Судебная коллегия по гражданским делам Кемеровского областного суда в составе:
председательствующего Бугровой Н.М.,
судей Рыжониной Т.Н. и Кандаковой Л.Ю.,
при секретаре Калашниковой С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Бугровой Н.М. гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Управления социальной защиты населения г. Полысаево Е.Р. (доверенность от 10.01.2012 года) на решение Ленинск-Кузнецкого городского суда Кемеровской области от 28 июня 2012 года
по иску Н.Н. к Управлению социальной защиты населения г. Полысаево о признании незаконным отказа в выплате денежной компенсации,
УСТАНОВИЛА:
Н.Н. обратилась в суд с иском к Управлению социальной защиты населения г. Полысаево (УСЗН г. Полысаево) о признании незаконным отказа в выплате денежной компенсации.
Требования мотивированы тем, что она в ДД.ММ.ГГГГ г. была выселена из "адрес" как член семьи участника ОУН и направлена на спецпоселение в "адрес", откуда снята с учета ДД.ММ.ГГГГ на основании приказа МВД СССР от ДД.ММ.ГГГГ
Данные сведения подтверждаются архивной справкой N, выданной ДД.ММ.ГГГГ ИЦ ГУ МВД России по "адрес" Отделом архивной информации и реабилитации.
Впоследствии была реабилитирована в соответствии со ст. 3 Закона Украины от 17.04.91 г.
В связи с этим, поскольку на нее распространяются положения закона РФ от 18.10.1991г. N 1761-1 "О реабилитации жертв политических репрессий", обратилась к ответчику с заявлением о выплате денежной компенсации, предусмотренной ст. 15 Закона, в чем ей было отказано, со ссылкой на недостаточность собранных документов, подтверждающих её нахождение в местах лишения свободы либо в психиатрическом лечебном учреждении.
С данным отказом истец не согласна, считает, что право на компенсацию не может не распространятся на тех, кто не был лишен свободы, не был помещен на принудительное лечение в психиатрическое учреждение, а был подвергнут другим видам репрессий.
Н.Н. просила суд признать незаконным отказ в выплате денежной компенсации за время нахождения на спецпоселении.
Истец Н.Н. в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело в её отсутствие.
Представитель ответчика УСЗН "адрес" Е.Р., действующая на основании доверенности, в судебном заседании иск не признала.
Решением Ленинск-Кузнецкого городского суда Кемеровской области от 28 июня 2012 года постановлено:
Исковые требования Н.Н. удовлетворить в полном объеме.
Признать незаконным отказ Управления социальной защиты населения "адрес" в выплате Н.Н. денежной компенсации за время нахождения на спецпоселении, содержащийся в ответе Управления социальной защиты населения "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ.
В апелляционной жалобе представитель Управления социальной защиты населения Полысаевского городского округа Е.Р. (доверенность от 10.01.2012 года) просит решение суда отменить, как незаконное и необоснованное.
Указывает, что в соответствии с представленными истцом документами, Н.Н. состояла на учете в спецпоселении, а не в местах лишения свободы.
Лица, репрессированные за пределами Российской Федерации и реабилитированные компетентными органами государств - бывших республик СССР и постоянно проживающие на территории России, для подтверждения своего права на компенсацию в соответствии со статьей 15 Закона представляют также документ о том, что они не получили аналогичную денежную компенсацию от государств - бывших республик СССР.
Представленные истцом документы не дают основания на получение денежной компенсации; не установлены факты, имеющие юридическое значение, а именно разночтение в документах и справках в дате рождения истицы.
Н.Н. принесены возражения на апелляционную жалобу.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, заслушав представителя Управления социальной защиты населения Полысаевского городского округа Горковюк Е.Р. (доверенность от 24.08.2012 г.), поддержавшую доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов апелляционной жалобы и возражений в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия приходит к следующему.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу об удовлетворении исковых требований, поскольку на истца распространяется действие положений ч. 5 ст. 15 Закона РФ от 18.10.1991 г. N 1761-1 "О реабилитации жертв политических репрессий", а также абз. 4 п. 5 Постановления Правительства Российской Федерации от 16.03.1992 N 160 об утверждении положения "О порядке выплаты денежной компенсации и предоставлении льгот лицам, реабилитированным в соответствии с Законом Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий", которые предусматривают выплату компенсации, предусмотренную ст. 15 закона, также лицам, репрессированных за пределами Российской Федерации, но постоянно проживающим на ее территории.
Однако судебная коллегия находит указанные выводы суда необоснованными, постановленными с нарушением норм материального права.
Как видно из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Н.Н. (до регистрации брака Н.Н.) Н.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, постановлением Особого Совещания при МГБ СССР от ДД.ММ.ГГГГ, как член семьи М.Н., участника организации украинских националистов (ОУН), была выслана из села "адрес" в "адрес" сроком на ДД.ММ.ГГГГ лет, считая срок с ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 8).
Также, согласно сведениям, содержащихся в представленной архивной справке, Н.Н. в соответствии со ст. 3 Закона Украины от 17.04.1991 года "О реабилитации жертв политических репрессий на Украине", по делу об административном выселении и нахождении на спецпоселении в Кемеровской области, реабилитирована, как жертва политических репрессий (л.д. 8).
По информации, представленной ГУ МВД России по "адрес" согласно имеющейся архивной учетной карточки, Н.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженка "адрес", действительно состояла на учете на спецпоселении, куда была выселена из "адрес" в ДД.ММ.ГГГГ году как член семьи участника ОУН, снята с учета спецпоселения ДД.ММ.ГГГГ на основании приказа МВД СССР от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 12).
