Судебная коллегия по гражданским делам Кемеровского областного суда
в составе председательствующего: Пастухова С.А.,
судей: Фроловой Т.В., Евтифеевой О.Э.,
при секретаре: Бондаренко А.В.,
заслушала в открытом судебном заседании по докладу судьи Пастухова С.А.
гражданское дело по апелляционной жалобе Администрации Промышленновского муниципального района на решение Промышленновского районного суда от 29 июня 2012 года
по иску Бычковой Г.М. к Администрации Плотниковского сельского поселения и Совету народных депутатов Плотниковского сельского поселения Промышленновского района Кемеровской области о признании бездействия незаконным, взыскании убытков, причиненных принятием незаконных правовых актов, и компенсации морального вреда,
по заявлению Бычковой Г.М. о признании решений органа местного самоуправления Плотниковского сельского поселения N16 от 10 декабря 2005 года, N6 от 07 марта 2006 года, N64 от 13 октября 2006 года, N129 от 28 ноября 2008 года, N162 и N163 от 01 декабря 2009 года в части определения тарифа за отопление свыше социальной нормы - незаконными,
УСТАНОВИЛА:
Бычкова Г.М. обратилась в суд с иском к Администрации Плотниковского сельского поселения и Совету народных депутатов Плотниковского сельского поселения Промышленновского района Кемеровской области о признании бездействия незаконным, взыскании материального ущерба, причиненного бездействием, и компенсации морального вреда.
Требования мотивировала тем, что она является собственником жилого помещения и потребителем коммунальных услуг по адресу: "адрес", с ДД.ММ.ГГГГ В состав домовладения входит баня. "данные изъяты" С указанного года по настоящее время она регулярно и своевременно оплачивает получаемые коммунальные услуги по тарифам и в объёме, устанавливаемыми ежегодно решениями Совета народных депутатов Плотниковского сельского поселения. Задолженности по квартплате нет. Таким образом, обязанности собственника истица выполняет в полном объёме. Оплату коммунальных услуг в период с января 2006 г. по апрель 2010 г. вносила в ООО "СЕЗ ЖКУ" п. Промышленная, с мая 2010 г. и по настоящее время - в ООО "Дом Сервис" п. Плотниково.
Решениями Плотниковского Совета народных депутатов N 16 от 10.12.2005 г. и N 6 от 07.03.2006 г. совокупная стоимость потребляемых коммунальных услуг при неизменном наборе и объёме с 01.01.2006 г. к концу 2005 г. в части сверхнормативного потребления увеличена на 57% (вместо 15%) за счет отопления на 97%, что не соответствовало действующему законодательству в сфере регулирования размера платы граждан за коммунальные услуги, нарушало права и законные интересы граждан на доступность коммунальных услуг и доступность их оплаты, противоречило Федеральному закону от 26.12.2005 г. N 184-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" ст.6, Постановлению Правительства РФ "Основы формирования предельных индексов изменения платы граждан за коммунальные услуги" N 708, Приказу ФСТ России от 29.12.2005 г. N853-з/4 "Об утверждении предельных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги на 2006 год", а также Постановлению Коллегии Администрации Кемеровской области от 10.02.2006 г. N 27 "Об установлении предельных индексов максимально возможного изменения тарифов коммунального комплекса, предельных индексов изменения размера платы граждан и предельных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги на 2006 год по Кемеровской области" в соответствии приложения N 2 по Промышленновскому району, к которому относится Плотниковский сельский совет, предельный индекс роста платы населения за коммунальные услуги определён не более 15% на 2006 г. по отношению к действующим тарифам на коммунальные услуги на конец 2005 г. Все последующие решения в период с 2007-2011 г.г. об увеличении тарифа за отопление сверх социальной нормы базировались на неправомерно увеличенном тарифе в 2006 г. Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции РФ, федеральным законам и иным нормативным правовым актам РФ, а также законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации (п.4 ст.7 ФЗ N131 "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ"). По факту незаконного повышения указанного тарифа обращалась в различные инстанции.
