Судебная коллегия по гражданским делам Кемеровского областного суда в составе:
председательствующего Латушкиной Е.В.
судей Зайцевой Е.Н., Кандаковой Л.Ю.
при секретаре В.
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Латушкиной Е.В. гражданское дело по апелляционной жалобе Я.
на решение Кемеровского районного суда Кемеровской области от 28 мая 2012 года
по заявлению Я. о признании незаконным отказа администрации Кемеровского района в предоставлении земельного участка,
УСТАНОВИЛА:
Я. обратился в суд с требованием о признании незаконным отказа администрации Кемеровского района в предоставлении земельного участка. Свои требования мотивировал тем, что он как
гражданин, имеющий троих детей, имеет право на получение бесплатно
земельного участка. 04.05.2012г. он обратился с заявлением о
предоставлении в общую собственность всех членов семьи земельного
участка с кадастровым номером N в "адрес". В
предоставлении участка ему было отказано, так как земельный участок сформирован и подлежит предоставлению посредством проведения торгов.
Считает отказ в предоставлении земельного участка незаконным, так как законом не предусмотрены какие-либо ограничения в предоставлении земельного
участка многодетной семье.
Просил признать незаконным отказ администрации Кемеровского муниципального района в лице комитета по управлению муниципальным имуществом за N от 11.05.2012 г.
Представитель администрации Кемеровского района К., действующая на основании доверенности, требования не признала.
Представители комитета по управлению муниципальным имуществом Кемеровского района, администрации С-го сельского поселения, в судебное заседание не явились, о дне и времени слушания дела были извещены.
Решением Кемеровского районного суда Кемеровской области от 28 мая 2012г. в удовлетворении заявленных Я. требований отказано.
В апелляционной жалобе Я. просит решение суда отменить, как незаконное и необоснованное, и принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований.
Указывает, что суд рассмотрел заявленные им требования в порядке особого производства, в то время как он обратился в суд с исковым заявлением, в котором им были заявлены требования не только об оспаривании незаконного отказа, но и об обязании ответчиков предоставить участок. При этом последнее требование судом не рассмотрено.
Считает, что суд при рассмотрении дела неправомерно применил нормы ч.2 ст. 30.1 ЗК РФ, регламентирующие продажу земельных участков, и не применил нормы ст.28 Земельного Кодекса РФ, регламентирующие право многодетной семьи на приобретение бесплатно, в том числе для индивидуального жилищного строительства, без торгов и предварительного согласования мест размещения объектов находящийся в муниципальной собственности земельный участок, а также Закон Кемеровской области "О предоставлении и изъятии земельных участков на территории Кемеровской области".
На апелляционную жалобу представителем администрации Кемеровского муниципального района К. принесены возражения, содержащие просьбу решение суда оставить без изменения.
Я., представители КУМИ Кемеровского муниципального района, администрации С-го сельского поселения в заседание судебной коллегии не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежаще, доказательств наличия уважительных причин неявки в суд не представили.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений, заслушав представителя администрации Кемеровского муниципального района Г., действующую на основании доверенности, просившую решение оставить без изменения, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с ч.1 ст. 327.1 ГПК РФ, исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии с ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
Согласно ч. 4 ст. 258 ГПК суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.
Из материалов дела следует и судом первой инстанции установлено, что Я., имеющий на иждивении троих несовершеннолетних детей, 04.05.2012г. обратился в администрацию Кемеровского муниципального района о предоставлении в собственность всех членов многодетной семьи бесплатно земельного участка площадью 1400 кв.м с кадастровым номером N, расположенного "адрес", для индивидуального жилищного строительства.
Как следует из письменного ответа администрации Кемеровского муниципального района в лице председателя КУМИ за N от 11.05.2012 года, Я. в удовлетворении заявления о предоставлении вышеуказанного земельного участка отказано, поскольку в ходе рассмотрения его заявления установлено, что данный земельный участок ранее сформирован для предоставления посредством проведения торгов.
Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отказе в удовлетворении требований Я.
В соответствии с ч. 1 ст. 2 ЗК РФ земельное законодательство в соответствии с Конституцией Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Земельное законодательство состоит из настоящего Кодекса, федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации.
Порядок предоставления земельных участков установлен ст.ст. 30-34 Земельного кодекса РФ.
Согласно ч.1 ст.30 ЗК РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: без предварительного согласования мест размещения объектов и с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Согласно ч.11 ст.30 ЗК РФ предварительное согласование земельного участка не проводится в случае предоставления земельного участка гражданину для индивидуального жилищного строительства.
