Судебная коллегия по гражданским делам Кемеровского областного суда в составе:
председательствующего Сорокина А.В.,
судей Чуньковой Т.Ю., Дударек Н.Г.,
при секретаре Ворожцовой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Сорокина А.В. гражданское дело по апелляционной жалобе начальника Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Тисульском районе Кемеровской области ФИО9
на решение Тисульского районного суда Кемеровской области от 13.07.2012 г. по делу по иску ФИО1 к Управлению пенсионного фонда РФ (государственному учреждению) в Тисульском районе Кемеровской области о включении периода работы в льготный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости,
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ (ГУ) в Тисульском районе Кемеровской области об оспаривании решения.
Иск обоснован тем, что с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время она работает в системе народного образования педагогом. ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в комиссию Управления пенсионного фонда РФ в Тисульском районе по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан за назначением досрочной трудовой пенсии по старости согласно п.п. 10 п. 1 ст. 28 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" N 173 от 17.12.2001 года. При проверке специального трудового стажа выявили, что период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности воспитателя проходил в детском комбинате совхоза " "данные изъяты"". Данный период не может быть зачтен в педагогический стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для воспитания и обучения детей дошкольного возраста, так как Постановлениями Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 года N 463 и Правительства РФ N 1067 от 22.09.1999 г. наименование учреждения "детский комбинат" не предусмотрено, в связи с чем, по мнению ответчика, у неё недостаточно педагогического стажа для выплаты досрочной трудовой пенсии. С решением комиссии УПФР не согласна, так как детский комбинат " "данные изъяты"" совхоза " "данные изъяты"" являлся яслями-садом и работал по программе "Воспитание и обучение в детском саду", издаваемой Министерством просвещения РСФСР и был единственным детским дошкольным учреждением в "адрес". Просит признать незаконным решение комиссии Управления пенсионного фонда Российской Федерации в Тисульском районе от ДД.ММ.ГГГГ об отказе ей в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, признать за ней право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с 25-летием педагогического стажа, обязать ответчика засчитать период работы в детском комбинате " "данные изъяты"" совхоза " "данные изъяты"" с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в льготный трудовой стаж.
В судебном заседании истец уточнила свои требования, просила признать незаконным решение Комиссии Управления пенсионного фонда Российской Федерации в Тисульском районе от ДД.ММ.ГГГГ "Об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с отсутствием 25 лет педагогической деятельности" и обязать ответчика включить период ее работы в детском комбинате " "данные изъяты"" совхоза " "данные изъяты"" с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год в специальный трудовой стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии, отказалась от требования о возложении на ответчика обязанности признать за ней право на назначение досрочной трудовой пенсии, поскольку 25 лет педагогической деятельности у нее будет только ДД.ММ.ГГГГ.
Представитель ответчика ФИО10, действующая на основании доверенности N от ДД.ММ.ГГГГ, иск не признала.
Решением Тисульского районного суда Кемеровской области от 13.07.2012 г. постановлено:
Иск ФИО1 к Управлению пенсионного фонда РФ (государственному учреждению) в Тисульском районе Кемеровской области о включении периода работы в льготный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, удовлетворить.
Признать незаконным Решение Комиссии Управления пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в Тисульском районе Кемеровской области N от ДД.ММ.ГГГГ об отказе ФИО1 включить в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии в пп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 года N 173-ФЗ " О трудовых пенсиях в Российской Федерации" период ее работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности воспитателя в детском комбинате совхоза " "данные изъяты"".
Обязать Управление пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Тисульском районе Кемеровской области включить в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 27 ФЗ от 17.12.2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности воспитателя детского комбината совхоза "Тамбарский" при назначении ФИО1 досрочной трудовой пенсии по старости.
В апелляционной жалобе начальник Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Тисульском районе Кемеровской области ФИО9 просит решение суда отменить.
В жалобе указывает, что период работы истца с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности воспитателя в детском комбинате совхоза " "данные изъяты"" не может быть зачтен в стаж, дающей право на досрочное назначение пенсии согласно ст. 27 п. 1. п.п. 19 ФЗ от 17.12.2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ", так как Постановлением совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. N 463 и Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 г. N 1067 наименование учреждения "детский комбинат" не предусмотрено.