В результате оплаты услуги по незаконно завышенному тарифу потребители указанной услуги понесли убытки в размере разницы между незаконным тарифом и тарифом, который должен быть принят на законном основании, за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ За указанный период незаконно было удержано (переплачено) ею по "адрес" руб. плюс по бане "данные изъяты"., итого - "данные изъяты". За минусом федеральной льготы как инвалиду ( "данные изъяты".) переплата составила "данные изъяты"
Бездействием администрации и Совета народных депутатов она перенесла нравственные страдания, которые связаны с негативными переживаниями от нарушения прав как потребителя, вызванные неоправданным и неправомерным увеличением платы за отопление с 2006 г., с необходимостью в течение 6 лет обращаться с требованиями в различные организации, для защиты нарушенных прав; с последующим обращением в суд для защиты нарушенных прав. Считает также нанесением ей морального вреда и вынужденную необходимость обратиться повторно в суд, которая вызвана нежеланием власти решить в законном порядке, предусмотренном в части 6.1 ст. 6 Федерального закона N 184 от 26.12.2005 г., вопрос перерасчета и возврата переплаты без судебных разбирательств.
Уточнив требования, просила:
Признать незаконными решения органа местного самоуправления Плотниковского сельского поселения, на основании которых ей нанесен материальный ущерб: N 16 от 10.12.2005 г., N 6 от 07.03.2006 г., N 64 от 13.10.2006 г, N 94 от 17.10.2007 г., N 129 от 28.11.2008 г., N162 и N 163 от 01.12.2009 г. в части определения размера тарифа за отопление свыше социальной нормы, принятых с нарушением: а) части 6.1 статьи 6 Федерального закона от 26.12.2005 г. N 184-ФЗ "О внесении изменений в ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", б) Приказа ФСТ России от 29.12.2005 г. N 853-з/4 "Об утверждении предельных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги на 2006 год", а также Постановления Коллегии Администрации Кемеровской области от 10.02.2006 г. N 27 "Об установлении предельных индексов максимально возможного изменения тарифов коммунального комплекса, предельных индексов изменения размера платы граждан и иных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги на 2006 год по Кемеровской области" приложения N2.
Признать незаконным бездействие органа местного самоуправления по неисполнению ст. 16 ГК РФ, ст. 6 Федерального закона N 131 от 06.10.2003 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", Постановления Департамента Цен и тарифов Кемеровской области N 35 от 28.10.2010 г. и N 8 от 28.02.2011 г. "Об утверждении порядка приведения размера платы граждан за коммунальные услуги в соответствии с установленными предельными индексами изменения размера платы граждан за коммунальные услуги по муниципальным образованиям Кемеровской области".
Взыскать понесенные убытки, реальный ущерб, причиненный принятием незаконных решений органом местного самоуправления Плотниковского сельского поселения в результате оплаты по незаконно завышенным тарифам за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме "данные изъяты". за счет казны муниципального образования.
Взыскать с ответчика "данные изъяты" в качестве возмещения морального вреда.
Взыскать судебные расходы.
Определением Промышленновского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ привлечен в качестве соответчика Совет народных депутатов Плотниковского сельского поселения.
В судебном заседании истица Бычкова Г.М. и ее представитель Браиловский В.В. поддержали иск.
Представитель ответчика Администрации Плотниковского сельского поселения и третьего лица Администрации Промышленновского муниципального района Хасанова С.С. исковые требования в части признания решений Совета народных депутатов Плотниковского сельского поселения незаконными, взыскания материального ущерба за период март 2009 г. - декабрь 2011 г. признала, в остальной части материального ущерба и компенсации морального вреда не признала.
Представитель ответчика Администрации Плотниковского сельского поселения Безрукова А.П. исковые требования признала в части признания решений Совета народных депутатов Плотниковского сельского поселения незаконными, взыскания материального ущерба за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 10 864,81 рубль, в остальной части - не признала. Представитель третьего лица Администрации Промышленновского муниципального района Ващенко Е.А. исковые требования признала в части, согласившись с доводами представителя ответчика и третьего лица Хасановой С.С.
Представитель ответчика Совета народных депутатов Плотниковского сельского поселения в судебное заседание не явился.
Решением Промышленновского районного суда от 29.06.2012 г. постановлено (л.д. 68-85):
Исковые требования Бычковой Г.М. к Администрации Плотниковского сельского поселения и Совету народных депутатов Плотниковского сельского поселения "адрес" о признании бездействия незаконным, взыскании убытков, причиненных принятием незаконных правовых актов, и компенсации морального вреда; по заявлению Бычковой Г.М. о признании решений органа местного самоуправления Плотниковского сельского поселения N16 от 10 декабря 2005 года, N6 от 07 марта 2006 года, N64 от 13 октября 2006 года, N129 от 28 ноября 2008 года, N162 и N 163 от 01 декабря 2009 года в части определения тарифа за отопление свыше социальной нормы незаконными - удовлетворить частично.
