Судебная коллегия по гражданским делам Кемеровского областного суда в составе:
председательствующего: Потловой О.М.
судей: Гордиенко А.Л. и Краевой Л.В.
при секретаре: Аникиной К.Е.,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Потловой О.М.
гражданское дело
по апелляционной жалобе представителя Администрации Беловского городского округа
на решение Беловского городского суда Кемеровской области
от 10 июля 2012 года
по делу по иску П.В.М. к Администрации Беловского городского округа о признании незаконными действий по исключению из числа граждан, подлежащих обеспечению жильем, признании права на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета и обязании предоставить жилое помещение,
Руководствуясь ч.1 ст. 327.1, ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Беловского городского суда Кемеровской области от 10 июля 2012 года в части признать незаконным распоряжение Администрации Беловского городского округа N 1085-р от 25 мая 2012 года об исключении П.В.М. из числа граждан, подлежащих обеспечению жильем в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2008 года N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов", Федеральным законом от 12.01.1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах", Законом Кемеровской области N 3-ОЗ от 28.01.2010 года "Об обеспечении жильем ветеранов" и признать за П.В.М. право на обеспечение жильем в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2008 года N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов", Федеральным законом от 12.01.1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах", Законом Кемеровской области N 3-ОЗ от 28.01.2010 года "Об обеспечении жильем ветеранов" изменить, изложив резолютивную часть решения суда в следующей редакции:
Признать незаконным распоряжение Администрации Беловского городского округа N 1085-р от 25 мая 2012 года об исключении П.В.М. из числа граждан, подлежащих обеспечению жильем в соответствии Федеральным законом от 12.01.1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах", Законом Кемеровской области N 3-ОЗ от 28.01.2010 года "Об обеспечении жильем ветеранов" и постановке на учёт в общий список граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Признать за П.В.М. право на обеспечение жильем в соответствии с Федеральным законом от 12.01.1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах", Законом Кемеровской области N 3-ОЗ от 28.01.2010 года "Об обеспечении жильем ветеранов", обязав администрацию Беловского городского округа включить П.В.М. в реестр граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в органах местного самоуправления, выбравшей одну из форм предоставления жилых помещений в порядке, предусмотренном постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 17 февраля 2010 г. N 71, по дате первоначальной постановки на учёт.
В части обязать Администрацию Беловского городского округа предоставить П.В.М. по договору социального найма или в собственность жилое помещение, общей площадью не менее 36 кв.м. в пределах г.Белово Кемеровской области отменить. В этой отмененной части принять новое решение, которым в удовлетворении исковых требований П.В.М. в части обязать Администрацию Беловского городского округа предоставить П.В.М. по договору социального найма или в собственность жилое помещение, общей площадью не менее 36 кв.м. в пределах г.Белово Кемеровской области, отказать.
Председательствующий: О.М. Потлова
Судьи: А.Л. Гордиенко
Л.В. Краева
Судья: Шпирнов А.В. Дело N 33-9034
Докладчик: Потлова О.М.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
19 сентября 2012 года
Судебная коллегия по гражданским делам Кемеровского областного суда в составе:
председательствующего: Потловой О.М.
судей: Гордиенко А.Л. и Краевой Л.В.
при секретаре: Аникиной К.Е.,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Потловой О.М.
гражданское дело
по апелляционной жалобе представителя Администрации Беловского городского округа
на решение Беловского городского суда Кемеровской области
от 10 июля 2012 года
по делу по иску П.В.М. к Администрации Беловского городского округа о признании незаконными действий по исключению из числа граждан, подлежащих обеспечению жильем, признании права на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета и обязании предоставить жилое помещение,
УСТАНОВИЛА:
П.В.М. обратилась в суд с иском к администрации Беловского городского округа о признании незаконными действий по исключению из числа граждан, подлежащих обеспечению жильем, признании права на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета и обязании предоставить жилое помещение по договору социального найма. Свои требования мотивирует тем, что П.В.М. является бывшим несовершеннолетним узником фашистских концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны и инвалидом 2 группы по общему заболеванию.
Распоряжением администрации г.Белово от 26.07.2011 года N 1394-Р П.В.М. была поставлена на учёт в качестве нуждающейся в жилом помещении на основании ФЗ от 12.01,1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах", Указа Президента РФ от 07.05.2008 года N 714 "Об обеспечении жильём ветеранов Великой отечественной войны 1941-1945 годов", Закона Кемеровской области N 3-ОЗ от 28.01.2010 года "Об обеспечении жильем ветеранов", как несовершеннолетний узник фашистских концлагерей.