В связи с тем, что наименование "детский комбинат" не указано в разделе "Наименование учреждений" перечисленных Списков, период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в детском комбинате совхоза " "данные изъяты"" в льготный стаж истцу не был зачтен.
Таким образом, на момент обращения истца на ДД.ММ.ГГГГ за подсчетом стажа, необходимого для досрочного назначения трудовой пенсии по старости льготный стаж составил 17 лет 6 месяцев 12 дней.
В связи с отсутствием 25 лет педагогического стажа у ФИО11 отсутствует право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
В возражениях на апелляционную жалобу ФИО1 просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы гражданского дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ законность и обоснованность решения суда в пределах доводов жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Согласно ч. 1 ст. 7 Конституции Российской Федерации в соответствии с целями социального государства, гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом, ДД.ММ.ГГГГ истец обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности согласно п.п. 19 п. 1 ст. 27 Закона РФ от 17.12.2001 г. N 173-Ф3 "О трудовых пенсиях в РФ".
Решением комиссии Управления ПФР в Тисульском районе по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан N от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 было отказано включить в стаж, дающий право для назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, период работы воспитателем в детском комбинате совхоза " "данные изъяты"" с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, поскольку Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 года N 463 и Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 года N 1067 наименование учреждения "детский комбинат" не предусмотрено. Специальный стаж истца на день принятия решения комиссией составил 17 лет 6 месяцев 12 дней (л.д.5-6).
В соответствии с положениями п.п. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона N 173-Ф3 "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" от 17.12.2001 г., трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 вышеназванного федерального закона, в частности лицам, осуществлявшим не менее 25 лет педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Для тех лиц, которые приобрели пенсионные права до вступления в силу Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", ст. 30 предусмотрен порядок их оценки путем конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал. При этом п. 4 данной статьи установлено, что в целях оценки пенсионных прав застрахованных лиц под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года, учитываемая в календарном порядке, и перечисляются включаемые в нее периоды.
До вступления в силу Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" виды трудовой деятельности и иной общественно полезной деятельности, включаемые в общий трудовой стаж, определялись Законом Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации".
Министерство труда и социального развития Российской Федерации по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации Постановлением от 17.10.2003 г. N 70 утвердило разъяснение "О некоторых вопросах установления трудовых пенсий в соответствии со статьями 27, 28, 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 27.11.2003 г., N 5280), в соответствии с которым расчетный размер трудовой пенсии может быть исчислен по условиям и нормам, предусмотренным законодательством, действовавшим до принятия Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Согласно ч. 9 ст. 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ", оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 01.01.2002 г. производится органами, осуществляющими пенсионное обеспечение, одновременно с назначением им трудовой пенсии в соответствии с настоящим Федеральным законом. При этом применяется порядок исчисления и подтверждения трудового стажа, в том числе стажа на соответствующих видах работ, который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий, и действовал до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
В соответствии с п. 3 ст. 28 Федерального закона, списки соответствующих работ, профессий и должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости, а также правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии утверждаются Правительством РФ.
В соответствии с п. 3 Постановления Правительства РФ N 1067 от 22.09.1999 г. "Об утверждении списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет" в специальный педагогический стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, засчитываются периоды работы до 01 ноября 1999 года в соответствии со Списком профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года N 463, а периоды работы после указанной даты - в соответствии со Списком и Правилами, утвержденными пунктом 1 настоящего Постановления.
В соответствии с п. 2 Постановления Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 года N 463, в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет работникам образования, засчитываются все виды педагогической деятельности в учреждениях (организациях) и должностях, предусмотренных списком, независимо от ведомственной подчиненности учреждения (организаций). То есть по смыслу данного правового акта пенсия за выслугу лет педагогическим работникам назначается в зависимости от вида деятельности.
В соответствии с определением Конституционного суда РФ от 06.12.2001 года N 310-О, согласно статье 39 (часть 1) Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Закрепляя в законе правовые основания назначения государственной пенсии, как того требует статья 39 (часть 2) Конституции Российской Федерации, федеральный законодатель определяет порядок исчисления трудовых пенсий. При этом в силу статьи 15 (часть 1) Конституции Российской Федерации он обязан исходить из верховенства Конституции РФ и высшей юридической силы ее принципов и норм. В соответствии со ст. 19 Конституции РФ равенство прав и свобод гарантируется без какой-либо дискриминации, в том числе независимо от рода и места деятельности.
