Судебная коллегия по гражданским делам Кемеровского областного суда в составе:
Председательствующего Зайцевой Е.Н.,
судей Кандаковой Л.Ю. Латушкиной Е.В
при секретаре ...,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Зайцевой Е.Н. гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Администрации Кемеровского муниципального района
на решение Кемеровского районного суда Кемеровской области от 15 июня 2012 года
по иску П.В.В. к администрации Кемеровского муниципального района о предоставлении жилого помещения по договору социального найма,
УСТАНОВИЛА:
П.В.В. обратился в суд с иском к администрации Кемеровского муниципального района о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, требования мотивировал тем, что его мать П.Н.Л. умерла .. .. ...., отца нет, на основании распоряжения ответчика от .. .. .... .....-р он устроен в детское общественное учреждение на полное государственное обеспечение. Распоряжением администрации Кемеровского муниципального района от .. .. .... .....-р истец поставлен на учете нуждающихся в жилых помещениях в соответствии с Законом РФ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", по состоянию на .. .. .... номер очереди 6, закрепленного жилья не имеет, имеет право после окончания пребывания в образовательном учреждении по месту жительства получить вне очереди жилое помещение площадью не ниже установленных социальных норм, однако ответчик жилое помещение не предоставляет.
В судебном заседании представитель администрации Кемеровского муниципального района Г.М.Н., действующая на основании доверенности от .. .. .... ....., исковые требования не признала полностью и не оспаривала, что на органы местного самоуправления возложена обязанность по внеочередному предоставлению жилых помещений лицам, относящимся к категориям детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вместе с тем дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов РФ и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ, расходы на реализацию мер по обеспечению дополнительных гарантий жилищных прав детей-сирот производятся за счет и в пределах средств, предусмотренных на указанные цели законом об областном бюджете на соответствующий финансовый год и средства выделяются из областного бюджета местным бюджетам в виде целевой субвенции.
Управление образования администрации Кемеровского муниципального района ежеквартально направляет в Департамент образования и науки администрации ... сведения о количестве лиц указанной категории, принятых на учет в соответствующем квартале, выполняя тем самым свои обязательства, однако администрация района не имеет возможности предоставить П.В.В. жилое помещение за счет и в пределах средств, предусмотренных в бюджете области для указанных целей, не нарушив при этом права иных лиц. Законодательство не устанавливает срок, в течение которого обязанность по предоставлению жилого помещения должна быть исполнена, в связи с чем предоставление жилья в данном случае должно производиться в соответствии с имеющейся очередностью и без нарушения прав лиц, состоящих в очереди на получение жилья во внеочередном порядке. П.В.В. числится в списке внеочередников по ..., в связи с чем предоставление ему жилого помещения в ином порядке приведет к нарушению прав лиц, имеющих такое же право на предоставление жилья во внеочередном порядке, но поставленных органом местного самоуправления на учет ранее него.
От представителя администрации Кемеровской области М.А.В., действующей на основании доверенности от .. .. .... ....., поступил отзыв на иск, согласно которому требования к администрации Кемеровской области полагала необоснованными по тем основаниям, что жилищный фонд находится в муниципальной собственности, администрация Кемеровской области жилищного фонда не имеет; полномочия по представлению жилых помещений детям-сиротам переданы органам местного самоуправления и это их обязанность; денежные средства на реализацию этих полномочий ежегодно предусматриваются в областном бюджете и перечисляются в местный бюджет, с момента зачисления становятся средствами местного бюджета, в связи с чем администрация Кемеровского района не может предоставить жилое помещение за счет средств областного бюджета; не предусмотрена последующая компенсация расходов местных бюджетов на приобретение жилья и жилье не приобретается в собственность, а предоставляется по договору социального найма из муниципального жилищного фонда, то есть орган местного самоуправления приобретает помещение в муниципальную собственность, а потом предоставляет его.
Представитель администрации Кемеровской области в судебное заседание не явился, ответчик о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, об отложении рассмотрения дела не ходатайствовал, в соответствии со ст. 167 ГПК РФ дело может быть рассмотрено в отсутствие указанного ответчика.
Решением Кемеровского районного суда Кемеровской области от 15 июня 2012 года постановлено:
Обязать администрацию Кемеровского муниципального района предоставить вне очереди П.В.В. жилое помещение по договору социального найма по месту его жительства ( ...) в черте (границах) соответствующего населенного пункта, общей площадью на одного человека не менее ..... кв.м.
С указанным решением Кемеровского районного суда Кемеровской области от 15 июня 2012 года представитель Администрации Кемеровского муниципального района не согласен, просит его отменить, как принятое с нарушением норм материального права при неправильном определении судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела.
Доводы жалобы аналогичны возражениям на исковое заявление, полагают, что права истца не нарушены, его право на получение жилого помещения за ним сохраняется в порядке очередности.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда, исходя из доводов апелляционной жалобы в соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда, исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе.
Согласно ст.2 ЖК РФ "органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции обеспечивают условия для осуществления гражданам права на жилище".
Согласно п. 3,4,5 ч.1 ст.14 ЖК РФ "к компетенции органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся: учет муниципального жилищного фонда; определение порядка предоставления жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда; предоставление в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда".