Распоряжением администрации Беловского городского округа от 25.05.2012 года за N1085-Р П.В.М. исключена из числа граждан, подлежащих обеспечению жильём и поставлена на учёт в общий список граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий по дате первоначальной постановки на учёт.
Как следует из протокола заседания общественной комиссии по жилищным вопросам при администрации Беловского городского округа от 24.05.2012 года, постановка ее на учёт как несовершеннолетнего узника фашистских концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания по обеспечению жильём в рамках реализации Указа президента РФ от 07.05.2008 года произведена ошибочно. Поскольку бывшие несовершеннолетние узники фашизма в данном Указе не названы, реализация их права на получение жилого помещения не может осуществляться в соответствии с указом Президента РФ.
С данным решением Администрации Беловского городского округа истец не согласна, считает его незаконным, грубо нарушающим ее права и охраняемые законом интересы.
Просит признать решение Администрации Беловского городского округа от 25.05.2012 года N1085-Р, которым П.В.М. исключена из числа граждан, подлежащих обеспечению жильём в соответствии с Указом Президента РФ, и поставлена на учёт в общий список граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий по дате первоначальной постановки на учёт, незаконным. Признать за П.В.М. право на обеспечение жильём за счёт средств федерального бюджета в порядке, определённом Указом Президента РФ, и обязать Администрацию Беловского городского округа предоставить П.В.М. по договору социального найма либо в собственность жилое помещение с учётом установленной нормы не менее 36 кв.м. общей площади. Взыскать с Администрации Беловского городского округа судебные расходы по оплате консультационных услуг и составлению искового заявления в размере "данные изъяты".
В судебном заседании истец П.В.М. исковые требования поддержала, подтвердила обстоятельства, на которых основаны исковые требования и дала показания, аналогичные изложенному в исковом заявлении.
В судебном заседании представитель Администрации Беловского городского округа Н.Н.Н. исковые требования не признала, представила письменный отзыв на исковое заявление.
Решением Беловского городского суда Кемеровской области от 10 июля 2012 года постановлено:
Признать незаконным распоряжение Администрации Беловского городского округа N 1085-р от 25 мая 2012 года об исключении П.В.М. из числа граждан, подлежащих обеспечению жильем в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2008 года N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов", Федеральным законом от 12.01.1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах", Законом Кемеровской области N 3-ОЗ от 28.01.2010 года "Об обеспечении жильем ветеранов".
Признать за П.В.М. право на обеспечение жильем в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2008 года N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов", Федеральным законом от 12.01.1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах", Законом Кемеровской области N 3-ОЗ от 28.01.2010 года "Об обеспечении жильем ветеранов".
Обязать Администрацию Беловского городского округа предоставить П.В.М. по договору социального найма или в собственность жилое помещение, общей площадью не менее 36 кв.м. в пределах г.Белово Кемеровской области.
Взыскать с Администрации Беловского городского округа в пользу П.В.М. "данные изъяты" в качестве компенсации судебных расходов.
В апелляционной жалобе представитель Администрации Беловского городского округа Н.Н.Н. просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное.
В обоснование своих доводов указывает на то, что судом первой инстанции при вынесении решения не были учтены ряд обстоятельств, а именно.
Суд не привел правового основания для признания незаконным и для отмены распоряжения Администрации Беловского городского округа от 25.05.2012г. N1085-р "Об исключении П.В.М. из числа граждан, подлежащих обеспечению жильем в соответствии с Указом президента РФ от 07.05.2008 г. N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов", Федеральным законом от 12.01.1995г. N 5-ФЗ "О ветеранах", Законом Кемеровской области N3-ОЗ от 28.01.2010г.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 года N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов" исполнить решение суда за счет федерального бюджета невозможно.
Судом дана неверная оценка норм материального права. Суд вынес решение о признании права на обеспечение жильем П.В.М. в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 года N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов", Федеральным законом от 12.01.1995г. N 5-ФЗ "О ветеранах", Законом Кемеровской области N3-ОЗ от 28.01.2010г., хотя фактически мотивировал только областным законом. Считает, что право на жилье П.В.М. в соответствии с федеральными нормативными актами признано неверно, так как суд первой инстанции не может не руководствоваться решением Верховного Суда РФ.
Суд без указания на нормативный акт обязал Администрацию Беловского городского округа предоставить П.В.М. по договору социального найма или в собственность жилое помещение не менее 36 кв.м. в пределах г.Белово Кемеровской области, без указания на источник финансирования.
