судебная коллегия по гражданским делам Кемеровского областного суда в составе
председательствующего: Казачкова В.В.,
судей: Першиной И.В., Овчаренко О.А.,
при секретаре Д.
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Казачкова В.В. гражданское дело по апелляционной жалобе представителя администрации Междуреченского городского округа К.Н.А. на решение Междуреченского городского суда от 25 июня 2012 года
по иску В.Е.Н. к администрации Междуреченского городского округа о предоставлении вне очереди благоустроенного жилого помещения по договору социального найма,
УСТАНОВИЛА:
Истица В.Е.Н. обратилась с иском в суд к администрации Междуреченского городского округа с требованиями о предоставлении вне очереди благоустроенного жилого помещения по договору социального найма.
Требования мотивированы тем, что она является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Ее родители: мать - Г.О.Н., умерла ДД.ММ.ГГГГ, отец - Г.М.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, был лишен родительских прав решением Междуреченского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ, решением Междуреченского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ был признан безвестно отсутствующим.
Постановлением администрации Междуреченского городского округа от 06.09.2007 года N 1412п она была передана под опеку дедушке В.Н.А., проживающему по "адрес". Она закончила одиннадцать классов, беременна. Учитывая указанные обстоятельства, администрацией МКУ УО "Комитет образования" было направлено ходатайство для постановки ее в льготной очереди на учет по улучшению жилищных условий, с 22.05.2008 года она включена в список граждан, имеющих право на внеочередное получение жилья по договору социального найма. Согласно справке МКУ "КЖВ" на 2012 года номер ее очереди N 242. По регистрационному учету она значится в "адрес", но по данному адресу не проживает. Представить ей жилое помещение вне очереди ответчик отказывается, ссылаясь на отсутствие свободного жилья. Считает, что отказ в предоставлении ей жилья вне очереди по договору социального найма не основан на законе. Сразу по совершеннолетия ответчик должен был предоставить жилое помещение по договору социального найма, не менее установленной нормы.
В судебном заседании истица В.Е.Н. на удовлетворении исковых требований настаивала.
Представитель администрации Междуреченского городского округа Б.А.В., действующая на основании доверенности от 13.01.2012 года, пояснила, что она возражает против заявленных требований.
Представитель МКУ УО "Комитет образования" А.Е.П., действующая на основании доверенности от 16.04.2012 года, исковые требования поддержала, полагая их законными и обоснованными.
Представитель МКУ "УР ЖКК" Б.К.С., действующая на основании доверенности от 10.04.2012 года, представитель МКУ "Комитет по жилищным вопросам" Н.Г.А., действующая на основании доверенности от 21.06.2012 года, исковые требования не признали.
В судебное заседание представитель Главного Финансового управления Кемеровской области, будучи извещенным надлежащим образом, не явился, предоставив письменные возражения на исковое заявление истицы (л.д.26-29).
Решением Междуреченского городского суда от 25 июня 2012 года постановлено:
Исковое заявление В.Е.Н. к администрации Междуреченского городского округа о предоставлении благоустроенного жилого помещения по договору социального найма вне очереди удовлетворить в полном объеме.
Обязать администрацию Междуреченского городского округа предоставить В.Е.Н. вне очереди по договору социального найма благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее 33 кв.м. на территории города Междуреченска.
В апелляционной жалобе представитель администрации Междуреченского городского округа К.Н.А. с решением суда не согласна, просит его отменить.
Указывает, что судом не рассмотрен вопрос о том, выделяются ли администрации Междуреченского городского округа из бюджета Кемеровской области субвенции на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и если выделяются, то в каком количестве.
Поскольку МО "Междуреченский городской округ" в настоящее время недостаточно финансируется со стороны областного бюджета на выполнение возложенных государственных полномочий, следовательно, у органа местного самоуправления в лице администрации Междуреченского городского округа отсутствуют основания по исполнению полномочий по предоставлению жилых помещений детям ? сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.
Кроме того, судом не установлено, какая численность детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, состоит в очереди на получение жилья в настоящее время МКУ "Комитет по жилищным вопросам" и в связи с чем сформировалась указанная очередь. Основной причиной наличия указанной очереди, является недостаточное выделение субвенций из бюджета Кемеровской области на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выделяемых, т.к. финансирование осуществляется в рамках лимитов согласно утвержденного Законом Кемеровской области от 12.12.2011 года N 133-03 "Об областном бюджете на 2012 год и плановый период 2013 и 2014 годов", что так же не было исследовано судом. В настоящее время численность детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих в очереди на получение жилья в МКУ "Комитет по жилищным вопросам" более 300 человек.
Кроме того, за 2011 год Междуреченским городским судом было рассмотрено и вынесено в пользу детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, более 50 решений, что так же говорит о невозможности в дальнейшем исполнения судебных решений из-за нехватки субвенций из областного бюджета.
На апелляционную жалобу поданы возражения представителем ГФУ КО Р.Н.С.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела, отцом В.Е.Н. является Г.М.С., матерью - Г.О.Н. (свидетельство о рождении N - л.д. 6).
