Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:
председательствующего: Баимовой И.А.
судей: Гареевой Е.Б., Тихоновой Т.В.
при секретаре: Попович И.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Баимовой И.А.
гражданское дело по иску Волковой ФИО10 к УСЗН администрации Большеулуйского района о признании незаконным отказа в предоставлении мер социальной поддержки и взыскании невыплаченных денежных сумм,
по апелляционной жалобе Министерства финансов Красноярского края
на решение Большеулуйского районного суда Красноярского края от 14 июня 2012 года, которым постановлено:
"Исковое заявление Волковой М.Н. к УСЗН администрации Большеулуйского района удовлетворить частично.
Взыскать в пользу Волковой ФИО11 с УСЗН администрации Большеулуйского района денежную сумму 24 604 руб.21коп. в виде разницы между полученной льготой по оплате, предоставленной субсидии как ветерану труда, и льготой как педагогу-пенсионеру, проживающему в сельской местности, на приобретение и доставку твердого топлива, а также возврат государственной пошлины - 200 руб., а всего, взыскать 24 804 руб.21 коп."
Заслушав докладчика и Волкову М.Н., судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
Волкова М.Н. обратилась в суд с (уточненным) иском к УСЗН администрации Большеулуйского района о признании незаконным отказа в предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилой площади с отоплением и освещением как педагогу-пенсионеру, обязании ответчика предоставить указанные меры социальной поддержки за период с 01.01.2009г. по 31.12.2009г., с 01.01.2010г. по 31.12.2010г., с 01.01.2011г. по 31.12.2011г., взыскании невыплаченной суммы 23 829 руб.5бкоп. в виде разницы между полученной льготой по оплате, предоставленной ей как ветерану труда и льготой, как педагогу-пенсионеру, проживающему в сельской местности.
Свои требования мотивировала тем, что является вышедшим на пенсию педагогическим работником образовательного учреждения, расположенного в сельской местности, проживает в доме с печным отоплением. Ее стаж работы в сельском образовательном учреждении составил 33 года.
При обращении в УСЗН администрации Большеулуйского района с заявлением о предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилой площади с отоплением и освещением как педагогу-пенсионеру с приложением всех необходимых документов, ей было отказано. В период с 01.01.2009г. по 31.12.2011г. истице предоставлялась льгота за твердое топливо с доставкой, как ветерану труда в сумме 6128 руб.56 коп. Пользование данной льготой было выбрано в связи с разъяснениями специалистами УСЗН о том, что меры социальной поддержки педагогам-пенсионерам не предоставляются.
Определением Большеулуйского районного суда Красноярского края от 27 апреля 2012 года к участию в деле в качестве третьих лиц на стороне ответчика привлечены Министерство финансов Российской Федерации, Министерство финансов Красноярского края, администрация Большеулуйского района.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе Министерство финансов Красноярского края просит отменить решение суда как незаконное, ссылаясь на отсутствие, согласно краевому законодательству до 01.01.2012г. у педагогов пенсионеров права на бесплатное пользование жильем с отоплением и освещением, в связи с чем, предоставление до указанной даты спорной льготы за счет средств краевого бюджета не соответствует действующему законодательству.
Проверив материалы дела и решение суда в пределах доводов апелляционной жалобы, согласно ч.1 ст. 327.1 ГПК РФ, выслушав истицу, полностью согласную с решением суда, обсудив доводы апелляционной жалобы третьего лица, судебная коллегия не находит оснований к отмене судебного решения.
Статьей 39 Конституции Российской Федерации регламентировано, что каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Право педагогических работников образовательных учреждений, проживающих в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением предусмотрено федеральным законодательством (ст. 55 Закона РФ от 10.07.1992 N3266-1 "Об образовании").
Предоставление мер социальной поддержки пенсионерам - бывшим педагогическим работникам, проживающим в сельской местности, было урегулировано Постановлением Совета Министров СССР от 04 мая 1971 года N255 "О некоторых мероприятиях по укреплению учебно-материальной базы общеобразовательных школ в сельской местности", согласно которому в целях улучшения жилищно-бытовых условий учителей общеобразовательных школ в сельской местности за вышедшими на пенсию педагогическими работниками общеобразовательных школ всех типов и за проживающими с ними членами семей сохраняется право на бесплатные квартиры с отоплением и освещением, если общий стаж работы каждого из таких работников в школах сельской местности составляет не менее 10 лет. Данное право было подтверждено Постановлениями ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 24 мая 1982 года N437, от 24 января 1985 года N85 и другими нормативными правовыми актами государственных органов СССР.