Согласно ч.1 ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации в целях обеспечения управления и распоряжения земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны:
принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом. Данные акты должны соответствовать предъявляемым к ним настоящей статьей требованиям, а также не должны противоречить иным нормам Земельного кодекса, прежде всего направленным на урегулирование отношений по возникновению прав на земельные участки;
уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган;
обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
Частью 2 ст.28 ЗК РФ определено, что предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
В силу абз. 2 ч. 2 ст. 28 Земельного кодекса РФ граждане, имеющие трех и более детей, имеют право приобрести бесплатно, в том числе для индивидуального жилищного строительства, без торгов и предварительного согласования мест размещения объектов находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в случаях и в порядке, которые установлены законами субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. 2-1 Закона Кемеровской области от 18.07.2002 N56-03 "О предоставлении и изъятии земельных участков на территории Кемеровской области", граждане, имеющие трех и более детей, имеют право приобрести бесплатно, в том числе для индивидуального жилищного строительства, без торгов и предварительного согласования мест размещения объектов находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в случаях и порядке, которые установлены настоящим Законом.
В целях настоящего Закона под указанными гражданами понимаются проживающие в Кемеровской области родители (усыновители), состоящие в браке, либо один родитель (усыновитель), которые (который) имеют (имеет) трех и более детей в возрасте до 18 лет (включая усыновленных, пасынков и падчериц), проживающих совместно с ними (ним), а в случае обучения их по очной форме обучения в учреждениях среднего профессионального или высшего профессионального образования - до их окончания, но не более чем до достижения ими возраста 23 лет, за исключением детей, в отношении которых родители или усыновители (родитель или усыновитель) лишены (лишен) родительских прав или ограничены (ограничен) в родительских правах, и детей, в отношении которых отменено усыновление (далее - семья, многодетная семья).
В соответствии со ст. 5-1 Закона Кемеровской области от 18.07.2002 N56-03 "О предоставлении и изъятии земельных участков на территории Кемеровской области" бесплатное предоставление земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, многодетным семьям осуществляется в случаях, если родители (родитель), усыновители (усыновитель) проживают (проживает) в Кемеровской области не менее 3 лет; ранее многодетной семье не предоставлялся земельный участок бесплатно; отсутствуют права иных лиц на испрашиваемый земельный участок; в отношении испрашиваемого земельного участка не начата процедура предоставления или формирования земельного участка в соответствии со статьей 30.1 Земельного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, предоставление земельного участка многодетной семье в соответствии с действующим законодательством возможно лишь при соблюдении всех вышеперечисленных условий, одним из которых является условие о том, что в отношении испрашиваемого земельного участка не начата процедура предоставления или формирования земельного участка в соответствии со статьей 30.1 Земельного кодекса Российской Федерации.
Анализируя вышеприведенные нормы законодательства и представленные сторонами доказательства, суд пришел к обоснованному выводу, что Я. относится к категории граждан, которые имеют право на бесплатное предоставление земельного участка для индивидуального жилищного строительства.
Вместе с тем, наличие у Я. такого права не влечет безусловную обязанность органа местного самоуправления предоставить по их требованию любой выбранный ими земельный участок.
Учитывая, что на момент обращения Я. с заявлением о предоставлении спорного земельного участка, указанный земельный участок был сформирован и поставлен на кадастровый учет, проводились подготовительные мероприятия для его реализации в порядке торгов, то при таких обстоятельствах суд пришел к верному выводу о том, что обязанность по предоставлению испрашиваемого земельного участка Я. у Администрации Кемеровского муниципального района отсутствует, так как до обращения заявителя с заявлением о предоставлении конкретного земельного участка юридическая судьба данного участка была определена - продажа участка с торгов.
Довод апелляционной жалобы о том, что при вынесении решения судом были допущены нарушения норм процессуального права, поскольку истец обратился в суд с исковым заявлением о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка и обязании предоставить земельный участок, суд же рассмотрел его заявление в порядке в порядке ст. 254 ГПК РФ, не могут быть приняты во внимание, поскольку судом не было нарушено право Я. на защиту, по его мнению, нарушенного права на получение в собственность бесплатно земельного участка, поскольку заявленные им требования рассмотрены судом в полном объеме.
Иные доводы апелляционной жалобы сводятся к неправильному толкованию законодательства, аналогичны обстоятельствам, на которые ссылался Я. в суде первой инстанции, они были предметом обсуждения суда первой инстанции и им дана правильная правовая оценка на основании исследования в судебном заседании всех представленных доказательств в их совокупности, в связи с чем не могут повлечь отмену решения суда.
Учитывая изложенное, судебная коллегия считает, что судом первой инстанции правильно применены нормы материального права и нормы процессуального права, выводы суда, изложенные в решении, соответствуют обстоятельствам дела и имеющимся в нем доказательствам, в связи с чем апелляционная жалоба Я. является необоснованной и удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст.ст.327.1, 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Кемеровского районного суда Кемеровской области от 28 мая 2012 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Я. - без удовлетворения.
Председательствующий Латушкина Е.В.
Судьи Зайцева Е.Н.
Кандакова Л.Ю.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.