Судебная коллегия по гражданским делам Кемеровского областного суда в
составе:
председательствующего Овчаренко О.А.,
судей Курпас И.С., Казачкова В.В.,
при секретаре Левицкой С.Е.,
с участием прокурора Тверикиной Н.Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Овчаренко О.А.
гражданское дело по апелляционной жалобе представителя открытого акционерного общества " "данные изъяты"" ФИО1
на решение Междуреченского городского суда Кемеровской области от 11 мая 2012 года
по делу по исковому заявлению Кемеровского межрайонного прокурора по надзору за исполнением законов в угледобывающей отрасли в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц к ОАО " "данные изъяты"" о понуждении к совершению действий,
УСТАНОВИЛА:
И.о. прокурора "данные изъяты" в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ОАО " "данные изъяты"" о понуждении к совершению действий. Просил обязать ОАО " "данные изъяты"" разработать на шахте " "данные изъяты"" график с указанием периодичности проведения влажной уборки и дезинфекции, инструкции по приготовлению и применению дезрастворов, оборудовать душевые водяными струйными ковриками для обработки и ополаскивания ног; выделить и оборудовать помещение для обеспыливания спецодежды; организовать подземные пункты питания, произвести обеспечение работников горячими обедами; оборудовать на шахте подземный здравпункт, для оказания, в случае получения травм, пострадавшим первой медицинской помощи.
Требования мотивированы тем, что Кемеровской межрайонной прокуратурой по надзору за исполнением законов в угледобывающей отрасли проведена проверка исполнения законодательства по вопросам обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и законодательства о техническом регулировании на шахте " "данные изъяты"".
Установлено, что санитарно-бытовое обслуживание работающих на шахте " "данные изъяты"" осуществляется в административно-бытовом комбинате (АБК) предприятия, однако, отсутствует график с указанием периодичности проведения влажной уборки и дезинфекции, инструкция по приготовлению и применению дезрастворов, душевые не оборудованы водяными струйными ковриками для обработки и ополаскивания ног; отсутствует помещение для обеспыливания спецодежды; не организованы подземные пункты питания, не производится обеспечение работников горячими обедами; на шахте отсутствует подземный здравпункт для оказания, в случае получения травм, пострадавшим первой медицинской помощи.
До настоящего времени указанные требования на "шахте " "данные изъяты"" филиала ОАО " "данные изъяты"" не выполнены.
Решением Междуреченского городского суда "данные изъяты" постановлено:
Обязать ОАО " "данные изъяты"" в срок до ДД.ММ.ГГГГ разработать на шахте " "данные изъяты" график с указанием периодичности проведения влажной уборки и дезинфекции, инструкции но приготовлению и применению дезрастворов, оборудовать душевые водяными струйными ковриками для обработки и ополаскивания ног; организовать подземные пункты питания, производить обеспечение работников горячими обедами, в срок до ДД.ММ.ГГГГ выделить и оборудовать помещение для обеспыливания спецодежды; оборудовать на шахте подземный здравпункт для оказания, в случае получения травм, пострадавшим первой медицинской помощи.
Исполнение решения суда возложить на руководителя ОАО " "данные изъяты"".
В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации меры, предусмотренные федеральным законом.
В апелляционной жалобе представитель ОАО " "данные изъяты"" ФИО1 просит отменить решение суда в части возложения обязанности по оборудованию в срок до ДД.ММ.ГГГГ на шахте " "данные изъяты"" Филиала ОАО " "данные изъяты"" - Управление по подземной добыче угля подземного здравпункта для оказания, в случае получения травм, пострадавшим первой медицинской помощи, и принять новое решение, в этой части отказать.
Указывает, что при разрешении настоящего спора, суд руководствовался пунктом 14.3 СанПиН 2.2.2948-11 "Гигиенические требования к организациям, осуществляющим деятельность по добыче и переработке угля (горючих сланцев) и организации работ".
В то же время, в соответствии с пунктом 12.15 СанПиН 2.2.3.570-96 "Гигиенические требования к предприятиям угольной промышленности и организации работ", необходимость по оборудованию подземного здравпункта возникает на шахтах, с числом рабочих более 800.
Таким образом, на момент вынесения решения суда действовало два СанПиН N 2.2.3.570-96 и N 2.2.2948-1с разными требованиями по количеству рабочих на шахте для организации подземного здравпункта.
По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ численность шахты " "данные изъяты"" составила 744 человека, из них 629-рабочие, 115 -ИТР.
Учитывая, что пункт 14.3 СанПиН 2.2.2948-11 не предъявляет требований к численности рабочих на шахте, а устанавливает требования к медико-профилактическому обслуживанию работников, которые заключаются в необходимости поддержания микроклиматических условий в соответствии с действующими санитарными нормами и правилами, а также обеспечения необходимым инструментарием, перевязочным материалом и медикаментами для оказания неотложной и первичной медицинской помощи, в то время как пункт 12.15 СанПиН 2.2.3.570-96 устанавливает требования по организации здравпунктов как наземных, так и подземных, с указанием численности рабочих, считает, что у работодателя отсутствует обязанность по организации подземного здравпункта.