Положения указанных актов, касающиеся предоставления жилищно-коммунальных льгот педагогическим работникам в сельской местности, вышедшим на пенсию, сохраняли свое действие и применялись и после принятия Закона Российской Федерации "Об образовании" от 10 июля 1992 года N3266-1.
Данная мера социальной поддержки, гарантированная государством, существующая в Законе РФ "Об образовании", способствует закреплению специалистов в данной местности и означает не что иное, как полное освобождение от каких-либо обязанностей по оплате за жилье и коммунальные услуги.
Принимая во внимание изложенное, учитывая, что поскольку порядок предоставления мер социальной поддержки педагогических работников образовательных учреждений в сельской местности, проработавших более 10 лет, вышедших на пенсию, не был разработан и принят (в том числе в Красноярском крае до 01.01.2012г.), при этом имеющееся у данной категории право на бесплатное пользование жилым помещением с отоплением и освещением не отменено, а в соответствии со ст. 3 Федерального закона от 29.12.2010 N439-ФЗ "О внесении изменений в статьи 52.2 и 55 Закона Российской Федерации "Об образовании", нормативные правовые акты Российской Федерации, нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, принимаемые во исполнение абзаца третьего пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года N 3266-I "Об образовании" (в редакции настоящего Федерального закона), не могут снижать объем мер социальной поддержки, предоставляемых педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на день вступления в силу настоящего Федерального закона, суд первой инстанции обоснованно указал на необходимость применения к данной категории лиц того же порядка предоставления мер социальной поддержки, что установлен для работающих пенсионеров.
В соответствии с Законом Красноярского края от 07.02.2008 г. N 4-1256, вступившим в законную силу 09.03.2008 г., с указанной даты педагогическим работникам образовательных учреждений в сельской местности, в том числе и пенсионерам-педагогам, льготы по отоплению (теплоснабжению) и освещению предоставлялись в натуральной форме, в виде бесплатной услуги.
Порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением бесплатной жилой площади с отоплением и освещением педагогическим работникам образовательных учреждений в сельской местности, утвержденного Постановлением Правительства Красноярского края от 19.06.2009 г. N318-П, а также Закон Красноярского края от 07.02.2008 г. N 4-1256 "О размере, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением бесплатной жилой площади с отоплением и освещением педагогическим работникам образовательных учреждений в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа)" предусматривал возмещение расходов, связанных с предоставлением меры социальной поддержки по предоставлению бесплатной жилой площади с отоплением и освещением педагогическим работникам, министерством жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края?.юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, оказывающим услуги отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), размер возмещения расходов определяется исходя из предельной розничной цены на твердое топливо, реализуемое гражданам и нормы отпуска твердого топлива населению, рассчитанной в соответствии с действующим законодательством.
В соответствии с Законом Красноярского края от 04 декабря 2008 N 7-2558 "О краевом бюджете на 2009 год" бюджетам муниципальных образований края в 2009 году были предоставлены субсидии на финансирование (возмещение) расходов по осуществлению единовременных компенсационных выплат педагогическим работникам краевых государственных и муниципальных образовательных учреждений, работающим и проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), для которых указанные учреждения являются основным местом работы, на приобретение и доставку твердого топлива при наличии печного отопления по нормам отпуска твердого топлива населения, установленным органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Красноярского края в пределах общей площади жилого помещения и стоимости твердого топлива, установленной Постановлением Правительства Красноярского края от 17 марта 2009 года N 117-п.
Законом Красноярского края от 10.06.2010 N10-4691 "О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилой площади с отоплением и освещением педагогическим работникам краевых государственных и муниципальных образовательных учреждений в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа)" установлен новый порядок реализации права педагогическим работникам образовательных учреждений в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), путем предоставления денежных выплат органом местного самоуправления ежемесячно с перечислением на счет педагогических работников в российских кредитных организациях или через отделения федеральной почтовой связи. Данным законом также были предусмотрены в 2010 и 2011 годах субсидии на приобретение и доставку твердого топлива при наличии печного отопления по нормам отпуска твердого топлива населения, установленным органами местного самоуправления. В Большеулуйском районе исполнение указанных полномочий от имени муниципального образования возложено на УСЗН Большеулуйского района.