Судом не указаны нормы права, в соответствии с которыми предоставление жилья осуществляется узникам фашистских лагерей органами местного самоуправления, за счет средств местного бюджета.
В данном случае федеральных полномочий по обеспечению жильем узников фашистских лагерей законом не установлено.
Органам местного самоуправления не переданы полномочия по предоставлению жилья - бывшим узникам фашистских лагерей. Закон Кемеровской области N3-ОЗ не уполномочивает органы местного самоуправления предоставлять жилье узникам фашистских лагерей, кроме того, ст.4 указанного закона предполагает предоставление жилья за счет областного бюджета, так как органами местного самоуправления Беловского городского округа не принимались правовые акты, в соответствии с которыми осуществляется предоставление жилья узникам фашистских лагерей за счет местного бюджета
Истица просила в исковом заявлении признать за ней право на обеспечение жильем в соответствии с Указом Президента N 714 и Федеральным законом "О ветеранах", суд обосновал свое решение Законом Кемеровской области N 3-ОЗ, нарушив при этом основы теории права. Закон субъекта не может стоять выше Федерального закона и Указа Президента.
Администрация Беловского городского округа является ненадлежащим ответчиком, так как отсутствует нормативный акт, обязывающий администрацию Беловского городского округа предоставлять жилье узникам фашистских лагерей.
На доводы апелляционной жалобы П.В.М. принесены возражения, в которых она просит решение Беловского городского суда Кемеровской области от 10.07.2012 года оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений, выслушав пояснения представителя ответчика Администрации Беловского городского округа Н.Н.Н., поддержавшей доводы жалобы, истца П.В.М., возражавшей против доводов жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда, исходя из доводов апелляционной жалобы и представленных возражений, в соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия приходит к следующему.
Как установлено судом, П.В.М. имеет статус бывшего несовершеннолетнего узника фашистских концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны, является инвалидом 2 группы по общему заболеванию.
П.В.М. зарегистрирована и проживает по адресу: "адрес". Указанное жилое помещение находится в собственности истца. Межведомственной комиссией, назначенной распоряжением главы администрации Муниципального образования Беловский городской округ, дом, в котором проживает истец, признан непригодным для проживания, в связи с чем истец относится к категории лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Распоряжением администрации Беловского городского округа от 26.07.2011 года N1394-Р П.В.М. была поставлена на учёт в качестве нуждающейся в жилом помещении на основании ФЗ от 12.01.1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах", Указа Президента РФ от 07.05.2008 года N 714 "Об обеспечении жильём ветеранов Великой отечественной войны 1941-1945 годов" и Закона Кемеровской области N 3-ОЗ от 28.01.2010 года "Об обеспечении жильем ветеранов", как несовершеннолетний узник фашистских концлагерей.
Распоряжением администрации Беловского городского округа от 25.05.2012 года за N 1085-P П.В.М. исключена из числа граждан, подлежащих обеспечению жильём в соответствии с Указом Президента РФ от 07.05.2008 года N 714 "Об обеспечении жильём ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов" и поставлена на учёт в общий список граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий по дате первоначальной постановки на учёт.
Как следует из протокола заседания общественной комиссии по жилищным вопросам при администрации Беловского городского округа от 24.05.2012 года и Распоряжения администрации Беловского городского округа от 25.05.2012 года за N 1085-Р ответчик пришел к выводу, что отсутствуют основания, предусмотренные Федеральным законом от 12.01.1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" и Указом Президента РФ от 07.05.2008 года N 714 "Об обеспечении жильём ветеранов Великой отечественной войны 1941-1945 годов", для обеспечения истца жилым помещением в соответствии с Указом Президента РФ от 07.05.2008 года N 714 "Об обеспечении жильём ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов".
Разрешая спор и признавая за П.В.М. право на обеспечение жильем в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2008 года N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов", суд свой вывод никак не мотивировал, сославшись лишь на право истца как несовершеннолетнего узника фашистских концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны, на предоставление жилого помещения по Закону Кемеровской области N3-ОЗ от 28.01.2010г.
Судебная коллегия находит приведенный вывод суда первой инстанции ошибочным, поскольку он основан на неправильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.
В соответствии с п.1 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 года N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов" в связи с предстоящим 65-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов постановлено считать необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах".
Данным нормативным актом уточнен порядок обеспечения жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, непосредственно принимавших участие в Великой Отечественной войне, а также иных лиц, перечисленных в нем. При этом в данный перечень такая категория лиц, как бывшие несовершеннолетние узники фашистских концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны, не включена, и действие Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 года N 714 на эту категорию лиц не распространяется.