В соответствии с указанными конституционными положениями законом Российской Федерации от 20.11.1990 г. "О государственных пенсиях в Российской Федерации" (с последующими изменениями и дополнениями) в качестве правового основания для пенсионного обеспечения отдельных категорий трудящихся предусматривается длительное выполнение определенной профессиональной деятельности, в частности устанавливается право на получение пенсии за выслугу лет (особый вид специального трудового стажа) в связи с длительной работой с особо вредными условиями труда, а также некоторой иной профессиональной деятельностью. При этом названным Законом урегулированы основные вопросы, относящиеся к данному виду пенсионного обеспечения: виды профессиональной деятельности и условия, определяющие право на пенсию за выслугу лет, длительность сроков выслуги, необходимой для возникновения права на данную пенсию, ее размер, порядок исчисления назначения и выплаты. По смыслу статей 2, 3, 77, 80 и 83 Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в РФ" во взаимосвязи с другими его положениями, право на получение пенсии за выслугу лет законодатель связывает не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой работой, при выполнении которой, работник подвергается неблагоприятному воздействию различного рода факторов, обусловленных именно спецификой и характером труда. Соответственно, ст.80 вышеуказанного закона предусматривает назначение пенсии в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей при выслуге не менее 25 лет.
В соответствии с постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 12.05.1959 г. N 558 "О мерах по дальнейшему развитию детских дошкольных учреждений, улучшению воспитания и медицинского обслуживания детей дошкольного возраста", а также Временным положением о дошкольном учреждении - ясли-сад, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 08.03.1960 ("Сборник документов 1917 -1973 "Народное образование СССР" г. Москва, "Педагогика", 1974 (с. 335 - 340) было утверждено такое наименование детских дошкольных учреждений, как ясли-сад.
Согласно общесоюзному классификатору Государственного комитета СССР по статистике, Государственного планового комитета СССР, Государственного комитета СССР по стандартам "Отрасли народного хозяйства", утвержденному 01.01.1976 г. и действующему на момент возникновения трудовых отношений, в числе учреждений дошкольного воспитания отрасли "Народное образование" названы ясли-сады (комбинаты), следовательно, наименование детского дошкольного учреждения "Детский комбинат" соответствует наименованию "Ясли-сад".
Согласно п. 37 Решения исполнительного комитета Тисульского районного Совета народных депутатов N от ДД.ММ.ГГГГ утвержден акт приемки в эксплуатацию государственной приемочной комиссией от ДД.ММ.ГГГГ законченного строительством двухэтажного кирпичного здания детского яслей-сада на 140 мест, построенного в "адрес", ПМК N треста " "данные изъяты"" по кредитам совхоза " "данные изъяты"" и разрешена его эксплуатация (л.д. 10-16).
Из акта приемки в эксплуатацию государственной приемочной комиссией законченного строительством здания жилищно-гражданского назначения от ДД.ММ.ГГГГ следует, что предъявленный к приемке детсад-ясли на 140 мест принят в эксплуатацию с общей оценкой "удовлетворительно" (л.д. 17-18).
В соответствии с Приказом N-к от ДД.ММ.ГГГГ по совхозу " "данные изъяты"" утвержден штат работников детского сада с ДД.ММ.ГГГГ, воспитатели: 6 ставок (л.д. 24).
Приказом N-к от ДД.ММ.ГГГГ по совхозу " "данные изъяты"" в связи с сокращением штатов в детском саду совхоза уволены воспитатель ФИО12 и пом.воспитателя ФИО13 (л.д. 25).
Приказом N-к от ДД.ММ.ГГГГ по совхозу " "данные изъяты"" (л.д. 26) утвержден штат работников детского сада с ДД.ММ.ГГГГ: воспитатели - 8 единиц (л.д. 26).
Приказом N-к от ДД.ММ.ГГГГ по совхозу " "данные изъяты"" установлено, что на основании постановления ЦК КПСС, Совета Министров СССР, ВЦСПС от ДД.ММ.ГГГГ N "О повышении заработной платы работников народного образования" нянь дошкольных групп считать помощниками воспитателя, на основании постановления ЦК КПСС, Совета Министров СССР, ВЦСПС от ДД.ММ.ГГГГ нянь в группах детей до 3-х лет считать санитарками (л.д. 27).