Статья 2 названного Закона Красноярского края не предусматривала в качестве лиц, на которых он распространяется, педагогов, вышедших на пенсию и проживающих в сельской местности. Изменения относительно категории лиц, на которых он распространяется, были внесены Законом Красноярского края N 13-6597 от 01.12.2011 года, вступившим в силу с 1 января 2012 года.
Таким образом, суд первой инстанции с учетом указанных выше норм права, пришел к правильному выводу о том, что обязанность по предоставлению истице в период 2009-2011 г.г. меры социальной поддержки по оплате отопления и освещения жилого помещения в виде компенсационной выплаты на приобретение и доставку твердого топлива в силу закона возложена на УСЗН Большеулуйского района.
Материалами дела подтверждено, что Волкова М.Н. в период с 1966г. по 2005г. работала педагогом в сельской местности, в 1992г. ей была назначена пенсия по возрасту, после чего истица продолжила работать учителем начальных классов в Сосновоборской начальной школе в Большеулуйском районе Красноярского края, затем педагогом дополнительного образования в муниципальном образовательном учреждении дополнительного образования "Дом детского творчества" в Большеулуйском районе Красноярского края. С 1996г. Волкова М.Н. проживает в п. Сосновый бор Большулуйского района "адрес" в доме с печным отоплением.
А поскольку в спорный период ответчик, наделенный полномочиями по предоставлению спорных денежных выплат не осуществлял компенсационные выплаты на приобретение и доставку твердого топлива Волковой М.Н., суд правомерно взыскал в пользу истицы 24 604 руб. 21 коп. - разницу между причитающейся ей как педагогу-пенсионеру суммой такой компенсации за 2009г.- 2011г., исходя из общей площади занимаемого жилого помещения- 54,7 кв.м.( 29952 руб. 85 коп.) и выплаченной по иному правовому основанию суммой ( 5364 руб. 64 коп.).
Подлежащая взысканию денежная сумма судом определена исходя из расчета, произведенного УСЗН Большеулуйского района с учетом положений Постановления Правительства Красноярского края от 17 марта 2009 года N 117-п, стоимости топлива и его доставки для Большеулуйского района на 2009-2011г.г., утвержденных Постановлениями Правительства края, ее размер подтвержден имеющимися в деле документами о выплате Волковой М.Н. как ветерану труда мер социальной поддержки на приобретение твердого топлива с доставкой в денежной форме.
Приведенные в решении суда расчеты и размер взысканной суммы не оспариваются сторонами и другими участниками процесса, а также в апелляционной жалобе Министерства финансов Красноярского.
Доводы ответчика жалобы о реализации истицей своего права на получение мер социальной поддержки по иным основаниям, правомерно не были приняты во внимание судом первой инстанции, поскольку из материалов дела следует, что Волкова М.Н. обращалась в 2010году в УСЗН администрации Большеулуйского района с заявлением о предоставлении мер социальной поддержки как педагогу-пенсионеру, проживающему в сельской местности, однако ее заявление не было принято. При обращении в 2012г. с заявлением о предоставлении указанных мер, в том числе за 2009-21011г.г., ответчик отказал в возмещении денежных сумм за период до 2012года со ссылкой на отсутствие права.
При таких обстоятельствах, суд пришел к обоснованному выводу о том, что истица вынужденно избрала для себя основанием мер социальной поддержки статус ветерана труда, поскольку иного ей не предлагалось, право выбора не разъяснялось, в предоставлении льгот как педагогу-пенсионеру было отказано.
Судебная коллегия не находит оснований для иной оценки обстоятельств дела, учитывая, что сумма денежной компенсации, предоставленная истице как ветерану труда исключена при взыскании недополученной истицей спорной денежной компенсации.
Доводы апелляционной жалобы Министерства финансов Красноярского края фактически сводятся к переоценке выводов суда, основаны на ошибочном толковании норм материального права, а потому не могут служить основанием для отмены правильного по существу решения суда.
Процессуальных нарушений, влекущих отмену решения, судом первой инстанции не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Большеулуйского районного суда Красноярского края от 14 июня 2012 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства финансов Красноярского края- без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.