Согласно п.2 ч.2 ст.57 ЖК РФ "вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы".
Согласно ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в ред. Федеральных законов от 08.02.1998 N 17-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Как следует из материалов дела и установлено судом, П. .. .. .... года рождения, имел статус ребенка, оставшегося без попечения родителей в связи с тем, что его родители мать П.Н.Л. умерла .. .. ...., сведения об отце отсутствуют. После чего П.В.В. приобрел статус ребенка-сироты. На основании распоряжения администрации от .. .. .... .....-р он устроен в детское общественное учреждение на полное государственное обеспечение. Распоряжением администрации Кемеровского муниципального района от .. .. .... .....-р истец поставлен на учете нуждающихся в жилых помещениях в соответствии с Законом РФ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", по состоянию на .. .. .... номер очереди 6, закрепленного жилья не имеет, до настоящего времени с льготной очереди на получение жилого помещения не снят.
Статья 50 ЖК РФ определяет норму предоставления площади жилого помещения по договору социального найма. Как указано в части первой вышеприведенной статьи, нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма. Частью 2 ст.50 ЖК РФ предусмотрено, что норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.
Согласно п.9 ст.2 Закона Кемеровской области от 14.11.2005 года N 124-03 "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Кемеровской области в сфере образования и социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей " органы местного самоуправления наделяются отдельными государственными полномочиями, в частности по обеспечению жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Из п.3 ст.1 Закона Кемеровской области от 16.05.2006 г. N 67-03 "О дополнительных гарантиях жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" следует, что для обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях жилыми помещениями вне очереди необходимо наличие хотя бы одного из следующих обстоятельств: местом выявления и первичного устройства лица в семью или на воспитание в соответствующее учреждение или детский дом является Кемеровская область; местом регистрации рождения лица является Кемеровская область; последним местом жительства лица является территория Кемеровской области, если место его рождения находится за пределами территории Кемеровской области.
Согласно п. 2 ст.1 Закона Кемеровской области "О дополнительных гарантиях жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" жилое помещение предоставляется указанным лицам в случае принятия их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в порядке, установленном Законом Кемеровской области "О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма", с учетом особенностей, установленных ст.2 настоящего Закона.
Из приведенных норм закона следует, что П.В.В. имеет право на предоставление ему вне очереди по договору найма жилого помещения. При этом обязанность по предоставлению жилого помещения возложена законом на органы местного самоуправления. П.В.В. поставлен на учет на внеочередное получение жилья по категории дети-сироты. Местом жительства П.В.В. является ..., местом регистрации ...2 ... (л.д. 7).
С учетом установленных по делу обстоятельств, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, с которым судебная коллегия согласна, что жилое помещение должно быть предоставлено П.В.В. администрацией Кемеровского муниципального района ....
Доводы апелляционной жалобы о том, что предоставление жилья детям сиротам относятся к расходным обязательствам субъектов Российской федерации, не могут быть приняты во внимание, поскольку также являлись предметом исследования суда первой инстанции.
Согласно пункту 1 ст. 8 Федерального Закона от 21.12.1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей " дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов РФ и относятся к расходным обязательством субъектов РФ.
Согласно п.9 ст.2 Закона Кемеровской области от 14.11.2005 г. N 124-03 "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Кемеровской области в сфере образования и социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" органы местного самоуправления наделены полномочиями по обеспечению жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Указанные нормативные документы определили, что жилые помещения предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, органами местного самоуправления. При этом, органы местного самоуправления первоначально приобретают помещения в муниципальную собственность, а потом предоставляют данные жилые помещения детям-сиротам по договору социального найма.
Денежные средства на реализацию переданных государственных полномочий ежегодно предусматриваются в областном бюджете. При этом отношения по предоставлению субвенций между уровнями бюджетной системы, возникающие между органами местного самоуправления и органами государственной власти, регулируются нормами бюджетного законодательства и не влияют на реализацию прав граждан по предоставлению жилых помещений. Реализация прав на жилое помещение лиц, из числа детей, оставшихся без попечения родителей, не может быть поставлена в зависимость от взаимодействия бюджетов органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
Согласно статьи 3 п.3 Закона Кемеровской области "О дополнительных гарантиях жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" жилое помещение по договору социального найма должно предоставляться детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по месту постановки их на учёт (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью не менее нормы предоставления.
Доводы апелляционной жалобы об отсутствии финансирования и наличии очереди среди лиц, имеющих право на внеочередное предоставление жилья не имеют правового значения для разрешения спора, поскольку не могут ущемлять права истца, являлись предметом оценки суда первой инстанции.
Судебная коллегия полагает, что судом установлен круг обстоятельств, подлежащих установлению для рассмотрения и разрешения дела. Выводы суда соответствуют установленным обстоятельствам. Судом верно применены нормы материального права, не допущено нарушений процессуального права. Представленным доказательствам, в соответствие с ст.67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, дана надлежащая оценка, оснований для отмены решения суда по доводам жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст.347. 1ч.1,328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Кемеровского районного суда Кемеровской области от 15 июня 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Кемеровского муниципального района без удовлетворения.
Председательствующий : Зайцева Е.Н.
Судьи : Кандакова Л.Ю.
Латушкина Е.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.