Согласно решению Междуреченского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ, вступившему в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, Г.М.С. лишен родительских прав в отношении Г.Е.М., которая передана на воспитание В.Н.А. (л.д. 9-10).
ДД.ММ.ГГГГ умерла мать В.Е.Н. Г.О.Н. (свидетельство о смерти N - л.д. 8).
Согласно решению Междуреченского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ, вступившему в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, Г.М.С. признан безвестно отсутствующим (л.д. 11).
Над Г.Е.М. согласно постановлению Администрации г. Междуреченска N от 06.09.2007 года установлена опека В.Н.А. (л.д. 13).
Постановлением Главы города Междуреченска от 16.06.2008г. N996п Г.Е.М. принята на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма на внеочередное получение жилья (л.д. 17).
Г.Е.М. переменила фамилию, имя, отчество на В.Е.Н. (свидетельство о перемене имени N от ДД.ММ.ГГГГ - л.д. 14).
Согласно справке, выданной начальником отдела учета, распределения, приватизации жилой площади МУ "Комитет по жилищным вопросам", номер очереди В.Е.Н. на 2012 год - 242.
Согласно сообщению руководителя ГП КО "ЦТИ КО" филиала N26 БТИ г. Междуреченска от 04.04.2012г., за В.Е.Н., Г.О.Н., Г.М.С. квартир, домовладений на учете не значится (л.д. 18).Согласно Уведомлению, выданному Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области 02.05.2012 года, в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, сведения о правах В.Е.Н. на имеющиеся у нее объекты недвижимого имущества, отсутствуют (л.д. 20).
На основании исследования совокупности письменных доказательств судом первой инстанции установлено, что истица В.Е.Н. относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, и не имеет собственного или закрепленного за ней жилья.
В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ, ч.ч.1-3 ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
Статья 5 Федерального закона от 24.07.1998 года N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" регулирует полномочия государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъекта РФ на осуществление гарантий прав ребенка. В частности, вопросы социальной поддержки и социального обслуживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются предметом ведения органов государственной власти субъектов РФ.
В соответствии с ч. 3,4 ст. 49 ЖК РФ, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанной категории граждан жилыми помещениями.
Согласно п. 6 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями субъекта Российской Федерации (в том числе по вопросу обеспечения жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей) на основании законов субъекта Российской Федерации и в порядке, определенном федеральным законом, устанавливающим общие принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации.
В соответствии со ст. 3 и п. 9 ст. 2 Закона Кемеровской области N 124-ОЗ от 14.11.2005 года "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Кемеровской области в сфере образования и социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", органы местного самоуправления городских округов и муниципальных районов наделены полномочиями по обеспечению жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно ч. 1,2 ст. 1 Закона Кемеровской области "О дополнительных гарантиях жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" от 16.05.2006 г. N 67-ОЗ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных учреждениях и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, жилое помещение предоставляется вне очереди по договору социального найма в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом РФ, настоящим Законом. Жилое помещение указанным лицам предоставляется в случае принятия их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в порядке, установленном Законом КО "О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма".
В связи с тем, что В.Е.Н. имеет статус ребенка, оставшегося без попечения родителей, суд, исходя из положений ст. 57 ЖК РФ обоснованно пришел к выводу о том, что она имеет право на внеочередное получения жилого помещения по договору социального найма.
Согласно ст. 4 Закона Кемеровской области от 16.05.2006 года N 67-ОЗ "О дополнительных гарантиях жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" расходы на реализацию мер по обеспечению дополнительных гарантий жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей производятся за счет и в пределах средств, предусмотренных на указанные цели законом об областном бюджете на соответствующий финансовый год. Средства на приобретение жилых помещений, предоставляемых по договорам социального найма детям-сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей, выделяются из областного бюджета местным бюджетам в виде целевой субвенции.
Судебная коллегия находит необоснованными доводы апелляционной жалобы о том, что недостаточность обеспечения финансовыми средствами из областного бюджета исключает ответственность органов местного самоуправления по приобретению жилья данной категории детей, поскольку обеспечение вне очереди жилым помещением этих детей не может быть поставлено в зависимость от каких-либо условий.
Выводы суда основаны на анализе действующего законодательства, мотивированы, соответствует требованиям закона и основаны на доказательствах, имеющихся в материалах дела, которым дана правильная правовая оценка, согласно ст. 67 ГПК РФ.
Доводы апелляционной жалобы не могут быть приняты во внимание судебной коллегии и не являются основаниями к отмене решения суда по изложенным мотивам. Доводы, изложенные в жалобе, приводились ответчиком в обоснование своих возражений относительно исковых требований, исследованы судом, этим доводам дана оценка, с которой судебная коллегия согласна.
При таких обстоятельствах судебная коллегия считает, что решение суда является законным и обоснованным, оснований для отмены решения суда, исходя из доводов кассационной жалобы, не имеется.
Руководствуясь ч. 1 ст. 327.1, ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Междуреченского городского суда от 25 июня 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя администрации Междуреченского городского округа К.Н.А. - без удовлетворения.
Председательствующий: В.В. Казачков
Судьи И.В. Першина
О.А. Овчаренко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.