Вместе с тем согласно Указу Президента Российской Федерации от 15 октября 1992 г. N 1235 "О предоставлении льгот бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны" бывшим несовершеннолетним узникам фашистских концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны, признанным инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (за исключением лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), предоставляются льготы по материально-бытовому обеспечению, установленные для инвалидов Великой Отечественной войны соответствующих групп. Остальным бывшим несовершеннолетним узникам фашизма предоставляются аналогичные льготы, установленные для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих.
Данный Указ фактически утратил свою силу в части установления льгот в связи с вступлением в силу с 1 января 2005 г. Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", в пункте 8 статьи 154 которого определено, что проживающим на территории Российской Федерации бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны, признанным инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (за исключением лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), предоставляются ежемесячные денежные выплаты, меры социальной поддержки и льготы, установленные для инвалидов Великой Отечественной войны. Остальным бывшим несовершеннолетним узникам фашизма предоставляются ежемесячные денежные выплаты, меры социальной поддержки и льготы, установленные для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих.
Таким образом, приведенная норма приравнивает несовершеннолетних узников фашизма по предоставляемым мерам социальной поддержки к инвалидам и участникам Великой Отечественной войны.
В то же время приравнивание узников фашизма по предоставляемым мерам социальной поддержки к инвалидам и участникам Великой Отечественной войны не дает правовых оснований для обеспечения их жилым помещением за счет средств федерального бюджета во внеочередном порядке в рамках реализации Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 года N 714, поскольку на данную категорию лиц его действие не распространяется.
С учетом изложенных обстоятельств у суда не имелось правовых оснований для удовлетворения исковых требований в части признания за истцом права на обеспечение жильем в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 года N 714, в связи с чем доводы жалобы в этой части судебная коллегия находит обоснованными.
Вместе с тем, суд правильно удовлетворил исковые требования истца по основаниям, установленным Федеральным законом "О ветеранах", признав за истцом право на представление мер социальной поддержки, предусмотренных для инвалидов Великой Отечественной войны, которые предусмотрены статьей 14 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах".
Среди предоставляемых мер социальной поддержки для данной категории граждан предусмотрено и обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, инвалидов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ. Инвалиды Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Инвалиды боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Инвалиды Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения (подп.4 п.1 ст. 14 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах").
Согласно пункту 1 статьи 23.2 названного Закона Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 данного Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17-19 и 21 этого же Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Пунктом 3 указанной статьи установлено, что объем средств, предусмотренный в Федеральном фонде компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации, определяется, в том числе по обеспечению жильем исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; по обеспечению жильем исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации: инвалидов Великой Отечественной войны; участников Великой Отечественной войны, в том числе военнослужащих, проходивших военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев, военнослужащих, награжденных орденами или медалями СССР за службу в указанный период; лиц, работавших в период Великой Отечественной войны на объектах противовоздушной обороны, местной противовоздушной обороны, строительстве оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и других военных объектов в пределах тыловых границ действующих фронтов, операционных зон действующих флотов, на прифронтовых участках железных и автомобильных дорог, а также членов экипажей судов транспортного флота, интернированных в начале Великой Отечественной войны в портах других государств; лиц, награжденных знаком "Жителю блокадного Ленинграда"; членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, членов семей погибших в Великой Отечественной войне лиц из числа личного состава групп самозащиты объектовых и аварийных команд местной противовоздушной обороны, а также членов семей погибших работников госпиталей и больниц города Ленинграда (подпункт 2 пункта 3 статьи 23.2).
В силу пункта 3.1. статьи 23.2 по письменным заявлениям указанных в подпункте 2 пункта 3 статьи 23.2 граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, обеспечение жильем может осуществляться путем предоставления им единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, размер которой определяется исходя из общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.
Определение порядка предоставления жилых помещений (по договору социального найма либо в собственность), а также единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения указанным в пункте 3 статьи 23.2 гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации (пункт 11 статьи 23.2).
Закон Кемеровской области от 28 января 2010 года N 3-ОЗ "Об обеспечении жильем ветеранов", принятый на основании Федерального закона "О ветеранах" в целях предоставления меры социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в соответствии с федеральным законодательством, распространен на бывших несовершеннолетних узников концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны.