Признать решения Совета народных депутатов Плотниковского сельского поселения от 07 марта 2006 года N 6 "О внесении изменений в Решение N16 от 10.12.2005 года "Об утверждении нормативов потребления, тарифов на жилищно-коммунальные услуги для населения", от 13 октября 2006 года N 64 "Об утверждении тарифов на жилищно-коммунальные услуги для населения на 2007 год", от 17 октября 2007 года N 94 "Об утверждении нормативов потребления и тарифов на жилищно-коммунальные услуги для населения на 2008 год", от 28 ноября 2008 года N129 "Об утверждении нормативов потребления и тарифов на жилищно-коммунальные услуги для населения на 2009 год", от 01 декабря 2009 года N162 "О внесении изменений в решение от 28.11.2008 года N129 "Об утверждении нормативов потребления и размеров платы населения за жилищно-коммунальные услуги", от 01 декабря 2009 года N163 "Об утверждении нормативов потребления и размера платы населения за жилищно-коммунальные услуги" в части определения тарифа за отопление свыше социальной нормы незаконными и недействующими со дня их принятия.
Признать бездействие органа местного самоуправления Совета народных депутатов муниципального образования Плотниковское сельское поселение Промышленновского района Кемеровской области по непринятию в соответствии с требованиями закона платы граждан за отопление сверх социальной нормы -незаконным.
Взыскать с казны муниципального образования Плотниковского сельского поселения Промышленновского района Кемеровской области в пользу Бычковой Г.М. материальный ущерб в размере "данные изъяты"
Взыскать с казны муниципального образования Плотниковского сельского поселения Промышленновского района Кемеровской области в пользу Бычковой Г.М. компенсацию морального вреда в размере "данные изъяты"
В остальной части признании противоречащим законодательству, имеющему большую юридическую силу, решение органа местного самоуправления Плотниковского сельского поселения N от ДД.ММ.ГГГГ и взыскании компенсации морального вреда в размере "данные изъяты" - отказать.
Разъяснить Бычковой Г.М., что она вправе обратиться в Промышленновский районный суд с отдельным заявлением о возврате из федерального бюджета излишне уплаченной государственной пошлины в размере "данные изъяты"
В апелляционной жалобе представитель Администрации Промышленновского муниципального района Хасанова С.С. просит изменить решение суда в части взыскания материального вреда и компенсации морального вреда (л.д. 87-90).
Указывает, что вывод суда о том, что право на обращение за защитой своего нарушенного права у истицы возникло после пересмотра тарифа органом местного самоуправления, не основан на норме закона. Диспозиция статьи 200 ГК РФ связана с субъективным моментом, т.е. моментом, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права. Этот момент был установлен в суде 2005 годом.
Инвалидность истице установлена во второй половине 2005 г., то есть в то время, когда орган местного самоуправления еще не обладал полномочием по установлению тарифа по оплате коммунальных услуг (первое решение Совета народных депутатов от 10.12.2005 г. N 16). Медицинских документов, подтверждающих обострение хронического заболевания (сахарный диабет) в моменты критических ситуаций связанных с не исполнением органом местного самоуправления своих полномочий, истицей в материалы дела не представлены.
Старшим помощником прокурора Промышленновского района Мугиновой О.М. (л.д. 93-94), Бычковой Г.М. (л.д. 97-99) поданы возражения на апелляционную жалобу.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений относительно жалобы, заслушав истца Бычкову Г.М. и ее представителя Браиловского В.В., просивших отказать в удовлетворении апелляционной жалобы и оставить решение суда без изменения, представителя ответчика Администрации Плотниковского сельского поселения - Хасанову С.С., поддержавшую доводы апелляционной жалобы и просившую решение суда изменить, рассмотрев дело в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия считает необходимым изменить решение суда в обжалованной части в части взыскания убытков.
Согласно ч.1 ст. 157 ЖК размер платы за коммунальные услуги рассчитывается, исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации), за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с п. 13 Постановления Правительства РФ от 30.07.2004 года N392 "О порядке и условиях оплаты гражданами жилья и коммунальных услуг", ст.28 Закона Кемеровской области "О жилищно-коммунальном хозяйстве Кемеровской области" размер платы за коммунальные услуги при отсутствии приборов учета объем потребления коммунальных услуг принимается равным нормативам потребления, устанавливаемым органами местного самоуправления в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
По вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты (ч.1 ст.7 Федерального закона от 06.10.2003 года N131-Ф3 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
При этом муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации (ч.4 ст.7 вышеуказанного Федерального закона).
