самоуправления осуществление полномочий по регистрации и учету граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья. Решение о постановке на учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, или об отказе в постановке на учет принимается органами исполнительной власти субъекта РФ (органами местного самоуправления) в 15-дневный срок с даты регистрации заявлений граждан.
Пунктами 9 и 9(1) вышеуказанного Положения предусмотрен перечень документов, которые необходимо представить в орган местного самоуправления для получения социальной выплаты : заявление по форме, заверенные копии документов, удостоверяющих личность заявителя и членов его семьи, справка о составе семьи, заверенная копия пенсионного удостоверения, справка об инвалидности, справка с органов занятости.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, .. .. .... М.Г.Е. предоставила в администрацию Кемеровского муниципального района заявление с приложениями (л.д. 11) о принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Органом местного самоуправления истребовались от М.Г.Е. сведения о зарегистрированных правах на объекты недвижимости только по Кемеровской области, а не по предыдущему месту жительства (л.д. 10).
Согласно расписки в получении документов от .. .. .... (л.д. 11), М.Г.Е. предоставила 2 выписки из Единого реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от .. .. .... ....... (л.д. 30) и ....... (л.д. 30 об.), согласно которым в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области сведения о правах М.Г.Е., Ш.Г.Е. (добрачная фамилия, л.д. 45, 46) на объекты недвижимого имущества нет.
Согласно сведений ГП КО "Центр технической инвентаризации Кемеровской области" по состоянию на .. .. .... за М.Г.Е. ( Ш.Г.Е.) недвижимое имущество на территории Кемеровской области также не значится (л.д. 29).
Согласно Постановления Кемеровского муниципального района от .. .. .... .......-п (л.д. 25, 50), М.Г.Е. отказано в принятии на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, поскольку ею не предоставлены документы из регистрирующих органов по месту жительства до 2007 года о наличии либо отсутствии жилья в .... (справка БТИ, правоустанавливающие документы на жилое помещение, которое являлось постоянным местом жительства), и которые не позволяют установить нуждаемость в жилом помещении.
Согласно представленных М.Г.Е. документов (л.д. 51, 52), М.Г.Е. в собственности недвижимое имущество на территории Красноярского края не имеет.
На момент обращения М.Г.Е. с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях, .... не являлся постоянным местом жительства заявителя и при принятии документов орган местного самоуправления сведения с места жительства в другом регионе с заявителя не потребовал (л.д. 10, 11).
Судом первой инстанции также установлено, что .. .. .... М.Г.Е. предоставила в администрацию Кемеровского муниципального района заявление с приложениями (л.д. 12) о регистрации её как гражданина, имеющего право на получение социальной выплаты для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Как следует из представленных М.Г.Е. в орган местного самоуправления документов, ею был предъявлен полный список необходимых документов, предусмотренный вышеуказанным Положением (л.д. 12).
Протоколом заседания рабочей комиссии администрации Кемеровского муниципального района от .. .. .... ....... (л.д. 61-65), в постановке на учет М.Г.Е. как гражданина, имеющего право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностях отказано по тем основаниям, что ею документально не подтверждена регистрация по месту жительства с .. .. .... по .. .. ...., документально не подтверждено наличие либо отсутствие в собственности жилых помещений на территории ...., а также не представлены правоустанавливающие документы, являющиеся постоянным местом жительства за период с 1985 года по 2007 год.
Анализируя представленные по делу доказательства в их совокупности, суд первой инстанции пришёл к правильному выводу, с которым судебная коллегия согласна об обоснованности заявленных требований М.Г.Е. и их удовлетворении. Администрация Кемеровского муниципального района не предоставила истице возможность предоставить сведения регистрации по месту жительства с .. .. .... по .. .. .....
В то же время, согласно ст.1 закона РФ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" право гражданина на получение жилищной субсидии может быть реализовано по двум основаниям - отсутствие жилого помещения или нуждаемость в улучшении жилищных условий, и по первому основанию определяется отсутствием жилья в других регионах, а не в пределах районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в связи с чем требование о предоставлении сведения о наличии жилья в Красноярском крае и о представлении правоустанавливающих документов, являющихся постоянным местом жительства за период с 1985 года по 2007 год, также является необоснованным.
При рассмотрении дела было установлено, что М.Г.Е. проживала в .... края с 1986 года по 2007 год (л.д. 19), имеет общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет (л.д. 53-63), не имеет других жилых помещений на территории РФ на за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностям (л.д. 30, 41, 42, 44), ни в таких районах (л.д. 51, 52). .... края в соответствии с Постановлением Совмина СССР от .. .. .... ....... является районом Крайнего Севера.
При данных обстоятельствах суд первой инстанции правильно установил, что у заявителя имеются все условия для предоставления жилищной субсидии, предусмотренные указанным Законом..
О том, что органом местного самоуправления истребовались от М.Г.Е. сведения о зарегистрированных правах на объекты недвижимости только по Кемеровской области, а не по предыдущему месту жительства, следует из списка документов, необходимых для постановки на учет (л.д. 10).
Доводы апелляционной жалобы о том, что при вынесении обжалуемых отказов, Администрация руководствовалась представленными документами, а суд разрешил спор с учётом затребованных документов, не могут быть приняты во внимание, поскольку как следует из материалов дела ответчик указал перечень необходимых для представления документов, который соответствовал закону и в указанном перечне отсутствовали сведения о необходимости представления документов о постоянном месте жительства истца за период с 1985 по 2007 годы.
То обстоятельство, что исходя из Федерального закона "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей " необходимым условием для предоставление субсидий является отсутствие жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами Крайнего Севера, не может быть принято во внимание, поскольку такими сведениями истец обладал, но не предоставил их ответчику, поскольку последний данные сведений не указал в качестве необходимых для предоставления.
Доводы апелляционной жалобы о том, что М.Г.Е. не просила признать незаконным Постановление Администрации Кемеровской области, не могут быть приняты во внимание, поскольку М.Г.Е. свои требования уточняла, что отражено в протоколе судебного заседания (л.д.80).
Доводы апелляционной жалобы о том, что суд необоснованно признал незаконным постановление Администрации от .. .. .... .......- п, поскольку оно касается не только М.Г.Е., но и иных лиц, не могут быть приняты во внимание, суд первой инстанции признал незаконным Постановление Администрации Кемеровского муниципального района от .. .. .... об отказе в принятии М.Г.Е. как нуждающейся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.. В отношении иных лиц суд суждения не давал, следовательно не признавал распоряжение незаконным в оставшейся части.
Таким образом, суд правильно установил обстоятельства, имеющие значение для дела, представленным доказательствам дал надлежащую оценку в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, выводы суда мотивированы, соответствуют обстоятельствам дела и закону, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, в связи с чем оснований для отмены решения суда по доводам жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. 327.1ч.1, ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Кемеровского районного суда Кемеровской области от 07 июня 2012 года оставить без изменения. апелляционную жалобу представителя Администрации Кемеровского муниципального района Г.М.Н. без удовлетворения.
Председательствующий : Зайцева Е.Н.
Судьи : Ларченко Н.М.
Латушкина Е.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.