Кроме того, при принятии решения суд не определил порядок, механизм, сроки исполнения обязанности в натуре, не выяснил возможность реального исполнения принятого им акта исходя из положений Закона РФ "Об исполнительном производстве" и возможности реальной защиты оспариваемых и нарушенных прав при выборе в данном конкретном случае такого способа защиты права, как понуждение к совершению действий.
В СанПиН 2.2.2948-11 Главный государственный врач допускает неопределенность в вопросе поддержания микроклиматических условий в подземных здравпунктах, отсылая к неким санитарным нормам и правилам для них.
Однако, в настоящее время таких санитарных норм и правил для подземных здравпунктов Главный государственный врач не принимал. Тем самым лицо, обязанное иметь подземный здравпункт, не может его организовать так, чтобы были соблюдены требования несуществующих санитарных норм и правил.
В указанном СанПиН Главный государственный врач также допускает неопределенность в вопросе обеспечения необходимым инструментарием, перевязочным материалом и медикаментами для оказания неотложной и перевязочной медицинской помощи.
Таким образом, полагает, что с учетом действия двух СанПиН N 2.2.3.570-96 и N 2.2.2948-1 и отсутствием нормативных документов, регламентирующих порядок организации подземных здравпунктов, исполнение судебного акта в части оборудования подземного здравпункта для оказания, в случае получения травм, пострадавшим первой медицинской помощи на шахте" "данные изъяты"" фактически не может быть исполнено.
Относительно доводов апелляционной жалобы и.о. Кузбасского межрайонного прокурора по надзору за исполнением законов в угледобывающей отрасли ФИО6 поданы возражения.
Проверив материалы дела, заслушав представителя открытого акционерного общества " "данные изъяты"" ФИО1, поддержавшую доводы апелляционной жалобы, прокурора ФИО7, поддержавшую доводы возражений относительно жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда исходя из доводов апелляционной жалобы и возражений относительно нее, в соответствии с ч. 1 ст. 327.1, ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Согласно ст. 22 ТК РФ работодатель обязан обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда; обеспечивать бытовые нужды работников, связанные с исполнением ими трудовых обязанностей.
В соответствии со ст. 212 ТК РФ работодатель обязан обеспечить соответствующие требованиям охраны труда условия труда на каждом рабочем месте; организацию контроля за состоянием условий труда на рабочих местах; санитарно-бытовое и лечебно-профилактическое обслуживание работников в соответствии с требованиями охраны труда.
Согласно ст. 25 Федерального закона от 30.03.1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" юридические лица обязаны осуществлять санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия по обеспечению безопасных для человека условий труда и выполнению требований санитарных правил и иных нормативных правовых актов Российской Федерации к производственным процессам и технологическому оборудованию, организации рабочих мест, коллективным и индивидуальным средствам защиты работников, режиму труда, отдыха и бытовому обслуживанию работников в целях предупреждения травм, профессиональных заболеваний, инфекционных заболеваний и заболеваний, связанных с условиями труда.
Согласно п. 14.3 СанПиН 2.2.2948-11 "Гигиенические требования к организациям, осуществляющим деятельность по добыче и переработке угля (горючих сланцев) и организации работ" при подземной добыче угля, помимо здравпункта в составе ЛБК, организуют подземный здравпункт, в помещении которого поддерживают микроклиматические условия в соответствии с действующими санитарными нормами и правилами. Подземные здравпункты обеспечивают необходимым инструментарием, перевязочным материалом и медикаментами для оказания неотложной и первой медицинской помощи.
Из материалов дела следует, что при проведении проверки исполнения законодательства по вопросам обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и законодательства о техническом регулировании на шахте " "данные изъяты"" Кемеровской межрайонной прокуратурой по надзору за исполнением законов в угледобывающей отрасли установлено, что санитарно-бытовое обслуживание работающих на шахте " "данные изъяты"" осуществляется в административно-бытовом комбинате (АБК) предприятия, отсутствует график с указанием периодичности проведения влажной уборки и дезинфекции, инструкция по приготовлению и применению дезрастворов, душевые не оборудованы водяными струйными ковриками для обработки и ополаскивания ног; отсутствует помещение для обеспыливания спецодежды; не организованы подземные пункты питания, не производится обеспечение работников горячими обедами; на шахте отсутствует подземный здравпункт для оказания, в случае получения травм, пострадавшим первой медицинской помощи.
Вышеуказанные нарушения санитарного законодательства ОАО " "данные изъяты"" в установленный срок устранены не были. Данное обстоятельство сторонами не оспаривалось.
При таких обстоятельствах судебная коллегия считает, что суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что бездействие ответчика ОАО " "данные изъяты"" нарушает требования законодательства в области санитарно - эпидемиологического благополучия населения, в связи с чем обоснованно удовлетворил исковые требования Кемеровского межрайонного прокурора по надзору за исполнением законов в угледобывающей отрасли к ОАО " "данные изъяты"".