Из анализа норм действующего законодательства Российской Федерации, а именно Указа Президента Российской Федерации 28 апреля 1997 N 425 "О реформе жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации", Постановления Правительства РФ от 26 мая 1997 N 621 "О федеральных стандартах перехода на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг", Постановления Правительства РФ от 30 июля 2004 N 392 "О порядке и условиях оплаты гражданами жилья и коммунальных услуг" (период действия Постановления с 14.08.2004г. по 28.08.2006г.) следует, что органы местного самоуправления плату граждан коммунальных услуг, предоставляемых организациями жилищно-коммунального хозяйства, должны были устанавливать в соответствии с Основами ценообразования, действующими в сфере жилищно-коммунального хозяйства. При этом тарифы для оплаты коммунальных услуг, предоставляемых в пределах социальной нормы площади жилья и нормативов их потребления, регулировались региональными стандартами оплаты жилья и коммунальных услуг. Тарифы для оплаты коммунальных услуг, предоставляемых сверх нормативов их потребления и социальной нормы площади жилья, должны были устанавливаться в соответствии с действующими в сфере жилищно-коммунального хозяйства Основами ценообразования, в размере 100-процентного возмещения экономически обоснованных затрат.
Постановлением Правительства РФ от 29 августа 2005 N 541 "О федеральных стандартах оплаты жилого помещения и коммунальных услуг" устанавливались федеральные стандарты оплаты жилого помещения и коммунальных услуг, в том числе: Федеральный стандарт уровня платежей граждан в размере 100 процентов экономически обоснованных затрат на содержание и ремонт жилого помещения и предоставление коммунальных услуг.
Федеральным законом от 30 декабря 2004 года N210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организации коммунального комплекса" устанавливаются основы государственного регулирования тарифов организаций коммунального комплекса, вводятся предельные (минимальные и максимальные) уровни цен (тарифов) на товары и услуги организаций коммунального комплекса. Ранее установленные тарифы подлежали пересмотру и приведению в соответствие с установленными предельными индексами в срок не позднее одного календарного месяца со дня вступления в силу актов, которыми утверждаются и вводятся в действие указанные предельные индексы.
В соответствии со ст. 18 Федерального закона от 30 декабря 2004 года N210-ФЗ было установлено, что на 2006 год установление предельных индексов, тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса и надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса осуществляется применительно к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, действующим (действовавшим) на конец 2005 года.
Приказом Федеральной службы по тарифам от 29 декабря 2005 года N 853-Э/4 на 2006 год были утверждены индексы максимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, предельные индексы изменения размера платы граждан за коммунальные услуги и предельные индексы изменения размера платы граждан за жилое помещение, а также предельные максимальные уровни тарифов на тепловую энергию (за исключением производимой электростанциями, осуществляющими производство в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии).
В Информационном письме Федеральной службы по тарифам от 11 января 2006 N ДС-37/12 по вопросу применения приказа Федеральной службы по тарифам от 29.12.2005 N 853-Э/4 разъяснялось, что предельные индексы роста тарифа относятся только к тарифам на услуги организаций коммунального комплекса, связанные с водоснабжением, водоотведением и очисткой сточных вод, утилизацией твердых бытовых отходов. Предельные максимальные уровни тарифов на тепловую энергию (за исключением производимой электростанциями, осуществляющими производство в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии), установлены в среднем по субъектам Российской Федерации на уровне, определяемом исходя из максимальной величины роста на 2006 год и среднего тарифа по субъекту Российской Федерации, рассчитанному исходя из тарифов, действовавших для указанных организаций по состоянию на 31.12.2005 г.
Приказ Федеральной службы по тарифам от 29 декабря 2005 N 853-Э/4 "Об утверждении индексов максимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, предельных индексов изменения размера платы граждан за жилое помещение и предельных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги, а также предельных максимальных уровней тарифов на тепловую энергию, за исключением производимой электростанциями, осуществляющими производство в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, на 2006 год".
Таким образом, с 1 января 2006 года Федеральным законом от 30 декабря 2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" путем ежегодно устанавливаемых предельных индексов роста тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса введен государственный контроль уровня цен и тарифов организаций коммунального комплекса.
В соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" и Постановлением Правительства РФ от 30 июля 2004 N 392 "О порядке и условиях оплаты гражданами жилья и коммунальных услуг", с 2006 года тарифы для оплаты гражданами коммунальных услуг, предоставляемых в пределах социальной нормы площади жилья и нормативов их потребления, устанавливаются в пределах региональных стандартов оплаты жилья и коммунальных услуг, рост тарифов ограничивается устанавливаемыми Федеральной службой по тарифам предельными индексами. Тарифы для оплаты гражданами коммунальных услуг, предоставляемых сверх нормативов потребления коммунальных услуг и социальной нормы площади жилья, устанавливаются в размере 100-процентного возмещения экономически обоснованных затрат организаций жилищно-коммунального хозяйства в соответствии с действующими в сфере жилищно-коммунального хозяйства основами ценообразования, рост тарифов ограничивается устанавливаемыми Федеральной службой по тарифам предельными индексами.
Приказом Федеральной службы по тарифам от 29 декабря 2005 года N 853-Э/4 по субъектам Российской федерации были утверждены индексы максимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса на 2006 год.
Согласно Приложению N 3 к Приказу Федеральной службы по тарифам от 29 декабря 2005 N 853-Э/4, на 2006 год по Кемеровской области предельный индекс изменения размера платы граждан за коммунальные услуги с учетом соотношения платы граждан за коммунальные услуги соответственно затратам по оказанию коммунальных услуг, был утвержден на уровне 120%.
Согласно Приложению N 2 к Приказу Федеральной службы по тарифам от 29 декабря 2005 N 853-Э/4 максимальная величина роста тарифов па тепловую энергию, в среднем по Кемеровской области должна была составить 115%.
На 2006 год по муниципальным образованиям Кемеровской области предельные индексы роста тарифов были установлены Постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 01 февраля 2006 г. N27 "Об установлении индексов максимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, предельных индексов изменения размера платы граждан за жилое помещение и предельных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги на 2006 год в Кемеровской области". Предельные индексы были установлены с учетом ранее принятых решений региональной энергетической комиссией (РЭК) об установлении тарифов на тепловую энергию на 2006 год.
Приложением N 2 к Постановлению Коллегии Администрации Кемеровской области от 1 февраля 2006 г. N27 предусмотрено, что по всем муниципальным образованиям Кемеровской области предельные индексы изменения размера платы граждан за коммунальные услуги на 2006 год были установлены на уровне 115%, в том числе и по муниципальному образованию Промышленновский район Кемеровской области. По Кемеровской области Приказом Федеральной службы по тарифам от 29 декабря 2005 г. N 853-Э/4 предельные индексы изменения размера платы граждан за коммунальные услуги на 2006 год были установлены на уровне 120%, максимальная величина роста тарифов на тепловую энергию была утверждена на уровне 115%.
По всем муниципальным образованиям Кемеровской области Постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 01 февраля 2006 г. N 27 предельные индексы изменения размера платы граждан за коммунальные услуги были установлены на 2006 год на уровне 115%, в том числе и по муниципальному образованию Промышленновский район Кемеровской области.
Таким образом, максимальная величина роста тарифов на жилищно-коммунальные услуги, включая отопление, по Промышленновскому району на 2006 год была установлена в размере 115% и плата граждан, в том числе и п. Плотникове за предоставленные им жилищно-коммунальные услуги должна была увеличиться не более чем на 15%.