Согласно п.3 ст.5 данного Закона мера социальной поддержки по обеспечению жильем предоставляется ветеранам, нуждающимся в улучшении жилищных условий и вставшим на учет 1 марта и после 1 марта 2005 года, если они в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, проживают в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;
Во исполнение указанного Закона Коллегия Администрации Кемеровской области приняла постановление от 17 февраля 2010 г. N 71 "Об утверждении порядка предоставления жилых помещений и единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения в соответствии с Законом Кемеровской области от 28 января 2010 года N 3-ОЗ "Об обеспечении жильем ветеранов", в соответствии с которым уполномоченный орган на основании письменных заявлений граждан формирует и ведет реестры граждан (далее - реестры):
выбравших форму предоставления жилых помещений по договору социального найма;
выбравших форму предоставления жилых помещений в собственность;
выбравших форму предоставления единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилых помещений.
Реестры формируются в хронологической последовательности исходя из даты постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. Граждане, поставленные на учет в один день, включаются в реестры в алфавитном порядке (п.6).
Таким образом, распоряжение Администрации Беловского городского округа N 1085-р от 25.04.2012 года об исключении П.В.М. из числа граждан, подлежащих обеспечению жильем в соответствии с Федеральным законом от 12.01.1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах", Законом Кемеровской области N 3-ОЗ от 28.01.2010 года "Об обеспечении жильем ветеранов" и постановке на учёт в общий список граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий по дате первоначальной постановки на учёт, не может быть признано законным и обоснованным.
Исходя из того, что ветеранам Великой Отечественной войны может быть предоставлено жилое помещение либо по договору социального найма либо в собственность либо предоставлена единовременная денежная выплата на строительство или приобретение жилого помещения, а форму оказания государственной поддержки в обеспечении жильем ветераны Великой Отечественной войны определяют самостоятельно, П.В.М. должна быть включена в реестр граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в органах местного самоуправления, выбравших одну из форм предоставления жилых помещений в порядке, предусмотренном постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 17 февраля 2010 г. N 71 по ее выбору, но с даты первоначальной постановки на учёт.
Учитывая, что истица не определилась с формой оказания государственной поддержки в обеспечении жильем, а также в материалах дела отсутствуют сведения об установлении или нарушении очередности в обеспечении жильем лиц, имеющих аналогичное право, требования П.В.М. о предоставлении жилого помещения судебная коллегия находит заявленными преждевременно, поскольку доказательств нарушения прав истицы П.В.М. не представлено и в материалах дела не имеется, в связи с чем решение суда подлежит в этой части отмене с вынесением нового решения об отказе в этой части исковых требований.
Руководствуясь ч.1 ст. 327.1, ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Беловского городского суда Кемеровской области от 10 июля 2012 года в части признать незаконным распоряжение Администрации Беловского городского округа N 1085-р от 25 мая 2012 года об исключении П.В.М. из числа граждан, подлежащих обеспечению жильем в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2008 года N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов", Федеральным законом от 12.01.1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах", Законом Кемеровской области N 3-ОЗ от 28.01.2010 года "Об обеспечении жильем ветеранов" и признать за П.В.М. право на обеспечение жильем в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2008 года N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов", Федеральным законом от 12.01.1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах", Законом Кемеровской области N 3-ОЗ от 28.01.2010 года "Об обеспечении жильем ветеранов" изменить, изложив резолютивную часть решения суда в следующей редакции:
Признать незаконным распоряжение Администрации Беловского городского округа N 1085-р от 25 мая 2012 года об исключении П.В.М. из числа граждан, подлежащих обеспечению жильем в соответствии Федеральным законом от 12.01.1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах", Законом Кемеровской области N 3-ОЗ от 28.01.2010 года "Об обеспечении жильем ветеранов" и постановке на учёт в общий список граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Признать за П.В.М. право на обеспечение жильем в соответствии с Федеральным законом от 12.01.1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах", Законом Кемеровской области N 3-ОЗ от 28.01.2010 года "Об обеспечении жильем ветеранов", обязав администрацию Беловского городского округа включить П.В.М. в реестр граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в органах местного самоуправления, выбравшей одну из форм предоставления жилых помещений в порядке, предусмотренном постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 17 февраля 2010 г. N 71, по дате первоначальной постановки на учёт.
В части обязать Администрацию Беловского городского округа предоставить П.В.М. по договору социального найма или в собственность жилое помещение, общей площадью не менее 36 кв.м. в пределах г.Белово Кемеровской области отменить. В этой отмененной части принять новое решение, которым в удовлетворении исковых требований П.В.М. в части обязать Администрацию Беловского городского округа предоставить П.В.М. по договору социального найма или в собственность жилое помещение, общей площадью не менее 36 кв.м. в пределах г.Белово Кемеровской области, отказать.
Председательствующий: О.М. Потлова
Судьи: А.Л. Гордиенко
Л.В. Краева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.