Согласно ст. 1 Закона РФ от 18.10.1991 г. N 1761-1 "О реабилитации жертв политических репрессий" политическими репрессиями признаются различные меры принуждения, применяемые государством по политическим мотивам, в виде лишения жизни или свободы, помещения на принудительное лечение в психиатрические лечебные учреждения, выдворения из страны и лишения гражданства, выселения групп населения из мест проживания, направления в ссылку, высылку и на спецпоселение, привлечения к принудительному труду в условиях ограничения свободы, а также иное лишение или ограничение прав и свобод лиц, признававшихся социально опасными для государства или политического строя по классовым, социальным, национальным, религиозным или иным признакам, осуществлявшееся по решениям судов и других органов, наделявшихся судебными функциями, либо в административном порядке органами исполнительной власти и должностными лицами и общественными организациями или их органами, наделявшимися административными полномочиями.
Согласно ст. 12 Закона РФ от 18.10.1991 г. N 1761-1 "О реабилитации жертв политических репрессий", реабилитированные лица восстанавливаются в утраченных ими в связи с репрессиями социально-политических и гражданских правах, воинских и специальных званиях, им возвращаются государственные награды, предоставляются меры социальной поддержки, выплачиваются компенсации в порядке, устанавливаемом настоящим Законом и законами субъектов Российской Федерации.
Так, согласно ч. 1 ст. 15 указанного закона, лицам, подвергшимся репрессиям в виде лишения свободы, помещения на принудительное лечение в психиатрические лечебные учреждения и впоследствии реабилитированным, органами социальной защиты населения по месту их жительства на основании документов о реабилитации и о времени нахождения в местах лишения свободы и психиатрических лечебных учреждениях единовременно выплачиваются денежные компенсации из расчета 75 рублей за каждый месяц лишения свободы или пребывания в психиатрических лечебных учреждениях, но не более 10 000 рублей.
Порядок выплаты денежных компенсаций, возврата конфискованного имущества или возмещения его стоимости устанавливается специальными положениями, утверждаемыми Правительством Российской Федерации (ст. 17 Закона).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.03.1992 N 160 утверждено Положение "О порядке выплаты денежной компенсации и предоставлении льгот лицам, реабилитированным в соответствии с Законом Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий", пунктами 1 и 2 которого, также закреплен круг лиц, имеющих право на денежную компенсацию.
Согласно, ст. 56 "Уголовного кодекса Российской Федерации" от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 10.07.2012), лишение свободы заключается в изоляции осужденного от общества путем направления его в колонию или лечебное исправительное учреждение, исправительную колонию общего, строгого или особого режима либо в тюрьму.
Таким образом, в соответствии с представленными истцом документами, Н.Н. состояла на учете в спецпоселении, а не в местах лишения свободы, следовательно, исходя из указанных норм материального права, оснований для удовлетворения исковых требований Н.Н. у суда первой инстанции не имелось.
При этом ссылки суда на Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 23.05.1995 года N 6-П, по вопросу о недопущении дискриминации жертв политических репрессий, несостоятельны, поскольку в соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Определении от 12.11.2008 N 1031-О-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Эстонской Республики Митькина Валентина Александровича на нарушение его конституционных прав статьями 15 и 16 Закона Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий", предоставляя в соответствии со статьей 15 Закона Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий" право на получение этих денежных компенсаций не всем реабилитированным лицам, а тем из них, кто испытал наиболее тяжелые последствия необоснованных политических репрессий, а именно лишение свободы или помещение на принудительное лечение в психиатрические лечебные учреждения, государство тем самым признает свою особую (повышенную) ответственность перед ними. Этим не затрагиваются права и не умаляется достоинство личности иных категорий реабилитированных граждан, не ставших жертвами столь жестокого государственного произвола. Такое правовое регулирование не может рассматриваться и как нарушающее конституционный принцип равенства, закрепленный статьей 19 Конституции Российской Федерации, который, как неоднократно подчеркивал в своих решениях Конституционный Суд Российской Федерации, не исключает дифференциации, приводящей к различиям в правах и обязанностях субъектов права, если ее критерии объективно оправданны и обоснованны, преследуют конституционно значимые цели, а используемые для достижения этих целей правовые средства соразмерны им.
На основании указанных норм права и установленных обстоятельств, выводы в решении суда о возможности распространения на истца действия положений ч. 5 ст. 15 Закона РФ от 18.10.1991 г. N 1761-1 "О реабилитации жертв политических репрессий", а также абз. 4 п. 5 Постановления Правительства Российской Федерации от 16.03.1992 N 160 об утверждении положения "О порядке выплаты денежной компенсации и предоставлении льгот лицам, реабилитированным в соответствии с Законом Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий", нельзя признать правомерными.
При таком положении решение суда нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене.
Таким образом, с учетом того, что обстоятельства дела судом первой инстанции были установлены, однако материальный закон применен неверно, судебная коллегия считает необходимым отменить решение суда с вынесением по делу нового решения об отказе Н.Н. в удовлетворении заявленных исковых требований.
Руководствуясь ст.ст.327.1 ч.1, 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ленинск-Кузнецкого городского суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ отменить, принять по делу новое решение, в удовлетворении иска Н.Н. к Управлению социальной защиты населения Полысаевского городского округа о признании незаконным отказа в выплате денежной компенсации за время нахождения на спецпоселении отказать.
Председательствующий: Н.М. Бугрова
Судьи: Л.Ю. Кандакова
Т.Н. Рыжонина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.