Судом установлено, что 10 декабря 2005 года Плотниковским сельским Советом народных депутатов было принято решение N16 "Об утверждении нормативов потребления, тарифов на жилищно-коммунальные услуги для населения" (л.д.49). Указанное решение было опубликовано в газете "Эхо" N143 от 20.12.2005 года. Вступило в законную силу по истечении 10 дней с момента опубликования. В указанном решении были утверждены нормативы и тарифы на жилищно- коммунальные услуги для населения, в том числе на отопление. Закрепленные в решении нормативы и тарифы были приняты на 2006 год. 07 марта 2006 года Плотниковским сельским Советом народных депутатов было принято решение N6 "О внесении изменений в Решение N16 от 10.12.2005 года "Об утверждении нормативов потребления, тарифов на жилищно-коммунальные услуги для населения" (л.д.52). Указанное решение также было опубликовано в газете "Эхо", вступило в законную силу с момента подписания и распространяло действие на правоотношения с 01 января 2006 года. 13 октября 2006 года принято решение N64 "Об утверждении тарифов на жилищно-коммунальные услуги для населения на 2007 год", 17 октября 2007 года - N94 "Об утверждении нормативов потребления и тарифов на жилищно-коммунальные услуги для населения на 2008 год", 28 ноября 2008 года - N129 "Об утверждении нормативов потребления и тарифов на жилищно-коммунальные услуги для населения на 2009 год", 01 декабря 2009 года - N162 "О внесении изменений в решение от 28.11.2008 года N129 "Об утверждении нормативов потребления и размеров платы населения за жилищно-коммунальные услуги", 01 декабря 2009 года -N163 "Об утверждении нормативов потребления и размера платы населения за жилищно-коммунальные услуги". Указанные нормативные акты органа местного самоуправления устанавливали размер платы граждан за предоставленные им жилищно-коммунальные услуги, в частности отопление. Данные нормативно-правовые акты были обнародованы.
Индекс роста платы граждан п. Плотникове, установленный решением Плотниковского Совета народных депутатов на 2006 год от 07.03.2006 года N 6, за жилищно-коммунальные услуги в пределах норматива потребления и стандарта социальной нормы площади жилья по отношению к уровню на конец 2005 года соответствовал величине максимального возможного роста, утвержденного Постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 01 февраля 2006 г. N 27, индекс роста стоимости коммунальных услуг сверх норматива и стандарта социальной нормы площади жилья был завышен и не соответствовал Приказу Федеральной службы по тарифам от 29.12.2005 года N853-Э/4 и Постановлению Коллегии Администрации Кемеровской области от 01 февраля 2006 г. N 27, что так же подтверждается заключением судебной экспертизы N486/08-2-23/11 от 14.11.2011 года, проведенной по гражданскому делу по заявлению Бычковой Г.М. о признании незаконным нормативного акта органа местного самоуправления, принятого с нарушением требований нормативных правовых актов органов федеральной и областной власти, имеющих большую юридическую силу.
Все последующие решения Совета народных депутатов Плотниковского сельского поселения (от 13 октября 2006 года N64, от 17 октября 2007 года N94, от 28 ноября 2008 года N129, от 01 декабря 2009 года N162, от 01 декабря 2009 года N163) были приняты на основании тарифов, установленных решением от 07.03.2006 года N6.
Разрешая спор, руководствуясь приведенными нормами права, суд частично удовлетворил требования истца Бычковой Г.М., и признал решения Совета народных депутатов Плотниковского сельского поселения от 07 марта 2006 года N6 "О внесении изменений в Решение N16 от 10.12.2005 года "Об утверждении нормативов потребления, тарифов на жилищно-коммунальные услуги для населения", от 13 октября 2006 года N64 "Об утверждении тарифов на жилищно-коммунальные услуги для населения на 2007 год", от 17 октября 2007 года N94 "Об утверждении нормативов потребления и тарифов на жилищно-коммунальные услуги для населения на 2008 год", от 28 ноября 2008 года N129 "Об утверждении нормативов потребления и тарифов на жилищно-коммунальные услуги для населения на 2009 год", от 01 декабря 2009 года N162 "О внесении изменений в решение от 28.11.2008 года N129 "Об утверждении нормативов потребления и размеров платы населения за жилищно-коммунальные услуги", от 01 декабря 2009 года N163 "Об утверждении нормативов потребления и размера платы населения за жилищно-коммунальные услуги" в части определения тарифа за отопление свыше социальной нормы незаконными и недействующими со дня их принятия; признал бездействие органа местного самоуправления Совета народных депутатов муниципального образования Плотниковское сельское поселение Промышленновского района Кемеровской области по непринятию в соответствии с требованиями закона платы граждан за отопление сверх социальной нормы - незаконным, а так же отказал истцу в признании противоречащим законодательству, имеющему большую юридическую силу, решения органа местного самоуправления Плотниковского сельского поселения N 16 от 10 декабря 2005 года. Поскольку решение суда в указанной части сторонами не обжалуется, судебная коллегия не усматривает оснований для проверки законности и обоснованности обжалуемого решения суда в указанной части.
В соответствии с требованиями Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" все полномочия органов муниципальных образований и местного самоуправления допускается только в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. 13 ГК РФ в случае признания судом акта недействительным нарушенное право подлежит восстановлению либо защите иными способами, предусмотренными статьей 12 настоящего Кодекса.