Приказом N-к от ДД.ММ.ГГГГ по совхозу " "данные изъяты"" на основании распоряжения Тисульской районной администрации N от ДД.ММ.ГГГГ "О передаче яслей-сада " "данные изъяты"" "адрес" на 60 мест совхоза " "данные изъяты"" в Тисульский центр народного образования уволены в порядке перевода по ст. 29 п. 5 КЗОТ РФ следующие работники яслей-сада: п. 17 ФИО1 (л.д. 28).
Из Распоряжения администрации Тисульского района N-р от ДД.ММ.ГГГГ "О передаче яслей-сада " "данные изъяты"" "адрес" на 60 мест совхоза " "данные изъяты"" в Тисульский центр народного образования" следует, что в связи с трудным финансовым положением совхоза " "данные изъяты"" передать безвозмездно с ДД.ММ.ГГГГ ясли-сад " "данные изъяты"" "адрес" на 60 мест Тисульскому районному центру народного образования (л.д. 29).
Следовательно, детский комбинат не являлся самостоятельным видом дошкольного учреждения, данное наименование соответствует наименованию "ясли-сад", которое содержится как в Списках, утвержденных Постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года N 463, так и в Списках, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 года N 1067.
Таким образом, в периоды работы истца в детском комбинате эти учреждения приравнивались к детским садам, яслям-садам и были наряду с ними предусмотрены в качестве дошкольных детских учреждений, а поэтому суд пришел к правильному выводу о включении указанного периода работы истца в её педагогический стаж.
Как правильно отметил суд первой инстанции, в спорные периоды истец фактически выполняла работу воспитателя яслей-сада, то есть в должности и учреждении, предусмотренными указанными Списками.
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно посчитал отказ Комиссии Управления Пенсионного фонда РФ (ГУ) в Тисульском районе Кемеровской области в назначении ФИО1 досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью незаконным.
С учетом изложенного, оценивая в совокупности представленные доказательства, суд первой инстанции обоснованно пришел к убеждению, что период деятельности истца в должности воспитателя детского комбината должен быть включен в специальный педагогический стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по основаниям, предусмотренным подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Правильность позиции суда по вопросу включения в специальный стаж в настоящее время периодов деятельности, включавшихся в специальный стаж в соответствии с законодательством, действовавшим на период исполнения такой работы, подтверждается Постановлениями Конституционного Суда РФ от 29 января 2004 г. N 2-П и от 3 июня 2004 г. N 11-П, согласно которым принципы равенства и справедливости, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в РФ как правовом и социальном государстве, включая право на пенсионное обеспечение, предполагают по смыслу статей 1, 2, 6(ч.2), 15(ч. 4), 17(ч. 1), 18, 19 и 55(ч. 1) Конституции РФ, правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, то есть в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты.
В связи с изложенным, ссылка жалобы на отсутствие в соответствующих нормативно-правовых актах указания на учреждение "детский комбинат" несостоятельна, поскольку судом правильно был определен характер деятельности истца в качестве воспитателя.
Иных доводов, указывающих на нарушения норм материального или процессуального права, приведших к неправильному разрешению спора, в жалобе нет.
При этом все изложенные в решении суда выводы достаточно подробно мотивированы и основываются на исследованных доказательствах, которым суд дал надлежащую оценку, отвечающую правилам статей 67,198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и правильную по существу правовую оценку. Выводы суда соответствуют установленным судом фактам и закону, а поданная представителем ответчика жалоба не содержит доводов, опровергающих выводы суда, и не позволяет признать их ошибочными.
Учитывая изложенное, суд считает, что судом первой инстанции правильно применены нормы материального права и нормы процессуального права, выводы суда, изложенные в решении, соответствуют обстоятельствам дела и имеющимся в нем доказательствам, в связи с чем апелляционная жалоба является необоснованной и удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ч. 1 ст. 327.1, ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Тисульского районного суда Кемеровской области от 13 июля 2012 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу начальника Управления Пенсионного фонда РФ (ГУ) в Тисульском районе Кемеровской области ФИО9 - без удовлетворения.
Председательствующий: А.В. Сорокин
Судьи: Е.В. Акинина
И.В. Хомутова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.