Определение Красноярского краевого суда от 29 июня 2012 г.
(Извлечение)
Судья Красноярского краевого суда Астапов А.М., рассмотрев надзорную (кассационную) жалобу Чиликовой Л.А. на решение мирового судьи судебного участка N 44 в Козульском районе Красноярского края от "дата", апелляционное решение Козульского районного суда Красноярского края от "дата" по делу по иску МУП "Жилищно-коммунальный сервис" к Чиликовой Л.А. о взыскании задолженности по уплате за жилищно-коммунальные услуги,
УСТАНОВИЛ:
Решением мирового судьи судебного участка N 44 в Козульском районе Красноярского края от "дата" исковые требования МУП "Жилищно-коммунальный сервис" удовлетворены частично. С Чиликовой А.В. взыскана задолженность по уплате жилищно-коммунальной услуги в размере 23 657 рублей 63 копейки, госпошлина в размере 909 рублей 74 копейки.
Апелляционным решением Козульского районного суда Красноярского края от "дата" решение мирового судьи изменено, в пользу истца взыскана стоимость коммунальных услуг в размере 27 076 рублей 46 копеек, также взыскана госпошлина в размере 1 012 рублей 29 копеек.
В надзорной (кассационной) жалобе, поступившей в Красноярский краевой суд "дата", Чиликова Л.А. ставит вопрос об отмене указанных судебных актов.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона Российской Федерации "О внесении изменений в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации" от 9 декабря 2010 г. N 353-ФЗ (вступившего в законную силу 1 января 2012 года) надзорные жалобы, не рассмотренные на день вступления в силу настоящего Федерального закона, рассматриваются по правилам, действовавшим на день их подачи в суд соответствующей инстанции.
В связи с этим надзорные жалобы, поступившие после 1 января 2012 года, рассматриваются по правилам гл. 41 ГПК РФ "Производство в суде кассационной инстанции" (в редакции Федерального закона от 09.12.2010 N 353-ФЗ).
В соответствии со ст. 387 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Проверив материалы дела с учетом доводов надзорной (кассационной) жалобы, оснований для передачи жалобы для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции не нахожу.
Обращаясь в суд с требованием о взыскании задолженности по уплате жилищно-коммунальных услуг МУП "Жилищно-коммунальный сервис" мотивировало требования тем, что Чиликова Л.А. является нанимателем жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес", истцом в квартиру по указанному адресу предоставляются коммунальные услуги (отопление, холодное и горячее водоснабжение, водоотведение), которые ответчик оплачивает частично, в результате неполной оплаты жилищно-коммунальных услуг за период с апреля 2010 г. по апрель 2011 г. образовалась задолженность в размере 33137 рублей 65 копеек.
Частично удовлетворяя требования МУП "Жилищно-коммунальный сервис", суд первой инстанции пришел к выводу о том, что ответчик, проживая в квартире по адресу: "адрес" не оплачивает коммунальную услугу в виде поставки тепловой энергии, при этом судом было указано, что стоимость холодного водоснабжения не подлежит взысканию с ответчиков, ввиду некачественности предоставляемой услуги, в силу отказа во взыскании стоимости холодного водоснабжения также не подлежит удовлетворению требование о взыскании платы за водоотведение, также не подлежит удовлетворению требование о взыскании жилищной услуги, рассчитываемой на проживающего ФИО4, поскольку последний проживает в жилом помещении по адресу: "адрес"
С постановленным решением не согласился суд второй инстанции в части произведения расчетов, увеличив взыскиваемую сумму до 27076 рублей 46 копеек.
В соответствии со ст. 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у нанимателя жилого помещения по договору социального найма с момента заключения такого договора;
Согласно ст. 155 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, созданного в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с федеральным законом о таком кооперативе
Как следует из материалов жалобы, нанимателем квартиры по адресу: "адрес" является Чиликова Л.А. При наличии установленной законом обязанности по внесению оплаты жилищно-коммунальных услуг, ответчиком оплата производится в неполном объеме, что ей не отрицается.