В соответствии с требованиями ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем, в частности возмещения убытков.
В силу ч. 2 ст. 15 ГК РФ под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб).
Убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием (ст. 16 ГК РФ).
В силу ст. 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
В соответствии с требованиями ч.4 ст.242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации для исполнения судебных актов по искам к муниципальным образованиям о возмещении вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) органов местного самоуправления или их должностных лиц, в том числе в результате издания органами местного самоуправления муниципальных правовых актов, не соответствующих закону или иному нормативному правовому акту, а также судебных актов по иным искам о взыскании денежных средств за счет средств казны муниципального образования направляются для исполнения в финансовый орган муниципального образования.
Удовлетворяя требования истца в части взыскания с ответчика убытков, суд правильно руководствовался требованиями вышеприведенных норм права, при этом суд обоснованно исходил из того, что принятием незаконных в части платы граждан за отопление сверх социальной нормы решений орган местного самоуправления муниципального образования "Плотниковское сельское поселение" причинил истице Бычковой Г.М. убытки, т.к. внося плату за отопление по завышенным тарифам, Бычкова Г.М. понесла реальный ущерб, за период с 01 января 2006 года по 23 декабря 2011 года.
При этом суд, при определении периода, в течение которого истец понесла убытки обоснованно учел тот факт, что решением Промышленновского районного суда от 07 декабря 2011 года признано недействующим Постановление Совета народных депутатов Плотниковского сельского поселения от 25 ноября 2010 года N9 "Об утверждении нормативов потребления и размера тарифа за отопление сверх социальной нормы" со дня вступления решения в законную силу, а поскольку указанное решение суда вступило в законную силу 23.12.2011 г., то следовательно, убытки причинены истице за период с 01 января 2006 года по 23 декабря 2011 года.
Согласно ст. 196 ГК РФ общий срок исковой давности устанавливается в три года.
Согласно п. 2 ст. 199 ГК РФ, исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения. Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.
В силу п. 1 ст. 200 ГК РФ течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.
Удовлетворяя исковые требования Бычковой Г.М. о взыскании убытков в полном объеме за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, суд посчитал необоснованными доводы ответчика о пропуске истцом срока для подачи иска о взыскании убытков за период до ДД.ММ.ГГГГ, суд в решении указал на то, что право на обращение в суд о взыскании убытков у истицы возникло только после принятия Советом народных депутатов Плотниковского сельского поселения решения от 16.01.2012 г. N 48, в котором плата за отопление сверх социальной нормы площади жилья была пересмотрена, поскольку правом установления размера оплаты коммунальных услуг наделен только орган местного самоуправления, а следовательно Бычкова Г.М. о нарушении своего права узнала только после пересмотра тарифа органом местного самоуправления.
С данным выводом суда первой инстанции судебная коллегия не может согласиться, поскольку истец Бычкова Г.М., как следует из ее искового заявления и пояснений в судебном заседании знала о нарушении своего права, в связи завышенными тарифами в части платы граждан за отопление сверх социальной нормы с конца 2005 г., что так же следует из указания истца об обращении по указанному вопросу в 28.12.2005 г. к Губернатору Кемеровской области, более того, судом первой инстанции было установлено, что с 2006 года истец обращалась в различные инстанции (кроме суда) по поводу защиты своих нарушенных прав в части завышения тарифа за отопление, самостоятельно расчетным путем установила, что, рост совокупной стоимости коммунальных услуг на 2006 г. увеличился вместо 115% на 157% за счет роста тарифа за отопление за сверхнормативную площадь.
Судебная коллегия считает необходимым учесть, что обращение истца за защитой своих прав в какой-либо государственный орган (прокуратуру, к главам администраций и т.д.), а так же не пересмотр оспариваемых истцом тарифов органом местного самоуправления в установленном законом порядке, не могли стать препятствиями для обращения истца в суд за защитой этих же нарушенных прав. Иные обстоятельства и уважительные причины, которые препятствовали бы истцу обратиться в суд с иском в установленный законом срок, стороной истца не заявлялись, и в решении не указаны.
При определении размера убытков, судебная коллегия исходит из расчета убытков представленного истцом, правильность которого не оспаривалась ответчиками в суде первой инстанции и не оспаривается в апелляционной жалобе.