Доводы апелляционной жалобы о том, что на момент вынесения решения суда действовало два СанПиН N 2.2.3.570-96 и N 2.2.2948-1, при этом СанПиН 2.2.3.570-96 предусмотрено количество рабочих на шахте, а в СанПиН 2.2.2948-1 требования к количеству нет, кроме того, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ численность шахты " "данные изъяты"" составила 744 человека, в связи с чем, у ОАО " "данные изъяты"" отсутствует обязанность по организации подземного здравпункта, не являются основанием для отмены решения суда, поскольку основаны на неверном толковании норм материального права.
В соответствии с п.1.1 СанПиН N 2.2.3.570-96, утвержденными и введенными в действие Постановлением Госкомсанэпиднадзора России от 31 октября 1996 г. N 44, данные санитарные правила устанавливают требования к проектируемым, строящимся, реконструируемым и действующим предприятиям по добыче угля и горючего сланца подземным (далее - шахты) и открытым (далее - разрезы) способом, обогатительным и брикетным фабрикам (далее - обогатительные фабрики).
Согласно п. 1.2. СанПиН N 2.2.3.570-96, их целью является сохранение здоровья работающих путем ограничения неблагоприятного действия пыли, физических, химических и других вредных факторов, сопровождающих работу на угольных предприятиях, профилактики и снижения риска развития профессиональных заболеваний (пневмокониозов, пылевого бронхита, вибрационной болезни, тугоухости, заболеваний опорно-двигательного аппарата и периферической нервной системы, интоксикаций и др.), а также производственно обусловленных заболеваний путем создания допустимых условий труда, рациональной организации труда и отдыха, ограничения временем воздействия неблагоприятных факторов при превышении допустимых уровней и проведения специальных медико-профилактических мероприятий.
Из раздела 2 следует, что СанПиН N 2.2.3.570-96 разработаны в соответствии с Законом РСФСР "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 19 апреля 1991 г., который утратил силу в связи с принятием Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".
В соответствии с п. 10 Постановления Правительства РФ от 24.07.2000 г. N 554 "Об утверждении Положения о Государственной санитарно-эпидемиологической службе Российской Федерации и Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании" срок действия санитарных правил устанавливается при их утверждении, но не более чем на 10 лет, с возможностью его продления не более чем на 5 лет.
Поскольку срок действия СанПиН 2.2.2.570-96 при их утверждении установлен не был и не продлялся, суд пришел к верному выводу о том, что они действуют не более 10 лет, либо до вступления в силу новых санитарных норм и правил, регулирующих данную сферу правоотношений, поэтому с момента вступления в силу ДД.ММ.ГГГГ СанПиН 2.2.2948-11 "Гигиенические требования к организациям, осуществляющим деятельность по добыче и переработке угля (горючих сланцев) и организации работ" СанПиН 2.2.3.570-96 утратил силу.
На основании Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30.03.1999 года N 52-ФЗ разработаны санитарные правила и нормы СанПиН 2.2.2948-11 "Гигиенические требования к организациям, осуществляющим деятельность по добыче и переработке угля (горючих сланцев) и организации работ", утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 21 июля 2011 года N 102, и являются нормативным правовым документом, определяющим гигиенические требования к организациям, занятым добычей и переработкой угля (горючих сланцев), направлены на предотвращение воздействия на работников вредных производственных факторов и охрану среды обитания.
Указанные СанПиН введены в действие 17.02.2012 года и являются обязательными для всех организаций и юридических лиц на территории РФ независимо от форм собственности и продолжительности деятельности.
В соответствии с п.1.5. СанПиН 2.2.2948-11, нормативно-технические документы, инструкции в части регламентирования гигиенических требований к организациям, осуществляющим деятельность по добыче и переработке угля (горючих сланцев), должны быть приведены в соответствие с положениями настоящих Санитарных правил.
Таким образом, удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции правильно руководствовался требованиями СанПиН 2.2.2948-11 "Гигиенические требования к организациям, осуществляющим деятельность по добыче и переработке угля (горючих сланцев) и организации работ", утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 21.07.2011 года N 102, которые не содержат требования к численности рабочих на шахтах для возложения обязанности по организации подземного здравпункта.
Также являются необоснованными доводы жалобы об отсутствии в настоящее время санитарных норм и правил для подземных здравпунктов. Так, при отсутствии специальных санитарных норм и правил для подземных здравпунктов их организация и деятельность должны определяться требованиями к здравпунктам, содержащимся в п. 10.22 СанПиН 2.1.3.2630-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность".
Каких-либо иных доводов, влекущих отмену или изменение решения суда, апелляционная жалоба не содержит
Таким образом, суд верно установил круг обстоятельств, подлежащих установлению для рассмотрения и разрешения настоящего дела, выводы суда соответствуют установленным обстоятельствам, нормы процессуального и материального права применены правильно. Представленным доказательствам в соответствии со ст. 67 ГПК РФ дана надлежащая оценка.
Оснований для отмены решения в соответствии с положениями ч.3 ст. 327.1, ч.4 ст. 330 ГПК РФ не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ч. 1 ст. 327.1, ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Междуреченского городского суда Кемеровской области от 11 мая 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ОАО "Угольная компания "Южный Кузбасс" ФИО1 - без удовлетворения.
Председательствующий: О.А. Овчаренко
Судьи: И.С. Курпас
В.В. Казачков
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.