Удовлетворяя требования МУП "Жилищно-коммунальный сервис", суд второй инстанции правомерно исходил из того, что истцом надлежащим образом оказываются услуги по предоставлению отопления, горячего водоснабжения и водоотведению, при этом стороной ответчика не оплачиваются. Доказательств оказания услуг ненадлежащим образом суду представлено не было.
В удовлетворении исковых требований о взыскании услуги по предоставлению холодного водоснабжения правомерно отказано, так как вода поставляется населению ненадлежащего качества, также правомерно снижен размер платы за услуги по водоотведению на 50 %.
Расчеты произведены судом второй инстанции на основании расчетных квитанций, содержащих сведения о размере начисленной стоимости коммунальных услуг и не вызывают сомнения у суда кассационной инстанции.
Довод надзорной (кассационной) жалобы о том, что истцом было нарушено требование ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в РФ", а также ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" являлся предметом исследования судом второй инстанции, при этом правомерно было указано, что в соответствии с положениями статей 157, 158 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации), за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации) в порядке, установленном федеральным законом.
Если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт- Петербурге - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации).
Решением Козульского совета депутатов N 54-383р от 25 февраля 2010г. "Об оплате жилья и коммунальных услуг в районе на 2010 год" приложение N 2 утверждены нормативы потребления населением коммунальных услуг в месяц, в том числе и центрального отопления.
Правительством РФ утверждены правила предоставления коммунальных услуг гражданам (Постановление от 23 мая 2006 г. N 307) (далее Правила). Расчет размера платы за коммунальные услуги приводится в приложении N2 Правил, где сказано, что при отсутствии в жилом доме или в помещении многоквартирного дома коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилом помещении определяется в следующем порядке: Р = S х N хТ, где: S - общая площадь жилого помещения ( кв.м ), N - норматив потребления тепловой энергии на отопление (Гкал./ кв.м.), Т - тариф на тепловую энергию, установленный в соответствии с законодательством РФ. (руб./Гкал.).
В соответствии с Федеральным Законом от 14.04.1995г. N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации, постановлением Правительства РФ от 26.02.2004 г. N 169 "О ценообразовании" в отношении тепловой энергии в РФ, приказом Региональной энергетической комиссии Красноярского края N 3-п от 05.02.2010г. для МУП "ЖКС" на 2010 год утвержден и установлен тариф на тепловую энергию в размере 1597 рублей 33 копейки без учета НДС 18%.
В газете "Авангард" N10 (7415) от 6 марта 2010 года Решение об оплате жилья и коммунальных услуг в районе на 2010 опубликовано.
В газете Красноярский рабочий N 30 от 19.02.2010 опубликован Приказ РЭК N3-г от 05.02.2010 "Об установлении тарифов на тепловую энергию" для МУП "Жилищно-коммунальный сервис".
В соответствии с абзацем 4 статьи 2 Федерального закона N 41-ФЗ от 14.04.1995 г. "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации", органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов устанавливают тарифы на электрическую и тепловую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, в том числе населению.
В соответствии с абзацем 4 статьи 4 Федерального закона N 41-ФЗ от 14.04.1995 г "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации", предусмотрена обязанность опубликования раскрываемой информации в официальных средствах массовой информации, в которых в соответствии с федеральными законами и законами субъектов российской Федерации публикуются официальные материалы органов государственной власти.
В пункте 20 Постановления Правительства РФ от 26.02.2004 N 109 сказано: "регулирующие органы"- Федеральная служба по тарифам и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов.
Таким регулирующим органом - на территории Красноярского края является Региональная энергетическая комиссия, которая утверждена Постановлением Правительства Красноярского края от 8 декабря 2008 г. N 216-п (в ред. Постановлений Правительства Красноярского края от 30.03.2010 N 139-п, от 05.05.2010 N 228-п), в соответствии с п 1.1 которого "1.1. Региональная энергетическая комиссия Красноярского края (далее - Комиссия) является органом исполнительной власти Красноярского края (далее - край), который на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, Устава края, законов края, правовых актов Губернатора края и Правительства края, а также правовых актов министерства промышленности и энергетики края осуществляет: нормативное правовое регулирование в сфере электроэнергетики в части государственного регулирования цен (тарифов); государственный контроль в сфере электроэнергетики".