С учетом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу о том, решение суда в части взыскания убытков подлежит изменению, т.к. требования истца в части взыскания убытков подлежат частичному удовлетворению - в сумме "данные изъяты"., в пределах установленного ст. 196 ГК РФ общего срока исковой давности, который необходимо исчислять с момента обращения истца в суд с иском, а именно за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ
В соответствии с ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 02.05.2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" гражданин имеет право на возмещение убытков и компенсацию морального вреда, причиненных незаконным действием (бездействием) государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица при рассмотрении обращения, по решению суда.
В соответствии со ст. 151 ГК РФ если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред.
В соответствии со ст. 53 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.
По смыслу части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации любое ограничение прав человека и гражданина может иметь место только на основе федерального закона и только для достижения указанных в названной статье целей.
Произвольное ограничение прав человека и гражданина не допускается (пункт 1 статьи 1 ГК РФ).
Следовательно, если орган местного самоуправления допустил незаконное нарушение прав человека и гражданина, такое лицо должно иметь возможность получить справедливую денежную компенсацию причиненного ему нематериального вреда.
Следует учитывать, что компенсация нематериального вреда является особым публично-правовым способом исполнения государством обязанности возмещения вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц этих органов.
Анализируя изложенное, судебная коллегия считает, что удовлетворяя частично требования истца о взыскании компенсации морального вреда, суд первой инстанции правильно исходил из того обстоятельства, что ответчиком были нарушены законные права и интересы истца в части определения тарифа за отопление свыше социальной нормы, в связи с чем истцу незаконными действиями ответчика был причинен моральный вред (нравственные страдания).
Определяя размер, подлежащей взысканию компенсации морального вреда, суд первой инстанции обоснованно принял во внимание конкретные обстоятельства дела, объем и характер, причиненных истцу нравственных страданий, требования разумности и справедливости, индивидуальные особенности истца - ее пожилой возраст, а так же доводы истца, изложенные в исковом заявлении, и поддержанные ей в судебном заседании о том, что нравственные страдания истца заключаются в перенесенных эмоциональных переживаниях, чувстве отчаяния, подавленности, гнева, стыда, ущербности, состоянии бесполезной траты нервов, из-за нарушения ее законных прав и интересов ответчиком. В указанной части доводы истца подтвердили в судебном заседании свидетели ФИО12, ФИО13, ФИО14, оснований не доверять которым у суда не имелось.
Размер компенсации морального вреда в "данные изъяты" рублей судом определен правильно. Судебная коллегия не находит определенную сумму завышенной, либо определенной без учета обстоятельств, подлежащих учету, при ее определении.
Судебная коллегия считает, что доводы апелляционной жалобы о завышенном размере компенсации морального вреда являются необоснованными, не служат основанием к отмене решения суда, поскольку судом учтены все обстоятельства, имеющие значение для данного вопроса, как предусмотренные законом, так и конкретные обстоятельства по данному делу.
Доводы апелляционной жалобы о том, что размер компенсации морального вреда, определенный судом является завышенным, поскольку инвалидность истице была установлена во второй половине 2005 г., то есть в то время, когда орган местного самоуправления еще не обладал полномочием по установлению тарифа по оплате коммунальных услуг, истицей не представлено медицинских документов, подтверждающих обострение хронического заболевания ( "данные изъяты"), в связи с не исполнением органом местного самоуправления своих полномочий по установлению тарифа по оплате коммунальных услуг, не могут явиться основанием к отмене решения суда, поскольку обстоятельства о наличии взаимосвязи между инвалидностью истца, а так же обострением у истца хронического заболевания, с не исполнением органом местного самоуправления своих полномочий по установлению тарифа по оплате коммунальных услуг, не учитывались судом в качестве обстоятельств, имеющих значение для разрешения вопроса о размере компенсации морального вреда.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы не могут служить основанием для отмены либо изменения решения суда, в части удовлетворения требований истца о взыскания компенсации морального вреда.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Промышленновского районного суда от 29 июня 2012 года изменить в обжалованной части в части взыскания с казны муниципального образования Плотниковского сельского поселения Промышленновского района Кемеровской области в пользу Бычковой Г.М. убытков в размере "данные изъяты"., указав:
Взыскать с казны муниципального образования Плотниковского сельского поселения Промышленновского района Кемеровской области в пользу Бычковой Г.М. убытки в размере "данные изъяты"
В остальной обжалованной части решение суда оставить без изменения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.