В соответствии с пп. а пункта 3 Постановления Правительства РФ от 30.12.2009 N1140 "Об утверждении стандартов раскрытия информации организациями коммунального комплекса и субъектами естественных монополий, осуществляющими деятельность в сфере оказания услуг по передаче тепловой энергии", регулируемыми организациями информация раскрывается путем: А) опубликования в печатных средствах массовой информации, в которых в соответствии с законами субъектов РФ публикуются официальные материалы органов государственной власти, и (или) печатных изданиях, в которых публикуются акты органов местного самоуправления, распространяемых в субъектах РФ, на территории которых регулируемые организации осуществляют свою деятельность.
Таким образом, тарифы на коммунальные услуги для МУП "Жилкомсервис" утверждены в соответствии с действующим законодательством РФ, опубликованы и подлежат применению.
Довод надзорной (кассационной) жалобы о том, стороной истца не может быть применена 18% надбавка в виде НДС также являлся предметом исследования нижестоящих судов, при этом было правомерно указано на то, что в соответствии со ст. 168 Налогового кодекса РФ при реализации товаров (работ, услуг) населению по розничным ценам (тарифам) продавец обязан включать в данную цену соответствующую сумму налога (НДС) без выделения суммы налога.
Анализ ст.143, ст.146, п.п. 29 п.3 ст.149, п.2 ст.170 Налогового кодекса Российской Федерации, в совокупности с положениями ст.154, ст.155, п.2 ст.161 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также ст. 2 Федерального закона от 30 декабря 2004 г. N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" и нормами п. 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам" позволяет сделать вывод о том, что в соответствующие цены и тарифы обоснованно включен налог на добавленную стоимость.
Коммунальные услуги, предоставляемые управляющими организациями, товариществами собственников жилья, жилищно-строительными, жилищными или иными специализированными потребительскими кооперативами, созданными в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье и отвечающими за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых предоставляются коммунальные услуги освобождаются от налогообложения налогом на добавленную стоимость при условии, если данные коммунальные услуги приобретаются ими у юридических лиц, указанных в пункте 1 статьи 2 Федерального закона от 30 декабря 2004 г. N 210-ФЗ, а также поставщиков электрической энергии газоснабжающих организаций.
От налогообложения налогом на добавленную стоимость освобождается предоставление коммунальных услуг управляющими организациями и ТСЖ по стоимости, соответствующей стоимости приобретения этих коммунальных услуг, в том числе с учетом налога на добавленную стоимость, у организаций коммунального комплекса, поставщиков электрической энергии и газоснабжающих организаций.
В соответствии с нормами ст. 149 Налогового кодекса Российской Федерации при предоставлении коммунальных услуг населению действующее налоговое законодательство содержит положения обязывающие организации включать налог на добавленную стоимость в стоимость реализации.
Также было указано на то, что истец оплачивает налог на добавленную стоимость, что подтверждается копией налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость.
Анализ кассационной жалобы показал, что иные ее доводы направлены на переоценку установленных судами обстоятельств и исследованных доказательств.
Однако выраженное несогласие с выводами суда в части оценки обстоятельств и доказательств по делу в соответствии со ст. 387 ГПК РФ не может являться основанием для пересмотра в кассационном порядке вступивших в законную силу судебных постановлений, поскольку отмена или изменение судебного постановления в кассационном порядке возможна лишь в случае допущения судебными инстанциями существенных (фундаментальных) нарушений норм материального или процессуального права, имевших место в ходе предшествующего разбирательства и повлиявших на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита существенно нарушенных прав, свобод и законных интересов.
Таких нарушений нижестоящими судами допущено не было.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 381 и 383 ГПК РФ, судья
ОПРЕДЕЛИЛ:
В передаче надзорной (кассационной) жалобы Чиликовой Людмилы Александровны
для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции отказать.
Судья А.М. Астапов
Копия верна:
Судья Красноярского
краевого суда А.М. Астапов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.